Методическая работа. Самообразование.

Выступление на МО воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

Выступление на методическом объединении воспитателей

Тема: «Использование современных инновационных технологий в образовательном процессе с детьми с ОВЗ»

                                                                               Подготовила: Гараськова Л.В.

                                       

2018-2019г.

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.

Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».   ( Всеволод Петрович Кащенко, врач, педагог)

    В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования,  ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

   Выделим два важных момента в этом определении:

1. создание условий для развития обучающихся;

2. оказание им помощи в жизненном самоопределении.

     

   Эти два момента особенно актуальны при  воспитательной работе в нашем учреждении, т.к. для эффективной их реализации необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Правильно построить воспитательный процесс в СКО школе – интернате VIII вида непросто. Воспитательный процесс должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах:

-    разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников;

- коррекция, исправление недостатков умственного и физического недоразвития

  Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде оно протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.

   

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности.

Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем, воспитателем  – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на занятиях в коррекционной школе VIII вида:

1.технология разноуровневого обучения

2.коррекционно - развивающие технологии

3.технология проблемного обучения

4.метод проектов

5.игровые технологии

6.информационно-коммуникационные технологии

7.нравственная технология

8.здоровьесберегающие технологии

Я остановлюсь на 2-х.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Воспитательные технологии намного сложнее образовательных, так как в их основе лежат отношения между воспитанниками и педагогами и они требуют от педагогов умение вести за собой детей, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог.

Общепринятой классификации воспитательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует.  Любые классификации остаются условными, поскольку не вмещают все многообразие технологий воспитания. В своей практической деятельности педагог чаще всего стоит перед конкретными вопросами: как преобразовать воспитательную ситуацию, как выбрать способы действия (свои, проверенные многократно, или успешно примененные кем-то; известные или новые, новаторские; «быстродействующие» или длительные, системные), как построить взаимодействие с ребенком или группой детей?

Эти вопросы требуют своего решения повседневно, в конкретных воспитательных ситуациях и с учетом перспективы воспитательного процесса.

1. Технология педагогического общения – это технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов.

Основное назначение педагогического общения сохранить достоинство ребенка, оградив достоинство педагога. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель. Здесь очень важным воспитательным моментом является то, каким тоном обращается воспитатель к воспитаннику, воспринимает ли он его как равноправного субъекта общения.

2.Технология педагогического разрешения конфликта – это технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта - обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.

К способам разрешения конфликта можно отнести: юмор, «психологическое поглаживание», компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.

Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

3.Технология предъявления педагогического требования – это технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Педагогическое требование – это предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы.

Основные правила предъявления педагогического требования:

•        Скрытая педагогическая позиция;

•        Тактичное оформление требования;

•        Детализация выдвигаемых требований;

•        Акцентирование на положительной программе действий;

•        Положительное подкрепление требования;

•        Терпеливое ожидание результатов.

4. Технология педагогической оценки поведения и поступков детей – это технология воспитания, в основе которой лежит оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры.

Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации среди множества ценностей и антиценностей.

К основным принципам педагогического оценивания относятся недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и другие.

5. Технология коллективного творчества (И.П. Иванов, академик, основоположник педагогики сотрудничества)  (А.С.Макаренко  «Личность всегда развивается в группе»)

Организация творческого воспитания – это организация определенного образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Использование этой технологии предполагает достаточно высокий уровень развития коммуникативных навыков (навыки эффективного общения- сюда обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора, умение договариваться и настаивать на своих законных правах)

Данную технологию мы используем при выполнении коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)

Интеллектуальные КТД (пример: «Что? Где? Когда?»)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: «Зарница», «Спартакиада»)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

6. Технология организации и проведения группового воспитательного дела (Н.Е.Щуркова,  профессор).   Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку данного воспитательного дела можно представить следующим образом:

1.        Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов);

2.        Психологический настрой (приветствие, вступительное слово);

3.        Содержательная (предметная) деятельность;

4.        Деятельный этап;

5.        Завершающий этап (рефлексия);

6.        Проекция на будущее

В своей работе эту технологию в основном используем при проведении воспитательных часов по всем направлениям.

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя/, воспитателя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие. При этом нельзя забывать, что педагогом должна быть создана ситуация успеха.

В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя, воспитателя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности умственно отсталых учащихся проблемное обучение осуществляется на минимальном уровне, но также представляется в трех основных формах:

проблемное изложение, частично-поисковая деятельность и частично самостоятельная исследовательская деятельность.

Так как исследовательская деятельность представляет собой в полной мере самостоятельный поиск учеником решения проблемы такой вариант учащимся с умственной отсталостью в младших классах не доступен. Направляющую роль в частично исследовательской деятельности играет педагог.

Изначально, поставив  проблему, воспитатель направляет на путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска, подводя их к напрашивающемуся выводу. Даже, такая, на первый взгляд простая деятельность является трудной задачей для учащихся данной категории и тем больший восторг вызывает решение проблемы.

В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.  

Преимущества технологии проблемного обучения детей с ОВЗ:

способствует формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения, так как основана на собственном опыте

Занятия ручным трудом. Выполнение работ в технике «Айрис фолдинг»

        На данном занятии  ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего занятия.

     В заключении хочется отметить, что  использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой. Благодаря образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию».

    Применение той или иной образовательной технологии в обучении будет зависеть от поставленных целей, индивидуальности педагога, его мастерства и желания действовать на благо ребенка.

Список литературы:

  1. Библиографическое описание: Евсюткина П. А. Инновационные коррекционные педагогические технологии [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 183-185.
  2.  Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009 г.;
  3. Пидкасистый П.И.,Хайдаров Ж.С. «Технология игры в обучении и развитии»-М.,1996 г.;
  4.  Щербатова Н. Г. Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 631-634. — URL https://moluch.ru/archive/99/22199/ (дата обращения: 27.12.2018).
  5. Источник: https://www.menobr.ru/article/27925-qqe-16-m10-ispolzovanie-tehnologii-problemnogo-obucheniya-etapy-metody-priemy?from=PW_Timer_Art_Google_Desk&ustp=W