Работа с родителями

Конарева Ирина Сергеевна

Консультации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Изобильненскоо муниципального района Ставропольского края «Детский сад №17»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА:

«Играйте вместе с детьми»

Подготовил: педагог  - психолог

Захарова И.С.

г. Изобильный 2011

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

 Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

 Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

 В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Изобильненскоо муниципального района Ставропольского края «Детский сад №17»

Консультация для родителей.

«Конфликтность»

Подготовил: педагог  - психолог

Захарова И.С.

г. Изобильный 2011

Отмечено, что симптомокомплекс «агрессивность» но определению включает в себя и конфликтность. Агрессивный ребенок чаще всего провоцирует конфликты. В то же время далеко не всякий конфликтный ребенок проявляет открытую агрессию. Немало и таких детей, чья конфликтность выражается косвенно во враждебном отношении, подозрительности, обидчивости и т.п. Поэтому, учитывая специфичность симптомокомплекса «конфликтность», мы для удобства анализа неблагоприятного развития детей рассмотрим его отдельно.

Конфликтность — качество личности, выражающее ее предрасположенность к конфликтам. Под конфликтом в науке понимают проявления противоборства, активного столкновения мнений, тенденций, позиций с целью защиты принципов, детей, самоутверждения.

К сожалению, с конфликтностью мы сталкиваемся уже в раннем возрасте. Есть категория детей, которая не может мирно разрешить проблемную ситуацию, возникающую во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Конфликтность проявляется как у малообщительных дошкольников, так и у контактных детей. Наиболее распространенными формами поведения при конфликте является обидчивость, агрессивность, разрушительность, непослушание и др. К общим проявлениям конфликтности относятся следующие:

—  стремление к обострению ситуации;

—  эгоистичность и эгоцентричность;

—  неумение идти на компромисс;

— желание доминировать, быть первым;

— игнорирование интересов других, неспособность встать на их позицию и др.

Дети друг с другом чаще всего конфликтуют из-за игрушек, по поводу темы игры, ролей в игре, состава участников, из-за несогласованности целей деятельности, в результате непонимания, взаимных обид и др.

Часто возникают спонтанные конфликты: кто-то кого-то толкнул, обозвал, задел, что немедленно вызывает ответную реакцию, которая усугубляет конфликтную ситуацию.

В современной науке выделяются три основные причины конфликтности.

1.  Отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения. Другими словами, конфликтующий ребенок не научен позитивно взаимодействовать со сверстниками, сотрудничать с ними, не владеет в должной мере игровыми навыками, что выливается в непринятие его другими, в отказе принять в совместную игру.

2.  Неблагоприятная семейная обстановка. Это может быть повышенная авторитарность, властность родителей, непринятие ребенка, противоречивость требований, нарушение баланса любви и требовательности в сторону требовательности, невнимание к ребенку, игнорирование его, попустительство и вседозволенность. Немаловажную роль в возникновении конфликтности играют и отношения между братьями и сестрами, которые нередко могут приобретать конкурентный характер.

3. Личностная предрасположенность к конфликту. Достаточно назвать такие особенности, как неустойчивость, противоречивость,

9

спутанность «Я-концепции», повышенная тревожность, неуверенность ребенка, неспособность утвердить себя, недостаточный уровень развития произвольности поведения, несформированность нормативности поведения.

Маленьким детям трудно самим справиться с конфликтной ситуацией. Здесь велика роль взрослого. В тоже время, как показывают специальные исследования, далеко не все воспитатели ДОУ способны конструктивно вмешиваться и помогать разрешать конфликтную ситуацию. К типичным ошибкам реагирования воспитателей на детские конфликты относятся следующие [23].

♦ Незамедлительная реакция на острый конфликт и прямое противостояние детей (драка, плач, разрушительность действий и т.д.). Однако пассивный протест дошкольников (уклонение от контактов, отчуждение, неучастие ребенка в стабильных игровых объединениях и т.д.) зачастую остается незамеченным.

♦  Внимание направлено в основном на то, чтобы ликвидировать сам конфликт, а не понять причины возникновения разногласий и мотивы каждой из конфликтующих сторон.

♦ Реакция на конфликт между детьми является достаточно стереотипной: наказать, осудить обидчика; защитить, пожалеть обиженного. В то же время иные негативные аспекты взаимодействия в трудной ситуации (ложь, хитрость, обман) выпадают из поля зрения.

♦  Воспитатель ДОУ в ситуациях обострения отношений между детьми нередко прибегает к психологическому насилию (угрозы, запугивание, наказание). При этом одни педагоги считают эти методы наиболее эффективными в сложившейся ситуации, другие — используют их, так как понимают свое бессилие, неспособность каким-либо иным образом повлиять на исход конфликта.

♦  В ряде случаев воспитатель стремится как можно быстрее завершить конфликт. Например, конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между детьми (одного ребенка — в один угол, другого — в другой). Разъединение конфликтующих детей исправляет ситуацию лишь на время. Они через некоторое время вновь возобновляют контакты и повторяют те же самые ошибки в общении.

В силу сказанного большое значение приобретает выработка правильной тактики поведения воспитателя при конфликтной ситуации.

При общении с конфликтующими детьми взрослый должен учитывать следующие правила:

— желание взрослого разрешить конфликт;

— терпимое отношение к действиям и поступкам детей;

— использование опыта детей, ориентация на самостоятельность и активность;

—  использование собственного опыта и других людей;

—  убеждения и разъяснения взрослого;

— оказание помощи, совет;

— умение воспитателя отделить проблему в поведении от личности ребенка;

— положительная предвосхищающая оценка;

— перевод вспышки гнева ребенка в юмористическую форму;

— отвлечение или переключение внимания детей на что-либо другое.

Большое значение в процессе коррекции конфликтности детей дошкольного возраста приобретает специальная работа по обучению их позитивным способам разрешения конфликтов.

К основным направлениям работы можно отнести следующие.

♦  Обучение дошкольников анализу конфликтных ситуаций с использованием сказок, рассказов, мультфильмов. Художественные произведения способствуют получению представлений о конфликте, причинах его возникновения, методах разрешения. Опыт показывает, что дети вполне способны правильно осмыслить сказочную ситуацию и найти выход из трудного положения, предложив свое оригинальное решение. Затем эти ситуации связываются с опытом детей, теми конфликтами, которые они пережили некоторое время назад.

♦ Развитие способности к эмпатии, терпимости, принятию других людей. Включая дошкольников в любую совместную деятельность (игру, труд, занятие), важно постоянно обращать внимание на чувства и переживания партнеров по общению и взаимодействию, создавать условия для децентрации и учета интересов друг друга. Это формирует чувствительность к партнеру, его переживаниям, в конечном итоге, создает предпосылки для позитивного отношения к нему.

♦  Моделирование жизненных ситуаций. Научиться разрешать конфликтные ситуации, с которыми ребенок сталкивается в своей жизни, возможно путем их воссоздания в игровой форме. В начале это желательно делать опосредованно, используя куклы и игрушки, когда ребенок разыгрывает конфликт от лица кукольного персонажа с установкой, например, поссориться, а затем помириться. После этого этапа можно моделировать ситуации, в которые ребенок уже попадал. Они проигрываются также дважды: первый раз разыгрывается неоптимальный способ, приведший к негативным последствиям, второй — оптимальный, «мирный» способ, который дает представления о новых методах бесконфликтного взаимодействия друг с другом.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Изобильненскоо муниципального района Ставропольского края «Детский сад №17»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА: Консультирование по этапам адаптации детей к детскому саду

 

Подготовил: педагог  - психолог

Захарова И.С.

г. Изобильный 2009

Рекомендации родителям малышей,

поступающих  в детский сад.

 

Уважаемые взрослые!  Если вашему ребенку  2,5 – 3 года

1.                  Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети. Почему вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад. Заинтересуйте его, расскажите ему, что вам тоже нужно идти на работу, договоритесь вечером делиться информацией, у кого, что интересного произошло за день.

2.                  Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло – скоро  он сможет пойти сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствие малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребёнком, ведь его приняли в детский сад.

3.                  Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ,  и чем чаще вы его будете повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок, когда пойдёт в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребёнок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребёнок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

4.                  Поговорите с ребёнком о возможных трудностях. К кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Объясните также, что в группе будет много ребят и иногда придётся ждать своей очереди, чтобы получить желаемое.

5.                  Приготовьте вместе с ребёнком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательным для вашего ребёнка и точно понравятся другим детям. Это могут быть коробочки с вложенными в них забавными предметами, красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани, книжки с картинками. За лето можно заполнить коробку и осенью отправлять ребёнка с какой-нибудь игрушкой из неё в детский сад, чтобы ему было там спокойнее.

6.                  Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

7.                  Разработайте вместе с ребёнком несложную схему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас.

8.                  Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

9.                  Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребёнок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности «садовского»  воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

10.              Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по именам. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями и другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку к детскому саду.

11.              Совершенных людей нет. Будьте терпеливы и снисходительны к другим. Если какие-то ситуации вас тревожат, обязательно разъясняйте их, лучше делать это  в мягкой форме или через специалистов (воспитателей вашей группы детского сада, психолога и др.).

12.              В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.

13.              В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребёнка (не менее 8 раз в день), подбадривайте его.

14.              Если через месяц ваш ребёнок ещё не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли.

Дорогие мамы и папы!

 Если вам нужна помощь, психологи  ждут вас!

 

Уважаемые родители! Обратите внимание на анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию  дошкольника к новым социальным условиям.

 

 

1. До родов (антенатальные факторы)

Токсикоз 1 половины беременности.

Стрессовые ситуации у матери в период беременности.

Употребление матерью алкоголя во время беременности.

Нежелательная беременность.

 

2. Во время родов (интранатальные факторы)

Наличие асфиксии разной степени тяжести.

Нарушение мозгового кровообращения.

Родовая травма.

 

3. После родов  (постнатальные факторы)

Недоношенность ребенка.

Искусственное вскармливание.

Задержка нервно-психического развития на первом году жизни или на протяжении всего периода раннего возраста.

Частые ОРВИ и другие острые инфекционные заболевания.

Наличие хронических соматических заболеваний (пиелонефрит, гломерулонефрит, ревматизм, холецистит и др.)

Дефекты слуха, зрения и речи.

Наличие различных заболеваний нервной системы.

Наличие энуреза, заикания, навязчивых страхов, тиков.

Алкоголизм родителей (матери, отца).

Конфликтные ситуации в семье.

Неправильное воспитание ребенка.

Развод родителей.

Неполная семья.

Отверженность ребенка и постоянное противопоставление его другим детям в семье.

Низкая самооценка.

Различные комплексы неполноценности ребенка.

Высокий уровень тревожности.

Низкая коммуникабельность.

Отсутствие  любознательности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Изобильненскоо муниципального района Ставропольского края «Детский сад №17»

 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

ТЕМА: «О вранье. Я иду пока вру».

 

Подготовил: педагог  - психолог

Захарова И.С.

г. Изобильный 2010

         Жизнь каждого ребёнка-дошкольника наполнена выдумками и фантазиями. Это одна из психологических особенностей возраста, так как способность отделять мир фантазий от реальности формируется к началу школьного этапа жизни, т.е. к 7-8 годам. Но если в 4-5 лет фантазии ребёнка невинны, то в 5-6 лет малыш начинает задумываться над тем, как можно избежать наказаний. Интуитивный поиск способов избегания неприятностей останавливается на самом лёгком – лжи. Это средство всегда доступно и помогает в минимальные сроки достичь желаемого.

         Ложь по своей природе многолика и многогранна, также многочисленны и мотивы, толкающие ребёнка на ложь.

         Как это часто бывает , неблаговидные поступки детей являются следствием ошибок и просчётов родителей.

         Например, ребёнка обвиняют в том, что он без разрешения съел конфеты, оставленные на столе, а фантик был найден у брата. Малыш отказывается, говорит, что это не он. Родителям есть над чем задуматься. Во-первых это сигнал о том, что не всё благополучно в отношениях между братьями, но скорее всего, это не простая детская ревность, а неосознанно культивируемое  родителями соперничество, проявляющееся в  сравнениях и друг с другом. Во-вторых нужно помнить, что у дошкольников волевые усилия или произвольный контроль поведения развиты слабо, они не могут противостоять соблазну. Тем более, что система запретов во многих семьях неоправданно широка, а следовательно малоэффективна.

         Другой причиной лживости ребёнка может быть  завышенная система требований, предъявляемых к нему родителями. Скорее всего, эти требования не основываются на реальных возможностях и желаниях ребёнка. В этом случае он пытается оградить себя от необоснованных нападок, а также уберечь родителей от разочарования.

         Обычно оправдывая своё неумение ч.л.делать  (в зависимости от требований родителей), ребёнок косвенно обвиняет  кого-либо или что-либо другое: обстоятельства, неродивость воспитателей или учителей, сверстников. А невротизированные родители, обделённые по их мнению жизнью, идут на поводу у такой лжи. Чаще всего такая ситуация складывается в неполных семьях, в которых мать одна воспитывает ребёнка, желая ему самого лучшего и боясь, что его обидят.

         Что же является движущей силой, толкающей ребёнка на ложь? Страх. Страх потерять любовь родителя, его расположение, страх быть неоправданно обвинённым, наказанным. Трагизм ситуации в постоянном страхе – быть пойманным. В итоге – замкнутый круг. Постепенно он привыкает к такой ситуации и развивается в рамках двойной морали – для себя и для других.

         Ещё одной широко распространённой причиной детской лжи является как это не парадоксально пример родителей. Дети – дошкольники склонны к подражанию, они перенимают манеру поведения, движения, слова тех людей, которые им нравятся и которые обладают для них авторитетом. Чаще всего таковыми являются родители. И если ребёнок часто становится примером лжи родителей, он начинает воспринимать её как норму. Тем труднее объяснить ему, что «обманывать нехорошо». С другой стороны родители идут на ложь, прикрывая её благовидным предлогом возрастного непонимания детей («аисты», «капуста»), тем самым, отмахиваясь от них. Поэтому и дети, не желая вдаваться в подробности своей жизни, постепенно начинают скрывать правду, а это одно из следствий потери доверия.

         Таким образом начинать работу следует с выяснения особенностей семейных отношений, особенностей личности самих родителей. Далее можно проанализировать реальные возможности и способности ребёнка, а также его взгляд на отношения в семье.

Важно объяснить родителям, что их задача не поймать ребёнка на лжи, а разобраться в мотивах такого поведения. Лучше использовать косвенные методы воздействия: сказки, рассказы, проблемные ситуации, в ходе обсуждения которых  можно, во-первых, выявить особенности сложившейся системы ценностей, а во-вторых, безболезненно и тактично повлиять на неё.

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок идёт  в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не срезу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы или  на первом году обучения.
  • Поддержите будущего  первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к воспитателю (учителю), психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился «значимый взрослый». Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о первом учителе.
  • Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 

Общие рекомендации родителям

1. Безусловно принимать ребёнка - значит любить его не за то что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

2. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребёнком в целом.

3. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или "непозволительными" они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

4. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в непринятие его.

5. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"

6. Если ребенку трудно,  и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

При этом:

- Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

- По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

7. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передайте их ему.

8. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.

9.  Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

10. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите о СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.

11. Правила (ограничения требования, запреты) обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но они должны быть гибкими, согласованы взрослыми между собой.

12. Использовать в повседневном общении приветливые фразы, например:

«Мне хорошо с тобой»

«Я рад (а) тебя видеть»  

«Хорошо, что ты пришел»

«Мне нравится как ты...»

«Как хорошо, что ты у нас есть»

«Ты мой хороший».

14.  Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.   

Быть родителем - особое искусство. Хочется пожелать родителям будущих первоклассников терпения, сил, радостных минут гордости за успехи и достижения своих детей.

Запомните, родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, скорее, могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Это залог успеха!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Изобильненскоо муниципального района Ставропольского края «Детский сад №17»

Семинар практикум «играем вместе»

Подготовил: педагог  - психолог

Захарова И.С.

г.Изобильный 2010

Цель семинара – просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения

дошкольников; расширять знания родителей об особенностях игры в младшем дошкольном возрасте.

Цель: 
– просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников;
– расширять 
знание родителей об особенностях игры в младшем дошкольном возрасте.

Задачи:

  1. развитие навыков группового взаимодействия;
  2. познакомить родителей с разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребенком;
  3. 3. воспитание познавательного интереса к освещенной теме.

Форма проведения: семинар – практикум.

Методические приемы: монологические высказывания, диалог, ролевая игра, анализ результатов.

Оборудование: буклет, коробка, где лежат различные предметы клубки ниток, крупа, емкость с водой, емкость с песком, тесто, бумага, крышки, камешки и т.д., аудиокассета с записью спокойной музыки.

План семинара – практикума:

  1. Активизация мыслительной деятельности, создание рабочего настроения.
  2. Установление контакта между участниками группы (игры на сплочения и объединения).
  3. Практическая часть.
  4. Подведение итогов, обратная связь.

Ход семинара – практикума

1. Вводная часть.

Приветствие. Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня у нас семинар – практикум на тему “Играем вместе” Давайте знакомиться.

Упражнение “Знакомство”.

Каждый участник рассказывает о своем настроении, называет свое имя, имена своих детей, возраст, и все что он хочет рассказать о себе и своих детях.

Упражнение: “Пословица, любимое дело, завтрак”.

А сейчас вспомните, пожалуйста, какую-нибудь пословицу или крылатое выражение, которое вас характеризует, что вы любите кушать на завтрак, ваше любимое дело или хобби. Например: Я зеленый чай, бутерброд с колбасой, ходьба на лыжах, под лежачий камень вода не течет. Хорошо, молодцы присаживайтесь. Вот мы и познакомились с вами поближе.

Мини-лекция:

И сейчас я вам хочу рассказать кратко об особенности игры, в дошкольном возрасте ориентируясь на возрастные особенности ваших детей. Рассказ свой мне хочется начать с высказывания Сухомлинского

“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет, и не может быть полноценного развития”.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют колоссальное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Особенно они любят играть бытовыми предметами, такими как песок, вода, различные баночки, бутылочки мамина косметика и папины инструменты. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться со взрослыми и с детьми. Очень полезны для детей такие игры, которые дают им опыт работы с самыми различными материалами: с песком, глиной, крупой, бумагой и картоном разной фактуры и др. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, температурной чувствительности и др. Все органы чувств, данные нам природой, обязательно должны работать, а для этого им необходима “пища”. Поэтому-то так важно научить ребенка получать информацию извне, при помощи как можно большего количества анализаторов. Взрослые должны организовать среду вокруг ребенка таким образом, чтобы он получил возможность развивать эти анализаторы. Ребенку нужно научиться переживать различные телесные ощущения, знакомиться с разными запахами, звуками и т. д. В процессе такого экспериментирования у ребенка рождаются новые ощущения, появляется новый опыт, происходит сенсорное развитие. Если ребенок уже в раннем детстве получит богатый сенсорный опыт, это поможет ему гораздо уютнее чувствовать себя в дальнейшем, во взрослой жизни, а также поможет успешно учиться

Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной -двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

– Вспомните, пожалуйста, а какие игрушки были у вас в детстве?
– Назовите свои любимые игрушки?
– Как вы думаете, а какие игрушки нужны вашим детям? Какие вы приобретаете игрушки своим детям?
– Как вы считаете, сколько должно быть у вашего ребенка игрушек?

Детский психолог А. С. Спиваковская на этот вопрос отвечает так: “Чем меньше возраст ребенка, тем меньшее число игрушек должно одновременно находиться в поле зрения”. Объем внимания ребенка еще невелик, поэтому большое количество игрушек отвлекает его. Взяв в руки мяч, ребенок тут же перед собой видит интересную машинку, и желание играть с мячом у него пропадает. А если рядом с машинкой лежит старая погремушка, то и машинка оказывается в стороне. Вот и создается впечатление, что ни одна из имеющихся игрушек не подходит малышу.

Какие же игрушки нужны малышу?

Приобретение игрушек для малыша – одна из приятных и вместе с тем чрезвычайно сложных задач, стоящих перед родителями. С одной стороны, изобилие кукол, машинок, паровозиков, меховых зверюшек на прилавках магазинов радует наш глаз. Но с другой стороны, делая покупку, бывает трудно сориентироваться, разобраться и выбрать ту единственную и нужную игрушку, которая будет в полной мере способствовать физическому и умственному развитию малыша, учитывать его возрастные особенности и, возможно, станет самой любимой. Ведь очень часто понравившиеся нам игрушки, к сожалению, не привлекают внимание ребенка, а какой-нибудь сломанный паровозик, который мы давно собираемся выбросить, является любимой игрушкой нашего сынишки. А бывает и так: весь дом заполнен игрушками, но малыш с ними не играет... Вернее, он с радостью встречает каждую новую игрушку, но проходит совсем немного времени, и он ее забывает. Мама и папа, думая, что имеющиеся игрушки чем-то не подходят их ребенку, покупают все новые и новые. Многие родители понимают, что совсем не обязательно и даже не желательно иметь в доме большое количество игрушек. Главное, чтобы все они были в какой-то степени полезными, а не пылились на полках или в ящике.

Итак, какие существуют правила выбора детских игрушек?

Выбирая игрушку ребенку, следует учитывать его возрастные особенности.

Игрушки для детей 3–4лет в первую очередь должны способствовать развитию бега, крупной и мелкой моторики и речи. Для развития бега подойдут мячи или шары средних размеров, различные игрушки на колесиках, где можно привязать веревочку – чтобы ребенок бегал с ними и оглядывался назад.

– Для развития крупной и мелкой моторики будут полезны строительные кубики, мячи средних размеров, пирамидки, матрешки, баночки и мисочки. Развитию речи способствуют сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушечные животные (мягкие или резиновые), кукольная мебель, машинки, а также игрушки-заместители, то есть те игровые материалы, которые могут заменить ребенку знакомые предметы. К ним относятся бруски различных размеров, большие и маленькие коробки, разнообразные по форме дощечки, полоски бумаги, разноцветные лоскутки и пр. Примерно с двухлетнего возраста дети могут проводить время с настольными играми, многие из которых также способствуют развитию речи.

Выбирая игрушку малышу, следует учитывать его возрастные особенности. Размер игрушки не должен быть ни слишком большим, ни слишком маленьким. Ребенку будет неудобно, а иногда и невозможно, держать в руках, например, огромного мехового медведя, и он может почувствовать себя неуспешным. А ведь нам, взрослым, иногда кажется, что чем крупнее игрушка, тем больше она поразит воображение нашего ребенка. Слишком маленькие игрушки (мелкая мозаика, маленькие шарики, игрушки из “Киндер-сюрпризов” и др.) также не рекомендуется давать маленьким детям, так как малыш может проглотить их

– Прежде всего, игрушка должна быть прочной и безопасной (без остры углов, без вредных химических покрытий). Хорошо, если она будет обращена сразу к нескольким органам чувств ребенка: например, меховой мячик, приятный на ощупь, внутри которого находится твердый пластмассовый шарик, наполненный множеством мелких предметов, гремящих при манипуляциях с мячиком.

Желательно, чтобы ребенку было приятно не только смотреть на игрушку, но и захотелось бы использовать ее в играх.

– Игрушка может быть многофункциональной: например, тот же меховой мячик может быть сшит из кусочков меха разно цвета, и тогда его можно использовать для развития восприятия цвета, моторики, сенсорного восприятия.

Наши исследования, проведенные на основе опроса родителей, показали, что наибольшей популярностью у детей младшего возраста пользуются машинки, на втором месте стоят кубы мячи, затем – куклы, меховые и резиновые игрушки, игрушки на веревочке. Многие родители отмечают, что дети очень любят в своих играх использовать воду, крупу, безопасные предметы, мамину косметику и папины инструменты.

Во все времена огромной популярностью у детей пользовались самодельные игрушки. О том, что это за игрушки и как их можно изготовить самим, мы поговорим подробнее.

Купленная в магазине игрушка редко бывает многофункциональной, то есть она, как правило, предназначена для отработки только одной функции (памяти, внимания и т. д.) или только одного навыка. А можно использовать игрушки, сделанные руками родителей и детей или использовать различный бросовый материал или предметы заместители. Если ребенок принимал участие в изготовлении игрушки, он, как правило, не бросит ее, поиграв один раз. Ведь она станет результатом вашего совместного труда, будет любима ребенком и принесет ему радость и пользу.

Сделать игрушку можно из любого “бросового” материала: из пробок, пластиковых бутылок, картонных коробок и др.

Покажите малышу, как можно играть с новой игрушкой, и вскоре он не только повторит предложенную вами игру, но и придумает много новых развлечений.

Упражнение “Чемодан чепухи”.

Ведущий выносит поднос или коробку, где лежат различные предметы клубки ниток, крупа, емкость с водой, емкость с песком, тесто, бумага, крышки, камешки и т.д.

Родителям предложить все это рассмотреть и подумать для чего, это нужно, и что с этим всем делать.

Я с вами согласна эти богатства или предметы мы с вами можем использовать для игр.

Игра “Аукцион идей”.

Ведущий, предлагает родителям придумать и назвать игры с предметами лежащие на подносах. Кто – больше назовет, то и выиграл.

Заключительная часть.

Таким образом, выбирая игру или игрушку для ребенка, лучше следовать главному принципу: она должна соответствовать возможностям ребенка, быть привлекательной для него. И соответствовать его возрастным особенностям. И тогда любая игра, в которую играет ребенок, будет полезной для него и способствовать эффективному развитию.

Подведение итогов.

Заполнение листов – отзывов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Изобильненскоо муниципального района Ставропольского края «Детский сад №17»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА:

«Тревожность»

Подготовил: педагог  - психолог

Захарова И.С.

г. Изобильный 2010

Неуверенность нередко сопровождается повышенной тревожностью, и наоборот, тревожные дети часто проявляют неуверенность.

Тревожность — состояние нервно-психического напряженная когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающа. Определенный уровень тревожности необходим для успеха    деятельности. Всем известно, как небольшое волнение повышает результативность. Однако если тревожность становится чрезмерной, она препятствует успешности, тормозит деятельность, ухудшает ее результативность.

Наиболее благоприятным для человека является сочетание умеренной тревожности с уверенностью и хорошей результативностью при признании и положительной оценке другими людьми. В таких ситуациях человек чувствует себя комфортно, готов на дальнейшие достижения. Повышенная тревожность в сочетании с неуверенностью, сопровождаемая низкой результативностью и  отрицательными оценками других, переживается болезненно, особенно в детском возрасте. Преодоление повышенной тревожности выступает в качестве актуальной задачи психокоррекционной работы со стороны воспитателя и психолога.

- беспокойство;

-  раздражительность;

- слезливость;

-  пассивность и скованность;

-  неадекватные реакции;

- возможны покраснение, тики, заикание и т.п.

     По видам различают ситуативную и личностную тревожность.

   Ситуативная тревожность проявляется в конкретной ситуации и связана с оценкой сложности и значимости деятельности, а также  реальной и ожидаемой оценкой.

Личностная тревожность устойчивое образование и характеризует особый тип реакций индивида в самых разнообразных ситуациях. Человек с личностной тревожностью будет проявлять её во  многих сферах, особенно там, где необходимо преодолевать трудности (реальные или мнимые). Всякая новая, необычная, соревновательная, оценочная ситуация вызывает тревожность, которая как правило, оказывает деструктивное влияние на поведение и достижения.

  В качестве причин тревожности выступают следующие:

-психодинамические свойства — чаще тревожность обнаруживают дети с меланхолическим или холерическим типом темперамента.

-может быть и прижизненным образованием, формироваться и под влиянием типа семейного воспитания, характера взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, другими словами, неблагоприятная психологическая атмосфера стимулирует появлением  неуверенности в себе и тревожности;

— собственный опыт неудач, даже успех ребенок может расценивать не как результат собственных действий, а как везение;

— может возникать у детей с хорошей результативностью, вясоким положением в группе сверстников, здесь тревога обусловливается чрезмерными притязаниями дошкольника и одновременно боязнью оказаться не на высоте собственных требований.

Обозначим некоторые общие пути преодоления тревожности.

♦  Прежде всего, следует попытаться ликвидировать основные причины возникновения тревожности, т.е. повысить самооценку, вселить уверенность, обучить навыкам общения и взаимодействия с другими, обеспечить условия для высоких результатов деятельности.

♦  Важно обучать детей специальным навыкам саморегуляции, которые помогают справиться с тревожностью:

а) полезно применять рациональную психотерапию, т.е. показать, что тревогу испытывают все люди, что она необходима и помогает справиться с поставленной задачей, поэтому пугаться этого состояния не следует;

б) постараться настроить ребенка на определенное эмоциональное состояние перед деятельностью, актуализировать для этого «приятные воспоминания»: «Помнишь, прошлый раз, как у тебя хорошо получилось!»;

в)  необходимо специально обучать детей контролированию своих жестов, голоса, научить улыбаться для снятия напряжения;   |

г) медики и психологи рекомендуют учить детей специальному дыханию в ситуации тревоги: вдох вдвое длиннее, чем выход, задержка дыхания;

д) «мысленная тренировка» — научить ребенка мысленно вначале с помощью взрослого проигрывать ситуацию тревоги как после совершенного действия, так и до деятельности.

♦  Большое значение в работе с тревожными детьми имеет позиция взрослого, его умение подбодрить ребенка, вселить уверенность: вовремя брошенная ободряющая фраза, улыбка, сочувствие, поглаживание по голове, похлопывание по плечу — все это способствует повышению жизненного тонуса, снятию напряжения.

♦  Известно, что для тревожных дошкольников невыносимо ожидание события, какого-то дела, такое ожидание буквально изводит их, поэтому по возможности таких детей нужно избавить от травмирующего ожидания.

♦ Преодолеть тревожность помогают различного рода двигательные упражнения; обучение детей двигательным навыкам, культуре движений, владению своим телом и эмоциями — важный фактор в повышении их уверенности в себе и снятии тревожности.

♦ Недопустимо усиливать тревожность ребенка страхом нака-4имия; как само наказание, кроме наказания огорчением взрослого, так и предчувствие и боязнь его должны быть устранены.