АТТЕСТАЦИЯ воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Салямовой Ларисы Марсовны

1. Инновационный педагогический опыт "Формирование культуры безопасности детей дошкольного возраста" 

2. Уникальность - 80,60%

2. Портфолио педагога - https://yadi.sk/d/fg9qd8D7piuAmg

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt_-_salyamovoy_l.s.docx110.55 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт воспитателя

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Салямовой Ларисы Марсовны

по теме: «формирование культуры безопасности у детей дошкольного возраста»

Профессиональное образование:  высшее, МГУ им. Н.П. Огарева, факультет национальной культуры, Библиотечное отделение 1997 г.

Квалификация «Библиограф и библиотековедение. Педагог по МХК»

ФГБОУ ВПО МГПИ им. М.Е. Евсевьева, «Педагогика и методика дошкольного образования», 2015 г.

Квалификация «Воспитатель»

(общий трудовой стаж работы –15 лет; стаж работы в ДОУ – 14 лет)

Наличие квалификационной категории: первая

Дата последней аттестации: 2015 г.

Введение

Актуальность

Существуют различные правила о том, как вести себя в общественном месте, транспорте, правила культуры и этикета и др.. Многие из них появились еще в глубокой древности, а существуют и в наши дни.

С приходом технологического прогресса в жизнь  человека  многие правила изменились. Это связано с многочисленным  транспортом на улицах, развитием сети коммуникаций, с увеличением  жителей планеты.

Актуальность темы связана с тем, что в дошкольном  возрасте, в силу возрастных, психологических  и физиологических особенностей: чрезвычайное любопытство и эмоциональность, подвижность,  незнание и непонимание подстерегающих опасностей, физическая слабость,  неумение контролировать свое поведение, отсутствие личного опыта, возникают различного рода проблемы,  которые не редко приводят к неожиданным печальным последствиям.      

Работая по теме безопасности детей, я поняла, что до ребёнка важно донести, значимость его здоровья, научить беречь и защищать свою жизнь.    И чем раньше это сделать, тем быстрее он  начнет  сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих, проявлять  адекватные действия  и поступки в опасных ситуациях, будет готов справляться с различными    сложными жизненными ситуациями.

Именно поэтому я стараюсь заинтересовать моих воспитанников  темой  безопасности, знакомлю их с правилами безопасного поведения на дорогах, дома, на природе, ввожу эти правила в активную деятельность детей постепенно, показываю как можно их применять в различных жизненных ситуациях,    упражняю в применении этих правил к определенным обстоятельствам. Еще я  создаю  условия, которые способствуют тому, что каждый ребенок  овладевает навыками безопасного поведения в процессе игры, познавательно-исследовательской, продуктивной, трудовой деятельности, коммуникации и т.д. Также я стараюсь  привлечь в этот процесс родителей, которые являются первыми воспитателями своих детей и примером для подражания.

Конечно, чтобы чему-то научить, необходимо тщательно подобрать методический материал, отработать его  содержание, выбрать доступные и интересные формы  организации детей, пересмотреть методы и средства для реализации поставленных задач.

Основная идея опыта

Основной идеей моего инновационного опыта является  формирование умений и знаний у детей дошкольного возраста правил безопасности и применение их в повседневной жизни.

Теоретическая база

Многие авторы занимались вопросами формирования основ безопасного поведения детей  дошкольного возраста. Они  изложены в научных трудах многих отечественных авторов. Проблема формирования основ безопасности отражена и в образовательной программе «Детство»,которая реализуется в нашем детском саду.

В своей работе с детьми  я использую программу Р. В. Стёркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Еще  использую такую методическую литературу как:

Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольнику», Шорыгина Т.А. « Основы безопасности для детей 5 – 8 лет»; журналы: «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Ребёнок в детском саду»  и различные электронные пособия.

Изученные  теории помогают мне нацелить дошкольников на формирование представлений о правильном поведении в самых неожиданных ситуациях и приобрести   навыки  быстрого принятия решений, воспитать ответственность за совершенные  поступки. Такая работа позволяет тренировать умение реагировать опасную ситуацию, опираясь на свой собственный опыт, полученный ранее на занятиях. Я уверена, что такая деятельность способствует овладению навыком умения  оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.

Изученные мной материалы, пособия и программы позволили мне выделить следующие задачи:

  • Развивать у детей интерес к правилам безопасного поведения.
  • Формировать и развивать навык безопасного поведения.
  • Воспитывать устойчивую привычку беречь свое здоровье, соблюдая правила безопасности.

Новизна

Своеобразие и новизна опыта заключается в широком использовании информационно - коммуникационных технологий  для формировании у дошкольников культуры безопасного поведения: презентации тематические, мультфильмы и видео сопровождение, с привлечением родителей.

Технология опыта

         Целью моего инновационного педагогического опыта является:

знакомство воспитанников с  правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта и сформировать  навыки адекватного поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

Для успешных решений этих задач в работе с детьми по моему мнению нужно придерживаться следующих принципов:

  • систематичности;
  • психологического комфорта;
  • наглядности;
  • доступности;
  • непрерывности.

         В  своей работе я использую разные методы:

  • наблюдение (за транспортом, за поведением в разных жизненных ситуациях);
  • целевые экскурсии ( к пешеходному переходу, по улице);
  • заучивание ( стихов, пословиц и поговорок, песенок соответствующего содержания);
  • чтение детских художественных произведений по теме безопасности;
  • рассматривание репродукций картин и  иллюстраций (с проблемными ситуациями);
  • просмотр видеофильмов, мультфильмов, способствующих расширению представлений детей об ОБЖ;
  • художественный труд (художественно-эстетическая деятельность);
  • проектная деятельность (совместные детско-родительские проекты);
  • стимулирование (поощрение за инициативность);
  • личный пример педагога.

Формы работы.

Мой опыт в этом направлении показывает, что обучая детей правилам безопасности важно и нужно использовать разнообразные формы и методы работы. Все правила написаны сложным для ребенка языком. Дошкольников же необходимо знакомить с правилами в доступной для них форме. Это обсуждение, наблюдение заучивания стихов театрализация и драматизация чтение художественных текстов, просмотр – видео и мультфильмов настольные и дидактические игры воспитатель должен создать у детей положительный настрой. Работа проводится комплексно по всем разделам воспитания. Важно понимать, что нужно взаимодействие:  педагог-родитель-ребенок знания закрепляются в играх развлечениях в соревнованиях конкурсах именно во время их у детей воспитывается  характер расширяется представления об окружающем формируется и совершенствуются двигательные навыки точность движений координация ориентировка в пространстве: то есть все те качества, которые необходимы для предупреждения опасности

Опыт показывает, что  предметно - развивающая среда  группы имеет важное значение в формировании основ безопасности. Поэтому я совместно с родителями подготовила  макеты  дорожного движения, макеты улиц, деревенского двора и леса, также я создала раскладушку с объектами, имитирующими опасные предметы. В группе оформлен центр безопасности с  различными игровыми наборами инструментов и оборудования, который содержит разработанные дидактические игры и пособия, способствующие закреплению понятий об источниках опасности и мерах предосторожности.

В своей практике я часто моделирую возможные в жизни опасные ситуации и предлагаю детям найти выход из них. На мой взгляд, такая совместная деятельность является наиболее эффективным методом усвоения правил безопасности.

Также я  использую многообразие игр. Это такие игры как:  «Безопасная дорога» с использованием макета улицы;  «Хорошие и плохие поступки»; «На катке»; «Лес полный неожиданностей» и другие.

Я заметила, играя, дети приближаются к реальным действиям и упражняются в выборе определенного поведения в нужный момент. Мы вместе с детьми обсуждаем разные проблемы и ситуации, ищем выход из разных предложенных ситуаций.

Я часто использую в своей практике презентации, компьютерные игры, мультфильмы. Они способствуют повышению интереса к изучаемому материалу и помогают удерживать его в течении всего занятия. Они помогают визуально представить ту или иную чрезвычайную ситуацию, понять насколько опасны и безопасны действия и поступки в этих ситуациях, способствуют развитию  наблюдательности, навыков сравнивания, анализа, умения обобщать полученную  информацию,  переносить ее на реальные жизненные ситуации.  

Так, например, изучаемая в детском саду,  тема  «Электроприборы» помогает установить не только их роль в  жизни  человека, но и  знакомит детей  с правилами их безопасного использования. А презентация и видеозаставки наглядно демонстрирует  негативные последствия их неправильного применения.

На занятиях по безопасности я применяю обучающие  мультфильмы из серии «Уроки тетушки Совы»: «Уроки осторожности»,  «Азбука безопасности». После просмотра, обязательно, провожу анализ поступков и действий персонажей, что  усиливает эффективность образовательной деятельности.

Важную роль в воспитании и развитии дошкольников в вопросах безопасного поведения отвожу участию родителей. Они мои помощники во всех вопросах, касающихся воспитания и развития детей. Поэтому я поддерживаю тесные отношения с семьями воспитанников. Провожу родительские  собрания, консультации, распространяю среди них буклеты, оформляю папки-передвижки  и т.д. на такие темы как  «Безопасность на воде (на льду)», «Один дома», «Безопасность на дорогах», «Правила поведения в лесу»;  «Правила пожарной безопасности»  и другие. Провела конкурс рисунков  «Спички - это не игрушки».

 

Не забываю  напоминать родителям, что именно они являются незаменимым «учителем» и примером неукоснительно соблюдения ребёнком правил безопасного поведения.

Результативность опыта

Мониторинг уровня сформированности навыков безопасного поведения у детей говорит о том, что они умеют выделить источник опасности, владеют способом обращения с потенциально опасными предметами, знают правила  поведения в потенциально  опасных ситуациях и  осознают необходимость их соблюдения.  Мои воспитанники стали более  уверенными и осторожными в обращении с опасными предметами и в различных жизненных ситуациях.

Родители стали более внимательно  и ответственно относиться к вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей.

Начальный этап инновационной деятельности

Критерии

низкий

средний

высокий

«Наш друг светофор»  

52 %

31 %

17 %

«Один дома»

63 %

32 %

5 %

«Помоги пожарному»

68 %

32 %

«Правила ППД»

73 %

17 %

10 %

«Безопасность на улице»

68 %

22 %

10 %

Общий результат

65%

27%

8%

Рисунок 1 – результаты начального этапа инновационной деятельности

Заключительный этап инновационной деятельности

Критерии

низкий

средний

высокий

«Наш друг светофор»

17%

52%

31%

«Один дома»

21%

43%

36%

«Помоги пожарному»

31%

43%

26%

«Правила ППД»

5%

58%

37%

«Безопасность на улице»

5%

52%

43%

Общий результат

16%

50%

34%

Рисунок 2 – результаты заключительного этапа инновационной деятельности

На начальном этапе диагностики (общее число 27 детей) были получены следующие результаты:

 17 детей – 65% - низкий уровень

 7 детей – 27% - средний уровень

       3 ребенка – 8% - высокий уровень

 В конце инновационной деятельности:

4 ребенка – 16%) -  низкий уровень

14 детей – 50% - средний уровень

9 детей – 34% - высокий уровень

Рисунок 3 - сравнительная диаграмма на начало и конец инновационной деятельности

Перспективы применения опыта в практике

Для распространения своей работы в направлении безопасности я применяю следующие действия: разместила педагогический инновационный опыт на личном сайте и сайте ДОУ, выпустила информационные брошюры для родителей, оформила стенд для родителей, показала мастер-класс для молодых педагогов, провела открытое занятие   для педагогов района,  разместила консультации  на личном сайте.

Литература

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста «Детство», Пресс»,2012год.

  1. К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности дошкольников» (2-7 лет) М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.

  1. Скорлупова О. А. «Правила и безопасность дорожного движения», Москва, 2006 год.

  1. Л.Л. Тимофеева «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» Парциальная программа. Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2016 г.

  1. Л.Л. Тимофеева «Формирование культуры безопасности» Планирование образовательной деятельности Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2016 г.

  1. Л.Л. Тимофеева «Формирование культуры безопасности»  Взаимодействие семьи и ДОО Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2015 г.

  1. Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» (планирование работы, конспекты занятий, игры), Санкт-Петербург «Детство –Пресс», 2016 г.

  1. Т.Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» (3-7 лет) М.: Мозаика –Синтез 2015 г.

  1. Т.А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения» М.: ТЦ Сфера, 2015 г.

        Приложение №1

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Наш друг – светофор»

Программные задачи:

- закрепить занятия детей о светофоре, о его сигналах;

- систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значениях;

- развивать наблюдательность, зрительную память;

- развивать умение отвечать полным ответом.

Продуктивная деятельность:

- умение пользоваться ножницами;

- аккуратно наклеивать;

- умение вырезать по контуру.

Материал:

- макеты с изображением улицы и различных ситуаций на дороге;

- макет светофора;

- костюм светофора.

Для продуктивной деятельности:

- шаблоны светофора на ½ альбомного листа

- клей, кисточки, салфетки, клеенки, ножницы

- разноцветные квадраты (красный, зеленый, желтый) с нарисованным, внутри квадрата, контуром круга.

Предварительная работа:

Проблемно-поисковая беседа: «Наши друзья на дороге», рассматривание картин о дорожных знаках, о светофоре, заучивание стихов.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята! У нас сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку по нашему селу Лямбирь. Представьте, что мы вышли  из  детского сада на улицу и пошли пешком.

( на фланелеграфе висит макет с изображением улицы с пешеходным переходом, машинами и пешеходами)

Воспитатель: Кто мы сейчас?

Дети: Пешеходы

Воспитатель: Как называется дорожка, по которой ходят пешеходы?

Дети: Тротуар

Воспитатель: Посмотрите, как много машин ездит по дороге, а кто знает, как называется эта дорога?

Дети: Проезжая часть

Воспитатель: Ребята, мы живем в большом красивом селе с зелеными широкими улицами. По ним движутся много легковых и грузовых автомобилей, автобусы и никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать установленные правила дорожного движения. А запомнить их нам поможет наш сегодняшний друг. А вот и он (стучится). Пойду встречу его, а вы сидите тихонечко. Он очень любит. Когда ребята ведут себя хорошо (воспитатель выходит, входит уже в костюме светофора).

Светофор: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Светофор:    Я вежливый и строгий,

                     Я известен на весь мир

                     Я на улице широкий

                     Самый главный командир!

                     Кто я?

Дети: Светофор

Светофор: А зачем я нужен, ребята?

Дети: Чтобы регулировать движение

Светофор: Посмотрите, у меня есть три сигнала огонька: зеленый, желтый и красный. А кто мне скажет, в каком порядке они расположены?

1 ребенок: Наверху находится красный свет.

2 ребенок: Посередине желтый.

3 ребенок: А в самом низу находится зеленый свет

Светофор: А сейчас я вас познакомлю со своими друзьями огоньками

Светофор рассказывает про свои огоньки.

Красный:

                  Самый строгий ¬¬– красный свет

                  Стой! Дороги дальше нет,

                  Путь для всех закрыт!

Светофор: А для чего нужен красный свет, ребята?

Дети: Красный свет напоминает об опасности (пожарные машины), на красный свет мы стоим и дорогу не переходим.

Желтый:

                 Чтоб спокойно перешел ты,

                 Слушай наш совет:

                 Жди! Увидишь скоро желтый

                 В середине свет!

Светофор: А зачем нужен желтый свет?

Дети: Желтый свет значит приготовиться. Водитель издалека видит желтый свет и сбавляет скорость. И мы должны быть внимательны, увидев желтый свет светофора. Желтый – те, кто работает на дорогах – бульдозеры, катки, которые укладывают асфальт. И дорожные рабочие одеты в желтые костюмы.

Зеленый:

                  А за ним зеленый свет

                  Вспыхнет впереди.  

                  Скажет он – препятствий нет

                  Смело в путь иди!

Светофор: А что означает зеленый свет светофора?

Дети: А вот зеленый спокойный, приятный свет. Цвет травы и листьев. Когда загорится зеленый глаз светофора, мы можем переходить через дорогу спокойно, но вначале внимательно посмотрев по сторонам.

Светофор: Молодцы ребята! А еще  я  приготовил для всех загадки. У меня есть помощники, называются они дорожные знаки. Вы слышали про них?

Дети: Да

Светофор: Сейчас я проверю, насколько хорошо вы их знаете. Итак, первая загадка, слушайте внимательно!

1.По полоскам черно-белым

Пешеход шагает смело

Кто из вас, ребята, знает

Знак о чем предупреждает?

Дай машине тихий ход –

Дети: Пешеходный переход

(выставляется знак «Пешеходный переход»)

Светофор: Ребята, а кто может мне сказать, зачем нужен этот знак?

Дети: Он показывает нам, где можно переходить дорогу

2.Под дорогою нора

Кто быстрее всех смекнет

Почему под ней с утра

Ходят люди взад-вперед?

Дети: Подземный переход

(выставляется знак «Подземный переход»)

Светофор: А о чем говорит нам этот знак

Дети: Когда нам встречается знак «Подземный переход» это значит, что в этом месте можно переходить дорогу только по подземному переходу, потому что по другому переходить улицу в этом месте очень опасно

3.Ездят здесь одни машины

Грозно их мелькают шины

У тебя велосипед?

Значит стоп! Дороги нет!

Дети: Движение на велосипедах запрещено

(выставляется знак «Движение на велосипедах запрещено»)

Светофор: А о чем говорит нам этот знак?

Дети: Этот знак нас предупреждает о том, что здесь ездить на велосипедах очень опасно

4.В белом треугольнике

С каемкой красной

Человечкам – школьникам

Очень безопасно

Этот знак дорожный

Знают все на свете

Будьте осторожны

На дороге –

Дети: Дети

(выставляется знак «Осторожно, дети»)

Светофор: А о чем говорит нам этот знак?

Дети: Этот знак обозначает «Осторожно, дети». Водитель издалека видит этот знак и сбавляет скорость, потому что в этом месте дорогу могут переходить дети

Светофор: А где обычно ставят такие знаки?

Дети: Около школ, гимназий, лицеев

Светофор: Вот видите, сколько у меня помощников на дороге! А сейчас мы с вами превратимся в шоферов. А кто это такие?

Дети: Те, кто сидят за рулем автомобиля!

Физминутка «Мы – шоферы»

(дети должны показывать движения)

Едем, едем на машине    (движение рулем)

Нажимаем на педаль   (Ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль   (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли

Вправо, влево – чистота! («дворники»)

Волосы ерошит ветер  (пальцами взъерошить волосы)

Мы шоферы хоть куда!  (большой палец правой руки вверх)

(дети садятся)

Светофор: А пока мы с вами ездили, посмотрите, что происходит на дороге (вывешивает поочередно плакаты с изображением различных ситуаций на дороге)

Светофор: Что вы видите на этой картинке?

Дети: Двое волчат играют в мяч на проезжей части

Светофор: И что с ними случилось?

Дети: Они попали в больницу

Светофор:

 А почему?

Дети: Потому что по дороге ездят машины и играть на ней в мячик очень опасно

Светофор: А что тут происходит?

Дети: Медвежонок едет на велосипеде в неразрешенном месте

Светофор: И что с ним случилось?

Дети: Он попал в больницу

Светофор: А как вы думаете, почему это произошло?

Дети: Потому что медвежонок не обратил внимание на знак, который висит на дороге6 «Движение на велосипедах запрещено»

Светофор: А что тут происходит?

Дети: Две курицы стоят и разговаривают посередине дороги

Светофор: И что с ними случилось?

Дети: Они попали в больницу

Светофор: А как вы думаете, почему это произошло?

Дети: Потому что они отвлеклись на разговоры и не заметили движущиеся автомобили. На дроге разговаривать не в ком случае нельзя!

Светофор: А вот и мой знакомый – заяц! Посмотрите, что он делает?

Дети: Он переходит дорогу на красный свет светофора

Светофор: И что с ним случилось?

Дети: Он попал в больницу

Светофор:

А как вы думаете, почему это произошло?

Дети: Потому что заяц переходит дорогу, даже не посмотрев, какой свет светофора сейчас горит

Светофор: А какой свет горел?

Дети: Красный

Светофор: А на красный свет можно переходить дорогу?

Дети: Нет!

Светофор: Какие вы молодцы, ребята! Как вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокоен! Теперь я точно знаю, что с вами ничего не случится. А мне пора дальше, в путь, к другим ребятам, которых я должен научить, как нужно себя вести на дороге. До-свидания!

Дети: До-свидания!

(светофор уходит, снимает костюм, выходит воспитатель)

Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравилось путешествовать вместе со светофором?

Дети: Да

Воспитатель: А теперь на память о нашем госте мы с вами сделаем сейчас светофоры

Методика

Воспитатель: проходите за столы, присаживайтесь. У каждого из вас на столе лежат заготовки-квадраты, разного цвета. У светофора огоньки какой формы

Дети: Круглые

Воспитатель: А как из квадрата мы можем сделать круг?

Дети: Можно срезать углы

Воспитатель: Правильно, но есть еще один способ, вырезание по контуру круга, который изображен на вашем квадрате. Берем ножницы в руки, напоминаю правила пользования ножницами – ножницы держим прямо перед собой; квадрат поворачиваем по контуру круга, постепенно срезая бумагу. Вырезаем все круги, не приклеиваете их, просто приложите их на шаблон светофора, я посмотрю, правильно ли вы расположили огоньки светофора.

(воспитатель проходит между столами, смотрит, правильно ли дети справились с заданием)

Дети приклеивают огоньки светофора на шаблон.

(во время работы детей звучит музыка «Моцарт-мелодия 17»)

Воспитатель: Молодцы!  Все правильно заполнили огоньки и их расположение. Все справились с заданием.

(работы вывешиваются на магнитную доску, дети становятся перед ней полукругом и обсуждают, какая работа понравилась больше всего и почему)

Воспитатель: На этом наше занятие закончено, скажем нашим гостям до-свидания. Пожелаем им быть внимательными на дорогах и думать о безопасности.

        

                                                                                                          Приложение №2

Родительское собрание

«Безопасность жизнедеятельности детей  дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности детей.

Задачи:

- формирование знаний родителей о возможных опасностях для ребёнка дошкольного возраста;

- сохранение жизни и здоровья детей;

- формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребёнка;

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители!

Всех нас объединяют наши дети, любовь к ним и желание сделать их счастливыми. Когда счастливы дети? В первую очередь – когда они здоровы. А когда счастливы родители? Тогда, когда счастливы их дети. Недаром говорят в народе:

Здоров будешь – все добудешь.

Здоровье дороже богатства.

Вы когда-нибудь задумывались о том, для чего нужны правила в нашей жизни? Есть различные правила, как вести себя в общественном месте, транспорте, правила социального общежития, правила этикета и т.д. Многие правила безопасности возникли уже в глубокой древности, когда люди путем проб и ошибок пытались защитится от диких животных и природный явлений.

Но с приходом в жизнь  человека  технологического прогресса правила стали иными. Теперь они связаны с интенсивным транспортом на улицах, развиты сетью коммуникаций, большим скоплением людей. Ни для кого не секрет что сложившиеся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Актуальность темы связана еще и с тем, что именно в дошкольном  возрасте, в силу таких возрастных и психофизиологических особенностей, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей,  неумение прогнозировать последствия своего поведения, отсутствие самостоятельного опыта, возникает множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.      

Поэтому тема сегодняшнего собрания «Безопасность детей – в наших руках».

Трагическая статистика заставляет задуматься; десятки детей в основном дошкольного возраста ежегодно пополняют список жертв огня и дтп. Нередко причиной гибели детей становится, незнание элементарных правил поведения при пожаре, правил дорожного движения,  общения с незнакомыми людьми. Главная задача нас, взрослых помочь детям, утвердится в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать «Этого делать нельзя».

 Порой мы, взрослые, думаем, что дом – самое безопасное место на свете. Но это совсем не так. Казалось бы, что может предвещать беду под крышей своего дома, где все устроено удобно и уютно, где надежные двери с крепкими запорами. Каждое жилище – это не просто стены и крыша. Чтобы жилище было удобным, человек снабдил его множеством различных приспособлений и механизмов. Заглянув в любую квартиру, дом: мы найдем бытовую технику, представляющих при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические, нагревательные и осветительные приборы. Иногда в них что-нибудь ломается и это становится причиной аварии, пожара или несчастного случая. Все электроприборы должны быть исправны. Газ специально делают таким пахучим, чтобы люди сразу могли почувствовать, если он где-то выходит. Надо приучать детей не включать самостоятельно газовую плиту. Мы не можем и без острых, колющих, режущих предметов. Приучать детей все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на свои места, так как порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Порой в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники. Оставлять маленьких детей дома одних – большой риск со стороны родителей. Но мы вынуждены ходить в магазин, в аптеку. Поэтому, если вы вынуждены время от времени ненадолго отлучаться по какой-то надобности, то обязательно подготовьте ребенка к безопасному нахождению в квартире без присмотра взрослых. Причем, максимальный срок вашего отсутствия не должен превышать 3-х часов. Очень важно выяснить, не боится ли ребенок одиночества и пустоты в квартире, не пугается ли темноты или неожиданных звуков. Старайтесь не оставлять дома нескольких детей. Это часто чревато последствиями: что одному не придёт в голову, может прийти другому.

Если в отсутствии нас, взрослых, кто –то хочет проникнуть в дом, квартиру, ребенок должен точно знать, кому он имеет право открыть дверь. Назовите этих людей по именам — родственников, соседей, друзей. Предупредите малыша, что никогда не пришлете в дом незнакомого ему человека. Обязательно договоритесь, может ли он пригласить или впустить в дом во время вашего отсутствия кого-то из товарищей. Злоумышленники очень хорошо могут притворяться. Часто они переодеваются в специальную форму, изменяют внешность.

Наша обязанность научить ребёнка пользоваться телефоном: пожарная охрана — 101, милиция, — 102, скорая помощь, — 103, служба газа— 104, служба спасения - 112 Он должен выучить наизусть свой адрес и самые важные телефонные номера: маминой и папиной работы, бабушки. А еще лучше, если вы вместе с малышом сделаете перечень нужных телефонов и повесите его на стене рядом с телефонным аппаратом. Если у вас в квартире нет телефона. Попробуйте договориться с соседями, с кем из них и как можно связаться в экстренном случае. Пусть условным сигналом будет стук по батарее или в стену. Ну а в самых крайних обстоятельствах, если злоумышленники пытаются ворваться в квартиру, надо громко кричать, звать на помощь с балкона или из окна.

Правила дорожного движения – закон для улиц и дорог. Соблюдать правила должны и водители, и пешеходы. Обучение правилам дорожного движения требует знаний и от детей, и от их родителей. Следует своевременно научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными. А родителям - не совершать самую распространенную ошибку – действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк. Уважаемые родители! Помните, если Вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же! Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину издалека. Научите его всматриваться вдаль.  Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту. Учите ребёнка смотреть. До автоматизма должна быть доведена привычка осматривать улицу в обоих направлениях прежде, чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть. Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда на противоположной стороне находится родной дом, знакомые или когда ребёнок переходит улицу вместе с  другими детьми - именно в этих случаях легко не заметить машину.

Очень важно, чтобы ребенок осознавал возможные последствия своего поведения, знал правила безопасного поведения, умел применять их в реальной жизни, на практике. А родители сами должны выполнять эти правила, своевременно разъяснять, почему следует поступать так или иначе, и следить за выполнением этих правил ребёнком. Ведь от этого зависит самое главное – жизнь, безопасность, здоровье маленького человека.

Ситуация  1.

Шестилетний Петя и трехлетний Вова остались одни дома, вспыхнул пожар: короткое замыкание в проводе от телевизора. Первой загорелась штора, затем ковер. Дети испугались и спрятались — один под кровать, другой в ванную. Они кричали. По счастью было лето, в отпуске оказался сосед, который, к тому же, работал в свое время пожарным. Когда приехали пожарные, дети были уже в безопасности, а подоспевшие взрослые помогли погасить пламя. Братья были напуганы, чувствовали себя виноватыми. Но все равно им пришлось пройти «тренинг» пожарной безопасности. Родители недоумевали, как можно было спрятаться под кровать, ведь это же глупо... А пожарные удивлялись, как можно было не научить детей элементарным правилам пожарной безопасности?

Печально, но именно этот рефлекс — закрывать глаза, прятаться в укрытие, когда страшно, — губит детей во время пожаров. Есть еще одна печальная закономерность: когда пожарные в полной амуниции возникают среди дыма и огня, дети сидят в своих укрытиях, не произнося ни звука. Пожарные кажутся им динозаврами или другими чудовищами, из-за которых и возник пожар. Вот почему так важно познакомить ребенка с профессией пожарных, объяснить, как они работают, как позвонить в эту службу, как выглядит пожарная машина. Нередко родители, оставляя детей закрытыми в квартире, не объясняют, как открыть дверь в случае необходимости.

Детям нужно показать, где можно спрятаться в квартире. Один из братьев правильно устремился в ванную, к воде. Ванная, обложенная кафелем, — самая «пожаростойкая» комната. Ну и, конечно, правильно выскочить на балкон с криками о помощи. Это в том случае, если не удается открыть входную дверь и просто выйти на лестничную клетку, чтобы позвать взрослых, соседей.

Ситуация 2.

Родители пятилетней Светы не раз говорили девочке, что нельзя открывать дверь незнакомым людям, следует спрашивать: «Кто там?» Тем не менее, однажды, вернувшись из гостей, они обнаружили дверь открытой. Света простодушно ответила, что выходит погулять с подругой, которая пришла в гости. Свете снова строго приказали: «Никому не открывай дверь!» Света была наказана, ее не пустили гулять на следующий день. Через неделю, на выходные родители снова собрались в гости. Дверь захлопнули, но уже у лифта мама Светы обнаружила, что забыла ключи. Не успела нажать на кнопку звонка, как дверь распахнулась, и на пороге появилась улыбающаяся Света. «Почему ты открыла дверь, не спросив, кто?! Неужели ты не понимаешь, что кто-то мог подстеречь, когда мы уйдем из дома, чтобы проникнуть в квартиру! Он мог связать тебя, украсть, и мы никогда в жизни не увидели бы свою девочку!» Света заплакала... Родители остались в тот день дома, и папа догадался показать успокоившейся девочке, как следует себя вести в такой же ситуации. Мама выходила за дверь, звонила, а он осторожно подходил к двери и спрашивал: «Кто там? Мама в ванной...» Было весело, а главное, понятно, как себя вести — как папа!

Действительно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. У детей до шести лет конкретно-образное мышление, поэтому им лучше изображать инструкции. Можно нарисовать опасные ситуации, можно разыграть их с куклами.

Когда малыши остаются одни дома или когда они гуляют на улице без присмотра, особую опасность представляют незнакомцы. С одной стороны, мы должны поощрять дружелюбие детей, с другой — призывать к осторожности. Круг людей, с которыми можно здороваться и разговаривать, должен быть очерчен: родственники, соседи.. Дети с удовольствием слушают страшные истории про коварных и опасных незнакомцев, начиная со сказки «Волк и семеро козлят». Но неплохо бы показать им, как следует вести себя, когда звонят в дверь или по телефону. Один из приемов — сказать: «Здравствуйте. Мама занята и не может подойти. Она в ванной. Перезвоните попозже!» Так незнакомец узнает, что дети не одни.

Ситуация 3.

Семен отправился в путешествие. Он давно собирался поездить по миру и решил этим летом поплыть на пароходе, вниз по Волге. Поздно вечером Семена заметили у речного пopтa. Взрослые расспросили   мальчишку о планах, изумились и…  предложили отвезти домой. Родители в это время уже несколько часов носились по городу в поисках сына.

Почему же дети нарушают строгие запреты, подвергая себя опасности?

1.        Дети не понимают, о чем идет речь, когда мы долго рассказываем им, как себя вести. Они рады, что им уделяют внимание. Но запоминают они в основном не слова, а картинки. До 6 лет детям трудно осуществлять перенос знаний об одной ситуации в другие, сходные условия.

2.        Дети отличаются по темпу усвоения информации. «В одно ухо влетело, в другое — вылетело!» — это про детей, которым для устойчивого запоминания нужны многократные повторы, но даже при этом они быстро забывают. Поэтому периодически нужно повторять с ними тренинги безопасности, возвращаться к старым урокам.

3.        Дети любопытны, им интересно, как устроены необычные предметы. Познают предметы дети руками, поэтому они и «лезут пальцами в розетку». При этом мальчики ведут себя более наступательно и в игре, и в жизни. Именно они подвержены большим рискам.

4.        Дети могут заметить, что, когда они попадают в трудную ситуацию, родители сразу обращают на них внимание. Провоцирование ребенком опасных ситуаций — это запрос на любовь и внимание. «Вот убегу из дома, и они все будут плакать!», «Вот спрыгну с дивана, и меня начнут обнимать и целовать...» — примерно так рассуждает ребенок.

5.        Дети могут заметить, что правила, которым их учат родители, ими же и не соблюдаются. После звонка в дверь ее открывают, не спросив, кто там. Ножницы, ножи валяются где попало. На кухне остается гореть конфорка. Взрослые уходят и приходят, ничего не объяснив, словом, ведут себя как хотят. И дети копируют нашу необязательность и неаккуратность!

6.        Дети копируют не только своих родителей, но и героев мультфильмов, кино. Все, что они видят на экране, служит им моделью для подражания. Герои отличаются безоглядной смелостью, не боятся ни высоты, ни глубины. Их поведение, приключения, в которые они попадают, резонируют и с мальчишеской тягой к рискам, и с любопытством девочек. В подражание экранным персонажам дети могут развести костер, убежать из дома.

7.        Дети забывают об опасностях еще и потому, что срабатывает психологический «механизм вытеснения» — неприятная, тревожная информация забывается, как бы прячется подальше. Мозг «удаляет» информацию, которую он не может переработать. Такой механизм есть и у взрослых. Он лучше работает у девочек и женщин. Поэтому обычно послушные девочки «забывают» о самых строгих родительских наказах.

8.        Дети не верят, что с ними что-то может случиться. В своих фантазиях они проигрывают разные сложные ситуации, побеги, пожары, крушения. И всегда выходят победителями! Ребенок понимает, что жизнь опасна и что даже дети гибнут, но эгоцентризм подсказывает ему, что он наделен особыми качествами, которые сохранят ему жизнь при любых обстоятельствах.

9.        Ну и, наконец, дети нарушают наши запреты потому, что у них не сформированы навыки безопасности! Мы сами ведем себя слишком самонадеянно, оставляя детей одних, без присмотра, не научив их, как себя вести, если что-то загорится, лопнет водопроводная труба или ребенок нечаянно поранится.

Ребенок должен запомнить:

• Когда открываешь воду в ванной или в кухне, первым отворачивай кран с холодной водой. Чтобы не обжечься, добавляй горячую воду постепенно.

• Никогда не прикасайся к электрическому прибору (стиральная машина, чайник, фен и т.д.), когда у тебя мокрые руки, потому что вода – хороший проводник электричества, и ты можешь получить сильный удар током.

• Не трогай экраны включенного телевизора или компьютера. На экране может скопиться статический электрический заряд, и тогда тебя ударит током.

Оставляя ребенка одного дома:

• Проведите с ним профилактическую беседу, объясните, какие из окружающих его предметов способны причинить ему травму, пользование какими приборами для него категорически запрещено.

• Займите ребенка безопасными играми.

• Закройте окна и выходы на балконы, при необходимости открытыми можно оставить форточки или фрамуги.

• Перекройте газовый вентиль на трубе.

• Уберите с плиты кастрюли и чайники с горячей водой – опрокинув их, ребенок может получить ожоги.

• Проверьте правильность размещения игрушек, они не должны находиться на высоте, превышающей рост ребенка, так как ребенок, пытаясь достать игрушку со шкафа, может получить травму при падении.

Если малыш боится, а тем более плачет, ни в коем случае нельзя насильно оставлять его дома одного. Иначе понадобится очень много времени, чтобы избавить его от страхов, и еще очень долго он не сможет оставаться в одиночестве даже в соседней комнате!

Выключите и по возможности изолируйте от ребенка все электроприборы, представляющие для него опасность.

• Изолируйте от ребенка спички, острые, легко бьющиеся и легковоспламеняющиеся предметы.

• Изолируйте от ребенка лекарства и медицинские препараты (таблетки, растворы, мази), средства для мытья посуды и уборки помещения. Они могут вызвать раздражение слизистой глаз, ожоги поверхности кожи, отравление.

Безопасность наших детей достигается путем тренировок, а не чтения морали, которую дети не всегда даже понимают. Лучший способ — продемонстрировать на своем примере, как следует поступить в сложной ситуации, а потом вместе с ребенком закрепить навык.

Давайте все вместе постараемся найти ответ:

Что такое безопасность? (ответы родителей)

Безопасность- это положение, при котором не угрожает опасность кому-(чему)-нибудь. (Словарь Ожегова)

Безопасность – это образ жизни, который гарантирует здоровье и счастливое будущее.

Безопасность - обеспечение сохранности от угроз жизни и здоровья человека.

- А теперь давайте послушаем, что о «безопасности» говорят наши дети (видеозапись)

Ещё немного о мерах безопасности

5.        В продаже есть аксессуары для сохранения безопасности детей — замки-фиксаторы для емкостей, ящиков и шкафов, в которые детям лучше не проникать. Есть заглушки для розеток. В домашних условиях можно изготовить предохранители для острых углов. Для этого можно использовать старые пластмассовые кубики и мячики, разрезав и насадив на опасный угол стола, край перил.

6.        Практически для всех случаев подойдут пиктограммы — изображения, предупреждающие об опасности. Есть несколько телефонов, номера которых может выучить даже трехлетний ребенок: это телефон пожарной службы, милиции и скорой помощи. Нарисуйте цифры этих номеров, а напротив — картинки с изображением красной пожарной машины, милицейской машины и машины скорой помощи. Повесьте пиктограммы над телефоном и потренируйтесь с выключенным аппаратом, как нужно разговаривать. Покажите детям на улице работников этих служб и расскажите какую-нибудь поучительную героическую историю с хорошим финалом. Важно не испугать ребенка, важно научить его, как себя вести даже в сложных ситуациях.

7.        В качестве сигнала, «зарубки на память», используйте флажок, с помощью которого вместе с ребенком «отметьте» опасные места. Ребенок почувствует себя хозяином в доме, а главное — уйдет тревога.

8.        Покажите в лицах, что вы имеете в виду, когда говорите, что нельзя лезть в розетку, нельзя открывать чужим, нельзя трогать нож или ножницы. Дети любят наблюдать за тем, как взрослые что-то делают, и они рады обнаружить, что и взрослые попадают в сложные ситуации. От этого они чувствуют себя только сильнее и увереннее.

В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности!

Каждый из нас может оказаться в непредвиденной ситуации, кто же поможет человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего он сам! Понять это - значит сделать первый, самый важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Мы взрослые должны быть главными помощниками на этом пути. Должны научить детей предвидеть опасные ситуации и избегать их, а в крайнем случае быть максимально к ним готовыми.

Доброго безопасного пути Вам и вашим детям!

Игралочка для родителей

Попробуйте ответить на мои вопросы.

Вопрос №1: Назовите правила поведения при обнаружении запаха газа в квартире.

Ответ: Не включать свет и электроприборы, не зажигать спички, открыть окна и форточки, звонить в газовую службу от соседей по телефону –104-, оповестить других соседей о случившемся.

Вопрос №2: Назовите правила поведения при пожаре в квартире.

Ответ: Не открывать окна, не тушить водой загоревшиеся электроприборы, дышать через мокрую ткань, к выходу двигаться, пригнувшись, покиньте помещение, закройте за собой дверь, вызовите пожарную охрану по телефону

-101-, сообщите о пожаре соседям.

Вопрос №3: Назовите правила поведения при контакте с домашней и бродячей собакой.

Ответ: Не гладьте незнакомых животных; не трогайте собаку, когда она ест или кого-то охраняет, особенно своих детенышей; не толкайте и не нападайте в шутку на хозяина собаки; никогда пристально не смотрите собаке в глаза; не убегайте от собаки, не поворачивайтесь к ней спиной; чтобы отогнать бродячую собаку, бывает достаточно поднять с земли камень или палку, а вот с домашними животными, часто хорошо дрессированными, лучше не размахивать руками, а громко и четко отдать команду«Фу!» или «Нельзя!».

А сейчас мы предлагаем вам решить проблемные ситуации.

(каждая группа родителей выбирает себе карточку с ситуацией, прочитывают, разыгрывают и предлагают возможные ответы)

Ситуация №1: Молодая женщина приятной наружности говорит девочке (мальчику)«Здравствуй, девочка! Как тебя зовут? А где ты живешь?» Как должна ответить девочка незнакомке?

Возможные ответы: «Вот я сейчас маму (папу) позову!»; «Простите, но я очень спешу!».

Ситуация №2: Ребенок потерялся. Что он будет делать?

Возможные ответы:

- Везде бегать и искать маму.

- Стоять на месте, где потерялся.

- Обратиться к милиционеру за помощью, если уж очень долго стоишь.

- Пойти с незнакомой тетей, которая скажет, что только что видела твою маму, а мама плачет, ищет тебя.

- Пойти с чужим мужчиной, который скажет, что живет рядом с домом, в котором ты живешь, что он тебя проводит.

- Попросить прохожего отвести тебя в ближайшее отделение милиции.

- Обратиться к продавцу в магазине за помощью.

- Попросить прохожего позвонить в милицию и сообщить, что ты потерялся и находишься в таком-то месте.