урок история+физкультура "Олимпийские игры"

Толстикова Ирина Николаевна

Урок по истории древнего мира для учащихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ur.rar22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Интегрированный урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"

Цель урока: Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
  • способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности;
  • пробудить в детях желание серьезно заниматься каким-либо видом спорта.
  • закрепление навыков бега, метания, прыжка в длину с места;
  • развитие качества, ловкости, скорости, прыгучести;
  • воспитание смелости, взаимопомощи, коллективизма и самодисциплины.

Форма урока: интегрированный урок (история + физкультура).

Учебное оборудование и инвентарь:

  • карта “Древняя Греция” (до середины V в. до н.э.);
  • композиция “Гонка колесниц в Олимпийских играх”;
  • переносная меловая доска;
  • свисток, эстафетные палочки;
  • линейка, бумажные диски, секундомер.

Место проведения: спортивный зал.

Опережающее домашнее задание:

  • прочитать доступный материал об Олимпийских играх в Древней Греции;
  • разбиться на 2 команды по 3 человека;
  • подготовка команд к “выступлениям” по карточкам-заданиям.

Задание 1: На  карте “Древняя Греция и греческие колонии” отметьте место проведения Олимпийских игр и свой город, откуда ваша команда прибыла в Олимпию. Проведите на карте маршрут вашего путешествия и словами опишите его (варианты: г. Пантикапей, г. Массилия, г. Кирена, г. Милет).

Задание 2. Выберите бога/богиню - покровителя вашего города и команды. Объясните свой выбор.

Задание 3. Составьте текст клятвы и произнесите ее хором в день открытия Олимпийских игр.

Кроме учебника школьникам рекомендуется литература:

  1. Венок из оливы. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для учащихся./Под. Ред. А.И. Немировского. М., 1981, С. 180-189
  2. Нейхардт А.А. Семь чудес света Древнего мира. – М. 1966 – с. 60-76.
  3. “Я познаю мир”, Энциклопедия М.. 2001 с. 15-16, с. 66-67.
  4. “Я познаю мир”, Энциклопедия: История. – М., 1994 с. 68-69

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы.

План

  1. Первые Олимпийские игры.
  2. Пять незабываемых дней.
  3. Победители олимпийских игр.

На доске тема урока, дата 776 г. до н.э., новые слова: Атлет, Милон, пятиборье, Полидам, ипподром, Феаген, стадион.

I. Вводная часть

1. Учитель истории рассказывает о традиции спортивных соревнований в Древней Греции, где наряду с хорошо известными Олимпийскими играми проводились также Великие и Малые Панафинеи, Дионисии и другие состязания, имевшие политическое, религиозное и культурное значение.

2. По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова, греческих колоний (откуда тоже могли прибывать участники Олимпийских игр), Олимпии (разводятся картографические понятия Олимпия и г. Олимп).

3. Учащиеся знакомят класс с версиями об основателе Олимпийских игр:

а) Очистив необычайно грязные скотные дворцы царя Элиды Авгия, Геракл должен был получить 1/10 часть его стад. Однако царь не сдержал своего обещания, и спустя несколько лет Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу, громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного округа и повелел раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.

б) Другой миф об основании Олимпийских игр (А.А. Вагасин и др. История Древнего мира с. 151)

В древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у Реи родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый камень. Крон проглотил камень. Когда Зевс возмужал, между ним и отцом началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии.

4. Учитель истории напоминает о дате первых Олимпийских игр, подчеркивая значимость этого события, ставшего эрой, т.е. началом летосчисления древнегреческого календаря. Ученикам предлагается серия стандартных хронологических задач Олимпийской тематики:

  • Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры? (2781).
  • Проверьте, проходили ли Олимпийские игры в год реформы Солона? В год законов Дракона? и т.п.
  • Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в каком году они прекратились? (394).
  • В 708 г. до н.э. в программу Олимпийских игр было введено пятиборье. На каких по счету Олимпийских играх это произошло? (На 17-х). (Аналогичные задачи: в 688 г. до н.э. введен кулачный бой, в 680 г. до н.э. – состязание на колесницах. 22, 29).

5. Учитель истории рассказывает об основных условиях и традициях проведения Олимпийских игр в древности, описанием вводит основные понятия темы: пятиборье, ипподром, Атлет, стадион.

6. Закрепление.

Решите задачу: с. 154, вопрос 1, в конце п. 33 учебника Вигасина.

Ответы: 

  • Во время Игр нельзя было воевать, они нарушили это правило.
  • 20 лет: 4 года = 5 лет (спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх).

II. Соревнования

Учитель физкультуры открывает их торжественными словами: “Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!”

  1. Представление команд на основе заданий № 1.
  2. “Олимпийские игры, открываются. В первый день приносят жертвы богам и даются клятвы у алтарей”. Команды по очереди озвучивают задания № 2, 3.
  3. “На следующий день и еще два дня идут соревнования в определенных видах спорта”. Команды показывают виды соревнований.

№ п/п

Содержание урока

Дозировка

Организационно-методические указания

I ч.

Подготовительная часть
Ходьба и ее разновидности.

8-10 мин.

1 мин.

Упражнения для коррекции осанки. Лопатки сведены, смотреть вперед, руки на пояс, носки, пятки повыше.

Лопатки сведены.

Бег и его разновидности

2-3 мин.

Следить за работой рук, ног, дыхание не задерживать.

ОРУ

 7-8 упр.

Дети построены по кругу.

II ч.

Основная часть урока 

I вид соревнований:

Бег 15 метров (с высокого старта).

12 мин

2 мин.

 

 

 

II вид: 

Прыжок в длину с места.

3 мин.

Ученики выполняют прыжок в длину с места по одной попытке. Команда-победительница определяется по сумме результатов всех игроков  команды. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего касания ногами или любой частью тела.

III вид: Метание бумажного диска.

3 мин.

Судьи следят за приземлением, ставя баллы от одного до трех. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество очков.

IV вид: Эстафета  по кругу. Первый бежит от центральной линии 1 круг,  палочку передает следующему игроку. Команды стартуют с противоположных сторон площадки.

3 мин.

Пробежавший становится в центр площадки, чтобы не мешать остальным , соблюдая технику безопасности.

V вид: игра «Петушиный бой»

1 мин.

По одному человеку от каждой команды.

III. Заключительная часть – 10 мин.

1. “В последний, пятый день праздника раздавали награды”. Глашатай (учитель физкультуры) выкрикивает имена олимпиоников, участники приветствуют их словами: “Слава победителю!” (награждение победителей).

2. Учитель истории сообщает, какие почести и привилегии ожидают героев на родине. “Встречать олимпионика выйдет весь город. Правители устроят в его честь пиршество, на главной площади поставят мраморную стелу с хвалебной надписью. Победители смогут быть избранными на высшие государственные должности, им будут предоставляться почетные места в театре, их освободят от налогов и до конца жизни будут кормить за общественный счет. Поэты Греции прославят атлетов в своих стихах, а лучшие скульпторы высекут из мрамора и отольют из бронзы статуи героев Олимпиад”.

3. Работа с классом. Беседа о современном олимпийском движении и его чемпионах.

  • Кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом? (Первый российским олимпийским чемпионом стал Николай Панин-Коломенкин, победивший в фигурном катании на коньках на искусственном льду, IV Олимпийские игры, 1908 год, Лондон).
  • Когда были последние Олимпийские игры? (в 2004 г. в Афинах)
  • Кого из российских олимпийских чемпионов вы знаете? (А. Попов, И. Привалова, С. Хоркина). 
  • Почему олимпийское движение было прервано на длительный срок и возродилось только в 1896 году? (Последние олимпийские игры состоялись в 392 г. н.э. Через два года в 394 году римский император Феодосий I отменил их как проявление язычества.). 

IV. Подведение итогов. Рефлексия: что особенно понравилось, что нового узнали.  Объявление оценок.

V. Домашнее задание 

  1. Прочитать п. 33 учебника Вигасина.
  2. Творческое задание: сочинить поэму или надпись на стеле в честь Олимпийского героя.