Домашняя математика

Пономарчук Яна Альбертовна

Предварительный просмотр:

Домашняя математика:

развитие дочисловых и количественных представлений

        

  1. «Большой – маленький»

Наглядно продемонстрировать ребёнку разницу величины можно используя большие и маленькие чашки или другие предметы посуды, предметы одежды взрослого и ребёнка, большие и маленькие игрушки, большое и маленькое яблоко и пр.

Изначально лучше подбирать предметы, явно отличающиеся по размеру друг от друга, а далее делать разницу менее заметной. Ребёнка можно попросить спрятать «маленькое» ладошками и показать, что «большое» закрыть нельзя; можно складывать большие яблоки в большую корзинку, а маленькие – в маленькую; попросить ребёнка расставить сначала большие игрушки, затем маленькие и т.д. Смотря в окно или гуляя по улице, следует обращать внимание на большие и маленькие деревья, дома, сугробы, лужи, облака и т.д.

  1. «Много – мало (один – много)

В домашних условиях это могут быть фрукты, игрушки, посуда, предметы одежды, продукты питания и т.д. Старайтесь чаще обращать внимание на то, что в тарелке ребёнка много картошки, а в тарелке мамы – мало, что мама носит много вещей, а ребёнок – мало, что на одной полке много игрушек, а на другой мало и т.д.

Можно просить ребёнка подавать вам по одной салфетке или пуговице, а потом дать сразу много, захватив в обе ладошки сразу. Смотря в окно или гуляя по улице, говорите, что проговаривайте, что взлетело много птиц, а осталось мало, листьев много упало, а на дереве совсем мало осталось и т.д.

  1. «Длинный – короткий»

Здесь настоящим помощником могут оказаться предметы одежды (длинный и  короткий шарф, длинные и короткие рукава, шнурки и пр.), овощи (длинный и короткий огурец, морковь, кабачок), карандаши. Модно попросить ребёнка разложить карандаши по отдельности. Гуляя по улице, обращайте внимание на то, что у одной девочки длинное платье, а у другой – короткое, у одной собаки длинный хвост, а у другой – короткий, Можно поиграть с воздушными шарами, привязав один на длинную верёвочку, а другой -  на короткий.

  1. « Высокий – низкий»

Дома таковыми могут оказаться шкафы, столы, игрушки, вазы. Чаще обращайте внимание на то, что ребёнок низкий, а папа высокий. Будет интересней, если к стене прикрепить специальную мерку, на которой будет

отмечаться рост малыша: можно уточнять, что год назад ребёнок был низкого роста, но скоро станет высоким, как папа. Можно попросить малыша подобрать стул к столу, предоставив ему выбор из высокого и низкого стульев.  На улице обращайте внимание на высокие и низкие деревья, дома, людей.

  1. «Узкий – широкий»

В данном случае домашним материалом могут послужить стеклянные банки и бутылки, вазы, стаканы, ковровые дорожки, ленты и пр. Можно вместе с ребёнком составлять узкие бутылки в один шкаф, а широкие банки – в другой; поставить букет в широкую вазу, а один цветок – в узкую; уложить ребёнка на двуспальную кровать и обратить внимание на то, что там много места, а на односпальной – только для него одного и т.д. Обращать внимание на узкий и широкий подоконник, тропинку разной ширины, ступени, стволы деревьев, двери и т.д

6. «Пустой – полный»

Вам на помощь придут любые ёмкости (чашки, тарелки, стаканы, коробки, тазы, сахарница и пр.), которые можно наполнить крупой, водой, ватой, игрушками, кубиками, конструктором. Вместе с ребёнком можно разливать сок или чай, проговаривая, что стакан был пустым, а вы его наполнили, теперь он полон! Очень интересно будет ребёнку, если после купания (оговорив, что ванна полная) вместе выпустить воду и отметить, что она стала пустой; в кузов грузовой машинки нагрузить кубики, затем выгрузить и отметить, что теперь ему легче ехать, ведь он совсем пустой! Во время обеда отметьте, что тарелка ребёнка полная, а станет совсем пустой, когда он  поест. Совершая прогулки на автобусе обратите внимание, что в нём людей много, но когда люди выйдут, автобус станет пустой.

        



Предварительный просмотр:

«Когда ребёнок дома»

Помимо специальных занятий в образовательном учреждении, необходимо и дома соблюдать некоторые правила, которые в паре с вышеуказанными создадут полноценную систему коррекционно – развивающей работы:

  • Необходимо следить и при необходимости пресекать проявление агрессии, самоагрессии, проявление аутостимуляции, истерики ребёнка. Последние можно просто игнорировать, либо успокоить ребёнка (удерживая его в объятиях и говоря   ласковые слова до полного успокоения). Аутостимуляции (потряхивания руками перед глазами ) при возможности переводите в разрешённые движения: хлопки в ладоши на уровне груди, «фонарики» и пр.
  • Если дома вы предложили ребёнку заняться какой – либо деятельностью (рисование, уборка со стола и др.) старайтесь обязательно доводить начатое до конца (даже если придётся выполнять работу вместе), после чего обязательно похвалите ребёнка и оцените его работу.
  • Добивайтесь от ребёнка реакции на ваш зов и на ваши просьбы (инструкции). Если ребёнок не раегирует: повторите задание ещё раз и выполните вместе (даже не смотря на желание ребёнка), после чего похвалите за выполнение.
  • Следите за тем, чтобы указательный жест использовался правильно (показ указательным пальцем) в ином случае исправьте ребёнка и укажите верным образом.
  • Старайтесь заметить и поддержать свободные вокализации ребёнка, а так же старайтесь оформлять их в слова (Кооо – Ты пытаешься сказать кошка! Молодец!).
  • Если ребёнок заинтересовался каким – либо предметом, вещью или игрушкой – подойдите к нему, покакжите для чего и как это используют, выполните действие с предметом вместе (поиграйте с игрушкой, расчешите волосы расчёской и т.д.).
  • Если ребёнок подошёл к окну и смотрит на улицу – поддержите его интерес рассказами про время года, про деревья за окном (просто можно говорить о том, что происходит за окном), интересней будет, если это сравнить с личным опытом ребёнка (Мальчики катаются на санках – как мы с тобой вчера катались, нам было так весело!).
  • Старайтесь как можно чаще привлекать ребёнка к бытовым занятиям (накрывание на стол, стирка, мытьё игрушек, протирание пыли и т.д.) и обязательно хвалите его за помощь.
  • Если это возможно – создайте ребёнку пространство для творчества: повесьте на стене рулон обоев, где ребёнок сможет рисовать (рисовать можно руками, кистью, нитками, ватой, мятой бумагой, мелками и т.д.), приобретите конструктор, глину или пластилин для лепки – это хорошо развивает мелкую моторику!
  • Старайтесь как можно чаще развивать мелкую моторику ребёнка, для этого можно использовать: шнуровку ботинка, завязывание ленточек кукле, собирание мозаики, нанизывание бус, различные упражнения руками, сжимание и разжимание кулаков, разжимание поочерёдно всех пальцев, массаж пальчиков и т.д.
  • Не стоит забывать про общую моторику: предложите ребёнку потанцевать под музыку, сделать гимнастику вместе с вами (это могуть быть прыжки, приседания, наклоны, хлопки, топанье ногами, шаги и пр.).
  • Старайтесь добиваться реакции на слово «нет», присекать этим словом не разрешённые действия (или те, что могут навредить его здоровью).
  • Особое внимание следует уделять развитию культурно – гигиенических навыков: правильная процедура мытья рук, умывания, одевания, похода в туалет, приёма пищи.
  • Обращайте внимание на то, как ребёнок держит карандаш, кисточку, ложку и при необходимости исправляйте неверное удержание.
  • В процессе самообслуживания предоставьте ребёнку максимум самостоятельности выполнения посильных для ребёнка операций. При затруднениях помогайте или действуйте руками ребёнка постепенно «минимизируя»  помощь, после чего похвалите ребёнка и отметьте, что это он сделал сам.
  • Как можно чаще привлекайте внимание ребёнка к совместным занятиям с членами семьи., где следует показывать малышу его значимость для родителей и близких.

Мы надеемся, что данная «домашняя работа» принесёт результаты, пользу и удовольствие вам и вашему малышу!