Для родителей

Елена Анатольевна Якимчук

 

Работа  музыкального руководителя с родителями воспитанников ДОУ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Театральная деятельность в детском саду"

Консультация для родителей


       Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

      Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

     Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».
Б.М.Теплов


Содержание театрализованных занятий

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

         Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
         Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
         Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
         Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;


Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.

Построение среды для театрализованной деятельности.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.


         Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
         Особенности его эмоционально-личностного развития;
         Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
         Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
         Возрастные и полоролевые особенности;

Театр и родители?!

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

© 2012 Детский сад №7 "Улыбка"

< 



Предварительный просмотр:

Работа с родителями подготовительной группы

Сентябрь

Октябрь

1 неделя

Беседа об одежде детей на музыкальных занятиях.

1 неделя

Подготовить консультацию на стенд «Пойте вместе с ребенком».

2 неделя

Консультация с отдельными родителями «Учите детей слушать музыку».

2 неделя

Демонстрация детских музыкальных инструментов и советы по приобретению их для детей.

3 неделя

Беседа о музыкальных способностях их детей (1 подгруппа родителей).

3 неделя

Консультация «Воспитательное значение народной песни».

4 неделя

Беседа о музыкальных способностях их детей (2 подгруппа родителей).

4 неделя

Осенний праздник.

Ноябрь

Декабрь

1 неделя

Участие в родительском собрании группы.

1 неделя

Консультация «Как организовать Новогодний праздник дома».

2 неделя

День открытых дверей.

2 неделя

Беседа об одежде детей на новогоднем празднике.

3 неделя

Ознакомление со статьями из журнала «Музыкальный руководитель».

3 неделя

Беседа о необходимости слушании современных детских песен.

4 неделя

Беседа о необходимости посещения детских театральных мероприятий

4 неделя

Новогодний праздник.

Январь

Февраль

1 неделя

1 неделя

Участие в родительском собрании группы.

2 неделя

2 неделя

Советы по созданию детской фонотеки дома.

3 неделя

Пригласить родителей на праздник «Прощание с елкой».

3 неделя

Народный праздник «Масленица».

4 неделя

Рекомендации по слушанию современной музыки в повседневной жизни

4 неделя

Вечер развлечений ко Дню Защитника Отечества.

Март

Апрель

1 неделя

Утренник ко дню 8 Марта.

1 неделя

День открытых дверей.

2 неделя

Беседа «Как организовать день рождения ребенка дома».

2 неделя

Консультация «Правила поведения на детском празднике в ДОУ».

3 неделя

Обзор детского репертуара в театрах

3 неделя

Рекомендации по слушанию современной музыки.

4 неделя

Участие в родительском собрании группы.

4 неделя

Май

1 неделя

Советы по продолжению занятий музыкой в школе (подгруппа).

2 неделя

Беседа о проведении выпускного праздника.



Предварительный просмотр:

От природы музыкален каждый

    Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего детства. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно -  сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.  

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Ведь задатки к музыкальной деятельности (то есть физиологические особенности строения организма, например, голосового аппарата или органа слуха) имеются у каждого. И если для музыкального развития ребенка с самого его рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, Она позволила слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.

Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:

  1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будут невосполнимо.

  1. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего ребенка нет настроения, что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

  1. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Постарайтесь запомнить главное: чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.



Предварительный просмотр:

Воздействие музыки на духовный мир человека

Другая особенность музыки – объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними.

Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определённый отклик в душе другого.  

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Музыка, по выражению Д. Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, своё отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый человек по своему проявляет интерес и увлечение музыкой., отдаёт предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Как учатся писать, читать, рисовать, считать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот прекрасный своеобразный язык.

Ещё одна интересная особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредоточится, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания.

Пусть в вашем доме звучит классическая музыка, которая своими волшебными звуками может исцелять, развить умственные, интеллектуальные способности, скоординировать психологическое состояние, подарить радость.



Предварительный просмотр:

Правила поведения родителей на детском

празднике

Добро пожаловать на детский праздник к нам!

И с правилами ознакомиться мы предлагаем вам. Мы в музыкальном зале рады видеть всех,

Всегда звучат здесь песни, детский смех.

И чтобы праздник был спокойней, веселей,

Не надо брать с собой грудных детей.

Устанут, будут плакать, и кричать,

Нехорошо артистов огорчать.

В день праздника вы постарайтесь раньше встать. Чтобы на утренник в детсад не опоздать.

Чтоб ваша дочка или ваш сынок Костюм надеть спокойно смог.

А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,

И обязательно весь праздник наш снимите.

А что же можно? Спросите вы нас!

Мы очень просим, дорогие, вас Аплодисментами поддерживать детей,

Чтобы артисты стали посмелей.

А если уж пришлось вам опоздать То постарайтесь никому не помешать.

Вы между номерами паузу дождитесь Пройдите в зал и у дверей садитесь.

И не забудьте снять пальто и шапки.

Снимите сапоги, наденьте тапки,

А лучше туфли на высоких каблуках.

Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»

Ещё хотим, друзья вам предложить Свои таланты в зале проявить.

Читать стихи, петь песни, танцевать,

Шутить, на сцене роль сыграть,

Танцуйте, пойте, веселитесь с нами И знайте, ждем всегда мы Встреч приятных с вами!



Предварительный просмотр:

Домашний концерт

 Однако выбор музыки - только полдела. Поначалу музыке суждено оставаться в жизни малыша только фоном, на который почти не обращают внимания. Взрослые часто уже не помнят особенностей детского восприятия музыки, которое состоит в том, что совсем маленькие дети музыку как бы не слышат - они не реагируют на нее, спокойно занимаясь своими делами: играют, рисуют… Конечно, даже такое пассивное слушание откладывается в подсознании. Однако ребенку можно помочь "услышать" музыку, чтобы ее восприятие было более осмысленным и доставляло осознанное удовольствие. Самый простой прием: предложить малышу потанцевать или помаршировать под ритмичную музыку, вместе или в компании с игрушкой - а может быть, посмотреть, как танцует мама. Другой испытанный способ заинтересовать - игра "На что это похоже?", когда ребенок попробует угадать, что он слышит в музыке: шелест дождя, пение птиц, походку разных животных… Для этой игры очень подходят такие программные произведения, как "Времена года" - и Чайковского, и Вивальди. Пьесы, не имеющие явного сюжета, по-своему хороши тем, что со временем ребенок сможет придумать к ним любую историю с самыми удивительными приключениями - и даже нарисовать к ней картинку. Любимая музыка может стать изысканным обрамлением дня. Однажды выбранные красивые мелодии могут служить приглашением к столу, дневной и вечерней колыбельными, фоном для занятий, например, рисованием - достаточно короткого узнаваемого фрагмента. Кстати, важно не "перегрузить" малыша музыкой, не утомить - музыка должна доставлять удовольствие, а не превращаться в докучливый шум. Постепенно ребенок привыкает к жизни под музыку - причем под очень хорошую музыку. Он начинает различать оттенки и красоту мелодий. Его мир становится богаче, а чувства - тоньше. Со временем, лет с трех, он сможет слушать музыку уже без дополнительных игр и уловок - "давай потанцуем", "на что это похоже"… Многие малыши к этому времени осваивают кнопочки музыкального центра и сами начинают ставить себе диски. Однажды, когда ребенок сможет с удовольствием слушать музыку больше получаса, можно будет устроить красивый домашний концерт: отложить все дела, нарядно одеться, погасить верхний свет, зажечь свечи и всей семьей молча послушать какое-нибудь классическое произведение, удобно устроившись в креслах. Самые "продвинутые" маленькие любители музыки лет в пять-шесть впервые попадают на концерты. Правда, многим приятнее слушать музыку дома: в конце концов, где, как не дома, можно вскочить с места и потанцевать под мелодию, захватившую тебя? Разумеется, было бы очень здорово, если бы в доме иногда звучала живая музыка, то есть кто-то из взрослых играл хотя бы простенькие мелодии на фортепиано, гитаре, аккордеоне, скрипке или флейте. Некоторые, самые простые музыкальные инструменты, может освоить и малыш: тамбурин, металлофон, дудочку. Это стоит сделать, несмотря даже на то, что самые простые инструменты, такие, как, например, треугольник, вообще не издают звуков музыки - они лишь производят звуки. Но звуки красивые, и умение слышать их красоту - тоже признак настоящей культуры. Ведь мир полон волшебных звуков. нужно только услышать их. Кстати, один из самых загадочных и чудесных звуков можно воспроизвести с помощью очень простых предметов: гитары и горсти сухой рисовой крупы. Если медленно высыпать горсть риса на струны лежащей гитары, она издаст тихий и совершенно сказочный шелестящий звон. Ребенку обязательно понравится.



Предварительный просмотр:

Домашний театр

Как сделать так, чтобы общение с ребенком было не только не в тягость, но и в радость для всех? Один из самых приятных и проверенных способов - домашний театр. Рождество, Новый Год и снова Рождество - чем не повод испробовать свои силы в этой игре? Подготовку начните уже сейчас. Ей-богу, не пожалеете: успех гарантирован!

Удовольствие начинается задолго до спектакля. Потому что процесс подготовки включает в себя много такого, что можно делать вместе с ребенком. Сначала вы пишете пьесу, потом разучиваете роли, потом репетируете, потом изготавливаете декорации, костюмы или кукол. Будьте уверены, эти вечера запомнятся ребенку на всю жизнь и будут ассоциироваться с чем-то вроде уютного абажура над круглым столом, когда за окном мороз и темень...

Спектакли могут быть разными: актерскими и кукольными - предпочтения зависят от ваших рукодельных возможностей и, конечно, от вашего свободного времени. В этот раз мы предлагаем заняться кукольными представлениями. Ведь куклы - лучшие актеры на свете. Они никогда не переигрывают, не фальшивят, не бывают в дурном настроении или не в форме. Их юмор - бесхитростный, а персонажи однозначны: принцесса обязательно красивая и добрая, хоть и капризная, а волк - злой, с алчно горящими глазами, даже когда притворяется бабушкой.

Петрушка, Каспер и другие.

Для спектакля можно придумать что-то свое, но можно использовать и готовый сценарий. Ну, например, в Германии и Швеции очень популярен "театр Каспера". У него многовековая история, а его главный герой, вероятно, произошел от итальянского Пульчинеллы. В английской фольклорной традиции тоже есть похожий персонаж, зовут его Панч, а в России он известен как Петрушка, он же Петр Иванович Уксусов. (В вашем спектакле он вполне может быть и добрым маленьким привидением Каспером.)

Озорник и плут Каспер - герой без возраста. Он весел, великодушен и постоянно что-то затевает. Ему здорово достается за его озорство, но разумнее и мудрее он от этого не становится. Каспер не умеет считать и часто все путает, плохо понимает цену деньгам, бывает хвастлив и болтлив, а иногда вдруг становится стеснительным и робким. Главное же - он никогда никого не поучает.

Дети сразу признают в Каспере своего товарища и единомышленника. С его помощью легче вразумить шалуна или приободрить заболевшего малыша. Стоит лишь Касперу подойти к кроватке и незатейливо пошутить, как от детских огорчений не остается и следа.

Другие участники театра - не столько оригинальные личности, сколько типажи, олицетворяющие различные человеческие качества: доброту, благородство, глупость, жадность...

Реквизит.

На роль ширмы подойдет одеяло, растянутое в дверном проеме или в углу комнаты. Можно сделать занавес, подвесив в дверном проеме две гардины, которые будут разводиться в стороны перед началом представления. В декорациях нет необходимости: театр Каспера предельно прост, и реализм декораций будет лишь мешать его восприятию. В качестве задника лучше всего использовать простую драпировочную ткань, на фоне которой будут появляться персонажи. И не бойтесь разочаровать детей: фантазия поможет им домыслить то, чего они не увидят на сцене. В этом отношении наши отпрыски мало отличаются от своих сверстников прошедших веков.

Куклы.

Конечно, интереснее сделать их своими руками, но имейте в виду, что лица самодельных положительных героев, например принцессы или короля, часто выходят не такими красивыми, как хотелось бы. Гораздо лучше удаются злые и смешные персонажи - разбойник, ведьма и т. д. Кукла, с которой снимается одежда, может исполнять несколько ролей: булочник легко превращается в лекаря, волшебник - в принца и т. д. Здесь годятся любимые игрушки (для положительных персонажей), папины носовые платки (для проходных) и носки (для отрицательных). Творческое удовлетворение наступает как раз от того, что оптимальное решение находится в результате долгих исканий. Именно поэтому мы не даем технологических советов.

Домашний театр. Сценарий спектакля

Интереснее всего готовить спектакль, если вы на праздники ждете гостей.

Актеры размещаются за ширмой. Персонажи выходят к зрителям сбоку или из глубины сцены. Злой волшебник, ведьма могут появляться снизу. Если кукла должна спать на сцене, ее поворачивают спиной к публике, поскольку она не умеет закрывать глаза.

Позаботьтесь о том, чтобы все необходимое было у вас под рукой, иначе в спектакле возникнут паузы. Вам поможет фартук с большими карманами, где перед началом представления можно разложить кукол в определенном порядке, чтобы быстро доставать их по ходу действия. Различные предметы, задействованные в спектакле, например, цветы, приколите булавками к внутренней стороне ширмы, тогда вы их точно не потеряете.

Спектакль вполне под силу сыграть одному человеку. Правда, в этом случае исполнителю придется часто менять голоса и регистры, говоря за всех героев - от немного писклявой принцессы до басовитого короля. А это нешуточная нагрузка на связки. Лучше всего играть вдвоем. В этом случае за ширмой должно быть достаточно просторно, чтобы исполнители могли свободно двигаться. Постарайтесь распределить роли так, чтобы две куклы, занятые в одной мизансцене, находились в руках одного актера: тогда их движения будут более скоординированными.

Малышам 4-5 лет можно поручить короткие роли, чтобы они почувствовали, каково это - быть актерами кукольного театра. Дети постарше с удовольствием будут играть наравне со взрослыми.