Детско-родительский клуб "Я с семьёй, она со мной"

Савина Светлана Юрьевна

Детско-родительский клуб - особая форма взаимодействия между участниками воспитательного процесса. Клуб это форма позитивного общения и досуга.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семейный выходной

Слайд 2

Семейный выходной



Предварительный просмотр:

Тест. Хорошие ли вы родители?

На вопросы этого теста можно отвечать «Да», «Нет», «Не знаю»

  1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом?
  2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка?
  3. Ваши интуиция и опыт - лучшие советники в воспитании ребенка?
  4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы?
  5. вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей?
  6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение?
  7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей?
  8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют, (радуют) вас?
  9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка?
  10. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка ( даже если есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом?
  11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент - физическое наказание (ремень)?
  12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали?
  13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости?
  14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению?
  15. У вас конфликты с собственным ребенком?

Подсчеты результатов.

За каждый ответ «да» на вопросы:

2,4,6,8,10,12,14- 10 баллов

За каждый ответ «нет» на вопросы:

1,3,5,7,9,11,13,15 -10 баллов.

« Не знаю»-5 баллов.

Подсчитайте полученные баллы.

100-150 баллов: Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения - ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?

50-99 баллов: Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

0-49 баллов: Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребёнка.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

"Ваша воспитательная система"

По результатам ответов на эту анкету можно определить, правильно ли выбран принцип воспитания детей

Можете ли вы:

1.  В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2.Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

3.  Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4.Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

5.Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6.Поставить себя на место ребенка?

7.  Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9.Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10.Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11.Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

12.Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

13.Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

А – могу и всегда так поступаю – 3 балла.

Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла.

В – не могу – 1 балл.

 От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов. Ваш метод воспитания – кнут и пряник.

Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.



Предварительный просмотр:

Тecm

«Взаимоотношения в семье»

Этот тест, рассчитанный на детей дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет выяснить, как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье.

Вы, конечно же, любите своего малыша, заботитесь о нем, но уверены ли вы, что он чувствует себя дома достаточно комфортно? Догадываетесь ли вы, что его беспокоит, огорчает, пугает? Счастлив он или ощущает себя несчастным? Проведите с ним такой тест: дайте задание нарисовать всю семью (маму, папу, братьев и сестер, бабушку, дедушку и т. д.). Когда рисунок будет готов, проанализируйте его.

Если нарисованы люди, которые просто стоят, значит, ваш ребенок рассудителен и рационален. Если же люди изображены занимающимися каким-либо делом (читают, играют, едят, смотрят телевизор), значит, малыш очень эмоционален и впечатлителен.

Психологи утверждают, что первыми дети обычно изображают тех, кого больше всего любят. Все детали этого изображения они обычно прорисовывают очень тщательно. Тех, кого малыш недолюбливает, он может нарисовать несколько небрежно и немного в стороне от остальных людей.

Если несколько членов семьи нарисованы близко друг к другу, значит, в понимании ребенка они и в самом деле близки. Так могут быть изображены родители или бабушка и дедушка. Если же фигуры родственников на картинке удалены друг от друга, вероятно, между ними и в жизни есть дистанция, и ребенок это заметил. Хотя возможен и другой вариант: например, папы целый день нет дома, он много работает, поэтому ребенок нарисовал его на расстоянии от мамы.

Бывает, что ребенок изображает себя выразительно, яркими красками, прорисовывая все детали внешности и одежды, в то время как родители нарисованы скупо и схематично. Это может свидетельствовать о его эгоистичности, сформированной в результате того, что родители ставят его на первое место, ущемляя себя.

Случается и обратное: родители изображены тщательно, а себя малыш рисует схематично, в его автопортрете отсутствуют детали. Это означает неуверенность ребенка, его покладистость и послушание. Конечно, маму и папу это скорее всего устраивает, но когда ребенок подрастет, он может подпасть под чужое влияние, и никакой гарантии того, что влияние это будет положительным, нет.

Если единственный в семье ребенок изображает себя в окружении других детей (соседских, двоюродных братьев и сестер), значит, он чувствует себя одиноким, ему не хватает общения со сверстниками, даже если он ходит в детский сад или школу.

 

Если семья неполная (родители в разводе), но ребенок изображает их вместе, это говорит о его страстном желании иметь рядом обоих родителей. В таком случае тому родителю, который живет с ребенком, следует позаботиться о том, чтобы малыш чаще общался с другим родителем. Если же ребенок рисует только того родителя, с которым живет, значит, он сумел приспособиться к ситуации.

Иногда дети рисуют фигуру кого-то из родственников очень большой по сравнению с фигурами остальных членов семьи, и это означает, что малыш считает данного человека агрессивным, возможно даже жестоким, оказывающим сильное давление на домочадцев. Так же можно расшифровать и изображение человека красного цвета или с очень большими руками.

Если персонаж на картинке нарисован с какими-то вещами в руках, это говорит о том, что ребенок воспринимает данного члена семьи как человека доброго, неспособного на строгость.

О том, что малыш не чувствует себя в семье уверенно и уютно, говорит такая деталь, как линия под ногами нарисованных людей. Возможно, родители чрезмерно строги с ним, предъявляют к нему завышенные требования, а он не может им соответствовать.

Насторожить родителей должен рисунок, на котором ребенок изобразил себя в отдалении от остальных членов семьи. Вероятно, он ощущает себя одиноким. Если родственники изображены просто стоящими или сидящими без дела, а себя малыш рисует занятым чтением или делающим уроки, это может означать, что маленький художник мечтает о свободе, о том, чтобы заниматься тем, что нравится ему, а не родителям.

Если ребенок изобразил себя отделенным от других членов семьи (например, поместил себя в круг, квадрат, треугольник), значит, он хотел бы чувствовать себя более защищенным.

Рисунок с тучами или облаками на небе сигнализирует родителям: их ребенок ощущает тревогу, опасность, которая угрожает его семье. Такой опасностью могут быть частые ссоры и скандалы в семье, свидетельствующие о надвигающемся разводе. Малыш может изображать облака и в том случае, когда родители относятся к нему с чрезмерной суровостью, наказывают даже за самые незначительные проступки. Он находится в тревожном напряжении, боится разгневать родителей. Это не значит, что он страшится именно физических наказаний, страх может вызывать резкая критика, порицания, лишение детских радостей.

Если фигуры членов семьи схематичны или не полностью прорисованы, это может быть свидетельством плохого настроения маленького художника. Возможно, он чем-то расстроен, напуган или же его оторвали от любимого занятия и заставили рисовать. В таком случае не стоит проводить анализ его рисунка, лучше отложить тестирование на другое время.

 



Предварительный просмотр:

Тecm

«Темперамент вашего ребенка»

Внимательно понаблюдайте за своим ребенком, а потом ответьте на вопросы этого теста. Будьте честны, не пытайтесь приукрасить поведение сына или дочери. Отвечайте так, как есть на самом деле, а не так, как вам хотелось бы. Узнав темперамент ребенка, вы сможете понять его характер, что позволит вам в дальнейшем избежать конфликтов и недоразумений.

 

На вопросы отвечайте словами "да" или "нет".

1. Ваш ребенок очень интересуется различными играми?

2. Ваш ребенок импульсивен?

3. Случается ли, что настроение ребенка резко меняется от хорошего к плохому и наоборот?

4. Старается ли ребенок получить незаслуженную похвалу?

5. Любит ли он общаться с новыми, незнакомыми людьми?

6. Часто ли он требует, чтобы ему немедленно что-то купили?

7. Случалось ли вам замечать, что он грустен, подавлен, хотя никаких причин к этому нет?

8. Часто ли он проявляет свою жадность?

9. Он аккуратен?

10. Считаете ли вы своего ребенка очень жизнерадостным?

11. Ваш ребенок сильно огорчается, когда другие люди (родственники, друзья, герои книги или фильма) страдают?

12. Он очень переживает, если у него что-то не получается?

13. Всегда ли он сдерживает свои обещания?

14. Он боится высоты?

15. Комфортно ли ребенок чувствует себя в большой компании?

16. Ваш ребенок раздражителен?

17. Имеет ли он привычку перекладывать свою вину на других людей?

18. Любит ли он новые знакомства?

19. Ваш ребенок доверчив?

20. Он легко обижается?

21. Есть ли у него плохие привычки?

22. Ему нравится быть на вторых ролях?

23. Не пытается ли он совершать рискованные поступки?

24. Быстро ли ему надоедают одни и те же игры и занятия?

25. Берет ли он чужие вещи без разрешения?

26. Ему нравится ходить к кому-нибудь в гости?

27. Случалось ли ему обижать своих близких и друзей?

28. Часто ли он ощущает себя виноватым?

29. Способен ли он говорить на темы, которые плохо знает? Например, может ли он ответить урок, если не читал учебник?

30. Часто ли он отказывается от игр с друзьями ради того, чтобы побыть в одиночестве и почитать книгу?

31. Часто ли у него случаются конфликты со сверстниками?

32. Считаете ли вы своего ребенка нервным, ранимым?

33. Извиняется ли ваш ребенок за свои проступки?

34. У вашего ребенка много друзей?

35. Вы когда-нибудь замечали, что ваш ребенок высмеивает своих друзей или устраивает им злые розыгрыши?

36. Считаете ли вы своего ребенка беспокойным?

37. Ваш ребенок послушен (всегда ли он сразу выполняет то, что ему велят)?

38. Можете ли вы назвать своего ребенка беззаботным?

39. У вашего ребенка хорошие манеры?

40. Часто ли ваш ребенок тревожится за близких, опасается ли он, что с ними может произойти что-нибудь плохое?

41. Брал ли ваш ребенок когда-нибудь чужую вещь, а потом ломал ее?

42. Ваш ребенок первым проявляет инициативу в знакомстве со своими сверстниками?

43. Ваш ребенок выражает сочувствие, когда кто-то рассказывает ему о своих проблемах?

44. Часто ли он расстраивается и обижается?

45. Если поблизости нет урны, может ли ваш ребенок бросить обертку от мороженого прямо на тротуар?

46. Находясь в компании, ваш ребенок в основном молчит?

47. Сильно ли ребенок привязан к родителям?

48. Имеет ли он привычку жалеть себя?

49. Он часто хвастается?

50. Ваш ребенок бывает лидером в компаниях?

51. Его трудно назвать осторожным?

52. Случалось ли вашему ребенку выражать беспокойство по поводу своего здоровья?

53. Ваш ребенок часто говорит плохо о своих друзьях или одноклассниках?

54. Вашему ребенку нравится пересказывать веселые истории, которые он прочитал или услышал от других?

55. Ваш ребенок ест все, что ему предлагают?

56. Часто ли у него бывает плохое настроение?

57. Часто ли он дерзит взрослым?

58. Ему нравится общаться с большим количеством людей?

59. Переживает ли он, что сделал ошибку в контрольной работе?

60. Случаются ли у него бессонницы?

61. Всегда ли он моет руки перед едой?

62. Всегда ли он может ответить на вопрос без долгих раздумий?

63. Ваш ребенок старается не опаздывать?

64. Часто ли он ощущает себя очень усталым без особых причин?

65. Способен ли он действовать быстро и активно?

66. Разговорчив ли он?

67. Он никогда не обижается на свою мать?

68. Часто ли ему бывает скучно?

69. Имеет ли он особенность использовать чужие ошибки в своих целях?

70. Всегда ли он успевает выполнить все запланированные дела?

71. Существуют ли люди, с которыми ваш ребенок принципиально старается не общаться?

72. Переживает ли он по поводу своей внешности?

73. Всегда ли он вежлив?

74. Задумывается ли он о своем будущем?

75. У него когда-нибудь возникало желание умереть?

76. Мечтает ли он стать богатым?

77. Нравится ли ему быть в центре внимания?

78. Пытается ли он сдерживать грубость, хотя это дается ему нелегко?

79. Если над ним посмеялись, он долго переживает?

80. Настаивает ли он, чтобы окружающие поступали так, как ему хочется ему?

81. Он часто опаздывает?

82. Случалось ли ему говорить то, что было неприятно для другого человека?

83. Беспокоит ли вас нервозность вашего ребенка?

84. Ваш ребенок избегает общения с язвительными людьми?

85. Часто ли он теряет друзей?

86. Приносит ли ему страдания одиночество?

87. Ваш ребенок всегда старается довести начатое дело до конца?

88. Он любить дразнить животных?

89. Он болезненно воспринимает замечания в свой адрес?

90. Любит ли он приключения?

91. Он считает, что можно опаздывать на уроки?

92. Ему нравится, когда окружающие интересуются им?

93. Считают ли сверстники его жестоким?

94. Случаются ли у него резкие перепады настроения?

95. Имеет ли он привычку откладывать дела в долгий ящик?

96. Окружающие считают его веселым человеком?

97. Страдает ли он, когда его обманывают?

98. Сильно ли он зависит от внешних обстоятельств?

99. С готовностью ли он признает свои ошибки?

100. Он очень жалеет бездомных или больных животных?

А теперь сравните свои ответы с ключом по нескольким параметрам.

1. Шкала психотизма. Отрицательные ответы на вопросы 2, 6, 9, 11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78, 100. Утвердительные ответы на вопросы 14, 23, 27, 31, 35, 47, 51, 53.

2. Шкала экстраверсии/интроверсии. Отрицательные ответы на вопросы 22, 30, 46, 84. Утвердительные ответы на вопросы 1, 3, 10, 15, 18, 26, 34, 38, 42, 50.

3. Шкала нейротизма. Утвердительные ответы на вопросы 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98.

Высокие показатели по шкале экстраверсии/интроверсии соответствуют экстравертивному типу, низкие – интровертивному.

Дети-экстраверты общительны, имеют широкий круг знакомств, контактируют с большим количеством людей. Им свойственны импульсивность, доброжелательность, оптимистичность.

Дети-интроверты застенчивы, спокойны, сдержанны. Общаться они предпочитают в узком кругу друзей. Все свои поступки обычно долго и тщательно продумывают.

Показатели по шкале нейротизма отражают эмоциональную устойчивость или неустойчивость. Высокие показатели говорят о психической неустойчивости, слабой приспособляемости и склонности к резкой смене настроений.

Высокие показатели по шкале психотизма указывают на наличие у ребенка склонности к демонстративному поведению. Такие дети часто бывают эгоцентричны и конфликтны.

Психологи утверждают, что возбудимый интроверт (то есть ребенок, обладающий неустойчивой психикой) по типу темперамента чаще всего обнаруживает особенности и черты меланхолика.

У интроверта с устойчивой психикой преобладают черты флегматика.

У возбудимого экстраверта (ребенка с неустойчивой психикой) доминируют особенности холерика. Экстраверта с устойчивой психикой можно отнести к сангвиникам.

Если при тестировании обнаружились высокие показатели по шкале экстраверсии/интроверсии и шкале нейротизма, ребенок – холерик. Если показатели по шкале первой шкале низкие, а по второй высокие, значит, он меланхолик.

Если показатели по шкале экстраверсии/интроверсии высокие, а по шкале нейротизма низкие, ребенок – сангвиник. Если показатели низкие по обеим шкалам, в его характере преобладают черты флегматического типа.

Дети-сангвиники общительны, контактны и без труда адаптируются к новым условиям. Они любят общаться с большим количеством людей, сравнительно легко переживают неудачи и быстро о них забывают. Ребенок с таким темпераментом подвижен и очень любознателен, он не способен придерживаться строгих правил и часто нарушает запреты взрослых. Его трудно назвать усидчивым, он может начать новое дело, не завершив старого, о котором уже забыл. Если ребенка-сангвиника не заинтересовать, через короткий промежуток времени он потеряет интерес к своему занятию. Таких детей следует приучать ставить перед собой цели, если у ребенка есть цель, он изо всех сил будет стремиться к ней.

Дети-холерики обладают возбудимой нервной системой, не способны долго размышлять над своими поступками и действуют импульсивно. Чрезмерно активные, они быстро тратят свои силы, в результате чего период активности сменяется апатией. У ребенка с холерическим типом темперамента очень богатое воображение, он умеет ставить цели, которые пытается достичь, однако родители должны знать, что он не способен объективно оценить личные возможности. В результате этого цель так и остается недостижимой, а ребенок испытывает горькое разочарование. Свои неудачи такие дети переживают очень тяжело, поэтому родители должны быть с ними чрезвычайно внимательными и тактичными.

Дети-флегматики медлительные, спокойные, эмоционально уравновешенные, их трудно вывести из себя. Если такой ребенок увлечен каким-либо делом, он обязательно доведет его до конца. А вот чтобы переключиться на новое занятие, ему потребуется довольно много времени и усилий. Флегматики общительны, однако не склонны к пустой болтовне. Они ответственны и надежны, но временами проявляют лень и апатию.

Так как дети-флегматики не отличаются инициативностью, родители должны постоянно возбуждать в них интерес к тем или иным занятиям. Если такой ребенок поймет, что данная цель ему нужна, он будет идти к ней упорно и старательно. Флегматик может обладать хорошими способностями, однако его медлительность часто становится причиной средней и даже слабой успеваемости, особенно когда педагоги и родители не проявляют терпения. К не самым лучшим показателям в учебе большинство детей-флегматиков относятся довольно спокойно, они не стремятся быть первыми и не видят причины, по которой им следовало бы добиваться лучших результатов. Флегматик не лидер, ему нравится быть на вторых ролях.

Дети-меланхолики обладают очень неустойчивой нервной системой, они с трудом приспосабливаются к изменению обстоятельств, и это касается как печальных, так и радостных событий. Ребенок с таким типом темперамента робок, застенчив, нерешителен и малообщителен, во всех мероприятиях предпочитает оставаться в тени. В то же время он не лишен ответственности и целеустремленности, что во многих случаях позволяет ему успешно преодолевать трудности. Родители должны обращаться с такими детьми очень бережно и деликатно. Меланхолики нуждаются в поддержке окружающих, им нужно помогать, хвалить, а не ругать и не формировать у них чувство вины.



Предварительный просмотр:

 «Родительский авторитет и родительская любовь – основа воспитания ребенка»

 «Авторитет родителей в воспитании ребенка»

Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но и всем образом жизни. Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания, ответственности, умения организовать отношения на принципах равенства, товарищества, уважения.

Если родители – люди добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные, живут широкими общественными интересами, а семейный коллектив сплочен общими трудовыми обязанностями, такая семья положительно влияет на воспитание детей. Но если они ведут праздный образ жизни, не хотят трудиться на производстве, им чужды высокие идеалы, семья замкнута в своем узком мирке или каждый ее член живет своей жизнью, в такой семье царит черствый эгоизм. Воспитание в ней серьезно осложнено.

Стиль внутрисемейных отношений каждая молодая семья вырабатывает непросто. Совместная жизнь молодых супругов в первые годы приводит порой к столкновению индивидуальных представлений, сформированных каждым супругом в родительской семье, о цели семьи, распределении семейных обязанностей и т.д. Каждая семья накапливает свой опыт воспитания, вырабатывает взгляд на его цели, конкретное содержание, способы реализации и др. Таким образом, молодая семья фактически создает свою культуру отношений, воспитания, общения.

Большинство родителей понимают значение авторитета в деле воспитания. Но как завоевать авторитет у ребенка, знают далеко не все. Педагог объясняет родителям, как создается авторитет, какова его основа; молодые родители должны осознать, что свои отношения можно координировать так, чтобы, проявляя терпение и такт, воспитывать у ребенка уважение к каждому из родителей.

К сожалению, родители не всегда владеют культурой общения и отношений: нередко они критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей, детей. По данным социологов, чаще так поступают жены. Они уверены, что ведут себя правильно, стремясь «улучшить» своих мужей. Психологи обнаруживают, что в семейной этике такое положение приводит к противоположному: критика одного супруга другим задевает человеческое достоинство, самолюбие, вызывает обиду, напряженность в отношениях, ведет к эмоциональным срывам, конфликтам. Между супругами накапливаются отрицательные чувства друг к другу, разрушаются эмоциональная близость и контакт, подрывается авторитет. Так возникает отчуждение, которое иногда приводит к распаду семьи.

Авторитет родителей строится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения.

Формирование личности ребенка определяется всем образом жизни семьи. А.С. Макаренко называл его «общим тоном семьи». Он действует на ребенка независимо от отца и матери, а подчас даже вопреки им. Общий тон семьи создается личностью родителей, их гражданским лицом: идейно-политической сознательностью, отношением к общественному труду, а также и к домашнему труду, направленному на удовлетворение потребностей всех членов семейного коллектива. В семье, где отец и мать не делят домашние заботы на «женские» и «мужские», одинаково уважительно и заботливо относятся друг к другу, своим родителям, детям, ребенок видит примеры доброго отношения к людям. С раннего возраста малыш живет в обстановке положительного отношения к окружающим, любви, дружбы, доверия, взаимопонимания.

А ТЕПЕРЬ НЕМНОГО О ПРАВИЛАХ: 

Если мы хотим, чтобы ребенок действовал по общим домашним правилам, то эти правила должны быть ему известны заранее. Например, распорядок дня должен быть изображен в картинках и повешен на видном месте. Поведение также должно быть регламентировано. Например: "У нас дома все разговаривают друг с другом тихо и вежливо. Тот, кто нарушает это правило, кричит и сердится, должен прервать все занятия и идти успокаиваться в специально выделенное для этого место". 

Таких правил должно быть несколько (4-5), вместе с распорядком дня они помогают ребенку обозначить важные для него границы поведения. Каждое правило должно включать в себя логичное и выгодное для ребенка последствие его выполнения. Например: "Утром мы собираемся быстро. И, если успеваем сделать все необходимое, у нас остается время почитать книжку / посмотреть мультик перед выходом из дома". 

Желательно, чтобы правила были сформулированы в позитивном тоне, вместо слов НЕТ, НЕЛЬЗЯ, которые всегда вызывают сопротивление, используем ДА, НУЖНО, СТОИТ. То есть у ребенка всегда должна быть выгодная альтернатива нежелательному для нас поведению. Тогда получается, что мы всегда предоставляем ему выбрать сценарий – вести себя в соответствии с ожиданиями родителей (и за этим последует выгодный для ребенка результат) или сопротивляться (и тогда результат будет невыгодным для него). 

Важно, чтобы ребенок понимал, что эти правила созданы для того, чтобы всем дома (и ему в том числе) было лучше, спокойнее и приятней, а не воспринимал их как что-то, что придумали родители, чтобы им командовать. 

Подумайте о том, какие правила поведения вы бы хотели завести у себя дома, организуйте распорядок дня, и вы увидите насколько удобнее станет договариваться с ребенком. 

2. Рекомендации и памятка для родителей

Рекомендации:
1. Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность перед обществом за воспитание детей.
2. Требовательное отношение к себе. У взрослых не должны слова расходиться с делом.
3. Благоприятная обстановка в семье, где родители с уважением относятся к проблемам своих детей.
4. Провождение совместных, интересных, семейных досугов.
5. Духовное общение с детьми: чтение книг, совместные занятия и игры, приобщение ребёнка к полезным увлечениям отца или матери, (занятие спортом или рукоделием).
6. Проявлять терпение и чувство такта, отвечая на интересующие вопросы детей.
7. Доверительные отношения между детьми и взрослыми устанавливаются в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.
8. Данные детям обещания нужно выполнять. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить.
9.Детям нельзя говорить неправду.

Памятка «Авторитет – основа воспитания»

Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.

Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим собой.

Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.

Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.

Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.

Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение ребенка к полезным увлечениям отца и матери (занятия спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.).

Детей дошкольного возраста недаром называют «почемучками». Пытаясь постичь окружающую жизнь, они задают массу вопросов. Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.

Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить. Детям дошкольного возраста нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца и матери ребенок тонко чувствует.

http://ds48.detkin-club.ru/images/groups/117_5c01488ace54d.jpg

3.Анктеирование и тестирование родителей

.Анкета для родителей

"Знаете ли вы своего ребенка?"

  1. Заполняет анкету:
  • мама;
  • папа;
  • другой член семьи _________________________________________
  1. Возраст ребенка (полный) _________________________________
  2. С кем живет ребенок? (состав семьи) ________________________
  3. Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания? _____________________________________________________________________________
  4. Кто в вашей семье занимается воспитанием ребенка? _____________________________________________________________________________
  5. Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе общения? _____________________________________________________________________________
  6. Чем ребенок любит заниматься дома (играть, рисовать, ухаживать за домашними животными, др.)? ___________________________________________________________________
  7. Нравится ли вашему ребенку:
  • рисовать;
  • заниматься физической культурой;
  • петь, музицировать;
  • играть в подвижные игры;
  • слушать рассказы, сказки;
  • выполнять различные задания самостоятельно и совместно с взрослыми;
  • играть вместе с другими детьми;
  • убирать игрушки;
  • ходить на прогулку;
  • наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
  • ходить в магазин за продуктами;
  • участвовать в драматизациях, публичных выступлениях.
  1. Есть ли у ребенка любимые игрушки? Какие? ______________________________________
  2. Почему, на ваш взгляд, ребенок выделяет именно эти игрушки? ______________________
  3. Вы играете вместе с ребенком? __________________________________________________
  4. В процессе игры вы принимаете правила, которые предлагает ребенок, или диктуете свои? ______________________________________________________________
  5. Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома? Какие? _______________________
  6. Как вы называете своего ребенка в повседневной жизни? ____________________________
  7. Часто ли вы хвалите своего ребенка? За что? _______________________________________
  8. Как часто вы наказываете ребенка? За что? ________________________________________
  9. Какие положительные качества вашего ребенка вы можете назвать? ___________________
  10. Какие черты характера вашего ребенка вас беспокоят? ______________________________
  11. Есть ли у вашего ребенка страхи? Какие? __________________________________________
  12. Вы считаете своего ребенка способным? __________________________________________
  13. Какие именно способности он проявляет? _________________________________________
  14. Как себя ведет ребенок в домашней обстановке и вне дома? __________________________
  15. Интересуетесь ли вы, чем занимался ребенок в детском саду? ________________________
  16. Испытываете ли вы трудности в процессе воспитания ребенка? _______________________
  17. Помощь каких специалистов вы хотели бы получить:
  • воспитателя;
  • педагога-психолога;
  • учителя-логопеда;
  • музыкального руководителя;
  • инструктора по физической культуре;
  • другого специалиста (указать) ____________________________________________________.

Спасибо за сотрудничество!

ТЕСТ «КАКИЕ МЫ РОДИТЕЛИ?»


На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет», «не знаю».

1) На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об

этом.

2) Иногда Вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда не знаете, как реагировать

на поведение вашего ребенка.

3) Вы считаете, что Ваши интуиция и опыт – лучшие советчики в воспитании ребенка.

4) Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали

бы.

5) Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей?

6) Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение?

7) Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

8) Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда

удивляют и даже радуют вас.

9) Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка?

10) Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у вас

есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.

11) Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для

ребенка – физическое наказание (ремень).

12) Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали?

13) Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости?

14) Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

15) У вас часто возникают конфликты с Вашим ребенком?

Подсчет результатов(тут же).

За каждый ответ «да» на вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также за ответ «нет» на вопросы: 1,

3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 вы получаете по 10 очков. За каждое «не знаю» получаете по 5 очков.

100–150 очков.

Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка.

Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в решении различных воспитательных проблем.

Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас

можно признать примером, достойным подражания. Для идеала вам не хватает одного

маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?

50–99 очков.

Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои

временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не

старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько

областей, в которых вы имеете на ребенка влияние; постарайтесь это использовать. И не

забывайте, что понимать – это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и

собственную личность тоже.

0–49 очков.

Кажется, можно только посочувствовать вашему ребенку, поскольку он не попал к родителю

– доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все

потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе.

Может, вы найдете кого-то, кто поможет вам в этом. Это будет нелегко, зато в будущем

вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.

Я хотела бы привести список литературы, которая поможет пересмотреть многое в себе и научить относиться к родительству более осознанно.

1. Ю.Б. Гиппенрейтер « Общаться с ребенком. Как?»

Это замечательная книга отечественного психолога, профессора Юлии Борисовны Гиппенрейтер о том как научиться понимать своих детей, как правильно говорить с ними и как правильно слушать. Она о том, что важно сформировать язык общения между взрослыми и ребенком для построения теплых и доверительных внутрисемейных отношений. Эта книга написана очень живым и доступным языком, в ней приведено много примеров из жизни и практических упражнений, отрабатывая которые читающий овладевает инструментами эффективного общения.

2. Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»

Это книга-продолжение вышеописанной. Многие вопросы уже освещенные ранее продолжают изучаться уже более глубоко, с использованием новых примеров. вторая книга посвящена тому как приучать ребенка к порядку и повседневным делам без конфликтов. В ней автор рассказывает о том, как наказание влияет на  поведение ребенка, его характер и развитие и о том, как пресекать неправильное поведение, не унижая растущую личность.

3. Я. Корчак «Как любить ребенка»

Януш Корчак – писатель, педагог, врач и общественный деятель.  Его книга помогает задуматься о многом, заглянуть в самую суть, чтобы попытаться отыскать источник проблем, понять первопричины. Она призывает поразмыслить над тем, что есть ребенок, о его правах и месте в нашем мире.

Итак, завершая наш семейный клуб, я хочу сказать, поймите своего ребенка и помогите, если можете ему. Старайтесь стать ему таким родителем, какого ВЫ мечтали иметь в детстве!



Предварительный просмотр:

Коллективное творческое дело по теме

«Народный праздник «Яблочный спас»

(Направление – трудовое, общественное)

Цель: формирование у учащихся нравственных качеств личности гордости за свою Родину, основанных на народных традициях, а также формирование благоприятного психологического микроклимата в классе посредством проведения коллективно-творческого дела «Народный праздник – Яблочный спас».

Задачи:

  • воспитание уважения к труду и творчеству старших и сверстников;
  • формирование бодрого жизнерадостного тона взаимоотношений между ребятами, оптимизма в настроении;
  • формирование отношений на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности;
  • воспитание нравственных качеств личности младших школьников, как ответственность и трудолюбие;
  • воспитание чувства сопереживания и искренности к успехам или неудачам

Оборудование: презентация, аудио-сопровождение, шаблоны большого и маленького яблока, альбомный лист, простой карандаш, ножницы и краски и баночка с водой.

1 этап. Получение  информации о празднике «Яблочный спас». Предлагается провести КТД на тему «Яблочный спас». Приёмом «коллективное общение» повторяются  условия коллективно-творческого дела: особенности, этапы КТД.

2 этап. Проводятся выборы «Совета дела». Приёмом «мешочек пожеланий» отбираются идеи к осуществлению КТД.

3 этап. Оповещение и доведение всех идей и содержания дела до сведения всех участников. Изготовление афиши.

4 этап. Обсуждение идей и предложений по поводу проведения КТД. Приготовление оборудования для проведения КТД.

5 этап. Проведение КТД «Яблочный спас».

6 этап. Подведение итогов. Коллективное обсуждение о том, что удалось и о том, что не получилось. Определение появившихся затруднений и их причина. Обсуждение рекомендаций для последующего КТД. Представление о результатах КТД на публичный просмотр (электронная презентация)

Этап

Время

Деятельность

Организационно-мотивационный

5 мин.

В1. Добрый день, гости званные, желанные!

На земле родимой мы вас величаем,

Доброго здоровья от души желаем!

В 2.

Все хрустят сегодня сладко

Унеслась далеко грусть

Возит яблоки лошадка

Пахнет яблоками Русь!

-Ребята, сегодня мы с вами встретим народный праздник «Яблочный спас»!

Подготовительный

7 мин.

В 1. 19 августа православный мир отмечает Яблочный спас. В этот день в церквях освящают яблоки (считалось, что до этого дня их есть нежелательно), груши, прочие фрукты, которые по поверьям в этот день помимо славного вкуса приобретают еще и магические силы. Говорили, что с первым съеденным яблочком сбываются мечты. На Руси к августу виноград поспевал не везде, а потому был заменен на яблоки, отсюда пошло и второе, народное, название праздника - Яблочный Спас. В народе этот день называли первыми осенинами и с него начинали готовиться к настоящей осени. На Яблочный Спас крестьяне снимали первый урожай яблок и несли в церковь на Божественную литургию освящать. Потом яблоки съедали – в народе верили, что если съесть на Спас яблочко, думая о желаемом, то загаданное сбудется. Также было принято ходить в гости. Считалось, что хорошее угощение – достойный повод позвать гостей. Поэтому, сняв первые яблоки, крестьяне пекли яблочные пироги, варили компот и приглашали к себе гостей на застолье. А в деревнях по вечерам все выходили в поле, пели песни и водили хороводы, провожая лето и встречая осень.

Кроме того, на Яблочный Спас существовало множество примет. Так, по этому дню определяли погоду на осень и даже на будущую зиму. Народная метеорология гласила, что каким будет Яблочный Спас, таким будет день Покрова (14 октября) и весь январь. Сухая погода на Яблочный Спас предвещала сухую осень, дожди – дождливую, а ясный день – суровую холодную зиму. Также с этого дня лето уже «официально» поворачивало на осень – ночи становились заметно холоднее, а дни короче.

Основной

10 мин.

В 2. На Руси Яблочный спас всегда отмечался играми, шутками, частушками и различными конкурсами.

В 2 Отгадайте-ка, ребятки, наши сложные загадки.

*Висит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок (яблоко)

*Висит, висит все лето

Среди зеленых веток.

Ударит гулко оземь,

Когда наступит осень.

*На ветвях они висят,

Словно солнышки горят.

А возьмешь их на зубок –

Сразу брызнет сладкий сок.

* У меня здесь что – то есть.

Это что – то можно съесть.

Это что-то сладкое,

Круглое и гладкое.

Я нашел его в саду.

Захочу, еще найду.

В 1. Какие вы умнички! А назовите сказки, в которых упоминается яблоко (Белоснежка и 7 гномов, Гуси – лебеди, Сказка об Иване Царевиче и Сером волке, Сказка о Мертвой Царевне и 7 богатырях).

В 1.

А сейчас первый конкурс «Хваленое яблоко». Прежде чем мы его начнем, необходимо яблочку сказать красивые слова (Выходят по одному человеку от класса и называют слова восхищения для яблока, по очереди. Слова не повторять.)

В 2

А сейчас каждый ряд должен оживить яблоко. Необходимо командам нарисовать живое яблоко. Может, это будет чей – то дом, может просто уморительная мордашка. (Рисуют на ватманах, представляют свой рисунок).

Практический

15 мин

В 3. Как мы с вами хорошо повеселились! А сейчас конкурс на то, кто первый приготовит своё рабочее место, где нам понадобятся шаблон в виде большого яблока, альбомный лист, простой карандаш, ножницы и краски и баночка с водой.

- Ребята, а раз «Яблочный спас» это праздник, то мы можем сделать какой-то подарок? А что мы можем сделать?

- Ребята, а вы знаете, что такое книжка-малышка? Посмотрите, какие они бывают (показываю).

-Как вы думаете, мы можем сделать книжку-малышку в виде яблочка?

-Как вы думаете, для чего она нам понадобится? Её можно подарить малышам или отправить на выставку и принять участие в досуговом конкурсе?

-Да вы правы. Ребята, я предлагаю вам создать свою коллективную книжку-малышку! Каждый из вас сегодня будет творец.

-Итак, нам понадобятся шаблон в виде большого яблока, альбомный лист, простой карандаш, ножницы и краски и баночка с водой.

-Кладем вертикально перед собой альбомный лист, прикладываем шаблон и обводим карандашом. После того, как вы обвели, раскрашиваем красками наше яблочко. Какую краску можно взять? Правильно, красную или желтую. Потому, что Яблочный спас в августе, и редко, где мы можем увидеть зеленые яблочки. После того, как вы закрасили свое яблочко, его надо подсушить и вырезать.

-Вспомните, какие есть правила работы с ножницами? (учащиеся называю правила, появляются на презентации) Вырезаем аккуратно по линиям.

Заключительный

2 мин.

-А дома, вам будет нужно вместе с вашими бабушками и дедушками, а так же папами и мамами оформить ваши странички-яблочки. Как оформить? Нужно будет написать 1 ряду – различные поговорки и пословицы о яблоках, 2 ряду – загадки о яблоках, 3 ряду - стишки о яблоке. Каждый может проявить свою фантазию, ведь вы юные творцы, и посоревноваться в конкурсе «Самая красивая страничка!»После того, как вы дома оформите вместе с родителями, вам будет нужно принести свою страничку, и мы с вами соединим все ваши странички.

Коллективное творческое дело «Спешите делать добрые дела!»

(Направление – познавательное, художественное)

Цель: формирование системы знаний, умений, убеждений, определяющих эстетическое отношение к действительности, а также формирование благоприятного психологического микроклимата в классе посредством проведения коллективно-творческого дела «Спешите делать добрые дела!».

Задачи:

  • формировать нравственные идеалы на положительных примерах;
  • формировать умения по самоорганизации в индивидуальной и коллективной деятельности;
  • мотивировать детей на добрые поступки;
  • формировать эстетических идеалов, чувства прекрасного;
  • придавать бодрости и  жизнерадостности взаимоотношениям между ребятами и родителями, оптимизма в настроении;
  • развивать отношения на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности.

Требования к проведению данного КТД:

  • 1. КТД должно содействовать сплочению коллектива;
  • 2. Иметь познавательное направление;
  • 3. Активизировать общественную деятельность воспитанников;
  • 4. Обеспечивать мыслительную активность участников дела;
  • 5. Создавать условия для детского творчества;
  • 6. Соответствовать закону Действия: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Подготовка.

Совет общественного Дела наметил план работы по подготовке и проведению КТД, который предполагал:

  • Составление вопросов по теме Дела;
  • Выбор заданий микрогруппам;
  • Выбор даты дела, подготовку пресс-центра, фиксирующего ответы групп (для дальнейшего выпуска газеты с названием «Спешите творить добро!»);
  • Распределение обязанностей между членами Совета Дела;
  • Подготовку рисунков, плакатов, стихотворений, пословиц, поговорок и афоризмов по теме «Доброта»;
  • Подготовка различных картинок из журналов, газет и др. для выпуска итоговой газеты;
  • Подготовка музыкального сопровождения Дела («Дорогою добра», «Если с другом вышел в путь», «От улыбки хмурый день светлей», «Есть за горами, за лесами маленькая страна»);
  • Подготовка статьи для печатного издания ДШР№21 «Крутышка»;
  • Подготовка заданий на дом.

В результате работы, проведенной Советом общественного Дела, микрогруппы из числа членов клуба получили домашнее задание, которое они готовили самостоятельно, с помощью или родителей.

Задания для предварительной подготовки (каждой группе отводится на выступление 2-3 минуты) (возможно в мультимедийном варианте)

1 группа – готовит собственный Кодекс человеческой доброты

2 группа – собирает доказательства того, что в современном мире доброму человеку трудно прожить

3 группа – собирает доказательства того, что в современном мире без доброты прожить невозможно (3 и 4 группы являются оппонентами друг друга)

4 группа – готовит презентацию на тему «Истинное и ложное понимание доброты»

Оборудование: рисунки, плакаты с пословицами о доброте, выставка книг

Проведение КТД

Ведущий.

Почему-то в 21 веке

Очень редко в людях встретишь доброту,

И даже в трудный час для человека

Его спокойно стороною обойдут.

Подумают: Вам трудно? Ну и ладно!

У меня своих полно забот!...»

Шагают мимо (лично мне досадно!..),

Будто в свой воды набрали рот.

А человек совсем уж впал в отчаяние,

Ему уже не мил и солнца свет.

Но вдруг подняв глаза свои нечаянно,

Увидел доброты последний след.

Увидел помощи протянутую руку!

(Неважно, что на тысячу одна).

Покуда существует сердце друга,

Не будет умирать и доброта!

Ведущий. Есть хорошие слова Татьяничевой: «Делать людям хорошо, хорошеть самому». Как вы понимаете значение этого высказывания?

(рассуждения детей)

1.Взаимное приветствие группами друг друга.

Ведущий. Давайте создадим обстановку взаимопонимания, взаимосимпатии. Сегодня форма такая – улыбчивое приветствие друг друга добрыми словами, добрыми пожеланиями. Это будет своеобразное «витаминизирование» друг друга. Приветствие должно начинаться словами: давайте говорить друг другу комплименты. Итак, разобьемся на 4 микрогруппы. Каждая группа придумывает такие добрые слова, которые бы «согрели» друзей из другой группы (возможен вариант, когда дети передают друг другу воздушный шарик и говорят добрые слова, комплименты, что-то хорошее).

(группы приветствуют друг друга)

2. Домашнее задание.

Ведущий. А теперь вам предстоит представить ваше домашнее задание.

1 группа готовила свой Кодекс человеческой доброты (правила, законы, основные понятия доброты).

2 группа доказывает точку зрения: «В современном мире трудно прожить, будучи добрым»

3 группа доказывает противоположную точку зрения: «Без доброты в современном мире жить очень трудно».

4 группа представляет презентацию на тему «Истинное и ложное понимание доброты».

Каждая группа делегирует одного члена группы на защиту своего задания. Представители 3 и 4 группы выступают как оппоненты, доказывая свою точку зрения. Конечный итог спора – добро всегда должно победить зло.

3. Кто больше?

Ведущий. Задание называется: Кто больше? Каждой группе предлагается вспомнить все пословицы и поговорки на тему «Доброта», не повторяя пословицы друг друга (задание готовится 2-3 минуты).

Примерные ответы:

Хорошее начало – исхода доброго залог.

Кто сердцем добр, тот и в худой одежде благороден.

Море не отталкивает от себя ни одной реки.

Чтобы быть достаточно добрым, надо быть добрым чуть-чуть сверх меры.

Учись доброму – худое на ум не пойдет.

Родить трудно, научить добру еще трудней.

Не отвечай на грубость грубостью.

Добро, сделанное втайне, оплатится явно.

Доброе слово что дождь в засуху.

Добрые вести прибавляют чести.

Доброе слово дороже богатства.

На добрый привет – добрый ответ.

Мир не без добрых людей.

Жизнь дана на добрые дела.

Добро желаешь, добро и делаешь.

Добром не обманывают.

Все прекрасные чувства в мире весят меньше, чем одно доброе дело.

То, что идет от сердца, до сердца и доходит.

Об услуге пусть рассказывает не оказавший, а получивший ее.

Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье.

Живи добрее, будешь век милее.

Красота до вечера, а доброта навеки.

4. Молоток и Море

Ведущий. Послушайте притчу:

Спросил Молоток у Моря:

- Отчего камни на твоем берегу такие гладкие, а я, сколько ни бью,- все колючие и шершавые?

- А я их ласкаю, - прошептало Море.

Ведущий. Объясните смыслпритчи. Найдите самое важное и ценное слово, которое помогает объяснить смысл этого диалога (доброта, ласка). Попробуйте «расшифровать» слово «доброта» (например, д –доверие, о – отзывчивость, б – благородство, р – радость, о – ответственность, т – толерантность, а – активность). У каждой группы получилась своя «расшифровка» понятия «доброта».

(группы зачитывают свои варианты)

Чтец.

Равно на добрых и недобрых

Господень льется дождь с небесной высоты,

Но добрым все же больше достается –

Недобрые крадут у них зонты.

Третьеклассник читает стихотворение:

Не в том твоя самая злая беда,

Что болен ты равнодушьем всегда,

Что мимо чудес этой жизни прошел,

Что главного в ней не узнал, не нашел.

Гораздо страшней, что, пройдя это путь,

Не смог ты ни разу в себя заглянуть.

Что сердце в груди ты пронес, как скупец

Несет хитроумно замкнутый ларец.

Ключа не нашел ты в заветный тайник,

В богатство своей же души не проник.

И вот почему твоя жизнь не дала

Ни искорки радости, света, добра.

Как страшно по жизни кипучей, земной

Не личностью – куклой пройти заводной!

Ведущий.

Равнодушие – одно из самых страшных понятий, противоположных понятию «Добро». Попробуйте «расшифровать» понятие «Зло» (например, з- зависть, л- леность, о – отчужденность), подобрать как можно больше синонимов (1 и 2 группы) и антонимов (3 и 4 группы) к этому понятию. Например, синонимы: сердечность, участие, ласка, внимание, отзывчивость, чуткость, душевность, неравнодушие, немстительность, нежность, учтивость, любезность, сострадание, сердобольность,жалостливость, милосердие, благожелательность, вежливость, доверие, антонимы: грубость, равнодушие, мстительность, враждебность, зависть, высокомерие, издевательство.

Каждая группа представляет свой вариант «расшифровки» и подборки слов.

Ведущий обращает внимание на то, что синонимов к слову «доброта» гораздо больше, чем антонимов, значит, и в этом противостоянии добро побеждает.

Ведущий. Добро и зло – это главные, основные понятия морали (нравственности). Все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу, называется ДОБРО. Все, что вредит этому – ЗЛО. Высшее проявление добра – это мир и любовь, любовь к матери, к другим людям (близким и далеким), к делу, к природе и ко многому другому. Высшее проявление зла – это война, убийство.

Чтец. (мальчик)

В жизни можно по-разному жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям (С. Острова)

Чтец (девочка)

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте!

Вся в голубой и звездной красоте

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

Ведущий. А теперь каждой группе предлагается выпустить газету с названиями: «Спешите творить добро!», «Давайте поклоняться доброте!», «Научи свое сердце добру», «Мы научились делать доброту» (можно придумать свое название). Группы используют заранее подготовленный старшеклассниками материал (картинки, вырезки из газет, журналов и т. д.) Время на выпуск газеты – 15-20 мин., на защиту своей позиции – 2 мин. Газеты вывешиваются на видное место в актовом зале, а затем – в холле школы.

Подведение итогов КТД.

Варианты: анкетирование или самоанализ.

Анкетирование «КТД глазами обучающихся»

1.Тебе понравилось КТД «Спешите творить добро»?

а) да б) нет в) затрудняюсь ответить (неоднозначное отношение)

2.В какой роли тебе нравится выступать:

а) участник б) зритель в) отсутствующий

3.Какие способности и качества личности развивает именно в тебе это КТД? (право пяти выборов)

  1. Помогает изменить свое отношение к себе в этом мире
  2. Повышает уровень нравственной воспитанности
  3. Сопереживать окружающим, понимать их состояние
  4. Помогает больше размышлять о вечных ценностях.
  5. Работать с книгой, интернетом, выбирать материал по какой-либо теме, делать выписки, доклады, презентации
  6. Улучшить свою речь
  7. Приобрести оформительские навыки
  8. Открыть в себе какие-то таланты (укажите, какие)
  9. Оказывать влияние на других людей: убеждать, спорить, разрешать споры
  10. Увлекать своей идеей других людей
  11. Мне нравится творить и действовать
  12. Мне нравится действовать самому
  13. Мне нравится действовать с коллективом
  14. Уметь слушать и слышать других
  15. Стать более самостоятельным и организованным
  16. Осознать свои жизненные цели
  17. Анализировать свои и чужие поступки

4.Что заставило тебя участвовать в КТД? (право одного выбора)

  1. Нравится делать что-то в школе помимо уроков
  2. Желание не подвести одноклассников
  3. Люблю выступать на сцене, быть в центре внимания
  4. Заслужить похвалу, одобрение
  5. Желание не отставать от коллектива (сблизиться с одноклассниками)
  6. Желание поиграть
  7. Меня заставили, я не мог отказать

Анкетирование может провести психолог. Перед глазами ребят висят их газеты на тему «добро», звучит музыка из известных песен о добре и мире.

Самоанализ КТД «Спешите творить добро»

Каждому участнику КТД раздаются листы для самоанализа:

Что делал лично я

Почему я это делал

Чему научился, а что не получилось

1

2

3.

4.

5.

6….

Что запомнилось мне больше всего_____________________________________

Стадия ближайшего последействия КТД.

На этой стадии, как правило, в исходных направляющих действиях вожатого непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов Дела. Так как очень часто в действиях детей обнаруживаются пробелы, нежелание или (и это по анализу итогов КТД обнаруживается чаще всего!) неумение осуществлять собственные решения, закреплять и развивать приобретенный положительный опыт, значит, вожатый должен приучить детей к этому комплексу действия, побуждая к ним и убеждая в их необходимости.

Как правило, анализ анкет показывает, что КТД позволяет обучающимся побывать в различных ролевых позициях: организатор, автор, член группы, оформитель, программист и т.д. Чем разнообразнее ролевой выбор обучающихся, тем выше уровень развития личности. Расширение ролевых позиций через КТД является эффективным инструментом формирования механизма социальной адаптации: проигрывая разные роли, обучающийся устанавливает и расширяет свои способы взаимодействия с окружающим миром, принимает социальные нормы и пытается им соответствовать, особенно это касается КТД, поднимающего проблемы нравственного выбора, мотивирующего детей на сопереживание, на помощь своему ближнему.

Приложение.

КТД. «НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Требования к проведению данного КТД:

1. КТД должно содействовать сплочению коллектива;

2. Иметь общественную и досуговую направленность;

3. Активизировать деятельность воспитанников и их родителей;

4. Обеспечивать творческую  активность участников дела;

5. Создавать условия для развития детско-родительских отношений;

6. Соответствовать Закону Действия: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Этапы КТД.

1 этап. Предложение  провести КТД на тему «Наша дружная семья» (приёмом «коллективное общение» повторяются  условия коллективно-творческого дела: особенности, этапы КТД).

2 этап. Проведение выбора Совета Дела. Выбор (назначение) Советника Дела.

3 этап. Обсуждение  и отбор идей к осуществлению КТД (приём «мешочек пожеланий»).Приготовление оборудования для проведения КТД.

3 этап. Оповещение и доведение всех идей и содержания дела до сведения всех участников.

4 этап. Распределение разовых поручений среди членов клуба.

4 этап. Изготовление афиши и приглашений для семейных команд.

5 этап. Проведение КТД «Наша дружная семья».

6 этап. Подведение итогов. Представление отчёта Совета Дела о результатах КТД на собрании клуба. Коллективное обсуждение о том, что удалось и о том, что не получилось. Определение появившихся затруднений и их причина. Обсуждение рекомендаций для последующего КТД.

Подготовка к КТД:

  • распределение обязанностей между членами Совета Дела и членами клуба;
  • подготовка пресс-центра  (пишет статью для печатного издания ДШР№21 «Крутышка», размещает  на сайте школы);
  • подготовка оборудования;
  • подготовка музыкального сопровождения Дела («Папа, мама, сестра и брат» (слова и музыка Якова Василевского);  «Моя дружная семья»
    (Сл.Татьяна Рядчикова, муз. Александр Комаров); «Песенка о счастье» (Муз. Павел Хайрулин, сл. Наталья Камышова) и др.
  • Подготовка статьи для печатного издания ДШР№21 «Крутышка»;

НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

(семейная конкурсная программа )

Цель: формирование ценностного  отношения к семье, разнообразие досуговых  форм взаимодействия  родителей с детьми.

Задачи: формировать культуру здорового проведения досуга, способствовать развитию общения членов семьи и совместного проведения отдыха, воспитывать  сплоченность детей и родителей в семье, радость от общения с родными.

Участники: воспитанники клуба «Я с семьёй, она со мной» и их родители. 

Принимают участие семейные команды.

Оформление:

  • Сочинения
  • Фотографии

Оборудование:

  • Воздушные шары
  • Фломастеры
  • Пословицы, разрезанные на две части.
  • Бантики
  • Крупы
  • Тарелки
  • Сантиметровая лента

Ход мероприятия.

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Семья – это дом, это папа и мама, дедушка и бабушка, это любовь и забота,

труд и радость, счастье и печали, привычки и традиции. Какой должна быть

семья?

(Дети показывают таблички с буквами и называют слова- характеристики на

 на эти буквы)

С – счастливая, серьезная, смелая, самая-самая…

Е – единая, единственная…

М –милая, мягкая, мужественная…

Ь- смягчающая все огорчения…

Я – яркая, якорь  …

(все участники праздника помогают продолжить ряд слов)

Представление команд.(название, девиз, традиции семьи)

Конкурс «Лучшее слово о семье»

Подводятся итоги сочинений о семье, маме. Лучшие зачитываются.

Конкурс «Фотография на память» (фотовыставка)

Демонстрируются  фотографии и  подводятся итоги подписей к семейным

фото.

Конкурс « Самая организованная семья »

Завязать глаза участникам команды. Звучит команда: «В шеренгу по росту-

становись!» (кто быстрее и правильнее)

Конкурс «Родительский дом – начало начал» (составить в единое целое разрезанные на две части половицы и поговорки о доме и семье) :

В гостях хорошо…(а дома лучше)

Мой дом…(моя крепость)

Не нужен клад…(коли в семье лад)

Каково на дому…(таково и самому)

Дома и…(стены помогают)

Нет лучше дружка…(чем родная матушка)

 При солнце тепло …(а при матери добро)

Дом вести…(не бородой трясти)

Каковы родители…(таковы и детки)

Конкурс «Построй дом» (для пап):

Каждый мужчина должен построить дом, вырастить сына и посадить дерево.

Задание :построить дом –надуть как можно быстрее воздушный шарик(дом),  затем заселить жильцов- нарисовать фломастером на шаре фигурки человечков.

Конкурс «Мамины руки» (Другой вариант: папины, бабушкины, дедушкины)

Мамины руки готовят, моют, стирают, лечат, успокаивают, ласкают.

Задание: смогут ли дети (папа…) узнать руки своих мам (жен…).

Конкурс « Пойми меня »

В давние времена жила  одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие

Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы  семьи:

«Как вам удается жить , никогда  не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец

взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на

листе было написано сто раз одно и тоже слово –«понимание».

Ситуация :мама попала в  больницу, общаться можно только через окно.

Задание:

Мама должна передать информацию молча, при помощи мимики и жеста.

Например:

  1. Купите яблоки
  2. Купите кефир.
  3. Позвоните мне в 7 вечера.
  4. Принесите мне книгу.

Конкурс « Один дома»

Задание папам – завязать дочке бантик (заплести косичку)

Конкурс «Самые умные…»

Викторина :

1.Назовите любимое выражение Карлсона.(Пустяки! Дело житейское!)

2.Назовите цветы, которые  носят женские имена.(Роза, Лилия, Вероника)

3.Из какого пуха изготовляют знаменитые оренбургские платки : овечьего,

куриного, козьего ?(козий пух)

4. Когда он первый, бывает иногда комом, зато потом вкусный, особенно

с медом.(блин)

5.Назовите самую овощную сказку(«Приключение Чиполлино»  Джанни

Родари )

6.Назовите сказочную посуду, в которой варят кашу.(горшок)

7.Как называется большой круглый хлеб?(каравай)

8.Угадай сказочного героя:

Вы любите животных?

А говорящих вы встречали?

Способных петь, и танцевать,

И короля  очаровать,

Хозяину жилье найти,

Его от бедности спасти,

На трон с принцессой возвести?

(Кот в сапогах  Шарль Перро)

Столяр Джузеппе Сизый Нос

Полено как-то в дом принес.

Он начал что-то мастерить-

Полено стало говорить.  (Буратино)

Игра со зрителями «Лягушата, утята, козлята»:

Зрители должны быстро отреагировать на слова ведущего языком животного:

квакать, крякать, блеять.

Конкурс «Дружная семейка»:

«А вы умеете дружно работать? Сейчас мы это узнаем. задание у вас будет

не легче, чем у Золушки. Нужно перебрать крупы , отделив одну от другой.

Конкурс «Самая стройная семья»

Одна из важных проблем россиян –как сбросить лишний вес и улучшить

фигуру. Сейчас мы посмотрим , какая семья больше преуспела в этом.

За 30 секунд все члены семьи должны плотнее прижаться друг к другу.

Можно «вырасти» вверх- взять кого-нибудь на руки или посадить на плечи.

Зрители обмерят каждую семью на уровне талии.

Конкурс «Самая быстрая семья»

Необходимо быстро накрыть на стол .

Кто быстрее  перенесет тарелки с  одного стола на другой.

Конкурс «Самая музыкальная семья»

Команды по очереди поют строчку из любой песни (о доме, о маме, о растении) Команда, не сумевшая выполнить задание, проиграла.

Подведение итогов: зрители силой аплодисментов помогают жюри выбрать

самую дружную семью. Жюри подводит итоги (вручение дипломов).

Всех благ вам  в жизни и здоровья,

Богатства, мира и тепла.

Семья, согретая любовью,

Всегда надежна и крепка.

Чтоб ваш союз был в радость только,

Чтоб дети были возле вас,

Вам, дорогие, скажу просто:

«Живите дружно, в добрый час!»

В завершении  - чаепитие.

Самоанализ КТД «Спешите творить добро»

Каждому участнику КТД раздаются листы для самоанализа:

Что делал лично я        

Почему я это делал        

Чему научился, а что не получилось

Что запомнилось мне больше всего_____________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя героя-нашей школе

Слайд 2

С 2018 года ГБОУ ООШ № 21 г. Новокуйбышевска носит имя героя Советского Союза Е.А.Никонова

Слайд 3

Цель : узнать о жизни и подвиге героя Советского Союза Е.А.Никонове Задачи: создать рабочую группу; определить источники информации (книги, журналы, ресурсы Интернет); выбрать способы сбора и анализа информации (беседы, прочтение статей, просмотр фильмов, знакомство с памятными местами, изучение архивных документов,…); представить результаты работы над проектом (участие в проведении Урока мужества, создание портфолио о Е.А. Новикове и передача его в школьный музей, размещение сведений о герое на сайте школы)

Слайд 4

Создаём рабочую группу и обсуждаем план действий

Слайд 5

Выбираем и обрабатываем источники информации

Слайд 6

Работаем на портале «Память народа» Министерства обороны

Слайд 7

Провели Урок мужества


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Я с семьей, она со мной" Выполнила Кондракова Ярослава 2020г.

Слайд 2

Покажу я вам, друзья Как живёт моя семья

Слайд 3

Любит папа, любит мама, беззаботный детский смех. Своих маленьких детишек они любят больше всех. Любим дружно всей семьей колесить по свету. И мечтаем оглядеть всю нашу планету.

Слайд 4

Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты.

Слайд 5

У каждого на свете Должны быть братья, сёстры… Чтоб жизнь была весёлой И от улыбок пёстрой.

Слайд 6

Большая у меня семья. Но главная конечно – я!