Развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием пиктограмм.

Буханцева Ольга Викторовна

В данной статье мы хотим осветить наш опыт работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности, имеющими логопедическое заключение ОНР III уровня, по развитию навыка самостоятельного пересказа литературного произведения (сказки) с опорой на пиктограммы. Знакомство со сказкой несет в себе не только обучающий компонент, но, несомненно, и воспитательный. Через сказку детям проще усвоить представления о моральных ценностях общества, а также выразить свое мнение о героях, их поступках и своем отношении к нравственным качествам героев, описанных в сказках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием пиктограмм на материале сказок

       Центральным аспектом развития речи детей является соответствие высказывания с действительностью, которая окружает детей. Социально-культурные факторы негативно влияют на  лексику современных детей. В номинативной лексике присутствуют «новые» слова, пришедшие из современных мультфильмов, смысл которых дети не всегда могут понять и объяснить. Предикативный словарь в основном представлен однообразными глаголами в настоящем времени. Отечественные специалисты, такие как, Г.В. Чиркина. Т.Б. Филичева. Р.Е. Левина. С.Н. Шаховская, подчеркивают, что одним из основных направлений коррекционной работы с детьми с ОНР должно быть развитие лексико-грамматических категорий.                                                                                                                                                              В данной статье мы хотим осветить наш опыт работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности, имеющими логопедическое заключение ОНР III уровня, по развитию навыка самостоятельного пересказа литературного произведения (сказки) с опорой на пиктограммы. Знакомство со сказкой несет в себе не только обучающий компонент, но, несомненно, и воспитательный. Через сказку детям проще усвоить представления о моральных ценностях общества, а также выразить свое мнение о героях, их поступках и своем отношении к нравственным качествам героев, описанных в сказках.

На первоначальном этапе знакомство со сказкой происходит в обычном формате. Педагог читает – дети слушают. Одновременно вниманию детей представлены иллюстрации к литературному произведению. Затем проходит беседа по содержанию в вопросно-ответной форме, обязательно уточняется значение слов и выражений. Далее идет обсуждение иллюстраций к сказке – к каким моментам в истории они соотносятся. Педагогом выделяются те места в повествовании, к которым не представлено иллюстраций. Дети предлагают возможные варианты своих иллюстраций, которые они могут выполнить дома с родителями.

На втором этапе, имея полный комплект иллюстраций, составляется коллективный пересказ, причем каждый ребенок желает пересказать тот фрагмент, рисунок к которому он подготовил. Педагогом поощряется использование «сказочной» лексики и соответствие временным рамкам событий. В дальнейшем дети могут выбрать для пересказа не свой рисунок и попытаться раскрыть его смысл. Иногда возникают ситуации, когда рисунок может подходить нескольким моментам в сюжете, тогда в процессе совместного обсуждения определяется место этого рисунка в хронологии.

На третьем этапе работа изменяется. Педагог знакомит детей с предметными пиктограммами : «дерево», «лист», «зонт»; глагольными : «лететь». «дуть». «бежать»; признаковыми : «желтый», «веселый»; наречными : «солнечно», «дождливо», «ветрено». Некоторые пиктограммы уже знакомы детям по работе в уголке наблюдений за природой. Предлоги можно представить в виде идеограмм, которые используются в логопедии (по Е.О. Грибовой). Детям предлагается закодировать простые словосочетания. например «дом в лесу». Затем идет работа в парах, дети друг другу предъявляют пиктограммы для прочтения.

На четвертом этапе при прочтении новой сказки не представляются иллюстрации и возникает необходимость создать их здесь и сейчас. Так как полноценный рисунок требует некоторого времени, то находится решение создать «быстрые иллюстрации», то есть пиктограммы, которые полноценно могли бы в дальнейшем быть наглядной опорой при пересказе. Сама пиктограмма должна иметь узнаваемую форму и нести определенный смысл. При чтении текста педагог обращает внимание детей на знакомые слова, на то, что эти слова могут иметь синонимы, например, слова : «дом» и «жилье», «дорожка» и «тропинка», «могучий» и «сильный» могут иметь одну пиктограмму. Незнакомые слова сначала разбираются в контексте произведения, затем им подбирается соответствующая пиктограмма, например, слово «туесок» уже нельзя заменить словом «корзинка», потому что по назначению эти предметы схожи, а по форме и материалу нет. Пиктограммой можно заменить слово, словосочетание, предложение, а иногда и целый абзац текста.

Так слова из «Сказки о рыбаке и рыбке» :

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года..»,

превращаются в следующую пиктограмму : «маленький домик, образы деда и бабки, синяя линяя, символизирующая море и число 33».

 Слова «Видит,- море слегка разыгралось.» превратится в пиктограмму с небольшой волнистой синей линией.

Слова «Помутилося синее море» превратится в похожую пиктограмму с довольно волнистой синей линией.

Слова «Видит, на море черная буря» превратится в пиктограмму с сильно волнистой черной линией.

Если возникает трудность в составлении пиктограммы, то мы договариваемся о приемлемой для данного слова или предложения, чтобы максимально отразить в ней смысл.

Таким образом, опираясь на собственные пиктограммы дети легко научаются пересказывать литературные произведения. Пополняется активный словарь, совершенствуются грамматические категории.

Список литературы:

  1. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией// Патология речи : Ученые записки МГПИ.1971
  2. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада.
  3. Левина Р.Е. воспитание правильной речи у детей.- М., 1958
  4. Викжанович С.Н. Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм.- М., 2016.