Подготовка к ГИА 11 ( тренировочные задания для учащихся)

Раздел содержит  тренировочные задания  для учащихся для подготовки к ГИА11

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант 2. Кровообращение 1

  1. В каком отделе сердца начинается малый круг кровообращения?
  2. По каким артериям течет венозная кровь?
  3. В каком отделе сердца заканчивается большой круг кровообращения?
  4. Где в кровеносной системе максимальное давление? Минимальное давление?
  5. В каких кровеносных сосудах максимальная скорость тока крови? Минимальная?
  6. Где максимальный общий просвет кровеносных сосудов? Минимальный?

Кровообращение 2. Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа.

Тест 1. Где находится трехстворчатый клапан в сердце?

  1. В правом предсердно-желудочковом отверстии.
  2. В левом предсердно-желудочковом отверстии.
  3. У выхода аорты из левого желудочка.

Тест 2. Что происходит со створчатыми и полулунными клапанами во время систолы желудочков?

  1. Створчатые открыты, полулунные закрыты.
  2. Створчатые закрыты, полулунные открыты.
  3. И створчатые, и полулунные закрыты.
  4. И створчатые, и полулунные открыты.

Тест 3. Какие ионы, попадая в кровь, ослабляют работу сердца?

  1. Ионы натрия.
  2. Ионы калия.
  3. Ионы кальция.
  4. Ионы магния.

Тест 4. Какой гормон, усиливающий работу сердца, выделяется надпочечниками под действием симпатической части автономной нервной системы?

  1. Ацетилхолин.
  2. Инсулин.
  3. Адреналин.
  4. Тироксин.

Тест 5. Какие нервы усиливают работу сердца?

  1. Нервы соматической части нервной системы.
  2. Симпатического нервы.
  3. Парасимпатического нервы.
  4. И симпатические, и парасимпатические нервы.

 Дыхательная система 3

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

  1. Что такое внешнее дыхание?
  2. Каково положение надгортанника при дыхании? Глотании?
  3. Какое давление в плевральной полости?
  4. Из каких объемов складывается жизненная емкость легких?
  5. Как влияет избыток углекислого газа в крови на дыхательные движения?
  6. Как происходит вдох?
  7. Дыхательный объем легких, изображенных на рисунке?
  8.  Резервный объем легких?
  9. Дополнительный объем легких

  1. Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности организма человека?
  2. Объясните, какие структуры участвуют в передаче, усилении преобразовании  звуковой волны в нервный импульс?
  3. Какую функцию выполняет орган изображенный на рисунке. Какие части органа обозначены цифрами 1 и 2? Укажите их функции.

4. Найдите ошибки в тексте.

1.В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной. 2.Слюна содержит ферменты и вещества, убивающие микробы. 3.Ферменты слюны превращают нерастворимые белки в аминокислоты. 4. Ферменты, вызывающие химические изменения пищи, вырабатываются в пищеводе. 5. Движение пищевых масс происходит благодаря сокращению и расслаблению мышц стенок кишечника. 6.Всасывание основной массы питательных веществ происходит в слепой кишке.

5. На рисунке представлены слои кожи человека, обозначенные буквами А и В. Назовите их. Какие функции они выполняют?

Вариант 2.

  1. Каковы функции пищеварительной системы человека?
  2. Чем доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих?
  3. По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца?

http://fipi.ru/os/docs/CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4/questions/139599(copy1)/innerimg0.jpg

  1. Какие действия следует осуществить при оказании доврачебной помощи при открытом переломе костей предплечья?
  2. Объясните, какие структуры участвуют в передаче, усилении преобразовании  звуковой волны в нервный импульс?
  3. Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признаков.
  4. Назовите мужской гаметофит сосны. Каково его строение? В результате каких процессов он образовался?



Предварительный просмотр:

«Бесполое и половое размножение»

  1. Назвать тип и вид размножения представленные на рисунках или видеофрагментах

  1. Решить задачу на выдвижение гипотез и их защиту

  1. Приводим два противоречивых факта: 1) при половом размножении молодая особь развивается в результате оплодотворения – слияния двух половых клеток; 2) однако в клетках детей количество хромосом не увеличивается, оно остаётся постоянным, таким же, как в клетках родителей. Как показывают микроскопические исследования, постоянство числа хромосом сохраняется и у внуков, и у правнуков, и во всех последующих поколениях, хотя каждому их них предшествует слияние половых клеток. Сопоставьте эти факты и объясните: почему при половом размножении, несмотря на предшествующее оплодотворение, число хромосом в клетках нового потомства остаётся постоянным, таким же, как и у родителей, а не увеличивается с каждым поколением.

  1. Сравнить объекты, найти общее, найти различия

  1. Тест «Бесполое и половое размножение»

1.       Мелкие,   подвижные   гаметы   высокоразвитых   растений  

и   животных — это:

а) споры

б) яйцеклетки

в) сперматозоиды.

2.      Крупная яйцеклетка:

а) у слона.

б) у курицы

в) у человека.

3.      Вегетативное размножение — пример ... размножения:

а) полового

б) бесполого

в) спорового.

4.      Набор хромосом у зародыша семени покрытосеменных растений:

а) гаплоидный

б) диплоидный

в)триплоидный.

5.      Процесс  образования  мужских   половых   клеток  у животных  

и человека называется:

а) овогенез

б) сперматогенез

в) партеногенез.

6.      Принципы искусственного партеногенеза разработал:

а) Б.Л. Астауров        

в) И.В. Мичурин.

б) С.Г. Навашин

7.       При    созревании    сперматозоидов    большая    часть    

цитоплазмы исчезает, но сохраняется ...

а) рибосома        в) ЭПС.

б) комплекс Гольджи

8.      Количество   микроспор   (пыльцевых   зерен),   образующихся  

из одной материнской клетки:

а) 1        

б) 2                        

в) 4.

9.      Пол человека определяется:

а) при образовании гамет в мейозе;

б) при расхождении хромосом в мейозе;

в) при образовании зиготы.

10.    Размножение — это процесс:

а) увеличения числа клеток;

б) воспроизведения себе подобных;

в) развития организмов в процессе эволюции.

11.     Мужскими половыми клетками являются:

а) семенники

б) мужские половые гормоны

в) сперматозоиды.

12.     Попадая в матку и яйцеводы женщины, сперматозоиды живут:

а) 30 минут        

в) 30-40 дней.

б) 5-8 дней

  1. Кроссворд «Развитие половых клеток»

1. Фаза гаметогенеза, во время которой первичные половые клетки многократно делятся митозом, сохраняя диплоидный набор хромосом в ядрах.

2. Процесс формирования сперматозоидов.

3. Процесс формирования яйцеклеток.

4. Заключительная фаза сперматогенеза.

5. Процесс формирования половых клеток-гамет.

6. Тельце с минимальным содержанием питательных веществ.

7. Фаза, во время которой будущие гаметы делятся мейозом, в результате чего из каждой диплоидной клетки образуется четыре гаплоидных.

8. Фаза гаметогенеза, когда будущие сперматозоиды и яйцеклетки увеличиваются в размерах, происходит репликация ДНК, запасаются вещества, необходимые для последующих делений


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Вариант 1.

1. На поверхности почвы иногда можно увидеть большое количество дождевых червей. Объясните, при каких  метеорологических условиях это происходит и почему.

2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Кольчатые черви – это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из отдельных сегментов. 4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой.

3. Какие системы органов белой планарии обозначены на рисунке буквами А,Б,В? Какие из этих систем впервые появились у плоских червей?

4. Перечислите преимущества живого организма как среды обитания.

5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Плоские черви из классов Ленточные черви и Сосальщики ведут паразитический образ жизни. 2. Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду. 3. Основным хозяином печеночного сосальщика является малый прудовик. 4. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот. 5. Взрослый червь – печеночный сосальщик размножается в организме малого прудовика.

6. Гормон окситоцин имеет белковую природу. В процессе трансляции его молекулы участвовало 9 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезированного белка, а также число триплетов и нуклеотидов, которые кодируют этот белок. Ответ поясните.

7. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах человека одной соматической клетки составляет 6х10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядрах клеток при овогенезе непосредственно перед началом мейоза и в анафазу 2. Объясните полученные результаты.

8. Чёрный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырёх фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В).

Задание 1. «Саркодовые»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. К какому типу, подтипу и классу относится амеба?
  2. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 7?
  3. Какие органоиды отвечают за движение амебы.
  4. Какой органоид отвечает за пищеварение?
  5. Как дышит амеба?
  6. Какой органоид отвечает за выделение из клетки воды с растворенными в ней вредными веществами?
  7. Как амеба может переносить неблагоприятные условия?
  8. Как размножается амеба?
  9. Какие саркодовые могут иметь внешний или внутренний скелет?
  10. Какие саркодовые могут паразитировать в человеке?

Задание 2. «Растительные жгутиконосцы»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 10?
  2. Что представляет собой вольвокс?
  3. Какие клетки различаются в колонии вольвокса?
  4. Как осуществляется бесполое размножение вольвокса?
  5. Как осуществляется половое размножение вольвокса?

  1. Почему зелёную эвглену одни учёные относят к растениям, а другие – к животным? Укажите не менее трёх причин.

Задание 3. «Инфузория туфелька»

Рассмотриинфузорияте рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?
  2. С помощью каких органоидов движется инфузория туфелька?
  3. Через какой органоид инфузория туфелька поглощает питательные вещества?
  4. Через какой органоид инфузория туфелька выводит непереваренные вещества?
  5. Сколько сократительных вакуолей у инфузории туфельки?
  6. Сколько ядер у инфузории туфельки?
  7. Каков набор хромосом в ядрах инфузории туфельки?
  8. К какому типу относится инфузория туфелька?

  1. В соматических клетках гороха 14 хромосом. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и спермиев гороха? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

  1. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?

  1. Полипептид состоит из 20 аминокислот. Определите число нуклеотидов на участке гена, который кодирует первичную структуру этого полипептида, число кодонов на иРНК, соответствующее этим аминокислотам, и число молекул тРНК, участвующих в биосинтезе этого полипептида. Ответ поясните.

Вариант 2.

1. Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарный контроль, опасно употреблять в пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде?

2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Плоские черви – это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У ленточных червей хорошо развита пищеварительная система. 5. Плоские черви – раздельнополые животные, откладывают яйца.

3. Перечислите преимущества живого организма как среды обитания.

4. Какие системы органов дождевого червя обозначены на рисунке буквами А,Б,В? Какие из этих систем впервые появились у кольчатых червей?

5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Плоские черви из классов Ленточные черви и Сосальщики ведут паразитический образ жизни. 2. Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду. 3. Основным хозяином печеночного сосальщика является малый прудовик. 4. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот. 5. Взрослый червь – печеночный сосальщик размножается в организме малого прудовика.

6. Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 100 нуклеотидов с аденином (А), 200 нуклеотидов с тимином (Т), 350 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двухцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.

7. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах человека одной соматической клетки составляет 6х10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядрах клеток при овогенезе непосредственно перед началом мейоза и в анафазу 1. Объясните полученные результаты.

8. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.



Предварительный просмотр:

«Индивидуальное развитие организмов»

  1. Извлечь информацию из представленного объекта

  1. «Восстановить цепочку»: расположить  рисунки в правильной последовательности, то из букв, наклеенных на рисунках, сложится термин

сканирование0009сканирование0010

  1. Найти соответствие фактов и понятий:

Подберите названию органа название зародышевого листка, из которого он развивается.

Название органов:

лёгкие,

 позвоночник,

 спинной мозг,

орган зрения,

 яичники,

кишечник,

скелет.

Название зародышевого листка:

 энтодерма,

эктодерма,

мезодерма.

        

  1. Сравнить объекты, найти общее, различия

Сравните две яйцеклетки – оплодовворённую и неоплодотворённую,  выявите различия, установите сходство

  1. Составить интеллект-карту«Эмбрионального развития организмов»

  1. Сравнить между собой рисунки, найти общее и отличия

  1. Извлечь всю информацию из представленного объекта

  1. Проанализируйте данные таблицы и дополнительной информации и сделайте вывод

Таблица 1. Зависимость здоровья детей от пьянства родителей

Судьба детей

В семьях пьющих родителей

В непьющих семьях

Умерли в первые месяцы
Оказались недоразвитыми и больными
Здоровы

43,9 %
38,6 %
17,5 %

8,2 %
9,8 %
82 %

Дополнительная информация

Курение беременной женщины приводит к тому, что никотин из крови матери попадает в кровь плода. Сужая кровеносные сосуды, никотин резко ухудшает его питание, что приводит к хроническому кислородному голоданию плода и более чем на 50 % увеличивает смертность новорождённых. Печень плода не может ещё обезвреживать токсические продукты, и зарождающийся организм работает как аккумулятор ядов табака, которые поставляет ему курящая мать. На этой почве развивается тяжёлое заболевание – эклампсия, часты случаи умственной, физической отсталости новорождённого, недоразвития его внутренних органов: сердца, мозга, печени, лёгких и др., а также различные уродства.

  1. Решить задачу на выдвижение гипотез и их защиту

  1. Зародыши всех позвоночных животных и человека в процессе дифференцировки

проходят стадию образования сначала двух, а затем трёх зародышевых листков. Назовите эти листки.

  1. На электронограмме представлены мужские и женские половые клетки. Как по составу органелл можно отличить сперматозоид от яйцеклетки?

  1. Даны два зародыша одного вида животных. Один находится в стадии двух бластомеров, другой на стадии морулы. Какой зародыш больше по массе?

  1. В эксперименте на стадии бластулы введено вещество, блокирующее перемещение клеток. Развитие какого этапа эмбриогенеза будет блокировано?
  2. В эксперименте в зародыше амфибии на стадии гаструлы с помощью сплошной

пластинки изолировали хордальный вырост от эктодермы. Какие нарушения в

развитии зародыша вызовет это воздействие?

  1. Начальные стадии развития почти всех животных имеют много общего. Какой вывод о происхождении всех организмов на Земле можно сделать из этого факта?

  1. Наукой доказано, что алкоголь, никотин, наркотики особенно вредны для эмбриона. Почему? Выскажите свое мнение.

  1. В ходе беременности женщина получила радиационное облучение? Какие, на Ваш взгляд, могут возникнуть последствия данного воздействия?

  1. Большое влияние на развитие зародыша оказывают условия внешней среды, в которой формируется будущий организм. Охарактеризуйте факторы, способные оказать негативное воздействие на эмбриональное развитие ребенка в крупном промышленном городе?

  1. Начальные стадии развития почти всех животных имеют много общего. Какой вывод о происхождении всех организмов на Земле можно сделать из этого факта?

  1. Онтогенез каждого организма включает обязательные этапы, назовите их. В какой среде осуществляется эмбриональная стадия у ящерицы, карася, воробья, лягушки, кенгуру, ежа, крокодила? Какие особенности обеспечивают зародышам этих животных защиту от негативных воздействий среды?

  1. До беременности и в течение беременности женщина систематически курила? Выскажите свое мнение о влиянии никотина на развитие зародыша?

  1. Беременная женщина работает в химической лаборатории. Выскажите свое мнение о влиянии химических веществ на внутриутробное развитие зародыша.
  2. Напишите сочинение на тему:
  1. «Страницы из дневника головастика»
  2. «Автобиография лягушки» (бабочки, стрекозы, лисы, воробья и др.)
  1. Почему тип размножения хламидомонады и гидры определяется условиями обитания в водоеме?
  2. У бабочки тутового шелкопряда не развиты ротовые органы, она не питается. Как вы думаете, за счет, каких источников энергии она живет и даже размножается?
  3. Многие насекомые зимуют на стадии куколки. Предложите механизм, регулирующий время окукливания и появление взрослого насекомого из куколки весной.
  1. Тест «Индивидуальное развитие организмов»

1.       Онтогенез — процесс...

а) исторического развития организмов;

б) индивидуального развития организма;

в) эмбрионального развития организмов.

2.      Рост организма происходит в результате:

а) мейоза

б) митоза

в) образования гамет.

3.      Семя формируется:

а) из пестика

б) из зародышевого мешка

в) из семяпочки.

4.      Стадию двухслойного зародыша называют гаструлой, так как:

а) похожа на желудок;

б) имеет кишечную полость;   .

в) имеет желудок.

5.      В   процессе   дробления   зиготы   формируется   сферическое   образование с полостью внутри, называемое

 а) гаструлой

  б) нейрулой

   в) бластулой        

6.     Вид деления клеток при дроблении зиготы:

а) митоз        в) мейоз.

б) амитоз

        7.      Стадия развития осевого комплекса:

а) бластула

б) гаструла

в) нейрула.

8.      Явление эмбриональной индукции доказывает:

а) влияние нервной трубки на развитие других тканей;

б) влияние хорды на развитие других тканей;

в) сходство зародышей.

9.      Способ, не относящийся к процессу гаструляции:

а) инвагинация

б) иммиграция

в) бластуляция.

10.    Стадия бластулы:

а) бластопор

б) бластодерма

в) энтодерма.

  1. Кроссворд «Онтогенез»

1. Оплодотворенная яйцеклетка.

2. Система в организме, образованная из эктодермы.

3. Основатель современной эмбриологии, доказавший, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными.

4. Стадия зародыша, в результате которой образуется комплекс осевых органов.

5. Новый организм, который развивается из оплодотворенной яйцеклетки.

6. Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы.

7. Немецкий исследователь, один из основателей экспериментальной эмбриологии.

8. Индивидуальное развитие особи.

9. Первичная полость тела.

10. Совокупность клеточных элементов, расположенных между наружными и внутренними зародышевыми листками в первичной полости.

11. Краткое повторение исторического развития вида, к которому относится данная особь.

12. Процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.

13. Период, длящийся от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек.

14. Один из осевых органов зародыша, образующийся после завершения гаструляции.

15. Период, длящийся от выхода яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.

16. Двухслойный зародышевый мешок, наружный слой клеток которого называется эктодермой.

17. Период накапливания клеточного материала для дальнейшего развития.

18. Набор хромосом в стадии дробления.

19. Однослойный многоклеточный зародыш.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. Определите тип корневой системы и виды корней, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2. Из чего они образуются?

  1. Назовите части древесного стебля, обозначенные на рисунке цифрами1, 2, 3, и укажите функции, которые они выполняют.

  1. Назовите вегетативный орган растения, представленный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1 и 2, и выполняемые ими функции. Какую роль выполняет этот вегетативный орган в жизни растения?

  1. При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (а) растения с грушевидными плодами (в) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 – высоких с грушевидными плодами; 40 – карликовых с округлыми плодами; 14 - карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырех фенотипических групп.
  2. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидовТГЦЦЦАТТЦГТТАЦГ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

71733

Установите соответствие между особенностью строения и функций ткани растений и их видом.

  

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ТКАНЕЙ

 

ВИДЫ ТКАНЕЙ

А) 

состоят из плотно прилегающих друг к другу клеток

Б) 

имеют устьица, чечевички

В) 

образованы клетками удлинённой формы, сообщающимися между собой

Г) 

обеспечивают защиту органов растения от неблагоприятных воздействий среды

Д) 

осуществляют газообмен и испарение воды

Е) 

включают сосуды и ситовидные трубки

   

1) 

покровные

2) 

проводящие

22789

Установите соответствие между признаком организмов и группой, для которой он характерен.

  

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ

 

ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ

А) 

выделяют в особое царство

Б) 

тело представляет собой слоевище

В) 

имеют плодовое тело

Г) 

по способу питания – автогетеротрофы

Д) 

вступают в симбиоз с корнями растений

Е) 

представляют симбиоз грибов и водорослей

   

1) 

грибы

2) 

лишайники

68583

Установите соответствие между характерными признаками растений и их отделами.

  

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ

 

ОТДЕЛЫ

А) 

листостебельные растения, не имеющие корней

Б) 

имеют хорошо развитую проводящую систему

В) 

некоторые растения содержат водоносные клетки, в которых запасается вода

Г) 

недоразвита проводящая система, поэтому  рост растения ограничен

Д) 

половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом)

Е) 

спорофит преобладает над гаметофитом

   

1) 

Моховидные

2) 

Папоротниковидные

27556

Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

  

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ

 

ОТДЕЛ

А) 

в большинстве – травянистые растения

Б) 

преобладают деревья и кустарники

В) 

размножаются спорами

Г) 

размножаются семенами

Д) 

оплодотворение не связано с водной средой

   

1) 

Папоротниковидные

2) 

Голосеменные

79760

Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, к которой оно принадлежит.

  

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ

 

ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

А) 

первые, наиболее древние растения

Б) 

господствующая группа растений на Земле

В) 

не имеют органов и тканей

Г) 

имеют вегетативные и генеративные органы

Д) 

имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян

Е) 

тело состоит из одной или множества сходных клеток

   

1) 

водоросли

2) 

покрытосеменные

71000

Установите соответствие между характеристикой растения и семейством, к которому оно принадлежит.

  

ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ

 

СЕМЕЙСТВО

А) 

число частей цветка кратно пяти

Б) 

органы большинства растений содержат ядовитые вещества

В) 

плоды – ягода или коробочка

Г) 

чашелистики и лепестки расположены взаимно перпендикулярно

Д) 

плоды – стручки или стручочки

   

1) 

Крестоцветные

2) 

Пасленовые

22788

Установите соответствие между грибом и характером его питания.

  

ГРИБ

 

ХАРАКТЕР ПИТАНИЯ

А) 

пеницилл

Б) 

фитофтора

В) 

спорынья

Г) 

дрожжи

Д) 

головня

Е) 

шампиньон

   

1) 

сапротрофный

2) 

паразитический

1.Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из

каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

2. Аллельные гены, отвечающие за наследование короткой (А) и длинной шерсти у кошек, расположены в аутосомах. Ген окраски шерсти сцеплен с Х-хромосомой: ХB – чёрная окраска; Хb – рыжая окраска; гетерозиготные особи имеют черепаховую окраску. Гомогаметным полом у кошек являются самки. От скрещивания короткошёрстной черепаховой кошки с длинношёрстным чёрным котом родились котята: короткошёрстная чёрная самка и длинношёрстный рыжий самец. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы возможного потомства. Какие законы наследственности проявляются в этих скрещиваниях?

3. Рассмотрите рисунок. Выскажите свое предположение о том, как опыляется цветок такого растения. Пользуясь рисунком, приведите не менее трех обоснований, подтверждающих ваше мнение.

4. «Цветки. Однодомные и двудомные растения»

Продолжите предложение:

  1. Цветок – это ….
  2. Двойной околоцветник образован ….
  3. Околоцветник выполняет важные функции – ….
  4. Пестик состоит из трех частей: ….
  5. В пестике образуются ….
  6. В тычинках различают ….
  7. В тычинках образуется ….
  8. Обоеполыми называются цветки, имеющие ….
  9. Однополые цветки – это цветки, в которых ….
  10. Однодомными называют растения, у которых ….
  11. Двудомными называют растения, у которых …
  12. Женский гаметофит цветковых растений представлен (_).
  13. Один спермий сливается с (_), второй – (_), то есть происходят два оплодотворения.
  14. Зародыш семени развивается из (_).
  15. Эндосперм образуется из (_).
  16. Кожура семени образуется из (_)
  17. Околоплодник формируется из (_).



Предварительный просмотр:

1.Какой метод применяют в селекции растений для выведения новых сортов?

  

 1) 

размножение черенками

  

 2) 

размножение отводками

  

 3) 

создание благоприятных условий для жизни растений

  

 4) 

скрещивание растений разных сортов

2.Эффект гетерозиса проявляется вследствие

  

 1) 

увеличения доли гомозигот

  

 2) 

появления полиплоидных особей

  

 3) 

увеличения числа мутаций

  

 4) 

перехода рецессивных мутаций в гетерозиготное состояние

3.Знания центров происхождения культурных растений используются селекционерами при

  

 1) 

создании средств химической защиты от вредителей

  

 2) 

определении числа мутантных генов у сорта

  

 3) 

подборе исходного материала для получения нового сорта

  

 4) 

изучении дрейфа аллельных генов в популяциях 

4.Индивидуальный отбор, в отличие от массового, более эффективен, так как он проводится

  

 1) 

по генотипу

  

 2) 

под влиянием факторов окружающей среды

  

 3) 

под влиянием деятельности человека

  

 4) 

по фенотипу

5.Каким путём осуществляется в селекции растений выведение новых сортов?

  

 1) 

выращиванием растений на удобренных почвах

  

 2) 

вегетативным размножением с помощью отводков

  

 3) 

скрещиванием растений разных сортов и последующим отбором потомства с ценными признаками

  

 4) 

выращиванием растений на бедных почвах

6.Выращиванием дрожжей для получения кормового белка занимается

  

 1) 

микробиологическое производство

  

 2) 

генная инженерия

  

 3) 

молекулярная биология

  

 4) 

биохимия

7.Для получения биомассы женьшеня из одной многократно делящейся клетки используют метод

  

 1) 

культивирования клеток и тканей

  

 2) 

гибридизации соматических клеток

  

 3) 

центрифугирования

  

 4) 

экспериментального мутагенеза

8.Для получения биомассы женьшеня из одной многократно делящейся клетки используют метод

  

 1) 

культивирования клеток и тканей

  

 2) 

гибридизации соматических клеток

  

 3) 

центрифугирования

  

 4) 

экспериментального мутагенеза

9.Селекционеры используют методы клеточной инженерии с целью получения

  

 1) 

эффективных лекарственных препаратов

  

 2) 

гибридных клеток и выращивания из них гибридов

  

 3) 

кормового белка для питания животных

  

 4) 

пищевых добавок для продуктов питания

10.К половому способу размножения относят процесс

  

 1) 

партеногенеза у пчёл

  

 2) 

почкования у дрожжей

  

 3) 

спорообразования у мхов

  

 4) 

регенерации у пресноводной гидры

11.Что представляет собой сорт или порода?

  

 1) 

искусственную популяцию

  

 2) 

естественную популяцию

  

 3) 

вид

  

 4) 

род

12.При получении чистых линий у растений снижается жизнеспособность особей, так как

  

 1) 

рецессивные мутации переходят в гетерозиготное состояние

  

 2) 

увеличивается число доминантных мутаций

  

 3) 

уменьшается число мутаций

  

 4) 

рецессивные мутации переходят в гомозиготное состояние

13.Какой из перечисленных методов широко используется в селекции растений и животных?

  

 1) 

отбор по экстерьеру

  

 2) 

массовый отбор

  

 3) 

получение полиплоидов

  

 4) 

скрещивание организмов

14.Генная инженерия, в отличие от клеточной, включает исследования, связанные с

  

 1) 

культивированием клеток высших организмов

  

 2) 

гибридизацией соматических клеток

  

 3) 

пересадкой генов

  

 4) 

пересадкой ядра из одной клетки в другую

15.В основе создания селекционерами чистых линий культурных растений лежит процесс

  

 1) 

сокращения доли гомозигот в потомстве

  

 2) 

сокращения доли полиплоидов в потомстве

  

 3) 

увеличения доли гетерозигот в потомстве

  

 4) 

увеличения доли гомозигот в потомстве

16.Снижение эффекта гетерозиса в последующих поколениях обусловлено

  

 1) 

проявлением доминантных мутаций

  

 2) 

увеличением числа гетерозигот

  

 3) 

уменьшением числа гомозигот

  

 4) 

проявлением рецессивных мутаций

17.Конструирование новых генов ведется с помощью методов

  

 1) 

клеточной инженерии

  

 2) 

генной инженерии

  

 3) 

центрифугирования

  

 4) 

моделирования

18.Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации, реконструкции используются в

  

 1) 

генной инженерии

  

 2) 

клеточной инженерии

  

 3) 

бионике

  

 4) 

генетике

19.Получение селекционерами сортов полиплоидной пшеницы возможно благодаря изменчивости

  

 1) 

цитоплазматической

  

 2) 

хромосомной

  

 3) 

ненаследственной

  

 4) 

геномной

20.Какая отрасль биотехнологии занимается переносом рекомбинантных молекул ДНК в клетки животных и растений?

  

 1) 

клеточная инженерия

  

 2) 

генная инженерия

  

 3) 

отдаленная гибридизация

  

 4) 

микробиологический синтез



Предварительный просмотр:

1.Клетки, каких организмов не могут поглощать крупные частицы пищи путем фагоцитоза

А. грибов                                Г. бактерий

Б. растений                          Д. лейкоцитов человека

В. Амеб                                 Е. инфузорий

2. Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов ДНК

А. азотистые основания А, Т, Г, Ц                        Г. углевод дезоксирибоза

Б. разнообразные аминокислоты                      Д. азотная кислота

В. липопротеины                                                    Е. фосфорная кислота

3. Установите соответствие

Признак нуклеиновых кислот

Вид нуклеиновой кислоты

А. Спираль состоит  из двух полинуклеоитидных цепей

Б. состоит из одной полинуклеотидной цепи

В. Передает наследственную информацию из ядра к рибосоме

Г. Является хранителем наследственной информации

Д. Состоит из нуклеотидов АТГЦ

 Е. состоит из нуклеотидов АУГЦ

  1. ДНК
  2. РНК

4.Определите последовательность процессов, происходящих в клетке при репликации ДНК

А. разрыв водородных связей

Б. присоединение к каждой нити ДНК комплементарных нуклеотидов

В. Раскручивание части спирали ДНК с участием ферментов

Г. Образование двух молекул ДНК

5.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1.Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов играют белки. 2.Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3.Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.  5.В молекуле белка зашифрована наследственная информация о признаках организма.  6. Молекулы белка и т-РНК входят в состав рибосом.

6. Строение молекулы какого мономера изображено на схеме? Что обозначено под буквами А, Б, В? Назовите виды биополимеров, в состав которых входит данный мономер?

7. Какие элементы строения клеточной мембраны обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие функции они выполняют?