Жизнь моя - работа

Кириченко Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

Анализ  анкетирования

«Удовлетворенность профессиональными пробами»

2013-2014 учебный год

В декабре месяце  2013-2014 учебного года с целью выявления  удовлетворенности учащихся 8б, 8в классов МБОУ «Федоровская СОШ №1» проведением профессиональных проб в центре дополнительного образования, педагогами – психологами было проведено анкетирование (опрос).

Анкета содержит вопросы, касающиеся удовлетворенности обучающихся организацией проведения профессиональных проб, качеством преподавания.

Всего учащихся в классах по списку  - 46 учеников. В анкетировании приняли участие 30 учащихся. Не принимали участия в анкетировании 16 учащихся из-за пропусков.

Изучение показало, что удовлетворены организацией проведения профессиональных проб, проводимых в центре, 86% учащихся, не удовлетворены 4,8 %, затруднились ответить 8% опрошенных учащихся (опрос проводился в форме устной беседы).

Наиболее понравившиеся пробы, отмеченные учащимися:  

1.Пиццмейкер;

2.  Бармен;

3.  Парикмахер;

4. Медицинский работник.

Вот некоторые мнения учащихся:
• для меня профессиональная проба стала неожиданно интересно;

• доброжелательное отношение к нам, учащимся;
• лучше стали понимать представленную профессию.

Менее заинтересовавшие профессиональные пробы учащихся - Эколог, Дизайн ландшафта. Учащиеся указывали на то, что данные профессии не рассматривают в своем профвыборе.

На вопрос, помогло ли тебе посещение профессиональных проб с выбором будущего профиля, учащиеся ответили, что нет, так как об этом они еще не думали.

Основные пожелания, отмеченные учащимися, по организации профессиональных проб:

  1. Установить удобное время посещения;
  2. Введение неординарных, необычных  профессий;
  3.  Не строгий контроль за посещаемостью занятий.

Вывод

Как показывают полученные результаты, большинство учащихся удовлетворены проведением профессиональных проб. Посетив профессиональные пробы, учащиеся получили положительный опыт, помощь в выборе профессии (свидетельствует ответы учащихся).

Учащиеся в данном возрасте ещё слабо представляют себе своё профессиональное будущее, а, следовательно, не определились и с выбором профиля обучения в 10-11 классах. Прежде всего, это связано с тем, что выбрав интересную для себя профессию, учащиеся слабо представляют себе специфику будущей работы, что подтверждается результатами анкет.

Рекомендации

С учётом полученных данных приоритетными направлениями в планировании профориентационной работы в рамках проведения профессиональных проб с учащимися будущего 8 класса в 2014-2015 учебном году являются:

  •  предварительное анкетирование по выбору проб;
  •  предоставление углублённой информации о  современных, необычных                  профессиях, спросе на рынке труда.



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

о проведении и организации профессиональных проб первого полугодия

 2013 – 2014 учебного года

 

29 декабря 2013 г.                                                                                                №

Цель: создание условий осознанного выбора профиля обучения  в процессе посещения профессиональных проб, психологического сопровождения.

Задачи:

  1. способствовать проявлению интереса у старшеклассников к профессиям;
  2. сформировать практическое представление об интересуемых учащихся профессиональных сферах.

В течение первого полугодия профессиональные пробы прошли 64 учащихся СОШ №1: в первой четверти -   учащиеся 8а класса, во второй четверти – учащиеся 8б, 8в классов.

Учащиеся были разделены по гомогенным группам.

Был составлен и согласован с учащимися график прохождения  профессиональных проб.

Педагоги – психологи изучили спрос учащихся о наиболее интересуемых областях профессиональной деятельности.

№ п/п

Наименование профпробы

Педагог

мальчики

девочки

Бармен

Бармен

Гоц Л.Н.

Слесарь по ремонту автомобилей

Художник - оформитель

Рассоленко С.Н./Исхакова  З.А.

Пиццмейкер

Пиццмейкер

Гоц Л.Н

Радиомеханик

Экономист

Ибатуллина Н.Р./Хайрзаманова Т.В.

Экономист

Дизайнер ландшафта

Хайрзаманова Т.В./Баженова К.А.

Эколог

Воспитатель

Баженова К.А./Казакова С.А.

Медицинский работник

Психолог

Скрипцова И.Н./Кириченко Т.В.

Фотограф

Помощник руководителя

Сабирова З.Ф./ Соботови С.Н.

Массажист

Модельер

Скрипцова И.Н./Шитикова Н.Г.

Аниматор

Парикмахер

Казакова С.А./Александрович И.Н.

Таким образом, в рамках каждой специальности были проведены профессиональные пробы. В результате прохождения профессиональных проб учащиеся познакомились:
• с характером труда в  сфере деятельности, в которой проходили пробу;
• с требованиями, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;
• с правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.

Результаты психологической диагностики и бесед, показывают, что 83% учащихся не определились с выбором профессии, 17% - частично определились (из этого числа – у 4% учащихся выбор не соответствует  профессиональному типу личности и склонностям).

 По итогам психологической диагностики на каждого учащегося составлена психолого – профориентационная карта, в которой изучены профнамерения учащегося, когнитивная сфера, характерологические особенности, тип профессии, профессиональный тип личности, интересы, склонности, мотивация и составлена матрица выбора профессии.

Данная карта позволила учащимся  соотнести свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями, предъявляемые к пройденным профессиональным пробам.

Сводные данные 8 классов

Тип профессии

Профессиональный тип личности

Склонности

Подводя итоги профессиональных проб, педагогами - психологами  было проведено анкетирование, в ходе которого выяснилось, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении профпроб, какие профпробы наиболее запомнились.

Вот некоторые мнения учащихся:
• всё  понравилось;
• для меня профессиональная проба стала неожиданно интересно (отмечены профпробы Пиццмейкер, Медицинский работник, Бармен;
• доброжелательное отношение к нам, учащимся;
• лучше стали понимать представленную профессию;
• помогло в проектировании профплана.

 Анализируя результаты бесед, консультаций с учащимися, можно сказать следующее:

  1. многие учащиеся не могут сопоставить свои индивидуальные способности с требованиями к определённой профессии,
  2. не обладают достаточной информацией о современном мире профессий, об учебных заведениях.        
  3. наблюдается положительная динамика роста количества участников прошедших профпробы.

Мониторинг прохождения профессиональных проб учащихся 8 – ых классов

№ п,п

Учебный год

Показатели по годам

1

2011 - 2012

44 учащихся

2

2012 - 2013

42 учащихся

3

2013 – 2014

64 учащихся

Рекомендации:

  1. Расширить спектр  возможных проб в рамках имеющихся специальностей в Центре.
  2. Разнообразить формы проведения професиональных проб (экскурсии, встречи со специалистами)