Тоболкина Ирина Николаевна

Малика Дукачева

"Чайка по имени Джонатан Ливингстон" (Разбор первого и второго текста) Полет для обычных чаек несет в себе лишь возможность избавиться от голода, а избавиться от голода, в свою очередь, является смыслом жизни обычных чаек. Но для Джонатана полет имеет большее значение. Это свобода, это радость познания... это настоящее счастье. Это то, что манит его, доставляет удовольствие. Это то, что остальная Стая считает ненормальным. Джонатан называет привычную жизнь Стаи бессмысленной, так как смысл жизни других чаек заключается в вышеупомянутой еде, что в целом равносильно отсутствия смысла. Ведь каждая чайка, грубо говоря, одарена такой прекрасной вещью,  как крылья,  и использовать этот дар в таких бесполезных и пустых целях, как кормежка,  - нелепость. С помощью антитезы автор показывает противостояние Джонатана и родителей, Джонатана и общества. Я разделяю точку зрения автора, ибо если главное в жизни - еда, жизнь, действительно,  не имеет смысла. Вне всяких сомнений, не питаясь,  ни одно живое не сможет выжить, но без духовного, умственного и морального развития жизнь нельзя будет назвать жизнью. Существование, не иначе. В первом отрывке показаны отношения Джонатана в обществе, в семье. Сначала он поддается давлению Стаи, плывет по течению, но это не означает, что Джонатан нашел в их действиях смысл. Не нашел. Поэтому в конце концов вновь начинается борьба с мощными потоками шаблонной жизни Стаи, которая изо всех сил пытается подавить и подчинить любое проявление индивидуальности. Он поворачивается спиной к бездумной возне чаек и летит туда, где ветер выбьет из его легких запахи сырой рыбы и наполнит чуть солоноватой морской свежестью - в небо. Но уверенность Джонатана в том, что полет - истинный смысл жизни каждой чайки трещит по швам, когда безжалостная тяжесть поражения обрушивается на его хрупкие птичьи крылья. Поражение... Поражение... Поражение останавливает Джонатана и заставляет задуматься: а стоит ли продолжать, если знание отбирает все силы, не отдавая ничего взамен? Не стоит. Цена слишком велика, это ноша ему не по силам. Он собрал в себе слишком много, столько, увы, не унести. Джонатан сломлен. От осознания провала горько и плохо, единственным решением кажется вернуться к Стае и жить обычной жизнью. Знание несет лишь боль и разочарование. Но неожиданное решение проблемы вновь разжигает желание и интерес. Боль забыта, смысл жизни возвращен. Победа укрепляет уверенность в том, что "ограниченность - не его удел". Ему трудно признать себя жалкой чайкой, потому что он знает, что чайка может переступить через принцип "еда - смысл жизни", уйти с поверхности и окунуться, изучить глубины познаний и испытать от этого головокружительное, пьянящее наслаждение. Джонатан забывает обиды и усталость ради полета, желание знать затмевает боль, другие чувства, физические потребности - все это отходит на второй план. Джонатан сражается с устоявшимися в Стае правилами, чтобы показать сколько всего им может дать полет. Во втором отрывке Джонатана тянет ко дну потеря желания бороться, доказывать Стае, что каждая чайка уникальна. Он оставляет свои попытки, навязывает себе иллюзорную радость, от которой ничуть не легче, идет против Силы, заставлявшей его сражаться. Заставлявшей... Джонатан словно хочет причинить ей боль своим смирением. Но Силе не больно. Зато больно Джонатану. Внезапное осознание того, как близок был ответ спасает положение, и он вновь несется по течению, только на этот раз - по своему собственному. С помощью света (мерцающий, лунный, значит холодный и бледный) автор подчеркивает все то уныние и горечь, которое испытал Джонатан, ощущая провал во всех красках. Несмотря на то, что Джонатан сдался поначалу, я согласна с его решением  сопротивляться обстоятельствам . К счастью, минутным слабостям в его жизни отведено не больше минуты.

Дусеева Алина

(1 текст)

Ричард Бах - автор множества повестей и рассказов, достигший небывалой известности за счет одного из своих произведений "Чайка Джонатан Ливингстон", основанном на нескольких философских размышлений : что мы вкладываем в понятие личность , в чем состоит поиск собственного предназначения,как устроено общество, как личность взаимодействует с обществом, возможно ли влияние на сложившиеся традиции.

Ричард Бах как в душе, так и на деле - летчик-испытатель и много его повестей лежат на основе жизни в воздухе, аэродинамике и самих полетов.

Что же это такое - Чайка Джонатан Ливингстон? В произведении повествуется не о каком-то лирическом герое, который носит гордую и кричащую кличку, а о чайке, совершенно обыкновенной серой чайке, которая живет у моря. Но, конечно же, сам Джонатан - сама его личность, неординарна и абсолютно не обыденна. Чайка Джонатан - личность, истинный человек в душе и на свою Стаю - олицетворение общественности и коллективного сознания, не похож.

Джонатан не кричит и не дерется за еду. Джонатан не витает над проплывающими судами и не бросается за рыбой в глубь вод. Джонатан учится полетам,стремиться овладеть ими в совершенстве.

А потому каждую секунду свободного времени посвящает упорным тренировкам, доводящим до исступленного состояния, когда хочется, хочется еще большего, и достигнутого недостаточно. Джонатан полностью отдается полету, он худощав и растрепан, крылья напоминают наждачную бумагу, а клюв, наверняка, оцарапан о прибрежные скалы.

И конечно же, как и любого героя-ребенка (а Джонатану по человеческим меркам явно еще нет даже восемнадцати), у Чайки есть родители, обеспокоенные неприемлимым для птицы поведением сына.

" - Но почему, Джон, почему? - спрашивает мать. - Почему так трудно быть таким, как все?"

Вот оно. Страшнейшая и главнейшая из проблем. Межличностный конфликт - проблема недопонимания родителей и детей, а ко всему прочему - оковы рамок приличия, Чайка должен быть "таким, как все".

Ужасная участь для личности, не так ли?

Джонатан любит семью. Он соглашается, терпит, смиряется, но не может противостоять рвущейся из него силы духа, а потому бросает собственную затею - влиться в общество, и продолжает тренировки. Мягкие просьбы отца и матери, с помощью которых становится понятно, насколько они ценят и любят своего сына, не действуют.

Джонатан все еще не понимает, что конфликт не исчерпан, а потому радуется, "ведь еще столько всего предстоит узнать!"

***

А мне хочется очень сильно отругать Ричарда Баха. Вот прямо взять и отчитать, ведь разве так можно? Можно ли настолько сильно вводить в заблуждение читателей наивным поведением Джонатана? А как же жалко саму Чайку!

Ну и хороша ж у автора позиция! Презрение Стаи, неявное, но неодобрение ее действий, абсолютная солидарность с Джоном и наперекор всему прочему - зарождение огромнейшей проблемы - межличностного конфликта, из которого обязательно вытекут личностый и общественный.

(Начало 2 текста, соединение 1 со 2)

Но, как бы ни ужасна была ситуация, делать нечего - Джон продолжает изучать полеты в неведении. И тут его настигает новая неудача. Первый личностный конфликт, не имеющий отношения к другому, созданному на почве недопонимания Стаи, но об этом позже.

Как мы видим - Джо пал духом, и, как бы витиевато не описывал это автор, через слова "и со всем этим будет покончено", проглядывается обыденный смысл - Джон жаждет смерти (невольно идет сравнение с человеческим миром - подросток, не получив поддержки со стороны взрослых и потерпев неудачу, расстраивается и идет прыгать с моста. Банально, грустно, и, конечно же, недопустимо для этой повести).

И все ведет к одному. Мертвый лунный свет. Сияющие вдали фонари. Безразличное море. Измочаленное тельце, держащееся на поверхности. Все это наталкивает на глухие, черствые и апатичные рассуждения в стиле Шекспира.

"Быть или не быть? Вот в чем вопрос..." - слышится в этой тишине и надежды, вроде бы, нет, как вдруг...

" - Тьма! Чайки во тьме не летают! Никогда!"

Все.

Джонатан, окрыленный идеей и возможностью, взмывает ввысь- и вот уже мчится в отвесном пике с огромной скоростью.

"Клятва, которую он дал себе за несколько минут до этого, была забыта, унесена прочь бешеным ветром".

***

Ну, что здесь можно сказать... Конечно же многие сейчас с восторженным писком кричат о том, как же все хорошо, но... Честно признаюсь, сейчас бы я Ричарду, будь он моим ровесником, еще бы и накостыляла. Возможно, ногами." Почему?"-спросите вы. А я отвечу: "Он настолько жесток в этом произведении, настолько зол и равнодушен к переживанием Чайки, что нельзя не возмущаться". Бедный Джон верит, что все прекрасно, верит, что может сделать невозможное, делает это... А вскоре мы узнаем, как же он ошибался. Ужасно ведь, правда?

Вот и я о том же...

Павленко Степан

Сочинение по 1 и 2 тексту "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". Написал Павленко Степан
Для начала я немного узнал об авторе этого произведения.Ричард Бах родился 23 июня 1936 года в городе Оак-Парк, штат Иллинойс. По семейному преданию, он является отдалённым потомком композитора Иоганна Себастьяна Баха. Учился в Университете Лонг-Бич штата Калифорния. Служил в ВВС США пилотом f-84f, впоследствии занимался исполнением воздушных трюков. Почти все его произведения так или иначе касаются темы полёта. Всемирную писательскую славу Баху принесла повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1970), опубликованная в том числе и в СССР в журнале «Иностранная литература» № 12 за 1974 год.
Первая проблема данного произведения— это общество. Общество не дает развиваться Джонатану. Оно базируется на старых правилах и законах. Автор дает понять читателю основные потребности общества, используя антитезу—противопоставление Джона и общества . Это еще больше усиливает конфликт. Я считаю, что Джонатан прав в том, что стремится развиваться. А позиция автора скорее нейтральна на первый взгляд.Автор дает возможность читателю определиться, пройти путь вместе с главным героем и увидеть преимущества развития против застоя.
Начало конфликта ( общественного) положено в рождении противоречий внутри семьи Джонатана.Семейный конфликт происходит в форме диалога . Родители говорят, советуют, как надо поступать, чтобы не выделяться в обществе.Они терпеливы.
"Не сердитым" - это прилагательное дает немного понять позицию отца : дать жизненно необходимые советы. Мне кажется, что позиция автора в этом диалоге не поставлена. А моя позиция заключается в том, что отец был прав, давая уроки по выживанию Джонатану.
После неудачной попытки быть" нормальным " у Джона начинается углубление личностного конфликта. Он хотел попробовать стать таким, как все. Но прекрасно понимал, что сам себя обманывает. Поймал рыбешку, и тут же специально уронил. И теперь окончательно понял, что хочет учиться.
"Ерунда все это. Я– чайка. Ограниченность мой удел...". Джонатан думал, что он проиграл, и это конец. "Измочаленные крылья были , словно налиты свинцом"-через эти эпитеты и сравнения автор доносит до нас всю боль Джона. Представьте, каково это– лежать на поверхности моря без всякой помощи, надежды, а главное- с чувством поражения. Мне кажется, Джону было очень сложно бороться с собой, чтобы выжить.
После всех неудачных попыток он решает вернуться в стаю, чтобы оставить все за плечами. Ему надоело бороться, так как он пытался лететь быстрее, но ничего из этого не выходило. С помощью метафор автор создал образ картины, куда летит Джон. Я считаю , что Джону было очень тяжело, но ему стоило продолжить пытаться, а не сдаваться.
— Тьма! — встревоженно расколол тишину утробный голос. — Чайки во тьме не летают! Никогда! Этот голос было добил Джона, но он просто не обратил внимание.
— Вниз немедленно! Чайки никогда не летают во тьме! Для этого необходимы врожденные особые свойства! Глаза совы! Короткие соколиные крылья.
Эврика! И тут-то Джон понял, как ему надо летать. Это еще один луч надежды и, возможно, последний для него. Джонатан решил проверить гипотезу. А читатель понимает это с помощью метафоры. Мне кажется , если Джон упустит и этот шанс, то это точно будет для него конец.
И вот теперь настал ветер перемен. Он нарушил клятву и начал летать, как сокол. С помощью сравнения автор доносит до читателя , что Джону было очень хорошо и радостно, ведь он смог сделать то, чего он так хотел. С помощью эпитетов в этом отрывке автор создает образ картины победы личности над собой, обществом, страхом поражения и безысходности.
Мне кажется, что автор хочет донести до читателя всю сложность учений, будь то полет или математика, или что-то еще. Я считаю: Джон всё равно бы не сдался, а пытался другими способами найти ответ.

Добавить запись

Защита от спам-роботов