Урок "О чем звонят колокола"

Глазова Екатерина Николаевна

урок по ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o_chem_zvonyat_kolokola.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

ВСЕ-44 (ОПК ДИС)

Научно-методические основы преподавания учебных курсов и модулей православной культуры в общеобразовательной школе (Базовый курс в дистанционной форме обучения)

Конспект урока «О чем звонят колокола?»

4 класс

Слушатель курсов повышения квалификации по предмету ОРКСЭ

Глазова Екатерина Николаевна

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида»

Москва 2014

Тема урока: «О чем поют колокола?»

Цель урока: Познакомить детей с назначением и разновидностью колоколов.

Задачи урока:  1. Дать представление о назначении колоколов и их роли в жизни русского народа.  Познакомить с разновидностями колоколов. 2. Продолжать знакомить с музыкально-поэтическим народным творчеством. 3. Продолжать обогащать словарь школьников новыми словами культурологического и духовно-религиозного значения.  4. Продолжать формировать уважение к православной культуре России. 5. Продолжать формировать интерес школьников к отечественной культуре, истории.  6. Воспитывать уважение к религиозным взглядам и чувствам верующих людей, к православной вере, к отечественным православным традициям. 7. Расширять представление детей о русской культуре, русской поэзии, их духовной основе.

Иллюстративный ряд:  презентация :  «О чем поют колокола?»,  диск со звонами колоколов.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания (актуализация знаний) – 7 минут
  3. Сообщение темы урока – 1 минута
  4. Объяснение нового материала и демонстрация слайдов  – 23 минуты
  5. Закрепление и корректировка нового учебного материала – 5 минут
  6. Подведение итогов урока – 2 минуты
  7. Задание на дом – 1 минута

Содержание урока:

Организационный момент. Учитель приветствует класс, убеждается, что все готовы к уроку.

Проверка домашнего задания: Идет  опрос и ответы детей к предыдущей теме «Колокола».

Вопросы детям:  Что такое благовест? Как называют колокольный звон на Руси? (серебряный, малиновый, красный). Почему называют звон малиновым? (Красным? Серебряным?) О чем оповещали колокола наших предков? (сигнал оповещения о тревожных и радостных событиях, собирал народ на общее собрание – вече). Как называют колокола,  если говорить о их назначении? (вечевой колокол,  набатный колокол, осадный колокол, путеводный колокол).  Расскажите об этих колоколах.

Учитель старается организовать работу с учебником. После ответа ученика на поставленный вопрос, учитель может попросить подтвердить  свой ответ,  прочитав  соответствующие слова в учебнике.

Далее, переходя к новой теме о колоколах, учитель записывает тему на доске, дети записывают в тетради.  Вопрос детям: как вы думаете, почему в Православной Церкви не употребляются инструменты? – вопрос дискуссионный и требует обсуждения всем классом. (Как вы чувствуете и переживаете музыку, которую слушаете по радио, на концертах? Как вы думаете, почему в церкви такие переживания от восприятия музыки неуместны? На что должны быть направлены все чувства и мысли человека, пришедшего в церковь на службу? Что может его отвлекать?) Вместе с учителем приходят к выводу:  церковное пение с его текстами и мелодиями является частью богослужения, наравне с хоровым пением очень важно  пение  молящихся в церкви людей, особенно во время совершения Литургии.  Есть один инструмент, который считается церковным – это колокол. Колокольный звон предваряет богослужение и отмечает его важные моменты.

(Слайды 2, 3,4)

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло!

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовет и манит

он в край родимый,

В край благодатный,

Забытый мною, -

И, непонятной

Томим тоскою,

Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого;

Делёко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесные,

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает…

Стихотворение «Благовест» А.К.Толстого 1840 г.

Звуки колокола – это особая музыка, особые звуки. Звуки одного церковного колокола представляют собою нечто возвышенное, торжественное; а если раздается звон нескольких более или менее согласованных между собою колоколов, то происходит еще более величественное благозвучие. Мощный колокольный звон, действуя на наше внутреннее чувство, пробуждает наши души от духовного усыпления.

(Можно включить запись колокольного звона)

 (Слайд 5) Эпохой в истории колокольного дела в России, стала вторая половина XV в., когда в Москву прибыл инженер и строитель Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. В начале XVI в. уже русские мастера с успехом продолжали начатое дело, превзошедшее во многом, по части литья колоколов, своих учителей. В это время формируется особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма и состав колокольной меди.

(Слайды 6,7)При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол "Благовестник" весом в 1000 пудов. Другие известные мастера этого времени, славившиеся тщательной и художественной отделкой колоколов: Игнатий 1542 г., Богдан 1565 г., Андрей Чохов 1577 г. и другие. В это время в Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов.

Колокола лили и при Борисе Годунове, хотя их сохранилось немного. Один из путешественников, посетивший Москву в это время, описывал поразившее его чудо звона московских колоколов "Шум поднимался такой, что друг друга нельзя расслышать".

По традиции колокола делятся на три группы: большие – благовестники, средние и малые.

Москва – город «сорока сороков». Это старинное выражение обозначает не точное число, а неисчислимое множество. В городе было так много церквей, что из любого места было видно хотя бы одну церковь. Москва славилась своими церквями, а также колоколами, голосами своих колоколов. В народе говорили, что в Москву приезжают для того, чтобы «хлеба-соли покушать, красного звона послушать».

(Слайд 8)Изображения колоколов  и звонниц во множестве сохранились на страницах русских лицевых летописей, житий святых и святоотеческих сочинений. Отливка большого колокола, его падение или ремонт, праздничный или плачевный звон, увоз вечевого колокола воспринимались как важнейшие события. Они удостаивались пристального внимания летописца и детально изображались на миниатюрах. Только в одном Лицевом летописном своде эпохи Ивана Грозного исследователи насчитывают несколько десятков таких рисунков.

(Слайд 9) Русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола сделались языком, голосом и трубами.

 Язык колокола – металлический стержень, который, ударяясь о стенку колокола, производит звон. Встречаются колокола без языка, тогда по ним бьют молоточком или бревном снаружи. (Слайды 10, 11) А подвешивают колокол за уши – крепления, находящиеся сверху. Колокола могли размещать не только на колокольне (один под другим), но и в звоннице (один рядом с другим) – специальном сооружении для подвешивания колоколов у церковной ограды или в ней самой.

Колокола звучат в произведениях великих русских композиторов:  Пожалуй, ни в одной из музыкальных культур нет столь частого и поэтичного воспроизведения колокольного звона. Здесь можно вспомнить сцены венчания на царство и смерти Бориса Годунова в опере М.П. Мусоргского; колокольный гул Китеж-града в опере Н. Римского-Корсакова, торжественный колокольный звон в его "Псковитянке", трезвон в опере "Жизнь за царя" М.И. Глинки.  Иногда и сами композиторы пытались освоить звонарское искусство и затем использовали этот опыт в своем творчестве.

Очень часто встречаются изображения колоколов на русских иконах и фресках (слайд 12,13). Даже в небольших клеймах иконописцы тщательно, с умилением прорисовывали детали архитектуры каменных колоколен и небольших деревянных звонничек, подробности подвески колоколов и разные способы звона.

В более позднее время художники не менее часто обращались к сюжетам, связанным с колоколами и колокольным звоном.  (слайд 8). Многие картины И.Левитана, А. Саврасова, М. Нестерова пленяют нас какой-то особенной задушевной красотой русской природы, одухотворенной творениями человеческих рук и души. (слайд 13) В особенности картинам Исаака Левитана свойственна какая-то необыкновенная музыкальность.

(Слайд 14) Вопрос учителя: «Как вы считаете, удалось ли художнику передать на картине звук колокола, ведь картина называется «Вечерний звон»? Поясните свой ответ. (В природе разлита такая нежность, спокойствие и нега, что кажется, и правда слышишь звон, который плывет над рекой.) Картина является состоянием души,  молитвой, в которую погружается человек, когда видит старинный монастырь в золотых лучах заката, и слышит головокружительный перезвон колоколов, зовущих то ли на службу, то ли в небо за журавлями...

Колокольный звон, особенно пасхальный, часто становился темой для народных преданий, песен, сказок и легенд. (слайд 15)  Всеволод Гаранин в своем рассказе "Ночь" очень точно рассказывает о спасительном действии колокольного звона на смятенную человеческую душу.  М.Ю. Лермонтов в своем рассказе "Панорама Москвы" восторженно вспоминает о красоте старой Москвы, открывшейся перед ним с одной из галерей яруса звона Ивана Великого. И везде колокольный звон звучит как напоминание о чем-то светлом и радостном.

Советский кинематограф с первых лет своего существования включил образ колокола в разноплановый арсенал своих художественных средств.

В фильме Андрея Тарковского под именем молодого мастера Бориски изображен исторический прототип - юный талантливый мастер Александр Григорьев, работавший в середине XVII столетия. Поистине символичны в этом фильме слова Андрея Рублева: "Так и будем - я иконы писать, а ты колокола лить". (слайд 16)

В фильме Павла Лунгина "Остров" нехитрая деревянная колокольница "о четырех столпех", становится местом юродства и подвига старца Анатолия.

Трогательный финал фильма "Остров" связан с колоколами: отец Иов отказывается от греха наушничества,  он звонит во все колокола во время кончины старца... (слайд 17).

(18, 19, 20) Но главным предназначением колокола было и остается участие в церковной жизни. На каждое ее событие есть свой особенный звон: будничный, зовущий к молитве, свадебный, красный, праздничный – например, пасхальный, набатный. (Включается запись колокольного звона)

На уроке дополнительно к презентации и  устному рассказу учителя могут использоваться аудиозаписи колокольного звона.

Для первичной проверки и корректировки новых знаний можно задавать вопросы :

  1. Что есть главное предназначение колокола? (Участие в церковной жизни)
  2. Какие события в жизни церкви знаменуют своим звучанием колокола? (праздники,  зов  к молитве, свадьбы, похороны)
  3. Почему Москва – город «сорока сороков»?
  4. Что можно сказать о строении колоколов и их размещении?

(Работа в парах, при ответе один ученик задает вопросы, другой отвечает: как называется часть колокола, которая  производит звон? Как подвешивают колокол? Как размещают колокола?)

Подводятся итоги урока. Учитель хвалит детей за хорошую работу, отмечает детей, которые особенно активно работали,  сообщает оценки, выставляет их в журнал и дневники.

Домашнее задание пишется на доске, учитель его комментирует и следит, чтобы дети записали его в дневник.

Домашнее задание: прочитать страницы 22-24, ответить на вопросы в конце параграфа, найти в дополнительных  источниках информацию о Царь-колоколе, о колоколах Свято-Данилова монастыря. Расскажите о колоколах церквей вашей местности.

Литература: Учебник «Основы православной культуры». Авторы:   Т.А.Костюкова, О.В.Воскресенский, К.В.Савченко,  Т.Д.Шапошникова.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

http://www.zvon.ru