Учебное занятие по литературному чтению в 4 классе «В мире сказок…»

Рыбалкина Алла Александровна

Цели: Обобщить знания учащихся о сказках А.С. Пушкина.

1. Учить выделять главное, значимое.

2. Развивать речь, память, мышление, воображение.

3. Учить анализировать.

4. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы и прививать любовь к поэзии.

Задачи урока:

- расширение представления детей о жизни и творчестве  А.С.Пушкина.

-воспитание культуры восприятия произведений искусства, художественной литературы, обогащения  мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём;

- развитие разнообразных речевых умений школьников;

- воспитание навыков культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощи;

- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся

Оборудование к уроку:

- портрет А.С.Пушкина;

- выставка книг писателя;

- компьютерная презентация урока в виде слайдов «Наш Пушкин»;

- компьютер, проектор, экран;

- модель сказочного дуба на доске;

- карточки с образами персонажей поэмы (кот, русалка, избушка на курьих ножках, леший);

- памятка «3 не»;

- конверты №1, №2,№3 с заданиями;

- карточки с изображением желудей (зеленые и коричневые);

- наручные часы (4 шт.);

-  текст отрывков из сказок для театра экспромта.

Для детей:

- альбом;

- фломастеры;

- ножницы;

- клей;

Современные технологии:

- игровые технологии;

- технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;

- технологии уровневой дифференциации;

- информационно-компьютерные технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

1. Вступительное слово.

Настроение у нас – отличное, 
А улыбки – дело привычное, 
Пожелаем друг другу добра, 
Ведь урок начинать нам пора!

 (Учитель рукой показывает, что можно сесть)                              

 2. Подготовительная работа.

- Здравствуйте.

Вы будете работать в группах.

- Мы с вами разделимся на 4 группы по 4 участника.

 - Подойдите к моему столу, выберите себе фрагмент картинки (карточки с образами персонажей поэмы «Руслан и Людмила»: кот, русалка, избушка на курьих ножках, леший) и соберите ее, согласно нарисованному рисунку, собирайтесь в группы и рассаживайтесь за столы.

1 группа – кот                          3 группа - избушка на курьих ножках

2 группа – русалка                  4 группа - леший

- Кому не хватило картинки, для вас жребий. Какое слово выбрали в той группе и работаете.

- Для работы в группе существуют определенные правила:

Вывешивается памятка «3 НЕ:

-  НЕ перебивай!

- НЕ критикуй!

- НЕ спеши!

Распределение ролей.

 Капитан - защищает проект     (самый высокий).

Секретарь – записывает идеи и предложения   (самый низкий).

Хронометрист  – следит за временем (с часами).

Оформитель  – руководит оформлением работы  (тот, кто лучше рисует).

А все остальные являются активными участниками группы.

3. Минутка релаксации.

Каждый  человек  должен  быть  уверен  в  своих  силах  и  возможностях  с  детства.  Это  поможет  ему  быть  доброжелательным,  радостным. Я предлагаю вам настроиться на работу.

Слушая музыку выполняйте мои указания.

(Учитель включает музыку)
Слова учителя.
- Звучит музыка, дети стоят, вытянув руки как бы держа цветок.

- Представьте, на ваших ладонях лежит цветок Добра.

-  Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, тело, душу.  

- Вас обвевает ласковый ветерок, будит воображение, придает бодрость, заряжает энергией.

-Чувствуете, как добро входит в вас.

- Вот с таким настроением мы и начнём наш урок литературного чтения                                               ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ.

- Капитаны подойдите к дереву и возьмите по одной бабочке – это первое задание.

 Каждая группа получает один деформированный текст.

4. Работа в группах.

а) - Прочитать и вставить, пропавшие слова.

Время, отведённое на ответы – 1 минута.

 

1. У Лукоморья ________  зелёный.

_________  цепь на  _______ том,

 И днём,  и__________ кот ________

Всё ходит по ___________________.

 

2. Идёт направо - ________________,

Налево - ______________________.

Там ________: там ________бродит,

_________  на ветвях сидит;

 

3.Там на неведомых ____________                   

Следы _____________ зверей;

_____________ там на  _________ ножках
_____________ без ________ , без_________ ;


4.Там  ________ и дол  видений полны;

Там о ________  прихлынут ________
На  брег песчаный и  ________,
И ________витязей ________
Чредой из вод________  ясных,
 

б). Чтение всего текста. 
- Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем весь отрывок. И, когда речь доходит до героя стихотворения, капитан прикрепляет картинку на сказочный дуб.

(Плакат с изображением дуба прикреплен к доске)

Чтение с места. Остальные слушают внимательно. (4 учащихся по цепочке читают весь текст).

- Откуда эти строки? Кто их автор? (из поэмы «Руслан и Людмила», автор А. С. Пушкин)

/вывешивается портрет А.С. Пушкина/

ЗАДАНИЕ №2

- Капитаны подойдите к дереву и возьмите по одному листочку – это второе задание.

6.Продолжение работы в группах.

- Вашей группе предстоит подготовить сообщение, и определить о каком периоде жизни поэта  в нем говорится.

-Время, отведённое на ответы – 3 минуты.

Детство

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик.

Саша был большой увалень и дикарь.

Кудрявый мальчик... со смуглым личиком.

С очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались.

Достигнув семилетнего возраста, он стал резв и шаловлив.

Отличался необыкновенной памятью, и был наблюдательным не по годам.

Пушкин в Ростовской области.

В нашем крае Александр Сергеевич Пушкин побывал в нескольких городах — Новочеркасске, Ростове и Таганроге.

Это произошло в начале лета, в июне 1820 года.

В Таганроге, он днем гулял по набережной, катался по морю на яхте.

          Поездка Пушкина по донскому краю в 1820 г. оказалась богата на впечатления.

Жители Ростовской области горды тем, что поэт посетил нашу область.

 

Няня

Няня Арина Родионовна воспитывала поэта в его младенческие годы.

 Она преданно любила его, была с ним всё время в ссылке в селе Михайловское.

Уже взрослым Александр Сергеевич просил свою старую няню Арину Родионовну снова рассказать ему сказки.

 А сказок она знала великое множество.

Арина Родионовна рассказывала ему народные сказки, пела народные песни - а он слушал и записывал.

 

Сказки

Александр Сергеевич Пушкин –  самый любимый писатель у нас в стране.

Многие его произведения перечитываются по нескольку раз и заучиваются наизусть.

Александр Сергеевич Пушкин написал:

- Сказку о попе и о работнике его Балде; 
- Сказку о царе Салтане; 
- Сказку о рыбаке и рыбке; 
- Сказку о мертвой царевне; 
- Сказку о золотом петушке; 

 

Физкультминутка.

Прочитав сказку Пушкина, Николай Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане…». Троекратное превращение композитор представил во фрагменте, который называется «Полёт шмеля». Сейчас послушаем отрывок и одновременно отдохнём.

- Закройте глазки, откиньтесь на спинку парты и с закрытыми глазами постарайтесь проследить за полётом шмеля.

 

- Капитаны подойдите к дереву и возьмите по одному цветочку - это третье задание.

а) Вам нужно угадать из какого произведения отрывок. Вы должны  прочитать и определить название  произведения. Вам нужно подготовить инсценирование своего отрывка, для этого у вас имеются: фломастеры, карандаши, ножницы, альбомные листы. Вы можете сделать необходимые атрибуты для инсценирования.

б) Работа в группах по 4 человека. Наши ученики и актеры. Сейчас команды за 5 минут приготовят инсценировку той сказки, которая была указана в конверте.

Ваша задача – мимикой, жестами, голосом передать характер, поведение персонажей так, чтобы ребята поняли, из какого произведения этот эпизод.

в) Представление отрывков из сказок.

Итак, театральное действие начинается

 (Если дети затрудняются с ответом, то остальные ученики оказывают им помощь.)  После ответов каждой группы, можно поинтересоваться у детей

- Кто читал это произведение?

- И с этим заданием справились! Сразу видно, что читали вдумчиво, не торопясь, внимательно.

Поаппладируем всем артистам.

6. Рефлексия.
- К доске прикреплены желуди. Они разного цвета: зеленый и коричневый.

          Прикрепите на нашу картинку таким образом:

зеленый -  на дуб, если на уроке вам было понятно, чувствовали себя комфортно, и работа была интересной.

коричневый -  под дуб, если на уроке -  встретилось много трудных заданий,  не все было понятно, и вы скучали.

7. Итог работы.

Читайте Пушкина,

учите Пушкина,

а главное - любите Пушкина!

- Спасибо, за урок! Я думаю, сегодня победило наше знание.