Конкурсы, проекты

Тимощенко Ирина Владимировна
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: проект «Игры для устного счета на уроках математики в 1 классе», сборник  «Играем  и  считаем…».

Авторы работы: Романов Сергей и  Замулин Артем, учащиеся 5 класса.

Руководитель: Тимощенко Ирина Владимировна, учитель  начальных классов.

Образовательное учреждение: МОУ «Наумовская средняя общеобразовательная школа»  Томского района

Используемые медиаресурсы: графический редактор PAINT, средство создания публикаций Microsoft Office Publisher.

  1. Актуальность темы. Почему данная тема взята для исследования?

Математика – очень интересный, необходимый современному человеку предмет. Не проходит и дня, чтобы не приходилось что-то посчитать, сложить, разделить, умножить… Но всегда ли есть под рукой счетная машина? Конечно же, нет! Вот тут и приходит на помощь умение считать в уме. Развитие устных вычислительных навыков начинается с самого 1 класса и проходит успешнее, если для этого используются задания в занимательной форме. Существует много сборников подвижных игр разных народов,  но мы решили создать свой сборник игр для устного счета на уроках математики  «Играем и считаем…», который может быть использован  для развития или закрепления устных вычислительных навыков  в очень интересной форме.

  1.  Определение предмета исследования. (Что подлежит изучению?)

Предмет исследования в нашей работе – игра. Результатом работы в рамках проектной деятельности является  проект «Игры для устного счета на уроках математики в 1 классе», сборник «Играем  и  считаем…».

  1. Формулировка проблемы. В чём заключается проблема? На какие вопросы предстоит ответить?

Проблема заключается в том, что в современном мире человеку просто необходимо уметь считать быстро, мобильно, и не только при помощи ЭВМ, но и устно. Как же научиться  считать в уме? Что поможет  сделать учебу занимательной?

На уроках ежедневно учитель использует разные приемы устных вычислений. Все они интересные, разнообразные. Но мы хотим пополнить «копилку идей» педагога, придумать свои варианты игр, возможно, они тоже понравятся ребятам.

  1.  Выдвижение гипотезы . (Каким может быть предполагаемый ответ?)

Мы предполагаем, что именно игра поможет раскрепоститься  учащимся  и  с головой  окунуться в мир устных вычислений.

  1. Проверка гипотезы. Выбор методов исследования.

В своей работе мы использовали исследовательский и эмпирический методы.

5.1.  Для проверки  гипотезы сначала  обсудили главную проблему, идею. Составили четкий план работы. Прежде всего, нам было необходимо:

-Собрать и изучить информацию о роли игры в развитии устных вычислительных навыков;

-Придумать интересные задания;

-Создать в графическом редакторе Paint  эскизы;

-Путем копирования работ из Paint, создать в Microsoft Office Publisher макет сборника;

-Напечатать сборник;

-Провести игры с учениками 1 класса

5.2.  Выяснили пути достижения цели. Определили вместе с учителем конечный результат деятельности.

5.3.  Сбор информации, ее структурирование. Среди учащихся и учителей начальных классов провели анкетирование по теме: «Что поможет сделать учебу интересней?». Как ни странно, практически все ребята единодушно согласились с тем, что интереснее учиться играя.   Большую роль игре определили и учителя.  И неспроста. Мы познакомились с некоторыми литературными источниками, Интернет-ресурсами. С помощью консультаций учителя мы отобрали главное содержание и выяснили, что  великие педагоги уделяли особое внимание игре на уроках в начальной школе. Организаторами методической работы по игре выступали В.Г. Марц,  Н.П. Булатов и  др.  Педагогической обработкой  игр,  отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В.И. Даль,  П.Ф. Лесгафт, П.Н. Бокин,  Е.М. Дементьев и др. [4]   Игра и сегодня объединяет творческий коллектив педагогов, собирателей-энтузиастов (Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, С.А. Шмаков и др.) [7]  Цель работы: выявить и обосновать педагогические условия использования игры в обучении детей математике. Игра помогает активизировать младших школьников в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество. [5]  

5.4.   Самостоятельная работа над созданием игр.   Игры должны  предлагать задачи простые на смекалку и на развитие логического мышления. Вычисления в этих задачах должны быть нетрудоемкими, чтобы не отнимали много времени на уроке, но заставляли думать. Игра должна быть доступна каждому, понятна по сюжету, интересна, последовательна. [1]   Следуя этим правилам, старались придумывать  сюжеты игр, близкие и понятные детям этого возраста, а затем для большей занимательности сочинить четверостишия к каждому сюжету.

5.5.  Составление эскизов игр в режиме  графического редактора  PAINT. Возможности графического редактора  PAINT.

Графический редактор Paint предназначена для создания изображений. Инструменты выбираются левым щелчком на его кнопке. Применяют инструменты протягиванием мыши при нажатой левой кнопке. Инструменты художника: Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка. Инструменты для черчения: Линия и Кривая. Для создания геометрических фигур применяются инструменты: Прямоугольник, Эллипс, Скругленный прямоугольник, Многоугольник. Цвет выбирается щелчком левой кнопки по палитре цветов. Для исправления ошибок существует Ластик.

Наши игры для устного счета:

  1.                                                                     2. 

                                                                         

                                                                       

Пляшут юные подружки,         

Пляшут девочки-резвушки.    

Ты ответы назови,

В хоровод всех собери.

   3.         4.

Полетим мы на ракете

По различным по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим.

Решай точно, как всегда!

Отправляемся! Ура!

 

На полянке слоники дружненько играют,

Весело смеются, шарики кидают.

Помоги же слоникам и пример реши,

Собери все шарики и ответ скажи!

 

Чтобы солнышко светило,

Чтобы радость всем дарило,

Ты задания реши,

Лучик к солнцу прикрепи.

 

5                                                                                6. 

        

Вертолеты в небе кружат,

Вертолеты пропеллером машут,

Будто ждут они кто из ребят

Для посадки площадку покажет.

 

Ветер парус надувает,

На морской волне качает.

Парусник пора причалить

И ответ в пример поставить.

 

7                                                                               8.

        

        

Котята купались,                                                           Очень уж любят пингвины

Резвились, смеялись,                                                     Кататься по морю на льдине.

Но вдруг, вот беда,                                                         Катаются так целый день.

Их смыла волна!                                                            Завидует даже тюлень.

Спасатель Мишутка,

Не тратя минутки,

Спасает котят.

В воде не шалят

  1.  Оформление результатов работы.

Возможности  приложения Office Publisher.

Office Publisher позволяет быстро и качественно создавать представление с картинками, брошюру, рекламный плакат и др.   Составили   сборник и назвали его «Играем и считаем…».  

5.7 Проведение игр с учениками 1 класса.   Используя эскизы, печатный сборник «Играем и считаем…»  во внеурочное время изготовили наглядный материал, необходимый  для проведения игр.  Внутри  общешкольной предметной недели математики  провели конкурс «Лучший счетчик»  между двумя командами 1 класса, где в качестве заданий использовали игру  «Футбол», а также «Лучший космонавт» и «Собери шары».  Некоторые игры («Веселый гном», «Цветик», «Слоники»)  использовали в стенгазете «Юный эрудит».

  1.  Интерпретация результатов, возможные выводы.

Игра - не развлечение, а особый метод стимулирования детей к активности. [3]  Учеба - серьезный труд. Именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, т.к. интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. [6]

Игра  обучает, развивает, воспитывает, развлекает, дает отдых. Полученные учащимися  математические знания в результате  игры  позволяют им сознательно овладеть математическими умениями и навыками. Проведенные игры впечатлили ребят,  активизировали их,  подвигли  к дальнейшему развитию.  Несколько учащихся  «загорели»  идеей  придумать свои  игры для устного счета. Несомненно,   данный сборник игр пригодится учителю, поможет разнообразить урок математики. А как привить у учащихся любовь к книге? Существуют ли такие способы-приемы, чтобы вернуть тот интерес к чтению, которым могли похвастать наши мамы и папы? Это и будет темой нашего будущего проекта.

  1. Оформление результатов, презентация.

Для написания отчета были использованы возможности текстового редактора WORD.

Макет сборника «Играем и считаем» был подготовлен в Microsoft Office Publisher. Итоговый материал представлен также в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT.

В результате работы была использована следующая литература:

  1. Дик, Н. Занимательная математика / Н. Дик. – М., 2008. – 286с.
  2. Игра как средство развития познавательных процессов младших школьников  [Электронный ресурс]/ сайт Allbest.ru-[931.8 K], 13.05.2009 -Режим доступа:  http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00079402.html 
  3. Пасынкова  Е.Ю. Игровые технологии в начальной школе на уроках математики [Электронный ресурс] /-  Режим доступа:  http://festival.1september.ru/articles/415417/
  4. Поленок З.П. Игровые технологии обучения в начальной школе [Электронный ресурс]/ -  Режим доступа:  http://festival.1september.ru/articles/500132/
  5. Потапенко Н.В. Игры, направленные на закрепление знаний и отработку навыков, полученных на уроках математики и русского языка [Электронный ресурс] /-  Режим доступа: 

http://festival.1september.ru/subjects/15/?n=26 

  1. Степанова, О., Рыдзе, О. Дидактические игры на уроках в начальной школе/ О.Степанова, О. Рыдзе. - ТЦ Сфера, 2005. - 96с.
  2. Шувалова Л.А. Игровые приемы обучения [Электронный ресурс] /-  Режим доступа:  http://festival.1september.ru/articles/500250/