Проект Умные пальчики

Кулиева Наила сафар кызы

           Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. На основе проведенных опытов и обследований учёными была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие ребёнка находится в пределах нормы. Эта закономерность была замечена ещё Марией Монтессори и отмечается современными психологами. Современными психофизиологами так же доказано, что интеллект лежит на кончиках наших пальцев, а значит, чем богаче у ребенка мелкая моторика, тем быстрее он начинает говорить, тем успешнее продвигается в своем развитии.

           Актуальность программы заключается в том, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности, у городских. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности рук - общая неготовность большинства современных детей к письму и проблемы с речевым развитием. Мы поставили перед собой цель: развивать у детей ручную умелость, совершенствовать точные, сложнокоординированные движения всех звеньев руки, тела, предплечья и особенно кистей и пальцев рук с группы раннего возраста до подготовительной, для развития речи, коммуникативных и креативных способностей, успешной социализации воспитанников  в условиях школьного обучения.                                                   Программа «Умные руки» построена с учётом требований нового нормативного документа «Федеральные государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования». Учебно-тематический план носит комплексный характер. Это обуславливается ФГОС ДО и организацией образовательного процесса через: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;  самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  Дано примерное содержание непосредственно образовательной деятельности, подробное смысловое содержание работы с родителями, виды самостоятельной деятельности        детей.                                                                                               Реализовать программу целесообразно в течение всего учебного года, это даёт положительный результат.

           Мониторинг проводится на основе методик Н.О. Озерецкого и Н.И.Гуревича («Пальчики с носиком здороваются», «Уложи монеты в коробку»); Д.Элстона, Д.Тейлора («Копирование»).

           Все необходимые методики обследования интегративных качеств детей подобраны (на основе методического пособия Верещагиной Н.В.). Мониторинг показывает положительную динамику развития мелкой моторики рук дошкольников  и развития речи (по сравнению с контрольными группами детей). У выпускников 2011-2012 года (подготовительная группа) хорошие результаты школьной готовности. Наша гипотеза о том, что «рука развивает мозг и речь» подтвердилась! Всё это выводит дошкольников на новый уровень социализации, готовности их к жизни в информационном обществе, лёгкий переход к обучению в начальном звене школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 62._kulieva_umnye_palchiki.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

«Сказочные лабиринты игры» (семинар-практикум для родителей воспитанников)

I. Вводная часть:

Ведущий: Уважаемые родители, сегодня мы пригласили вас на очередную встречу, на семинар-практикум.

В качестве разминки мы с вами подумаем.

Докажите, так это или не так, применяя свой опыт, что:

 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».  Русский  физиолог И.П. Павлова.

Итак, начало развитию мышления даёт рука.

II. Основная часть:

1.Ведущий: Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились.

По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками. Участники семинара вспоминают эти выражения, записывают на один лист бумаги (или озвучивают):

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руку на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести»

«Руки опускаются»

«Обеими руками «за»

«Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

2. Ведущий: Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

 Почему мы говорим о необходимости развития кисти в дошкольном возрасте? – учитель начальной школы.

Дело в том, что будущие школьные затруднения с письмом и речью можно почти безошибочно предвидеть уже в дошкольном возрасте. А это значит, что нет смысла пассивно ожидать появления этих неизбежных трудностей с началом школьного обучения ребёнка. Уже в детском саду можно выявить и сделать всё необходимое для того, чтобы эти трудности предупредить.

Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. 3. Практикум. Педагоги ДОУ предлагают родителям:

 «Классификацию пальчиковых игр»,  «Сказочная  логоритмика» (участие в музыкальном действии),  «Летняя фантазия» –  изготовление коллажа

4. В условиях детского сада и дома тоже можно обследовать уровень сформированности мелкой моторики?  «Обследование мелкой моторики детей» (показ способов обследования)

Обратная связь:

- Чем полезна именно для Вас данная встреча?

- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?

- Ваши пожелания на следующее заседание семинара-практикума

Ведущий: Я с удовольствием отмечаю, что цель семинара-практикума достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что такое взаимодействие даст возможность вам радовать малышей и одновременно развивать речь и мелкую моторику, внимание и способность сосредоточиться, фантазию, эстетический вкус, упорство и трудолюбие. Мы научились обследованию мелкой моторики и решили важную задачу: развивать интеллект детей, проводить профилактику нарушений письма и речи в начальной школе с помощью простых и доступных упражнений.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

«Ум на кончиках пальцев» (консультация для родителей)                                                  Что мы знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные мягкие  и ещё очень нежные, с «перевязочками».                                                                            Поначалу пальчики всё больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке.                                                              Позже начинается настоящее «наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки и т.д. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее и шаловливее. Они уже действуют осознанно и всё чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели.  Поэтому чем больше внимания вы уделяете кистям малыша (поглаживаете и разминаете пальчики, загибаете и разгибаете их), тем активнее у него развиваются мозг и речь.                                                                                                                      Ведь ум ребёнка сейчас  сосредоточен именно на кончиках пальцев – утверждал известный педагог Сухомлинский В.А.                                                           Исследования учёных показали, что уверенное развитие детской речи находится в прямой зависимости сформированности  тонких движений  пальцев рук. С помощью пальчиков можно объяснить всё, что угодно, – от игрушек и зверюшек,  до чисел и букв. Пальчики помогут малышу учиться читать и считать. Начиная работу  по мелкой моторике, мы будем делать массаж своим пальчикам, работать с бумагой и тестом.  Но не только в детском саду можно играть с пальчиками, но и дома. Для усиления кровообращения в кистях рук полезны также движения: хлопки, сжимание и разжимание мягких, а  затем упругих предметов,         перекатывание         между         ладонями         предметов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 «Как предупредить речевые недостатки?» (рекомендации логопеда родителям детей 3-4 лет)

           Физическое и психическое воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным        произношением.                                                                  Однако, речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если соблюдать эти рекомендации логопеда родителям, то все будет хорошо. Стоит добавить, что совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.). Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

«Сидит белка на тележке», пальчиковая игра

Сидит белка на тележке

Спину выпрямите, голову поднимите, руки прижмите к груди, как лапочки

Продаёт она орешки:                 Лисичке-сестричке,                 Воробью, синичке,                       Мишке толстопятому,                      Заиньке усатому.                      

правой рукой загибайте по очереди пальцы на левой руке

Кому в зобок,                              

погладьте себя по шее.

Кому в платок

протяните вперёд обе ладони.

Кому  в лапочку

протяните вперёд одну сложенную чашечкой ладонь

 

«Курочка Ряба», пальчики рассказывают сказку

Жили-были дед

Обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду

И баба

изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка

И была у них курочка Ряба

постучать указательным пальцем по столу.

Снесла курочка яичко.

Да не простое, а золотое

округлите пальцы и соедините их кончики

Дед бил, бил – не разбил

постучите кулачком по «яичку»

Баба била, била – не разбила

постучите кулачком по «яичку»

Мышка бежала

пробегите всеми пальцами правой руки по столу

Хвостиком махнула

помашите указательным пальцем

Яичко упало и разбилось

уроните расслабленные руки на колени

Дед плачет

закройте лицо руками

Баба плачет

закройте лицо руками

А курочка кудахчет:

«Не плачь, дед, не плачь баба,

я снесу вам яичко другое,

не золотое, а простое»

округлите пальцы и соедините их кончики.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

«Чудо-шляпки» (музыкальное        развлечение)                                                                         Предварительная работа: конкурс «Чудо-шляпки» (изготовление шляп) совместный        с        родителями.                                                                                                                                            Звучат фанфары, оповещающие о начале праздника.

Незнайка: Фанфары, громче звучите!

                Я всем гостям сегодня рад!

                В нарядный зал скорее проходите,

                Мы начинаем шляпный наш парад!

(Вновь  звучат  фанфары.  В зал, в костюмах, входят дети,  встают  «врассыпную»)

1 реб.: К этому празднику мы готовились вместе с родителями        и узнали много нового и интересного о шляпах.

2 реб.: В нашем зале открыт фотосалон «Сказка» где все желающие могут   сфотографироваться в образе принца или принцессы.

Незнайка: У меня есть «Шляпа желаний», которая исполнит все Ваши мечты.

1 реб.: Наши шляпки можно носить просто для красоты.

2 реб.: А ещё они могут украсить любой танец. Вот посмотрите

(Дефиле в шляпах)

Незнайка: Будем праздник продолжать

                    Со шляпой можно поиграть

(Игра «Передай шляпу»)

Незнайка: Ребята, вы любите сказки? (ответы)

  Я ожидал такой ответ, поэтому сегодня загадаю вам загадки о                                                                героях, которые носили шляпы и очень их любили.

 Загадки: 1. Всюду нос суёт свой длинный, кто же это?...  (Буратино)

                2. Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,

                    Сквозь очки свои глядит добрый … (Доктор Айболит)

         3.  Бабушка внученьку очень любила

                     Однажды шапочку ей подарила

                     Девочке нравится имя своё,

                     Вы подскажите имя её. (Красная Шапочка)

          4. Он мужчина не простой – в шляпе и со шпагой

             Славится он добротой и своей отвагой. (Д Артаньян)

(Песня сказочных героев)

Незнайка: Шляпу можно купить в магазине, можно сшить её на машине,            а мы возьмём листок бумаги и супершляпу сложим сами.

(Игра «Сложи шляпу» с родителями)

Звучит аудиозапись «Песни Шапокляк». Входит Шапокляк.

Шапокляк: Ну, здравствуйте! Что, веселитесь, танцуете? А мне вот не до веселья. Потеряла я свою любимую шляпу, и Лариска куда-то убежала.   Уж не вы ли мою шляпу на свой праздник выкрали?

Незнайка: Что ты, бабуля, так плохо думаешь о детях. Все эти шляпы они сделали с  родителями.

Шапокляк: Я смотрю, у вас тут много разных шляп. У кого-нибудь возьму шляпу, да и делов-то. Только вот мою Ларисочку-крысочку никто мне не найдёт (плачет).

Незнайка: Бабусечка-Шапоклюсечка, не волнуйся, и не плач, а лучше поиграй с   нами. Ребята, как ещё можно со шляпами поиграть? («Попади в шляпу». Победитель определяется по количеству газетных шариков в шляпе)

Шапокляк: Весело у вас, но мне без Лариски тоскливо и грустно.

Незнайка: Не грусти, Шапокляк, моя волшебная шляпа исполнит любое твоё желание. (Сюрприз со шляпой желаний и Лариской: под «сказочно-волшебную»  музыку Незнайка надевает шляпу Шапокляк. Она, закрыв глаза, загадывает свои желания, которые сбываются. Шапокляк радуется, благодарит за помощь, говорит, что проказничать сегодня не будет, разыгрывает «сюрприз-фокус»  для тей. Дети с  сюрпризом  идут в группу).

     

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

«Как предупредить речевые недостатки?» (рекомендации логопеда родителям детей 3-4 лет)

           Физическое и психическое воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным        произношением.                                                                  Однако, речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если соблюдать эти рекомендации логопеда родителям, то все будет хорошо. Стоит добавить, что совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.). Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи. Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи).

        

«Волшебные превращения»

Цель. Научить детей из гибкого материала (проволоки) создавать различные фигуры, развивать координацию движений рук, мелкую моторику, творческую фантазию,        воображение.                                                                                                                                                                       Материалы и оборудование.  Цветная        проволока,        колечки, фигурные палочки, шнурки.

Ход игры, правила, игровая мотивация.                        

Вверх шнурок, вниз шнурок,             И ещё, ещё разок,

Попеременно обводить шнурком каждый палец – сверху и снизу, от указательного до мизинца и обратно

А теперь – наоборот,                             Вот шнурок назад идёт

Пальчик вверх,                                    Пальчик вниз,                                     Этот вверх,                                              Тот опустить.

Вот какой у нас узорчик!                       Вот какой у нас заборчик!

Взрослый раскладывает перед детьми цветную проволоку, колечки, фигурные палочки, предлагает из них сделать фигурки (цветочки, бабочки).                  Показать способы работы с предложенным материалом

«Весёлые вкладыши»

Цель. Закреплять знание характерных особенностей времён года; дифференциация и закрепление геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; учить различать размеры; развивать мелкую моторику рук

Материалы и оборудование.