Консультации для педагогов

Бикбаева Эльвира Радиковна

Консультации и рекомендаци для педагогов по оптимизации учебно-воспитательного процесса, направленное на создание психолого-педагогических условий для полноценного психического здоровья, в том числе по профилактике и преодолению кризисных проявлений в поведении детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов. Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями

  1. При взаимодействии с родителями не допускать, чтобы преобладали отрицательные эмоции.
  2. Признать, как минимум половину своей вины за возникновение конфликтной ситуации, а не перекладывать всю вину на родителей.
  3. Помнить, что стереотипы общения могут мешать как педагогу, так и родителям (если папа — «большой начальник», он и с педагогом может начать разговор как с подчиненным).
  4. После конфликта дать возможность успокоиться себе и родителям.
  5. Не избегать общения после конфликта.
  6. Через некоторое время обсудить случившееся, разобрать причины эмоциональных реакций как родителей, так и педагога.
  7. Выработать общую точку зрения на причины случившегося и наметить общую стратегию, чтобы подобное не повторялось.


     Необходимо также понимать, что в непростых жизненных ситуациях мы все можем стать «трудными» для окружающих нас людей. Для того чтобы минимизировать проблемы во взаимодействии педагогов и родителей, необходимо учитывать следующее:


1. Как родители, так и педагоги могут испытывать трудности во взаимодействии, например из-за возрастных и половых различий.


2. Значимые различия в уровне образования могут стать барьерами во взаимодействии.


3. Как педагоги, так и родители могут испытывать трудности во взаимодействии из-за плохого физического и (или) эмоционального состояния.


4. Родитель и педагог могут напоминать друг другу по внешним и (или) внутренним качествам человека, взаимодействие с которым ранее носило негативный характер.


5. Психологические типы педагога и родителей могут быть трудносовместимыми, что может осложняться недостаточной гибкостью и недостаточной компетентностью в общении.



Предварительный просмотр:

Групповая консультация

«Способы психологической защиты»

А.Маслоу предложил 8 путей самореализации , т.е. способов поведения, ведущих к ней:

  • раскрывать и выражать себя с детским простодушием, без застенчивости и без самомнения;
  • представлять себе жизнь как процесс постоянного выбора (лгать или оставаться честным, уединяться или двигаться вперед и расти и т.д.);
  • давать возможность своему «Я» проявляться;
  • брать на себя ответственность за происходящее с тобой, за свои достижения и промахи;
  • Быть способным честно высказывать собственное мнение, независимое от мнения окружающих;
  • Развивать свои способности, трудиться ради того, чтобы сделать хорошо то, что хочешь сделать;
  • Стремиться к высшим переживаниям (любовь или вдохновение нельзя купить или получить, дождавшись своей очереди);
  • Познавать самого себя, пытаться понять: что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни.
  1. Механизмы психологической защиты.

Ведущий. Каждый наш день – это смешение добра и зла. Мы постоянно вынуждены противостоять неудачам, стрессам, конфликтам, опасностям, защищаться от них.

        Природа дала человеку механизм, позволяющий закрыться, спрятаться от опасностей. Это механизм психологической защиты – подсознательная система моделей поведения, сформированная на основе жизненного опыта человека. Она ограждает его от отрицательных эмоций, страха, тревоги, возникающих на основе травмирующей информации из внешнего мира.

        Классическую характеристику вида защит дал австрийский психоаналитик З. Фрейд.

Виды защит.

Отрицание – стремление избежать информации, вызывающей тревогу.

Идеализация (обесценивание) – попытка человека найти идеального защитника от всех бед и удачное решение проблем.

Проекция – человек бессознательно переносит свои чувства, желания на другое лицо.

Рационализация – человек осознает и использует только ту часть информации, которая может характеризовать его поведение как правильное и одобряемое.

Замещение – перенос действия с недоступного объекта на доступный.

Сновидение – вид защиты, при котором недоступное действие переносится в другую форму – сюжет сновидения.

Ведущий. Психологические защиты помогают личности построить барьеры на пути неблагоприятных влияний. Но это явление относительное. Надежнее программа аутотренинга, где человек учится управлять своими чувствами, эмоциями, мыслями – владеть собой. Преодолению страха и беспомощности помогает активная позиция в преодолении ситуации. Решительность для многих – своеобразная защита от тревог в окружающем мире.

        Тест «Границы вашей решительности» (см. приложение 2)

Психолог подводит учащихся к заключению: кто сделал верные выводы, кто встал на путь самосовершенствования, тот добьется всего, чего хочет, и состоится как личность.

Можно предложить написать 10 наставлений Р.В.Овчаровой:

  1. Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
  2. Не бойся! Трус обречен на поражение.
  3. Трудись! Другого пути к успеху нет.
  4. Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и научишься не совершать ошибок.
  5. Не лги! И ты будешь иметь друзей. Не обманывай себя и помни о психологической защите.
  6. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других, и ты многое поймешь.
  7. Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемого результата. В противном случае ты всегда будешь попутчиком и придешь к тому, чего хотят другие, а не ты сам.
  8. Избегай злых людей, ибо зло заразительно.
  9. Будь благодарен родителям, бабушкам, дедушкам, людям, сделавшим тебе добро. Неблагодарность – тяжкий грех. Слушай старших – и ты избежишь многих бед.



Предварительный просмотр:

Групповая консультация для педагогов

«Как достигать покоя»

Рекомендуем записать на аудиокассету все инструкции и тексты, а затем их прослушивать на самостоятельных занятиях.

«Сейчас вы готовы к тому, чтобы последовательно напрягать, а затем расслаблять основные группы мышц тела, для того чтобы научиться снимать излишнее нервно-психическое напряжение. Сядьте поудобнее (при возможности можно лечь на спину). Вы можете ослабить или снять стесняющие детали одежды, такие, например, как ремни, и расстегнуть верхнюю пуговицу рубашки.

Закройте глаза. Внимательно слушайте мои команды и старайтесь точно их выполнять. Для каждой группы мышц, на которой мы будем сосредоточиваться, я буду давать подробные инструкции по выполнению релаксационных упражнений. Не начинайте выполнять упражнения, пока я не скажу: «Начали!» Запомните, что при выполнении всех последующих упражнений вы должны будете делать глубокий вдох и одновременно сильно напрягать соответствующие группы мышц. Подчеркиваю, что напряжение мышц осуществляется только на вдохе!

Во время полного выдоха осуществляется расслабление этой группы мышц с фиксацией внимания на тех приятных ощущениях, которыми сопровождается процесс расслабления мышц (ощущение тепла, приятной тяжести и истомы в мышцах, уменьшение чувства усталости и др.). Примерное соотношение времени вдоха и выдоха 1:5, то есть на 1 единицу времени вдоха (и напряжения группы мышц) 5 единиц времени выдоха (и расслабления мышц). В общей сложности будет задействовано 14 основных групп мышц. Каждое упражнение повторять 1—2 раза

1.        Правая кисть

Сейчас по моей команде вы сделаете глубокий вдох и одновременно сильно-сильно сожмете правую кисть в кулак. Затем по команде осуществите полный выдох, одновременно расслабляя кисть и фиксируя свое внимание на тех приятных ощущениях, которые появляются в расслабленных мышцах кисти.

Приготовились! Делаем глубокий вдох и сильно сжимаем в кулак кисть правой руки. Раз! Делаем полный выдох и одновременно разжимаем кисть. Два! Сосредоточьте свое внимание на том, как в мышцах кисти появляется приятная тяжесть, мышцы наполняются теплом. Три! Почувствуйте, как из мышц уходит усталость.

Четыре! Зафиксируйте в своей памяти это возникающее чувство приятного расслабления и успокоения. Пять!

2.        Левая кисть

Упражнение выполняется, как и в предыдущем случае.

3.        Правое плечо

По моей команде вы должны сделать глубокий вдох, одновременно сильно сжать в кулак правую кисть и напрячь бицепс правой руки. Приготовились! Делаем глубокий вдох. Сильно сжимаем в кулак правую кисть и напрягаем бицепс правой руки. Раз! Делаем полный выдох, расслабляем кисть и бицепс.

Два! Сосредоточьте свое внимание на том, как в мышцах правой руки появляются приятные ощущения. Три! Чувство усталости покидает ваше тело. Четыре! Вы расслабляетесь и отдыхаете. Зафиксируйте в памяти те приятные ощущения тепла и покоя, которые появляются в мышцах вашей правой руки. Пять!

4.        Левое плечо

Упражнение выполняется, как и в предыдущем случае.

5.        Мышцы лба

На вдохе максимально поднимите вверх брови (как будто вы чему-то сильно удивились). При этом глаза остаются закрытыми. Раз! На выдохе расслабьте мышцы лба. Прочувствуйте, как мышцы лба расслабляются.

6.        Мышцы носа и век

Глаза остаются закрытыми. На вдохе сильно наморщите нос и крепко зажмурьте глаза (как будто в глаза попало мыло). Раз! На выдохе расслабьте мышцы носа и мышцы век. Дайте себе возможность прочувствовать, как у вас расслабляются мышцы лица.

7.        Мышцы рта

Глаза закрыты. На вдохе оскальтесь, резко напрягите мышцы рта, при этом углы рта сильно опустите книзу. Раз! На выдохе расслабьте мышцы рта. Прочувствуйте, как у вас расслабляются мышцы рта, расслабляются все мышцы лица.

8.        Мышцы шеи

На вдохе голову сильно наклонить вперед, лопатки максимально поднять вверх и сдвинуть их к позвоночнику. Раз! На выдохе расслабить мышцы шеи, лопатки резко «бросить» вниз. Прочувствуйте и зафиксируйте в памяти, как в мышцах шеи и в области воротниковой зоны появляется тепло и чувство приятной тяжести.

9.        Мышцы живота

На вдохе сильно напрячь и втянуть внутрь мышцы живота. Раз! На выдохе — расслабить мышцы живота и прочувствовать, как приятное тепло разливается в области солнечного сплетения, как мышцы живота наполняются приятной тяжестью. Прочувствуйте, как вас покидает чувство усталости и возникает успокоение.

10.        Мышцы области промежности.

На вдохе сильно напрячь и втянуть  внутрь  мышцы   промежности. Раз! На выдохе расслабьте мышцы промежности и прочувствуйте, как в них  появляется   приятное  чувство тепла и тяжести.

11.        Мышцы правого бедра

На вдохе нужно резко напрячь мышцы правого бедра. Раз! На выдохе расслабьте мышцы бедра. Зафиксируйте в своей памяти то приятное чувство тяжести и тепла, которое появляется в мышцах бедра.

12.        Мышцы левого бедра

Упражнение выполняется, как и в предыдущем случае.

13.        Мышцы правой стопы

Правую ногу вытяните вперед. Поставьте ее на пятку. На вдохе большой палец правой ноги максимально потяните на себя. Раз! На выдохе — расслабьте икроножную мышцу «отпустите» большой палец. Зафиксируйте в своей памяти те приятные ощущения тепла и тяжести, которые появляются в икроножной мышце и мышцах стопы. Все мышцы вашего тела сейчас очень тяжелые. Вы расслаблены. Запомните эти приятные ощущения. В течение некоторого времени наслаждайтесь этим ощущением расслабления (здесь пауза 2—3 минуты, затем повторить 1—2 раза).

  1. Мышцы левой стопы

Упражнение выполняется, как и в предыдущем случае.



Предварительный просмотр:

Занятие «Современный дошкольник – какой он?»

Цель. Принятие субъективности ребенка в сфере коллективных отношений и взаимоотношений педагога как субъекта педагогического общения. Овладение навыками в общении с ребенком. Развитие умений адекватной оценочной деятельности, направленности на выявление позитивных средств общения с ребенком.

Ход занятия

Педагог. Воспитатель создает для своих питомцев неповторимый детский мир, в котором много света, тепла, уюта, поэтому не случайно наши воспоминания о детстве связываются с детским садом. Уникальный «дом радости» может существовать только благодаря позитивному восприятию детей со стороны педагога, но научиться этому нелегко. Сегодняшнее занятие направлено на формирование навыков положительного, личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста.

Упражнение 1. «Возвращение в свое детство» (грамзапись песни о детстве)

Цель. Активизация уровня подсознательной памяти, вхождение взрослого в «детский мир», рефлексия детского восприятия взрослого (педагога).

Задание. Постарайтесь увидеть себя в ситуации общения с воспитателем в детском возрасте, описать свои ощущения и настроения. Мысленно увидеть себя как бы со стороны, взглядом взрослого (педагога), проанализировать возникшие ощущения.

Инструкция. Послушайте исполнение песни, настройтесь на детские воспоминания, сядьте удобно, закройте глаза, припомните какую-либо ситуацию общения с педагогом в детском возрасте, акцентируйте память на тех ощущениях или настроении в тот момент. Постарайтесь с позиции педагога проанализировать возникшие детские переживания.

Упражнение 2. «Дошкольник в эпитетах»

Цель. Формирование педагогически направленного мышления, позитивной установки на ребенка, интереса к детям.

Задание. Дать характеристику дошкольнику.

Инструкция. Сидя по кругу, каждый из присутствующих дает характерстику дошкольнику одним эпитетом. Повторение не допускается.

Вариант выполнения задания: «нарисовать» образ дошкольника по представленным характеристикам (рисунок, словесный рассказ, сказка).

Упражнение 3. «Радость общения с ребенком»

Цель. Создание позитивной установки на общение с ребенком, снятие психологического напряжения и барьеров.

Задание. Закончите фразы «Мне нравится общаться с детьми, потому что...», «Длительное общение с детьми меня раздражает, потому что...». Разыграйте тактику педагогического общения с детьми в ситуациях, которые не вызывают положительных эмоций воспитателя, обсудите результаты.

Инструкция. Заканчивая предложения, выделите для себя причины описанных отношений к детям в ситуации общения. Разыгрывая ситуацию, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.

Упражнение 4. «Жизненное пространство»

Цель. Установление дистанции и пространства общения с ребенком.

Задание. Провести упражнение «Живые скульптуры», выделить, какие дистанции предпочтительнее для воспитателя в общении с ребенком.

Инструкция. Работа осуществляется в группах-диадах: каждый из вас по очереди должен будет представить себя скульптором, который создает из вас обоих скульптурную группу, выражающую ваши взаимоотношения и ваше поведение.

Упражнение 5. «Если я сейчас...»

Цель. Выявление позиций взрослого в общении с ребенком. Выработка умения выстраивать собственную тактику общения с ребенком с максимальной пользой для него.

Вариант 1.

Задание. Проигрывание ситуаций, когда необходимо занять позицию родителя, взрослого, ребенка.

Инструкция. Вспомните педагогические ситуации общения с детьми (две-три). Опишите их и проанализируйте поведение воспитателя (собственное поведение), сделайте вывод; приведите одну из ситуаций, в которой вам хотелось бы изменить свою позицию.

Вариант 2.

Задание. Закончите предложения: «Если я сейчас родитель, то...». «Если я сейчас ребенок, то...".

Инструкция. Закончите предложения. Ответьте на вопрос, какое из перечисленных эго-состояний в общении с детьми является наиболее комфортным, почему вы редко переходите в другие состояния.

Вариант 3.

Задание. Ответить на детские вопросы в позициях «ребенок - ребенку», «ребенок - взрослому». Прокомментировать свои ощущения.

Инструкция. Из книг (К.И. Чуковский «От 2 до 5» или М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить») подберите серию детских вопросов. В качестве образца вопросов можно использовать следующие: 1) Почему Луна не падает на Землю? 2) Отчего люди смеются? 3) Почему зебры в полоску?

Упражнение б. «Активное слушание детей»

Цель. Формирование умения вникать в детские проблемы и «возвращать» ребенку в беседе то, что он нам поведал, при этом обозначив его чувство.

Задание. В анализе предложенных ситуаций поупражняйтесь в способах децентрации личности педагога в процессе общения с дошкольником.

Инструкция. Прочтите мини-ситуации, охарактеризуйте чувства ребенка.

  1. Ребенку сделали укол, плачет: «Доктор плохой!»
  2. Старший  сын  -  маме: «Ты  всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь «маленькая», а меня никогда не жалеешь».
  3. Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой!!! Моя чашка...»
  4. Мама укладывает дочь спать. Маленькая Маша просит маму посидеть с ней.
  5. Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает ее малыш: «Он отнял мою машинку!»

Перед данной работой обратитесь к советам автора книги «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б. Гиппенрейтер, которая обращает внимание на проблемы, возникающие при контакте взрослого с ребенком.

1.        Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Вынеси!», «Сделай!», «Убери!»

2.        Предупреждения, предостережения, угрозы:  «Если   не   прекратишь  это  делать, то...», «Не придешь вовремя, не сделаешь...пеняй на себя». «Если еще раз повторится, то...»

3.        Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты должен...»,«Ты обязан...»

  1. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи...», «Я бы на твоем месте...», «По-моему, надо пойти и извиниться...»
  2. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой...», «Сколько раз тебе говорила...», «Не послушалась - пеняй на себя!»
  3. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже...», «Опять все сделал(а) не так!»,«Вечно ты...», «Все из-за тебя...»
  4. Похвала. Не слишком часто хвалить ребенка! (В похвале всегда есть элемент оценки: «Ты у нас самая красивая...»). Когда ребенка хвалят постоянно, он к этому привыкает, может стать зависимым от похвалы, может заподозрить, что вы неискренни.
  5. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой!», «Какой же ты лентяй!»
  6. Догадки,  интерпретация:  «Опять  не бось...», «Я все равно вижу, что ты меня... (обманываешь, говоришь неправду)»
  1. Выспрашивание, расследование: «Что же все-таки случилось?», «Нет, ты все-таки скажи», «Я все равно узнаю», «Ну почему же ты молчишь?»
  2. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «Не обращай внимания», «Перемелется, мука будет».
  3. Отшучивания, уход от разговора: «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами...»

Анализ занятия

  1. Что понравилось на занятии делать больше всего?
  2. Какое упражнение показалось наиболее интересным?
  3. Какие трудности возникли во время работы на занятии?

В заключение следует заметить, что тренинговые занятия дают возможность адаптировать знания каждого студента к своей личностной структуре, помогают развивать способность к установлению контактов, пониманию и уважению окружающих, помогают развивать у будущих преподавателей творческий подход к профессиональной деятельности. Все это вместе взятое является необходимым компонентом гуманизации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Практикум для воспитателей

Самоанализ опыта общения с родителями

Общение - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный их совместной деятельностью и включа ющий в себя обмен информацией (ком муникация), выработку общей тактики и стратегии взаимодействия (интеракция), восприятие и понимание партнерами друг друга (социальная перцепция).

В коммуникативной стороне обще ния решающее значение имеет ориен тация партнеров на установки, ценнос ти, мотивы каждого как активного субъ екта общения. Интерактивная сторо на общения раскрывается в способах обмена действиями: кооперации, кон куренции и — особом случае взаимодей ствия - конфликте. Перцептивная сто рона общения включает процесс фор мирования образа другого человека, умение распознавать по внешнему виду и поступкам его психическое состоя ние, а также определять, что влияет на успех общения с ним. К основным меха низмам перцептивной стороны обще ния относятся идентификация (отож дествление себя с партнером, эмоцио нальное «вчувствование» в партнера -эмпатия) и рефлексия (осознание себя на месте другого, мысленное видение ситуации «его глазами»).

Овладеть навыками общения помога ют определенные знания в области пси хологии общения.

Предлагаемые ниже тесты, упражне ния и задания для воспитателей направ лены на самоанализ собственного опы та общения с родителями воспитанни ков и на развитие техники общения (со вокупность приемов, с помощью которых можно управлять своим поведени ем и эмоциональным состоянием, а так же воздействовать на другого).

Задание для самопроверки знаний в области психологии общения

Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова.

  1. Увлекательное начало разговора рождает_____________        и помогает исчезнуть кри тическому отношению к говорящему.
  1. Хорошо       аргументированный _________________________способствует усилению эффек тивности словесного воздействия.

3. Мешают   доброму   отношению _______ тон,___________________речи.

4.Сутулая_______________, висящие вдоль тела_______________, опущенная__________говорят о не уверенности в себе.

  1. Одна из наиболее информативных частей лица_____________________.
  1. Губы поданы вперед и нервно подрагивают – собеседник ________________и готов.
  1. Поглаживание подбородка говорит о _____________, о желании принять____________.
  1. Фундамент доброжелательных от ношений и прочных контактов - уме ние считаться с__________других людей.
  1. Деловой конфликт носит ________________характер.

10.        К межличностным механизмам взаимодействия     людей     относятся______________, _____________и _____________________.

11.        Критиковать, раздраженно делать замечания, сравнивать человека с кем-то, злословить нетрудно, но____________, а часто и_____________________.

  • Ответы к заданию для самопроверки зна ний в области психологии общения: 1 - вни мание; 2 - пример; 3 - грубый, назидатель ность; 4 - спина, руки, голова; 5 - глаза; 6 -обиделся, заплакать; 7 - раздумье, решение; 8 -интересами; 9 - конструктивный; 10 - рефлек сия, эмпатия, личностная идентификация;  11- неэффективно, вредно.

Задание «Выбери верный ответ»

Цель. Развитие умения адекватно воспринимать ситуации межличност ного общения.

Задача. Выбор варианта ответа, ко торый является предпочтительным (по каждому из следующих суждений).

Первое суждение. Отношения с ок ружающими в значительной мере зави сят от Вашей самооценки: а) низкая са мооценка облегчает контакты с людь ми; б) завышенная самооценка помога ет установлению добрых отношений с собеседником; в) адекватная самооцен ка затрудняет общение; г) все ответы не верны.

Второе суждение. Разумными вари антами отношения к конфликту явля ются: а) стремление избежать волнения, отстраниться от случившегося; б) реа листическое отношение к действитель ности, приспособление к требованиям конфликтующих; в) учет объективных и субъективных причин конфликта, от стаивание своих прав, соблюдение чу жих; г) активное отношение к случив шемуся, действия в соответствии с соб ственными принципами и убеждения ми; д) все ответы неверны.

  • Ответы к заданию «Выбери верный от вет»: в первом суждении - «г», во втором суж дении - «в».

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями

Уважаемый воспитатель!

Вам предлагаются суждения, касаю щиеся практики общения с родителя ми в дошкольном учреждении. Если Вы согласны с суждением, подчеркните ответ «Да», если не согласны - ответ «Нет». Если какие-то суждения Вы не можете оценить однозначно, обведите их порядковый номер кружком.

Опросник используется не для кон троля, а для самоанализа профессио нальных затруднений.

1.        В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребенка, структуру семьи, уровень раз вития родителей. Да. Нет.

2.        Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспита ния и обучения детей, вовлекаю их в об мен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка. Да. Нет.

3. В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанав ливаю с ними партнерские отношения. Да. Нет.

4. Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах. Да. Нет.

  1. Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их гла зами, понимаю их чувства и поведение. Да. Нет.
  1. Владею техникой диалогического (безоценочного) общения. Да. Нет.
  1. Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситу ациях общения с родителями. Да. Нет.
  1. Как правило, с пониманием отно шусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей. Да. Нет.
  1. Владею способами общения с ро дительской аудиторией, умением во влечь родителей в активное обсуждение проблемы и пр. Да. Нет.

10.        Удается развивать активный инте рес родителей к воспитанию своего ре бенка, осознанное отношение к родительству. Да. Нет.

  1. Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруд нений в общении с ребенком и причин трудностей в его развитии. Да. Нет.
  1. Использую разные способы акти визации потребности родителей на блюдать ребенка в различных жизнен ных ситуациях (в детском саду и дома),
    размышлять над мотивами его поведе ния. Да. Нет.

13.        Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насы щенное взаимодействие с ребенком в семье. Да. Нет.

14.        Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю доста точными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и диф ференцированном) общении с родите лями. Да. Нет.

  1. Развиваю интерес родителей к чтению научно-популярной, художественной и пр. литературы по семейному воспитанию. Да. Нет.
  1. Учитываю мнения и просьбы ро дителей по вопросам организации жиз ни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений. Да. Нет.

17.        Удается объединять родителей при решении различных вопросов, со здавать атмосферу общности интересов (родителей и педагогов).Да. Нет.

18.        Использую в контактах с родите лями наглядно-текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и ее перспективах. Да. Нет.

19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов об щения с родителями. Да. Нет.

20. Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаи модействия с родителями. Да. Нет.

  • Ключ к тесту. Суждения распределяются по трем группам. 1. Умение учитывать потреб ности семьи, мнения и интересы родителей (суждения № 1, 10, 11, 13, 16, 17). 2. Гибкость стиля общения; умение сопереживать родите лям (суждения № 3, 4, 5, 6, 7, 8). 3. Умение ис пользовать активные методы и формы обще ния с родителями (суждения № 2,9, 12, 14,15,18). Подсчитывается количество ответов «нет»в каждой группе суждений. Три и более таких ответов могут считаться основанием для по мощи в выявленных затруднениях. Ответы, обведенные кружком, также могут рассматри ваться как запрос о помощи. Об искренности ответов, в определенной мере, можно судить по сходству оценки двух последних суждений (№ 19 и № 20).

Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невер бальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимос ти невербальной манеры общения, раз витию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно вы ражать себя и «прочитывать» эмоцио нальную реакцию партнера по общению способствуют специальные упражнения.

Упражнение «Мимическая реакция»

Цель. Тренировка и осознание соб ственной манеры невербального выра жения эмоциональных реакций.

•        Вы находитесь в методическом ка бинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («Быстрей садись»), удивленно («Не ожидала»), во просительно     («Что-нибудь     случи лось?»), радостно («Наконец-то!»).

•        Вы решили посетить заболевшего ребенка. Звоните в квартиру. Дверь от крывает удивленная мать. Покажите, как вы успокоите ее.

•        Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитан ника, стоящую на коленях и зашнуро вывающую ему ботинки. Вы удивлены.
Покажите свое удивление.

Упражнение «Окно»

Цель. Тренировка эмоциональной выразительности в невербальной пере даче информации собеседнику.

•        Вообразите, что с коллегой вас раз деляет окно с таким толстым стеклом,что попытки кричать бесполезны. Передайте содержание своей информа ции «через стекло».

Упражнение «Невербальный диалог»

Цель. Осознание собственной мане ры невербального выражения эмоцио нальных реакций по поводу различных ситуаций общения (выполняется в паре).

•        Воспитатель. Вы опаздываете на завтрак, поторопитесь.

Отец ребенка. Извините, мы вынуж дены были задержаться.

•        Воспитатель. Могли бы вы выпол нить маленькую просьбу - постирать фар туки для дежурства детей во время еды?

Мать. Сейчас я очень загружена на работе, но через пару дней смогу.

Воспитатель несет ответственность за содержание своей речи, за последст вия сказанного: речь может помогать продуктивному общению или, напро тив, препятствовать ему.

Чтобы речь способствовала положи тельному воздействию на родителей, нужно прежде всего выбрать ее тональ ность, соответствующую тактике общения.

Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке «живут» три «Я».

Позиция «Я» в роли «дитяти» - по зиция подчеркивания особой чувстви тельности, ранимости, зависимости, подчиненности.

Позиция «Я» в роли «родителя» -стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя.

Позиция «Я» в роли «взрослого» -подчеркивание сдержанности, понима ния интересов другого и гибкое распре деление ответственности между собой и партнером по общению.

В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех на званных позиций, что определяется особенностями характера.

Педагогу, вступающему в контакт с родителем, важно найти правильную позицию. В общении могут использо ваться все три позиции с учетом ситуа ции и того, что позиция «взрослого» яв ляется наиболее диалогичной.

Предлагаемые ниже упражнения спо собствуют развитию умения использо вать ролевые позиции в общении.

Упражнение на умение интонировать

Произнести следующие фразы («Мне не безразличны успехи вашего ребен ка»; «Мне хотелось бы большей откро венности в нашем разговоре») с оттен ками иронии, упрека, вызова, безразли чия, требовательности, доброжелатель ности. По ходу произношения воспита тели могут сообщить, какой тон помо жет им достичь цели.

Упражнение на изменение ролевой позиции в общении

Фразы для упражнения: «Когда-ни будь вы поймете, что мои требования к ребенку были справедливы»; «Если вас не затруднит, мне хотелось бы погово рить о вашем ребенке»; «Вам, несомнен но, известны успехи вашего сына в ри совании» (можно использовать собст венные фразы).

Каждая фраза произносится во всех трех ролевых позициях по «заказу» од ного из партнеров по упражнению. Ес ли второму произнесение кажется не убедительным, он просит повторить фразу еще и еще раз.

Задание «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями?»

Цель. Развивать умение «вчувство ваться» в смысл словесного обращения к собеседнику (ам).

Задача. Проранжировать (рассорти ровать) фразы к воображаемой беседе с родителями.

Правила для ранжирования. Фра зы для начала беседы выбираются такие, в которых: утверждается осведомлен ность собеседника в обсуждаемой про блеме; у инициатора беседы отсутствует неуверенность в себе; исключаются не уважение и пренебрежение к собесед нику, вынуждающие его обороняться, подыскивая контраргументы; обраще ние непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы-подхода».

Варианты фраз

  1. Извините, если я помешала...
  1. Я бы хотела...

3. Вероятно, вы об этом еще не слыша ли...

  1. Вам будет интересно узнать...
  1. Я бы хотела еще раз услышать...
  1. Мне представляется интересным то,что...
  1. Я пришла к такому выводу, что...
  1. Вы хотите...

9. Думается, ваша проблема заключает ся в том, что...

  1. Давайте с вами быстро обсудим...
  1. Как вы знаете...
  1. Хотя вам это и неизвестно...

13- Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...

  1. Вы, конечно, об этом еще не знаете...
  1. А у меня на этот счет другое мне ние...
  1. Конечно, вам уже известно...
  1. Вы, наверное, об этом слышали...

Последовательность выполнения

  • Найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не сле дует употреблять.
  • Найти «нежелательные» фразы и смысловые  пары  к ним  («желатель ные»).

        Ответы к упражнению «Какие фразы целе сообразнее использовать для начала беседы с родителем?»

  1. «Неудачные» фразы: «Извините, если я по мешала», «Я бы хотела еще раз услышать», «Да вайте с вами быстренько обсудим», «Пожалуй ста, если у вас есть время меня выслушать», «А у меня на этот счет другое мнение».

«Нежелательные» фразы в паре с «жела тельными»: «Я бы хотела» - «Вы хотите»; «Веро ятно, вы об этом еще не слышали» - «Вы, на верное, уже об этом слышали»; «Мне представ ляется интересным то, что» - «Вам будет инте ресно узнать»; «Я пришла к такому выводу, что»- «Думается, ваша проблема заключается в том,что»; «Хотя вам это и неизвестно» - «Конечно, вам уже известно»; «Вы, конечно, об этом еще не знаете» - «Как вы знаете».

Упражнение «Я-сообщение» или «Ты-сообщение»?

Цель. Развитие умения ориентиро ваться в способах диалогического об щения, используя технику «Я-сообщений» и «Ты-сообщений» («Активного слушания»).

Задача. Определить, с какой из тех ник диалогического общения может быть соотнесена каждая из перечислен ных ниже фраз:

а)        с техникой «Активного (рефлек сивного) слушания», когда другому как бы «возвращается» то, что он вам поведал и что вы поняли о том, что случи лось с другим человеком, при этом обо значив его чувство;

б)        с техникой «Я-сообщения», когда каждая фраза произносится от первого лица («я», «мне», «меня»), когда человек говорит о своих собственных ощуще ниях, переживаниях, а не о другом чело веке и его поведении;

в)        с традиционной – вопросительной - формой высказывания.

Свои точки зрения надо обосновать.

Примеры высказываний

  1. Что вы сейчас чувствуете?
  1. Чего вы сейчас боитесь?

3. Вы боитесь, что я могу сказать что-то неприятное о вашем ребенке?

  1. Я правильно вас поняла, что вы бо итесь моей оценки?
  1. А как я могу вас оценить или нака зать?
  1. Мне тоже бывает неприятно, когда я чувствую, что меня оценивают.
  1. Вы не уверены, что я к вам отно шусь хорошо, и вам хотелось бы услы шать от меня подтверждение этому?
  1. Мне неинтересно, когда в общении ждут активности только от меня.
  1. Я хочу прервать нашу беседу, так как мне трудно сейчас понять, что происходит.
  1. Мне спокойно и приятно разгова ривать с вами.
  1. Вам хочется, чтобы я помнила, что вы нуждаетесь в поддержке и снисхож дении?
  1. Можете ответить, по поводу чего вы сейчас смеетесь?

Ответы к упражнению «Я-сообщение» или «Ты-сообщение»: 1-в, 2-в, 3-а, 4-а, 5-в, 6-б, 7-а, 8-б,9-б,10-б,11-а, 12-в.

Одним из основных средств разре шения противоречий и конфликтов между воспитателем и родителями яв ляется педагогический такт, т.е. оп тимальная форма поведения и педа гогически целесообразного воздейст вия на родителей, умение устанавли вать с ними контакт (И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик и др.). Развитию педа гогического такта во взаимодействии с родителями способствуют модели рование и проигрывание педагогами адекватных способов поведения в различных ситуациях общения с ро дителями. Предлагаем несколько ва риантов игрового моделирования пе дагогами проблемных задач и ситуа ций общения с родителями.

Решение проблемной задачи методом «развивающейся кооперации»

Цель. Поиск верных способов реше ния проблемной ситуации, прогнози рование дальнейших действий педагога, анализ событий, предваряющих рас сматриваемую ситуацию.

Подобного рода упражнения обога щают опыт общения с родителями, способствуют предупреждению оши бок в общении с ними. Приведем при мер.

• Воспитатель обратился к матери одного из воспитанников с просьбой на предстоящей встрече поделиться с дру гими родителями опытом физического воспитания своего ребенка. Та удиви лась, смутилась и от выступления отка залась.

Задание. Сначала каждый воспита тель самостоятельно, не советуясь с коллегами, обдумывает способ своего поведения, с его точки зрения наиболее верный. Затем воспитатели разбивают ся на пары, пытаясь убедить друг друга в разумности своего варианта. Вырабаты вается общее мнение в паре. Затем пары объединяются по четыре человека и уже в четверках вырабатывают конст руктивные способы поведения в данной ситуации. Во время обсуждения каждая группа называет и обосновывает свои способы действий.

Ролевая игра

«Конкурс педагогических ситуаций»

Цель. Развитие умений педагогов по нимать природу конфликта, находить и реализовывать удачный вариант пове дения в конфликтной ситуации.

Организация игры. Играющие де лятся на две команды. Каждая инсцени рует педагогическую ситуацию кон фликтного общения педагога с родите лями, оборвав ее показ в кульминацион ный момент. Тема может быть взята как из личного опыта, так и из литературы. Команда-соперница за определенное время (3-5 минут) находит оптималь ное решение и проигрывает развязку ситуации. Решения ситуаций обосновы ваются с позиции педагогической целе сообразности.    

При подведении итогов анализиру ются типичность ситуаций, разумность их решения и мудрость предложенных позиций, творческий подход к реше нию педагогических задач, мастерство инсценировки.

Следующие варианты решения проблем ных задач предлагаются педагогам, начинаю щим свою профессиональную деятельность.

• Воспитатель огорчен тем, что на встрече родителей воспитанников группы, которую все оценили как полезную, отсутствовали не которые мамы и папы, а им, по мнению воспи тателя, «было бы желательно услышать то, о чем шла речь».

Задание. Выбрать и обосновать один из предлагаемых вариантов дальнейших дейст вий воспитателя.

1-й вариант. Подготовлю папку-передвиж ку на основе материалов состоявшейся встре чи и предложу (по очереди) отсутствовавшим родителям самостоятельно ознакомиться с ними.

2-й вариант. Выскажу свое неодобрение родителям в форме замечания типа «Очень жаль, что вам не удалось прийти...»

3-й вариант. Искренне поделюсь с одним из участвовавших во встрече родителей своим огорчением по поводу пассивности некото рых мам и пап и попрошу его ненавязчиво по делиться своими впечатлениями от встречи с теми, кого на ней не было. Надеюсь, что по следним захочется побеседовать со мной на тему, обсуждавшуюся во время встречи.

4-й вариант. В личной беседе поинтересу юсь причинами отсутствия родителей на встрече.

5-й вариант. Не буду придавать отсутст вию некоторых родителей на встречах особо го значения: участвовать в них или нет - их право.

6-й вариант. Попробую сначала понять, какие чувства у меня вызывает отсутствие не которых родителей на встречах, к которым я тщательно готовлюсь, затрачивая на это мно го сил и времени. Разобравшись в себе, поде люсь с каждым из непришедших родителей своими переживаниями, подчеркнув в то же время, что их право решать, участвовать во встречах или нет.

Проблемные задачи с целью ролевого проигрывания различных способов действий педагога

1. «Я давно хотела сказать вам о пло хом поведении вашего сына», — гово рит воспитатель матери одного из мальчиков, увидев ее в дверях группы. Мать отвечает, что очень торопится, и уходит. Воспитатель удивлен безразличием матери, о чем и рассказал кол легам.

•        Ваша реакция на сетование воспи тателя.

2. Воспитатель известил родителей о предстоящем субботнике, поместив ин формацию о нем на групповом стенде. Пришли всего три человека. Воспита тель недоволен. Субботник пришлось перенести.

•        Чем можно объяснить происшед шее? Что предпринять в дальнейшем?

3. Во время сборов на прогулку ребе нок достает из кармана пальто записку, адресованную воспитателю, с просьбой матери не закаливать ее ребенка после дневного сна (причина не указывается).

•        Вы выполните просьбу матери? Ка кими будут ваши действия в дальней шем?

4.        На одной из встреч с родителями воспитатель объяснял нежелательность опоздания детей к утренней гимнастике и завтраку. Миша появился в дверях груп пы, когда завтрак уже заканчивался. «По кормите его, пожалуйста», - произнесла мать, поспешно исчезая за дверью.

•        Спрогнозируйте варианты вашей реакции на ситуацию, если: а) мать об ратилась к вам в категоричной форме; б) воспитанник сообщил вам, что «они с мамой проспали»; в) воспитанник ска зал, что «мама поругалась с папой»; г) воспитанник сообщил вам, что «по до роге они с мамой увидели раненую птичку и искали для нее безопасное ме сто».

5.        Мать пришла за ребенком с боль шим опозданием.

•        Проиграйте варианты вашего по ведения, учитывая следующие условия:
а) мать одна воспитывает двоих детей (второй первоклассник); это не первый
случай ее прихода за ребенком, когда рабочий день уже закончился; б) в семье уже давно существует несогласован ность между взрослыми по поводу того, кто будет забирать ребенка из детского сада; ребенок стал реагировать на это тревогой и беспокойством в течении всего дня; в) мать впервые пришла за  ребенком так поздно.

6. Днем к детскому саду подъехала ма шина с песком для песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа в детский сад. «Вечером попросите родителей перенести песок», - предложила заведующая педагогам.

•        Как вы будете просить о помощи родителей? Какими будут ваши дейст вия, если они станут отказываться?

7.        Воспитатель, прочитав актуальную, с его точки зрения, книгу по семейной педагогике, предложил родителям озна комиться с отдельными главами.

•        Как вы будете обращаться к роди телям с этим предложением?

8.        Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего воспитанника о его поведении - драчливости.

•        Как вы начнете разговор с мате рью?

9.        В течение нескольких дней ребенка вечером забирает его двенадцатилетний брат, хотя с родителями нет ни уст ной, ни письменной договоренности об этом. Воспитатель уже говорил роди телям, что не вправе отдавать ребенка несовершеннолетнему брату. И вот он снова пришел за младшим братишкой.

•        Какими будут ваши действия?

Для успешного общения с родителя ми очень важно правильно выбрать тему (темы) встречи с ними. Содержа ние бесед-дискуссий должно опреде ляться прежде всего актуальностью вы бранного содержания, т.е. тем, насколь ко оно отвечает потребностям родите лей ваших воспитанников.

Деловая игра «Какая тематика встреч актуальна для родителей?»

Цель. Развитие умения определять проблемы, наиболее типичные для ро дителей воспитанников группы, и в со ответствии с этим формулировать тему встречи с родителями.

Задача. По высказываниям родите лей в процессе беседы с целью выясне ния затруднений в семейном воспита нии сформулировать актуальные, с точ ки зрения необходимой родителям пе дагогической помощи, темы встреч.

Ход игры. Педагоги делятся на груп пы. Каждая из них знакомится с выска зываниями родителей по поводу их за труднений, связанных с семейным вос питанием. Опираясь на них, группа педагогов определяет тематику встреч, от вечающую, на их взгляд, потребностям родителей; выбирает формы проведе ния встреч; основные методы общения; определяет категории семей, приглаша емых на встречу (например, однодетные семьи, родители, воспитывающие только дочь (сына) и др.); решает, кто может быть ответственным за проведе ние встречи.

Перед началом игры участники со гласовывают регламент работы. По ис течении определенного времени каж дая группа готовит выступление. Оце ниваются содержательность тематики, оригинальность формулировок и из бранных форм и методов общения, полнота учета потребностей родителей.

Высказывания родителей, воспитывающих дошкольников младших групп

Что делать, чтобы ребенок не болел, простуды замучили.

Так много дома разных игрушек, но ребенок с ними почему-то не играет, только нытьем изводит нас по выход ным.

Правильно воспитывать мне мешает свекровь, не могу найти с ней общего языка.

Часто домашние мелкие неурядицы отвлекают от общения с ребенком.

Не нахожу у ребенка хоть к чему-то способностей. Может, его в кружок или студию отдать?

Высказывания родителей, воспитывающих дошкольников средних групп

Трудностей особых нет, растет пред приимчивым, современным. Если ему невыгодно что-то делать, никогда не за ставишь.

Мы разводимся, нам сейчас не до ре бенка.

Старший обижает младшего. Млад ший постоянно ябедничает на старше го. Замучились с ними!

Если бы отцы больше занимались с детьми, никаких трудностей бы не бы ло.

По-моему, перед школой у всех одни и те же трудности — чтобы хорошо счи тала, писала, читала. Разве не так?

Высказывания родителей, воспитывающих старших дошкольников

Какие могут быть трудности с ребен ком? Если в чем провинился, он свое ме сто знает - угол.

Очень беспокоит застенчивость до чери. Хорошо это или плохо и что с этим делать?

Очень неаккуратный и небрежный, порвал все книги в доме.

Трудностей с самим воспитанием нет, есть трудности с деньгами для осуще ствления воспитания.

Успешность общения вообще, и педа гогов с родителями в частности, опре деляется и умением чувствовать нео жиданные изменения в процессе обще ния, адекватно реагировать на них и быстро перестраиваться.

Упражнение «А что, если...»

Цель. Развитие умения гибко реаги ровать на неожиданности в процессе общения с аудиторией, развитие чувства уверенности в себе.

Задания.

  1. Представьте, что вы объявили тему встречи и предложили родителям обсу дить ее, но никто не хочет говорить. Как вы себя поведете?
  1. Представьте, что один из родителей, излагая свою точку зрения, разгорячил ся и ушел в сторону от обсуждаемой те мы. Как вы будете реагировать на это?

3. Допустим, что дискуссия продолжа ется уже целый час. У вас есть еще 10-15 минут для завершения ее. Один из родите лей ни разу не высказался, хотя несколько раз пытался, но его перебивали другие. Как вы поведете себя в этом случае?

Важно также заранее настроить себя на общение, снять волнение, напряже ние, чему поможет предлагаемый ниже текст.

Текст как способ аутогенной тренировки

Я в хорошем настроении, у меня мно го педагогических планов. Тема встречи интересна родителям, они ждут ее. К этой встрече у меня подобран интерес ный материал. Я спокойна, уверена, я чувствую себя раскованно, я хорошо подготовилась к встрече. Я хорошо вла дею собой. Настроение мое бодрое, хо рошее. Родители моих воспитанников понимают меня и уважают. Мне прият но общаться с родителями и т.д.

Опытные педагоги знают, как важно хорошо подготовиться к предстоящей встрече с родителями - определить этапы встречи, их последовательность, придерживаться логики развития темы и пр.

Игровое упражнение «Постройтесь в логической последовательности»

Задача. Определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

Ход упражнения. Каждый из игра ющих получает карточку, на которой описан какой-либо из организацион ных фрагментов подготовки или прове дения встречи с родителями. Карточки раздают участникам в произвольном порядке. Посовещавшись в течение обусловленного времени, играющие строятся так, как им представляется по следовательность действий при органи зации и проведении встречи, коммен тируя свой выбор. Остальные могут воз разить или дополнить высказываемые предположения.

Описания организационных моментов (на карточках)

  1. Составляется тематика и выбира ются формы проведения встреч с роди телями на основе их заявок и просьб, а также с учетом данных о семьях воспи танников.
  1. Определяются ответственные за подготовку и проведение каждой из
    встреч (воспитатели групп, логопед, му зыкальный руководитель, медицинский работник и другие сотрудники).  

3. С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.

4.        Продумываются структура и содер жание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сцена рий встречи с использованием методов активизации родителей.

  1. Обеспечиваются заблаговремен ное  оповещение  родителей  о  теме встречи и их подготовка к участию в ней.
  1. Выясняется мнение родителей о пользе проведенной встречи (устный
    опрос, анкетирование и др.).

Игровое упражнение «Найдите правильную последовательность»

Цель. Развитие умения проводить те матические встречи с родителями в со ответствии с логической последова тельностью их содержания.

Ход упражнения. Педагоги получа ют тексты фрагментов (см. далее) сце нария встречи «Что помогает взрослым развивать у дошкольника активную жизненную позицию?» и пытаются вы строить последовательность ее прове дения. Может быть организована парал лельная работа нескольких групп педа гогов над одним сценарием.

•        Предложить родителям дать свое определение понятию «активная жиз ненная позиция». Можно ли и нужно ли, на их взгляд, воспитывать ее у ребенка дошкольного возраста?

  • Обсудить две точки зрения на роль знаний в развитии активной жизнен ной позиции у ребенка. Первая: абсо лютно все знания об окружающей жиз ни способствуют формированию у ре бенка собственной позиции в жизни.
    Вторая: на жизненную позицию больше всего влияют те знания, которые акти визируют деятельность и переживания ребенка.
  • Предложить высказать свое мнение по поводу слов А.Л. Барто: «Мы слишком боимся разволновать наших ребят, за крываем от них неприятности нашей жизни, лишая их высших чувств, силь ных эмоциональных состояний, тем са мым мы развиваем в них эгоизм и рав нодушие».
  • Сделать небольшое резюме о том, что, воспитывая активную жизненную
    позицию у ребенка, важно воздействовать на его эмоционально-чувственную сферу.

•        Предложить нескольким родителям поделиться опытом общения с ребен ком, обогащающим его чувства, знания об окружающей действительности.

  • Предложить послушать магнито фонную запись детских ответов на во прос: «Что ты знаешь о Москве? Откуда ты это знаешь?»
  • Предложить решить следующую проблемную  педагогическую  задачу: «Ваш ребенок во время просмотра ки нофильма вдруг заплакал, расстроился от того, что ему кого-то стало жалко (например, герой фильма погибает). Как вы отреагируете на это?»

Предложить родителям выбрать па мятки с советами: «Что можно расска зать дошкольнику в музее Л.Н. Толсто го»; «Если вы придете с ребенком в Тре тьяковскую галерею»; «Посетите с ре бенком  музей  народно-прикладного искусства» и др.

В ходе выполнения упражнения пе дагогам можно предложить самостоя тельно определить, как целесообраз нее подготовиться к тематическому диспуту; можно дать задание ввести дополнительные фрагменты в сцена рий встречи.

И последний совет воспитателям. Проведя встречу с родителями, обяза тельно проанализируйте ее ход и ито ги, чему помогут следующие вопросы.

  1. Какова цель встречи, с точки зре ния ее педагогической значимости для родителей?
  1. Насколько удачной оказалась орга низация встречи: этапы ее проведения, используемые методы активизации ро дителей, вызывающие их отклик, инте рес и пр.
  1. Проанализируйте свой стиль обще ния с родителями во время встречи. Он был одинаковым на протяжении всей встречи или нет? Общение с родителя ми носило диалогический характер или свелось к вашему монологу?
  1. С какими трудностями вы встрети лись во время встречи? Они не зависели от вас или к ним привели ваши собст венные действия? Что помогало (или мешало) вам с ними справляться?

5.        Наблюдали ли вы во время встречи проявление родителями рефлексии? В чем это выражалось? Приведите приме ры.

6.        Охарактеризуйте эмоциональную сторону встречи (общая эмоциональ ная атмосфера, элементы юмора, «раз влечения», непринужденность и пр.). Какова ваша точка зрения на соотноше ние рационального и эмоционального компонентов общения с родительской аудиторией?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: