"День прав ребёнка"

Войцеховская Наталья Владимировна

Конспект тематической НОД по правам детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое занятие.

Тема: «День прав ребёнка»

Программное содержание:

  • Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
  • Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
  • Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
  • Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Участники: дети подготовительной группы.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Возраст детей 6-7 лет.

Характер занятия: закрепляющий с элементами нового материала.

Ожидаемый результат: осознанное понимание пройденного материала, использование знаний в жизни.

Предварительная работа:

  • Чтение художественных произведений: К.И.Чуковский «Доктор Айболит», «Бармалей», Н.Носов «На горке», И.Туричин «Человек заболел», В.Осеева «Волшебное слово», русские народные сказки «Снегурочка», «Маша и медведь» и дригие;
  • Разучивание пословиц, стихотворений о правах ребёнка;
  • Рисование на тему «Я люблю свою маму»;
  • Проведение занятий на тему: «Дом, в котором я живу», «Моя семья».

Оборудование: карточки с буквами Я, иллюстрации о правах ребёнка, календарь, мультимедиа с фотографиями детей по разным правам, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

А)Психологический настрой. (Звучит спокойная фоновая музыка).

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Б) Психологический этюд «Солнечный зайчик». (Дети садятся

кружком на ковре). ( Звучит музыка с голосовым сопровождением)

  • Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладошками: на лобике, на носике, на губках, на щёчках, на подбородке; гладь его аккуратно, чтобы не спугнуть... Он залез за шиворот? Погладь его там. Он не шалун, он любит тебя. А теперь лучику нужно идти дальше. Возьми его в ладошки, вытяни их как можно дальше вперёд и вверх. Выпусти зайчика. Помаши ему рукой. Какой замечательный зайчик!

Восп.- Сегодня на занятии мы с вами будем вспоминать уже ранее изученные права и обязанности детей. А в каком документе всё это записано? (Декларация прав детей)

1.  Приход Человека Рассеянного. (В зал вбегает Человек Рассеянный).

- Привет, малыши! Хелоу, крепыши! Вы что тут делаете?

  1. Работа над именем человека.

Восп: Подождите. Не спешите. Здравствуйте, молодой человек. Я воспитатель детского сада. Мне зовут Наталья Владимировна. А как зовут вас?

Чел.Рас: Ой, я что-то не так сказал? Исправляюсь. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Степан. Я герой произведения Самуила Маршака «Вот какой рассеянный». Узнали вы меня?

Давайте познакомимся. Как зовут вас? (Дети называют свои имена)

Восп: Ребята, скажите, какое право человека чуть не нарушил Степан? (права на имя).

Чел.Рас: Я постараюсь не нарушать больше прав человека. И пришёл я к вам не с пустыми руками, я принёс вам подарок (достаёт календарь). Ребята, кто знает, что это такое? А почему в календаре одни числа — чёрные, а другие — красные?

Дети: Красные числа — это праздники, а чёрные — это будни..

Чел.Рас: Я думаю, что все эти праздники придуманы для взрослых. А есть ли праздники для детей?

Дети: Да, есть. 1 июня — День защиты детей.

Чел.Рас: Какие вы молодцы! Правильно, но до этого праздника ещё далеко! Что же нам делать? Кажется, я придумал! Давайте устроим праздник прямо сегодня, сейчас? И назовём его «День прав ребёнка!»

Согласны? Внимание! Внимание! Объявляется праздник - «День прав ребёнка!» Ребята, а расскажите, о каких правах ребёнка вы уже знаете? Только рассказывать нужно, глядя на картинку. (На мультимедиа демонстрируется показ слайдов: семья, детский сад, медицинское обслуживание, отдых …)

  1.  Стихи детей.

Мамы, папы всей страны

Это знать давно должны,

Есть права и у детишек.

Например, на чтенье книжек,

Так же на заботу, ласку,

И на жизнь, как-будто в сказке.

Ещё право быть счастливым

В нашем самом лучшем мире!

  1.  Понятие о праве «Семья».

Чел.Рас: Ну, я кажется, начинаю понимать! Одно из прав спрятано у меня в кармане! (начинает искать в карманах) Где же оно? Ах, вот, нашёл! (находит конверт, а в нём карточки с буквами Я) (7 шт)

(выкладывает их на доске)

  • Сколько букв Я? Верно — семь. Семь — Я! Что у нас получается?

Дети: Семья!

Чел.Рас: Расскажите мне, что это за право?

Дети: Каждые ребёнок имеет право на семью; право жить с мамой и папой, иметь братика или сестрёнку, бабушку и дедушку.

Реб: Я люблю свою семью.

  • Маму, папу я люблю.

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

  1. Пальчиковая игра «Семья».

Раз, два, три, четыре!

Кто живёт в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять

Всех могу пересчитать!

Папа, мама, брат, сестрёнка, кошка Мурка,

два котёнка, мой щегол, сверчок и я.

Вот и вся моя семья!

  1. Обязанности детей.

Чел.Рас: Я всё понял, у детей есть право на семью и у меня есть право на семью.

Восп: Совершенно верно, но у каждого члена семьи есть ещё и обязанности. Ребята, давайте поиграем в игру «Мои обязанности!»

  1. Игра «Мои обязанности». (Дети становятся в круг и поочерёдно называют свои домашние обязанности.)

Дети: я обязан убирать игрушки за собой после игры; я заправляю постель; я помогаю маме в уборке квартиры, я обязан слушаться своих родителей...

  1. Игровое упражнение «Отгадай и назови».

Восп: Человек Рассеянный, ребята хотят поиграть с тобой ещё. Согласен?

Чел.Рас: Согласен. А что мне нужно делать?

Восп: Тебе нужно быть внимательным и сообразительным!

(Дети, стоя в круге загадывают движение, показывают его).

- Человек Рассеянный с улицы Бассейной прими нас на работу!

- А что вы умеете делать?

- Что умеем мы не скажем, а что делаем покажем!

(Дети имитируют мытьё посуды, стирку белья, уборку по дому и т. д.)

  1. Игровое упражнение «Покажи как...»

Восп: Ребята, у каждого ребёнка есть право выражать своё мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: петь, играть и веселиться, бегать, прыгать и резвиться. Человек Рассеянный, приглашаю тебя в новую игру «Покажи как...»

(Дети с помощью мимики показывают выражение лица по заданию воспитателя)

- нахмуриться, как — осенняя туча;

- разозлиться, как жадина;

- улыбнуться, как солнышко;

- испугаться, как трусливый заяц;

- устать, как трудяга-муравей;

- скривиться, как после укуса кислого лимона.

  1. Театрализация этюдов.

Восп: А теперь, ребята, давайте поиграем в театр. Посмотрим, какие права нарушаются в сказках. (Дети перевоплощаются в атрибуты к сказкам)

А) Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят».

( Волк стучит в дверь. Козлята боятся и не пускают волка)

Эй, козлятки, отомкните, и меня скорей впустите...

Нет, нет, серый волк, не стучи, уходи...

Восп: Какие права нарушил серый волк? (Он нарушает право на неприкосновенность жилища)

Б) Отрывок из сказки «Маша и медведь» (Появляются дети в шапочках на головах)

Маша: Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека. Помогите мне, пожалуйста.

Восп: А что случилось?

Медведь: Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить, да в избушке убирать — вот и всё.

Маша: Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила, а если убегу, то он поймает меня и съест.

Восп: Давайте поможем героям сказки разобраться, кто прав, а кто — нет.

Дети: Мы знаем, что Миша не прав. Он должен отпустить Машу к дедушке и бабушке. Не имеет право он нарушать право человека на семью.

Миша: Ну, хорошо. Я помогу тебе, Маша, вернуться к дедушке и бабушке.

Восп: Молодцы, ребята, что помогли Маше и Мише.

В) Отрывок из сказки «Заюшкина избушка».

(Вбегают дети заяц и лиса).

Заяц: Помогите1 Помогите же кто-нибудь! Ребята, со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня же и выгнала (плачет).

Лиса: А что, я виновата, что-ли? Мой дом растаял. Ведь был он ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? - Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдёшь.

Заяц: Но ведь это мой дом, моя собственность (плачет). Не имеешь право, лиса, меня выгонять.

Лиса: Я в лесу хозяйка! На всё имею права.

Восп: Подождите, лиса, успокойся. Сейчас разберёмся. Мы сейчас у ребят спросим. Скажите, ребята, какое право на жилище имеет каждый?

Дети: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.

Восп: Теперь ты поняла, лиса, что ты не имеешь права выгонять зайца из его собственного дома.

Лиса: Ну, хорошо, я больше не буду.

Заяц: Пойдём, лиса, тебе новую норку сделаем, чтобы был у тебя и свой дом. (уходят)

Восп: Молодцы, ребята, помогли сказочным героям в своих проблемах разобраться. Хорошо знаете права!

Восп: Итак, Человек Рассеянный, убедился ли ты в том, как хорошо знают права и обязанности наши дети.

  1.  Игровое упражнение «Закончи предложение».

(Дети, стоя в круге придумывают окончание предложения)

Я хочу... (играть со всеми дружно, всегда помогать маме, всегда быть добрым)

Я умею... (дружить, помогать девочкам, мыть дома посуду

( Под звуки спокойной мелодии дети с Человеком Рассеянным уходят в группу, продолжать играть в игры).

Используемая литература: Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина «Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию», О.И.Давыдова, С.М.Вялкова «Беседы об ответственности и правах ребёнка», Е.Н.Юрчук «Эмоциональное развитие дошкольников», А.В.Можейко «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников».

Материал подготовила

воспитатель

Н.В.Войцеховская

МАДОУ «Детский сад №261 «Истоки»

г.Барнаул, Алтайский край