Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей по развитию эмоциональной сферы ребёнка- дошкольника «Удивительная азбука детских эмоций»

Малютина Олеся Юрьевна

В пособии даны методические рекомендации по ознакомлению детей от 3 до 7 лет с основными эмоциями и средствами их выражения через зрительные и слуховые представления, обоняние, осязание, вкус, через своё отношение и ассоциативное мышление. Приложение к пособию поможет оснастить занятия с детьми практическим материалом. Дидактический материал пособия поможет научить ребёнка в доступной для него форме рассказывать о своём внутреннем мире, научить слушать и понимать мир собственных и окружающих его эмоций. Развитие мира детских эмоций, безусловно, будет способствовать сбережению психического здоровья дошкольника. Адресовано педагогам дошкольных учреждений, родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и нормативным развитием. Практический материал пособия может использоваться педагогами дошкольных учреждений и учреждений социальной защиты в ходе организации воспитательно- образовательного и психолого -педагогического реабилитационного процессов. Содержание 1.Введение. Методические рекомендации. 2.Практическая часть.Список используемой литературы. 3. Приложения №1-6. 4. Приложения № 7 в 2 частях. 5. Приложение № 8. 6. Приложение №9 в форме презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное специальное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат  «Надежда»

для детей с ограниченными возможностями здоровья

Методическое пособие

для педагогов дошкольных учреждений и родителей

по развитию эмоциональной сферы

ребёнка- дошкольника

«Удивительная азбука детских эмоций»

Составитель: педагог-психолог

высшей квалификационной категории

Малютина Олеся Юрьевна

г. Нижнекамск, 2020 г.

Краткая аннотация:

В пособии даны методические рекомендации по ознакомлению детей от 3 до 7 лет с основными эмоциями и средствами их выражения через зрительные и слуховые представления, обоняние, осязание, вкус, через своё отношение и ассоциативное мышление.

Приложение к пособию поможет оснастить занятия с детьми практическим материалом. Дидактический материал пособия поможет научить ребёнка в доступной для него форме рассказывать о своём внутреннем мире, научить слушать и понимать мир собственных и окружающих его эмоций. Развитие мира детских эмоций, безусловно, будет способствовать сбережению психического здоровья дошкольника.

Адресовано педагогам дошкольных учреждений, родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и нормативным развитием.

Практический материал пособия может использоваться педагогами дошкольных учреждений и учреждений социальной защиты в ходе организации воспитательно-образовательного и психолого -педагогического реабилитационного процессов.

Содержание

Введение.

  1. Методические рекомендации.
  2. Практическая часть.
  3. Список используемой литературы.

Приложение №1. Диагностика эмоциональной сферы ребёнка.

Приложение № 2. Рекомендации по организации занятий и порядку их проведения.

Приложение № 3. Примерное занятие по работе с эмоциями радости или грусти на 1 этапе обучения.

Приложение №4-8. Практический материал к занятиям.

Приложение №9. Материал для родителей по знакомству детей дошкольного возраста с эмоцией «Радость» ( в форме презентации)

Введение

«Детство-это важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь.  И от того, кто вёл

ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш»                                              

В.А.Сухомлинский

Мы счастливы - и кажется, что весь мир радуется и смеётся вместе с нами. Мы грустим - и весь мир становится серым и унылым. Вся наша жизнь пропитана различными эмоциональными состояниями, их целый веер, они окрашивают  и контролируют нашу жизнь, обогащают или усложняют её. Эмоции могут многое- воскресить человека к жизни и лишить его желания жить, придать ему силы и сподвигнуть к резким переменам в своей судьбе.

Яркие представители детской педагогики и психологии Л.С. Выготский и А.В.Запорожец справедливо указывали, что только согласованное функционирование двух важных систем ребёнка: интеллектуального и эмоционального развития как единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал известный психолог К.Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

Итак, эмоциональная сфера ребёнка является важной составной целостной картины гармоничного развития личности ребёнка, тесно переплетаясь с умственным, физическим, нравственным и эстетическим воспитанием. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных приоритетных задач воспитания.

В процессе развития ребёнка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

Ещё Л.С. Выготский описывал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдая за воспитанием своих современников, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение. Данный феномен не потерял актуальности и в наше время, когда помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует и ребёнок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу человека. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей, очень актуальна и важна.

Важны задачи эмоционального развития ребёнка и с другой стороны.

В Международную классификацию болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) внесены ряд заболеваний, связанных с нарушениями эмоционально-волевой сферы человека. Наиболее распространёнными из них являются РДА (ранний детский аутизм), элективный мутизм, психопатии, неврозы, невропатии и невротическое заикание, энурез или энкопрез психогенного генеза. Следствиями эмоционального неблагополучия ребёнка является появление у него патологических привычек неврологического генеза: тики, грызение ногтей, сосание пальцев, детские страхи. Если родители совместно со специалистами (психологами, воспитателями) помогают своему ребёнку познать сложный мир человеческих эмоций, они одновременно осуществляют профилактику (предупреждение) возникновения различных эмоциональных нарушений или уменьшают симптоматику их проявлений.

Направлений в эмоциональном развитии ребёнка много (знакомство с основными эмоциями человека и их производными, формирование активных адекватных  эмоциональных реакций на жизненные ситуации, коррекция и профилактика появления детских страхов, агрессивности, формирование и обогащение различных средств эмоционального самовыражения ребёнка и т.п.).

Наиболее сложные задачи развития эмоционального мира ребёнка, коррекции и профилактики (предупреждения) его эмоциональных нарушений в их целостной системе решаются специалистами образовательных и социальных учреждений (прежде всего психологами). Занятия педагогов включают развивающий, профилактический, коррекционный компоненты, направлены на решение целого ряда важных задач эмоционального воспитания развивающейся личности.

Родители при этом должны стать бессменными помощниками психолога, воспитателей, своим авторитетом, личным примером и жизненным опытом, родительским «чувствованием» ребёнка, ежедневными коррекционно-развивающими занятиями-играми внося неоценимую помощь в дело эмоциональной адаптации ребёнка к социуму.

В том случае, если эмоциональная сфера ребёнка не требует серьёзной систематической коррекции, развивается в соответствии с возрастными требованиями, основным проводником в мире эмоций ребёнка становится родитель, осуществляя развитие и профилактику эмоций ребёнка с помощью игры.

Методические рекомендации

Практический материал данного пособия поможет родителям и педагогам  дошкольных учреждений, воспитывающим детей дошкольного возраста, составить занятия по развитию и профилактике эмоциональных проявлений у детей 3-7 лет, а именно: познакомить детей с эмоциями, средствами их выражения; ввести основные эмоции в различные события окружающей жизни ребёнка.

В числе приоритетных задач пособия является и формирование у детей эмоциональной децентрации (эмпатии). Согласно Г. М. Бреславу (1990) под эмоциональной децентрацией понимается способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей. При нормативном ходе формирования личности эта способность появляется к концу дошкольного возраста. Нарушения в ее формировании могут приводить прежде всего к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми.

Помимо главных задач эмоционального развития ребёнка, внутри данного пособия необходимо выделить дополнительную, но не менее значимую задачу — профилактику психосоматических заболеваний. Психосоматические заболевания в XX-XI веке заметно потеснили все остальные вследствие повышения темпа жизни, увеличения эмоциональных перегрузок и роста депрессивных тенденций на уровне массового сознания.

Естественно, что нарастание психосоматических заболеваний населения вызывает интерес у врачей и психологов к причинам, вызывающим эти заболевания. К ним прежде всего можно отнести слабую дифференцированность эмоциональной сферы (то есть неспособность распознать и описать свои эмоции и эмоции других людей), а также запрет на внешнее проявление негативных эмоций (страх, гнев и т. д.).

Мы полагаем, что для того, чтобы снизить риск возникновения в будущем психосоматических заболеваний у детей, необходимо привлекать их внимание к эмоциональному миру человека, учить их выражению и распознаванию в первую очередь основных базовых эмоций, стимулировать их самопознание. У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации (по разумению взрослых), запрет на слёзы (особенно для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определённые виды поведения, за которыми следует наказание, довольно много. Контроль со стороны взрослых в воспитании детей, конечно, необходим, но он не должен преследовать исключительно интересы родителей. Согласно А.Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т.е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребёнок с рождения. Частично справиться с этой проблемой помогут игры, направленные на развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Психическое развитие ребёнка-дошкольника происходит по определённым законам онтогенеза, в ходе которого на каждом возрастном этапе (младшем, среднем и старшем дошкольном) ребёнок эмоционально развивается, включаясь в эмоциональную жизнь социума, прежде всего своей семьи.

Психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (включая и его эмоциональную сторону) происходит по законам дизонтогенеза (отличающихся в сроках и темпах, в качестве созревания различных психических функций). Поэтому помогать развиваться эмоциям ребёнка с ОВЗ необходимо, запуская при этом и компенсаторные механизмы детского организма (сохранные функции, которые развиваются наиболее интенсивно, сверх нормы, компенсируя при этом нарушенные функции). Например, при нарушениях зрения, когда ребёнок не может увидеть мимику лица, позу человека в разном эмоциональном состоянии, ему необходимо чутко различать интонацию, тембр голоса собеседника, больше ориентироваться на звуки действий человека, его движения относительно ребёнка, на тактильные ощущения (нежность, сила поглаживания, качество прикосновений, их частота и т.п.). Таким образом, слепому ребёнку необходимо преимущественно развивать осязательные, вокальные и слуховые средства восприятия и передачи эмоций (тем самым, компенсируя нарушенные зрительные образы эмоций).

Прежде чем перейти к рассмотрению самого материала пособия, определим его центральное понятие — понятие эмоций. Имеется широкий диапазон научных точек зрения на природу и значение эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практики, на наш взгляд, является классификация фундаментальных эмоций К.Изарда (1980), согласно которой эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а также как личностные процессы, придающие смысл и значение человеческому существованию. На неё мы и будем опираться в описании материала в данном пособии. К. Изардом выделяются десять фундаментальных (базовых) эмоций, каждая из которых ведет к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний: радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, интерес. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.

Какие средства выражения эмоций используются человеком? Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительными движениями мышц лица), пантомимике (выразительными движениями всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрации голоса). Выразительными движениями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Соответственно ребёнку, вступающему в мир социальных взаимоотношений, данные средства выражения эмоций необходимо знать, уметь «читать» у собеседника и активно использовать в своих реакциях на окружающий мир.

Учитывая возрастные возможности, особенности психического развития  детей с ОВЗ, мы предлагаем в процессе их знакомства с эмоциональным миром ориентироваться на  следующие базовые эмоции: радость, гнев, страх, удивление, горе- начиная с 3-4 лет; вина, стыд, интерес - с 5-6 лет. 

Конечно же, при этом нельзя забывать о производных основных эмоций- таких часто испытываемых ребёнком эмоций, как обида, удовольствие, безразличие, брезгливость, растерянность и т.п., которые необходимо рассматривать при обогащении знаний ребёнка об основных эмоциях, производными которых они являются. Например, при углублении знаний о горе, говорят о печали, говоря об интересе, отмечают наличие у человека безразличия, говоря о радости, вспоминают о счастье, удовольствии… Главное, чтобы все эмоциональные оттенки ребёнка были пронизаны его личным опытом, яркими примерами и подавались с учётом доступности материала для детского эмоционального восприятия.

С какого же возраста доступна ребёнку информация об эмоциональном мире людей?

Эмоции с самого рождения тесно вплетаются в жизнь каждого ребёнка.

Только родившись, ребёнок оповещает мир о своём рождении плачем, ещё не умея говорить, он уже учится улыбаться. Плач или крик с разными оттенками эмоций в первые месяцы жизни малыша являются основным «языком» его общения с родителями. Таким образом, эмоциональное общение уже в младенчестве играет ведущую роль, ведя за собой все стороны гармоничного развития ребёнка.

Мы полагаем, что знакомство детей с фундаментальными эмоциями (в первую очередь с эмоциями радости и  грусти)  необходимо начинать уже в раннем возрасте, так как именно в раннем возрасте эмоциональное общение является ведущим видом взаимодействия ребёнка с мамой и родными. В раннем возрасте закладываются важные основы эмоциональной жизни, которая, обогащаясь и стремительно развиваясь, в дальнейшем пронизывает все стороны жизни человека. Нарушения в эмоциональном общении в этом возрасте, а также признаки эмоциональной ранимости, впечатлительности, наличия ранних детских страхов требуют от взрослых особого внимания к эмоциональной сфере малышей.

Являясь отдельным возрастным этапом, ранний возраст соответственно требует от взрослого подбора определённых приёмов работы с малышами- это потешки, прибаутки, приём «эмоциональных качелей», подвижные мини игры, эмоциональное подражание, имитации, приём «заражения» эмоцией и т.п. Поэтому тема эмоционального развития в раннем возрасте заслуживает особого освещения в отдельном пособии.

Материал данного пособия будет направлен на работу с детьми дошкольного возраста с надеждой на то, что в раннем возрасте ребёнка развитию его эмоций родителями было уделено должное внимание.

Всю работу родителей с ребёнком дошкольного возраста над изучением эмоций в целом и каждой эмоции в отдельности мы рекомендуем разделить на два этапа, продолжительность прохождения которых определяется возрастом, медицинским диагнозом детей — чем младше дети, чем сложнее диагноз ребёнка, тем больше времени требуется на прохождение каждого из этапов.

1 этап - первичное знакомство с эмоцией, средствами её выражения. 

Задачи этапа:

- познакомить ребёнка с основными эмоциями, средствами их выражения,

- упражнять в распознавании эмоции у других людей,

- упражнять в адекватном произвольном проявлении основных эмоций самим ребёнком с использованием разных выразительных средств и анализаторных систем;

2 этап - введение основных эмоций в различные события окружающей жизни ребёнка.

Задачи этапа:

- упражнять в подборе событий из окружающей жизни к заданной эмоции,

- упражнять в подборе эмоций к заданному событию,

- учить мотивировать возникновение определённых чувств, возникающих в конкретной ситуации;

- познакомить с разнообразием эмоций у одного человека, с отрицательным и положительным влиянием одной эмоции в разных жизненных ситуациях;

- учить контролировать свои эмоции.

Задачи второго этапа более сложные и базируются на знаниях, полученных ребёнком на первом этапе, обогащают эти знания. Конечно же, оба этапа не имеют в жизни чёткой границы разделения: эмоции (впервые или нет проживаемые ребёнком, новые они для него или уже знакомые) познаются и проживаются внутри жизненных ситуаций.

Необходимо ли тогда придерживаться предложенных нами этапов в работе с детьми? Да, безусловно, но, знакомя ребёнка с эмоцией (например, радости), в ходе чтения любимой и понятной для ребёнка сказки (например, «Курочка ряба») на первом этапе обучения следует особое внимание уделять средствам выражения эмоции радости. Сказка на первом этапе работы с эмоциями помогает правильно воспринять эмоцию, её значение, средства её выражения. На втором этапе работы в ходе чтения сказки, стихотворения, рассказа - уже глубже и подробнее следует останавливаться на событиях, в ходе которых переживается данная эмоция, закрепляя при этом знания первого этапа- название эмоции, средства её выражения (приложение 3).

Соответственно родителям рекомендуется проходить оба этапа изучения эмоций (в зависимости от интеллектуальных, физических и речевых возможностей конкретного ребёнка) последовательно, постепенно решая задачи на каждом этапе.

Для того чтобы определить на каком из этапов знаний об эмоциях находится Ваш ребенок, и поставить перед собой соответствующие данному этапу задачи целенаправленной, систематической работы с ребёнком по изучению мира эмоций необходимо провести диагностику знаний и умений ребёнка по данной теме.

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребёнка предполагает выделение следующих параметров, разработанных Л.П.Стрелковой:

  • адекватная эмоциональная реакция на различные явления окружающей действительности (яркие радостные события вызывают радость, смех, горе сопровождается унынием и слезами…);
  • дифференциация (различение) и адекватная интерпретация (узнавание) эмоциональных состояний других людей;
  • широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащённость языка;
  • адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере (в общении).

Исходя из выше сказанного, мы предлагаем родителям тесты (игры и задания) для изучения (диагностики) эмоциональной сферы детей 5-7 лет (на примере эмоций радости, гнева, горя, удивления, страха) (приложение №1). Сведения об уровне развития эмоциональной сферы детей 3-4 лет, а также детей 5-7 лет, состояние здоровья которых не позволяет провести диагностику с соблюдением всех указанных в тестах условий, собираются по тем же параметрам, но путём наблюдений за эмоциональными реакциями детей в повседневной, привычной для них жизни. Собранные в результате наблюдений и диагностических заданий данные вносятся в соответствующие таблицы, указанные в тестах для детей 5-7 лет.

Результаты диагностики помогут родителями определить содержание занятий (игр и упражнений) с ребёнком, играя в которые, ребёнок будет пополнять и совершенствовать свои знания.

Аналогичная (промежуточная) диагностика в конце определённого цикла занятий (примерно через 10-15 занятий) поможет родителям определить степень и качество их с ребёнком успехов по изучению эмоциональной сферы, а соответственно и откорректировать свою дальнейшую работу с ребёнком.

Проявления у детей во время выполнения заданий по диагностике и в ходе последующей работы большой степени замкнутости, резкой смены настроений, частых вспышек раздражения, гнева требует особого подхода к ним, внимания, и консультации специалистов (психолога, психоневролога).

При наличии у ребёнка одновременно большого количества (более 5-7) возрастных страхов или яркое проявление устойчивого страха перед чем-либо не рекомендуется начинать его знакомство с эмоцией страха без консультации и при необходимости коррекционной работы психолога.

Итак, в ходе диагностики Вы определили содержание ваших занятий с ребёнком, а именно:

- перечень эмоций, с которыми следует знакомить ребёнка или обогащать его знания;

- уровень знаний ребёнка по каждой эмоции, а соответственно этап изучения каждой эмоции и задачи на данном этапе (называет эмоцию, показывает, узнаёт и т.п.).

Какой следующий шаг?

Работа с практическим материалом пособия проста и многовариантна.

В пособии описан целый комплект известных и авторских игр и упражнений, которые могут легко использоваться в работе над любой эмоцией, необходимо только вставить конкретную эмоцию в содержание игры.

Приведённые в пособии игры и упражнения распределены по двум этапам работы над эмоциями. В ходе описания каждой игры указана задача, которая решается на данном этапе работы. Определив, на каком этапе знаний о той или иной  эмоции находится ребёнок, Вам остаётся только выбрать игры в соответствии с задачами соответствующего этапа.

Игры и упражнения в пособии подобраны с использованием различных видов детской деятельности- рисования, конструирования, игры, танца, приёмов раскладывания, сбора картинок, проигрывания, прослушивания, проговаривания. При подборе игр и упражнений на каждом этапе работы с детьми учитывается принцип полисенсорности детского восприятия: использования всех анализаторов человеческого организма. Это позволит родителям менять виды деятельности ребёнка на одном занятии, тем самым: избегать его переутомления, формировать межанализаторные связи в процессе формирования образа каждой эмоции, а это в свою очередь позволит сделать знания ребёнка более глубокими и гибкими.

Таким образом, подбирая в практической части пособия игры и упражнения для занятий с ребёнком, Вы:

- 1 шаг- выбираете эмоцию для изучения  в соответствии с возрастом и уровнем знаний ребёнка (по результатам диагностики),

- 2 шаг- определяете этап изучения данной эмоции (по результатам диагностики, описанной выше),

- 3 шаг - на данном этапе подбираете игры, упражнения в соответствии с его задачами, которые ещё не решены Вами.

Например, вашему ребёнку 4 года, в этом возрасте рекомендуется изучать в первую очередь эмоции радости, злости, удивления, страха, горя. В ходе диагностики знаний ребёнка по каждой из этих эмоций Вы, например, определили, что эмоция радости ему знакома на уровне первого этапа обучения, где все задачи этапа решены: ребёнок знаком с данной эмоцией, средствами её выражения, распознаёт её у других людей, адекватно произвольно сам выражает радость с использованием разных выразительных средств и анализаторных систем. Соответственно в практической части пособия Вы находите игры и упражнения в разделе «второй этап обучения». Последовательно по каждой задаче данного этапа подбираете игры и упражнения, доступные для Вашего ребёнка, и проводите их до тех пор, пока ребёнок не усвоит материал.

Какова последовательность работы над эмоциями у одного ребёнка?

Нет строгих правил относительно последовательности работы над несколькими эмоциями внутри одного возрастного отрезка- можно изучать эмоции по очереди, одну за другой или параллельно две эмоции, особенно если они противоположные по эмоциональному содержанию- радость и злость, смелость и трусость…Противоположность этих эмоций бесспорно облегчит процесс усвоения ребёнком особенностей их проявления. Главный критерий в определении порядка работы над эмоциями: 1) начинаем с основных эмоций, затем подключаем их производные, оттенки, 2) учитываем индивидуальные особенности ребёнка, тяжесть его заболевания, уровень его интереса к теме эмоций, уровень развития игровых навыков, интеллектуальные возможности ребёнка.  

Как определить степень сложности и длительность игр?

При подборе игр и упражнений для каждого ребёнка (по степени сложности игры, длительности её проведения) обязательно нужно учитывать:

- возраст ребёнка (чем младше ребёнок, тем более простые и короткие по времени игры подбираются для занятий),

-его диагноз (двигательные, зрительные, слуховые, интеллектуальные возможности): например, плохо видит- больше осязаем, слушаем, нюхаем и пробуем на вкус,

-готовность ребёнка заниматься (усидчивость, уровень интереса, умение понимать и принимать игровые задачи, следовать правилам, работать на листе бумаги).

Если ребёнок понимает и принимает условия игры, её правила, следует требованиям, стремится к результату - игра доступна ребёнку. Если все или многие из выше перечисленных навыков и умений не развиты у ребёнка - следует подобрать игры более простые (или упростить содержание данной игры) и постепенно готовить ребёнка к принятию более сложных для него игр.

Занятия с ребёнком дошкольного возраста следует проводить в игровой форме, так как игра - ведущий вид деятельности на данном возрастном отрезке. Играть с ребёнком необходимо и для того, чтобы он наигрался, и вовремя (к началу школьного обучения) смог легко перейти к учебной деятельности.

Количество игр на одном занятии, соответственно длительность одного занятия зависит от возраста ребёнка и его готовности заниматься. Если ребёнок усидчив, проявляет устойчивый интерес к материалу игр, усваивает предлагаемый ему в игровой форме материал, возможно проведение систематических занятий с учётом возрастных ограничений: с детьми 3-4 лет занятие длится 10-15 минут, 4-5 лет-15-20 минут, 5-7 лет-25-30 минут. Если ребёнок мало активен, слаб в физическом развитии, рассеян, не усидчив, его интеллектуальное развитие снижено, занятия следует дробить на части, проводя за одно занятие 1-2 игры на разные виды деятельности (рисуем эмоции, выкладываем из частей, проигрываем…), меняя игры на новые по мере усвоения ребёнком материала.

Использование ряда рекомендаций, разработанных нами к ходе практической работы с родителями, помогут Вам более эффективно и качественно организовать занятия с детьми (приложение № 2).

Есть ли особенности в организации занятий с детьми, психофизическое развитие которых идёт по особым законам?

Говоря о детях с ОВЗ, развитие которых проходит по особым законам и по своим временным рамкам, трудно ориентироваться только на возрастные рамки эмоционального развития ребёнка. Конечно же, особые коррективы в выборе содержания заданий, времени и количества проводимых игр, частоты их повторения и степени их усложнения вносят: уровень здоровья конкретного ребёнка, уровень его интеллектуального развития, уровень его игровых и учебных навыков, а также, конечно, степень желания и возможностей родителей заниматься с ребёнком дома. Поэтому, предлагая весь подобранный материал пособия, описывая все основные положения по системе его использования, мы особую надежду возлагаем на инициативность, вдумчивость, проявление творчества и терпения самих родителей.

Какова частота проведения занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников?

Занятия (включающие последовательное проведение 1-4 игр)  с преподнесением ребёнку новых знаний рекомендуется проводить не реже 1-2 и не чаще 3-4 раз в неделю, чтобы у ребёнка в промежутках между занятиями было время на «проживание», проработку, применение в личном опыте полученных на предыдущем занятии знаний.

Закрепление же и совершенствование полученных ребёнком на занятиях знаний следует проводить ежедневно в ходе повседневной жизни - на улице, дома, в гостях, в магазине, во время различных режимных моментов. Игры и упражнения, предложенные в пособии и хорошо освоенные ребёнком, можно и нужно использовать на праздниках, семейных посиделках, на днях рождения, развлечениях. Эти формы взаимодействия взрослых с ребёнком в непринуждённой, эмоционально богатой положительной атмосфере помогут родителям глубже понять своего ребенка, удивиться богатству и одновременно хрупкости его души.

Что ещё необходимо знать родителям при выполнении тех или иных заданий пособия? Есть ли тут какие-нибудь «подводные камни»? Безусловно. Прежде всего, это возрастные особенности психического развития  детей.

Дети 3-4 лет предпочитают подвижные игры. Они склонны к подражанию, поэтому будут стремиться повторять действия и движения ведущего, им трудно долго сидеть без движения, трудно удерживать внимание, поэтому не стоит надолго оставлять их в статичном состоянии. Нужно также помнить, что 3-4-летние дети легко перевозбуждаются, и не допускать этого.

Дети 5-6 лет уже способны к некоторому контролю своего поведения. Как правило, после нескольких занятий они могут описывать свои эмоциональные состояния, ненадолго включаются в обсуждение интересующих их вопросов. Однако, безусловно, и они больше любят играть и двигаться, чем говорить. Каждому из них очень хочется быть лидером, поэтому они могут обижаться на ведущего, если им будет казаться, что их редко назначают водящими. В связи с этим имеет смысл выбирать водящих с помощью считалок.

Дети 7-8 лет способны выполнять словесные задания. С удовольствием рисуют и демонстрируют рисунки окружающим. Они уже достаточно глубоко анализируют свой внутренний мир, хотя такой анализ требует внешнего побуждения.

Уважаемые взрослые, во время занятий с ребёнком Вам предоставляется уникальная возможность вернуться в мир детства. Развитие эмоциональной сферы ребёнка через игру- серьёзная задача и одновременно увлекательный мир игр. Игр, которые призваны помочь ребёнку как можно увереннее войти в социальный мир человеческих отношений, где Ваш ребёнок будет самореализовываться и обогащаться духовно, где он ежедневно  будет получать практический опыт эмоционального общения, и сможет усвоить свою первую азбуку-азбуку эмоционального общения.

Рассматривайте вместе с детьми все возможные взаимосвязи выбранной Вами эмоции с реальной жизнью. Пытайтесь совместно создать образ эмоционального состояния посредством включения различных сенсорных систем ребёнка: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. При этом активно привлекайте личный опыт ребёнка.

У ребёнка дошкольного возраста необходимо получить ответы на вопросы: Как выгляди радость? Как она звучит? Как радость пахнет? Какая она на вкус? Какой у неё цвет? Она тяжёлая, лёгкая или совсем невесомая? Какое погодное явление она напоминает?

Согласитесь, очень непривычные для нас вопросы! Может быть, сначала и Вам будет трудно найти на них ответы. Поучитесь у детей- задайте вопросы и послушайте, как они отвечают. Вы обязательно найдёте чему удивиться в ответах ваших детей, узнаете о них много нового, может быть неожиданного для Вас и очень приятного.

Неправильных ответов не бывает. Не диктуйте, не давите, не заставляйте, а просто идите вместе по разнообразным дорожкам человеческих чувств, и Вы почувствуете, как меняются, растут качественно ваши отношения с вашим малышом. Ведь никто ещё не придумал единицы измерения веса радости, глубины обиды или вкуса страха.

Дорогие взрослые и дети! Почувствуйте, входя в разноцветный мир эмоций, и вкус радости, и запах удивления, и горечь печали!!!

Удачи Вам!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное специальное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат  «Надежда»

для детей с ограниченными возможностями здоровья

Методическое пособие

для педагогов дошкольных учреждений и родителей

по развитию эмоциональной сферы

ребёнка- дошкольника

«Удивительная азбука детских эмоций»

Составитель: педагог-психолог

высшей квалификационной категории

Малютина Олеся Юрьевна

г. Нижнекамск, 2020 г.

Приложение №8

E:\Мои документы\тексты\брошюра\КОШКА.jpg    E:\Мои документы\тексты\брошюра\ЛИСА.jpg

E:\Мои документы\тексты\брошюра\дорисуй эмоцию\30057.jpgE:\Мои документы\тексты\брошюра\дорисуй эмоцию\30043.jpg

E:\Мои документы\тексты\брошюра\дорисуй эмоцию\30059.jpg     E:\Мои документы\тексты\брошюра\дорисуй эмоцию\30060.jpg

E:\Мои документы\тексты\брошюра\дорисуй эмоцию\30064.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мир детских эмоций» «Часть №1»

Слайд 2

Значение эмоций в жизни ребёнка Эмоции –это очень важная часть психической жизни ребёнка, определяющая отношение человека к миру и самому себе . Эмоции сопровождают все происходящие в жизни ребёнка события , направляют активность всех психических процессов -от души порадоваться, замереть, насторожиться, промолчать, пообщаться, проявить любопытство... Эмоции включаются во все сферы жизни человека- семейную, трудовую, помогают и даже могут мешать в определённых жизненных ситуациях, поэтому очень важно научиться понимать, принимать, ценить и управлять своими эмоциями!!!!! Эмоции защищают, направляют, помогают познать, показать своё состояние и намерения, найти друзей и т.п. Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность и непосредственность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей зрелостью эмоционального мира ребёнка. Эмоции- социальное качество, их надо помогать развивать в ходе самой ежедневной жизни ребёнка. Важно развивать у ребёнка интерес к эмоциям и учит его узнавать эмоции других и пользоваться своими эмоциями.

Слайд 3

Алгоритм работы с эмоциями 1. Узнавание эмоции (на своём и чужом лице). 2.Выражение эмоции (с помощью жестов, мимики, движений, интонационной выразительности речи). 3 . Называние эмоции. 4. Подбор к эмоции событий из жизни. 5. Подбор эмоции к событию из жизни. 6. Дифференциация эмоций (различение ярко противоположных и близких по значению и выражению эмоций. Например, радость-злость, горе-скука). 7. Понятие гибкости и многоликости эмоций (один человек может испытывать разные эмоции в разных и одних и тех же ситуациях, например, в темноте может появляться эмоция и страха, и радости; плакать можно и от радости, и от горя). Эту последовательность стоит соблюдать при изучении эмоций с детьми с учётом возраста и уровня восприятия ребёнка, его способности понимать окружающий мир.

Слайд 4

Г де и когда можно работать с эмоциями Специальные занятия за столом, на ковре. Режимные моменты в течение дня (во время умывания, прогулки, уборки, приготовления пищи ….). На праздниках и развлечениях, различных мероприятиях (дни рождения, походы в цирк, кино, в магазины, аптеки, парки…) Во время конструирования, рисования, пения Во время чтения сказок, просмотра мультфильмов…

Слайд 5

Длительность занятий В зависимости от возраста- 3-5 лет- 15-20 минут 6-7 лет- 25-30 минут. Ориентируемся на настроение, интерес и самочувствие ребёнка в данный момент. Количество занятий: ежедневно, отрабатываем знания по конкретной эмоции систематически и последовательно, закрепляем знания в практике жизни ребёнка. Предложенные в презентации картины, сказки, стихи и другой наглядный материал можно дополнять аналогичными материалами, найденными в интернет- ресурсах или из своего личного опыта и домашней библиотеки.

Слайд 6

Основные требования к занятию Смена видов деятельности: и рисуем, и рассматриваем, и слушаем фонограммы, и конструируем, и играем, и двигаемся. Использование личного опыта ребёнка. Поощрения за правильные ответы и активность на занятии. Эмоциональность на занятии, активность и ребёнка, и родителя (диалог, а не монолог). Обязательное использование наглядности, в совокупности со словом и практическими действиями (увидели +сказали +сделали)

Слайд 7

Эмоция радости Знакомство с эмоцией Рассмотреть пиктограмму эмоции радость. Обратить внимание на её выражение с помощью мимики лица: глаза щёлочкой, улыбаются, рот улыбкой, дугой, кончики рта подняты наверх, брови домиком. сравнить эмоцию радости с противоположной- грусти, найти отличия (глаза, рот, брови).

Слайд 8

Эмоция радости Упражнение “Найди радость”. Ребёнку предлагается найти радостное настроение среди других ( показать, закрыть фишкой….). Данные листы с эмоциями распечатываем и работаем с ребёнком за столом.

Слайд 9

Эмоция радости Упражнение №1 Рисование эмоции радости на лице: на листе бумаги, на подносе с манкой (песком), на полотне с пластилином, на магнитной доске. Рисуем -по образцу, -по памяти или -обводим шаблон.

Слайд 10

Эмоция радости Упражнение №2 «Обезьянка» Показ эмоции радости на своём лице, смотря в зеркало, рассматриваем части лица, как на пиктограмме. Узнавание эмоции радости на лице ребёнка, взрослого среди других (взрослый меняет эмоции на лице, ребёнок узнаёт эмоцию радости -хлопает в ладоши).

Слайд 11

Эмоция радости Упражнение №3 «Собери колобка». Материал: колобки-пиктограммы, разрезанные на 2, 3, 4 части и более разным способом (по вертикали, по горизонтали, по диагонали, на равные и не равные части). Р ебёнку предлагается собрать колобков с эмоцией радости из нескольких частей. « Посмотри, колобки рассыпались на части. Помоги мне их собрать». Примечание: начинается работа с 2-х частей, затем - предлагается 3 части пиктограммы и более. В процессе сбора колобков при необходимости ребёнку оказывается разнообразная помощь (обращается внимание на характерные части лица колобков с определённым настроением, части колобков могут накладываться на целостный образец).

Слайд 12

Эмоция радости Упражнение №4 «Чудесные превращения». Материал: пуговицы, крышки, шнурки, фасоль, различный бросовый материал, шишки, геометрические фигуры и т.п. Ребёнку предлагается сделать лица весёлых героев (людей, животных) из различного материала. Например, лицо выкладывается по контуру из крышек или шнурков, бантиков, части лица выкладываются из любого другого мелкого материала. «Давай сделаем лицо весёлой сестрёнки…» Примечание: по ходу работы взрослый вместе с ребёнком проговаривает действия, обсуждает, какой материал, какой формы, размера можно подобрать к той или иной части лица. Например, лицо может быть овальной, круглой формы. Если это весёлый поросёнок- для контура его мордочки берётся розовый шнурок, для глаз- чёрные пуговицы круглой формы. Можно вести дискуссии- выше или ниже нужно расположить рот, ближе или дальше расставить глаза, прикладывая прямые или изогнутые фигуры, широкие или тонкие шишки -рассуждать- улыбающиеся или грустные глаза получаются и т.п. При выполнении задания можно для уточнения деталей лица рассматривать себя или родителя в зеркало, а также обращаться к картинкам с изображением выкладываемого персонажа.

Слайд 13

Уважаемые взрослые, во время занятий с ребёнком Вам предоставляется уникальная возможность вернуться в мир детства. Развитие эмоциональной сферы ребёнка через игру- серьёзная задача и одновременно увлекательный мир игр. Игр , которые призваны помочь ребёнку как можно увереннее войти в социальный мир человеческих отношений, где Ваш ребёнок будет самореализовываться и обогащаться духовно, где он ежедневно будет получать практический опыт эмоционального общения, и сможет усвоить свою первую азбуку- азбуку эмоционального общения.

Слайд 14

Дорогие взрослые и дети! Почувствуйте , входя в разн оцвет ный мир эмоций, и вкус радости , и запах удивления, и горечь печали !!! Удачи Вам ! Мы продолжим знакомиться с играми и упражнениями в следующей презентации!