рабочая программа " Право в нашей жизни"

Трошина Татьяна Валерьевна

предпрофильная подготовка в 9 классе по формированию правовых знаний учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pravo_v_nashey_zhizni_9_klass.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа элективного предмета «Право в нашей жизни» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и рассчитана на 14 часов (1 час )в неделю в 9классе
Основные функции программы:
1. Информационно-методическая функция позволяет учащимся получить представление об истории становления и развития права, о различных правовых системах современности и их особенностях, углубить знания по праву и системе права.
2. Интерактивная функция в ходе изучения курса, учащиеся на практике ознакомятся с источниками права, правовыми документами разных исторических эпох, получат практические навыки работы с правовыми нормами.
Программа элективного предмета  включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников; список литературы.

Общая характеристика учебного предмета.

Социальный заказ, выдвигаемый обществом к изучению предметов гуманитарного цикла, требует определения у учащихся собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях, формирования мировоззренческих, ценностно-мотивационных взглядов, умения на практике применять полученные знания.
Кроме этого низкая правовая культура и правовой нигилизм части современного общества предполагает более пристальное внимание к изучению права в школе и правовому воспитанию. 
Элективный предмет «Право в нашей жизни» предполагает ознакомление учащихся с правовым опытом человечества, более углубленное изучение основных разделов правоведения и проведение с учащимися практических работ по изучению источников права, системы права, Конституции РФ и текущего законодательства. Особое значение придается развитию навыков поиска, анализа и обработки информации, работы с ее различными типами. 
Критерием оценивания знаний учащихся по предмету является не только усвоение количества учебного материала и способность его воспроизводить, но и овладение навыками анализа, объяснения, умения давать определения, приводить доказательства; развитие правовой и коммуникативной культуры школьников.

Цели элективного предмета «Право в нашей жизни»:

  • Формирование у учащихся углубленного интереса к праву.
  • Развитие правосознания и правовой культуры, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права.
  • Воспитание гражданской ответственности, и чувства собственного достоинства. Развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе уважения к правопорядку, правам и свободам другого человека.
  • Соотношение своих взглядов и принципов с требованиями права, применение на практике полученных знаний с целью защиты и соблюдения законных интересов личности.
  • Освоение систематизированных знаний в области права, овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа информации, формирование целостного представления о месте и роли права в нашей жизни.

Распределения учебного материала и учебного времени в X-XI классах:

Классы

Объем учебного времени

Разделы примерной программы

IX класс

14 ч

Тема I.Введение в право

Тема 2 Права и свободы человека и механизмы их защиты

Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения элективного предмета «Право в нашей жизни» ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, подходы и явления, характеризующие целостность и системность права;
  • основные функции, принципы, нормы, институты и отрасли права;
  • основы текущего законодательства России;
  • возможности правовой системы по реализации прав и свобод человека и гражданин;

уметь

  • проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать полученную информацию;
  • участвовать в дискуссиях, в проектной деятельности, в учебно-исследовательской работе;
  • формулировать и аргументировать собственную позицию по различным вопросам;

практически использовать приобретенные знания и умения для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
  • соотнесения своих действий и поступков с правовыми формами социального поведения;
  • объективного оценивания своих достижений, поведения с учетом иных мнений и идей;
  • осознания себя как представителя гражданского сообщества, гражданина России.

Программа предмета «Право в нашей жизни». IXкласс

1. Введение (1 час)

Теория права как наука и учебная дисциплина. Становление, развитие и современное состояние теории государства и права. Система основных понятий юриспруденции.

ТемаI. Введение в право(4 ч)

1. Что такое право(3 часа.)

Теории происхождения права. Выдающиеся юристы и их вклад в развитие правовой науки. Способы образования права. Нормы права в системе социальных норм.

2.Конфликт интересов и досудебные  правомерные способы разрешения конфликтов.(1ч)

Тема II Права и свободы человека и механизмы их защиты ( 9 часов)

Естественное право и права человека.

Государственное право.

Конституционные права человека и обязанности граждан РФ

Права ребенка и необходимость их защиты. Конвенция  о правах ребенка.

Институт уполномоченного по правам человека.

Защита прав и свобод граждан правоохранительными органами и общественными организациями.

Деловая игра  «Дом права или кто поможет гражданину»

Список литературы:

1. В.К. Бабаев В.М. Баранов. Теория права и государства. – М.: Юрист, 2005 г.;
2. 
Е.Ю. Бархатова. Комментарии к Конституции Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2007 г.;
3. 
А.В. Ильин. Из истории права 10 – 11 класс. – М.: Просвещение, 2002 г.;
4. 
Т.В. Кашанина А.В. Кашанин. Основы российского права. – М.: Просвещение, 2001 г.;
5. Кодексы РФ.
6. Конституция РФ.
7. 
О.Е. Кутафин. Основы государства и права. – М.: Юрист, 2007 г.;
8. 
А.В. Малько. Основы государства и права. – М.: Кнорус, 2007 г.;
9. 
А.Ф.Никитин. Основы права 10 – 11 класс. – М.: Просвещение, 2007 г.;
10. 
Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005 г.;
11. 
Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2006 г.;
12. Право и экономика. Хрестоматия для учащихся.9 класс – М.: Просвещение, 2002 г.
13. Юридические справочники, словари, энциклопедии.


Утверждаю Согласовано

Директор МОУ «СОШ№77» Зам. директора по УВР

________ Лазарева Н. В _________Гаврилова И. В.

Тематическое планирование элективного курса «Право в нашей жизни»

На 2013-2014 учебный год

занятия

Содержание занятия

Дата занятия

Количество часов

Занятие № 1

Вводный урок

1 час

Занятие №2

Тема 1. Введение в право.

Что такое право.

2 часа

1 час

Занятие №3

Конфликт интересов и досудебные правомерные способы разрешения конфликтов.

Судебная защита прав и свобод граждан.

1 час

Занятие №4

Тема 2. Права и свободы человека и механизмы их защиты.

Естественное право и права человека.

Государственное право.

Конституционные права и обязанности граждан РФ.

4 часа.

1 час

Занятие №5

Права ребенка и необходимость их защиты. Конвенция о правах ребенка.

1 час

Занятие №6

Институт уполномоченного по правам человека.

1 час

Занятие №7

Защита прав и свобод граждан правоохранительными органами и общественными организациями.

1 час

Занятие №8

Повторительно-обобщающее занятие.

Деловая игра «Дом права или кто поможет гражданину».

1 час