Главные вкладки

    Конкурс "Учитель года - 2018" Номинация "Воспитатель года"

    Корсунова Людмила Викторовна

                                                                                                                                                 .

           Мое педагогическое кредо: «Судьба моя- я воспитатель! И нет профессии нужней!»

         Формула успеха: У- усердие; С – самообразованность,  П – преданность делу, Е - единомыслие, Х – характер.

         Педагогическая философия: достучаться до самых сокровенных уголков детской души. Помочь поверить в себя.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл esse.docx19.02 КБ
    Файл opyt.docx52.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эссе «Моя педагогическая философия

                                                                Сколько нужно ласки и заботы

    Каждому помочь и каждого понять.

                                                               Благодарна и трудна работа -
                                                         Ежедневно маму заменять.
     

                                    Лидия Литвак.

     

    Мое педагогическое кредо: «Судьба моя - я воспитатель! И нет профессии нужней!»

    Формула успеха: У- усердие; С – самообразованность,  П – преданность делу, Е - единомыслие, Х – характер.

    Педагогическая философия: достучаться до самых сокровенных уголков детской души. Помочь поверить в себя.

    Судьба привела меня в детский сад, и теперь это мой дом, в котором меня ждут, любят маленькие человечки, к которым я спешу каждый день…

    В одной восточной мудрости говорится о том, что труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, который выращивает различные растения: «Одно растение любит солнечный свет, другое – прохладную тень. Одно растение любит берег ручья,  другое – высохшую горную вершину, одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой.                        Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии». Я считаю, что воспитатель - человек-профессионал, ему знакомы и теория, и практика. Своё сердце он детям отдал – для него это и реальность, и романтика!

    Воспитатель… всего не перечесть, говорить об этом можно много:

    Здесь и личные, и профессиональные качества есть. Но главное из них

    – о детях забота, любовь к ним!

    Я и подумать не могла, что воспитатель должен столько уметь делать, проводить занятия, организовывать различные праздники и игры. А главное, наверное, сплотить детский коллектив. Подумать только, что один воспитатель должен справляться с такой шумной и забавной детворой!

    Воспитатель детского сада немного волшебник. Почему спросите вы? Ребенок как лист чистой бумаги, если напишешь на ней что-то с ошибкой, исправить ее в дальнейшем будет сложно. Каждый ребенок открыт для всего нового, для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. Потому что все дети ежесекундно ждут от нас – взрослых сказки, чуда, открытий. А воспитатели по волшебству должны все это донести в их детские души.

    Безусловно, надо полюбить и принять ребёнка таким, какой он есть и тогда душа и сердце каждого ребёнка будут перед нами, как на ладони и раскроются все его способности и таланты. Надо научить ребёнка уважать себя, вселить в него уверенность, надежду и показать, как его любят. Самое главное, в каждом малыше увидеть что – то особенное, своё. Ведь каждый ребёнок особенный, гениальный. Надо помнить каждому из нас, что душа и сердце ребёнка открыты. Мне приятно общаться с моими воспитанниками и родителями. Я безгранично счастлива от того, что сделала правильный выбор, что моя профессия нашла меня и могу приносить пользу в воспитании подрастающего поколения. Хочется сказать огромное спасибо своей доброй маме и моим наставникам, педагогам, которые помогали мне начинать педагогическую карьеру! Мне действительно повезло, потому что все педагоги, которые меня окружали, действительно были гениальными, творческими и научили меня любить свою работу и детей искренне, всем сердцем и душой, а иначе никак нельзя. Работая с дошкольниками, я действительно не замечаю своего возраста. Лично мне важно всё, что волнует, тревожит и радует моих детей. Значит, я на правильном и верном пути. Если бы была возможность повторить жизнь сначала, я, не задумываясь, выбрала профессию воспитателя.

    Вот так можно рассказать о том, каким должен быть настоящий воспитатель, с открытой душой и добрым сердцем. Воспитатель должен быть внимательным и великодушным, организованным и ответственным, способным и серьёзным, пунктуальным и правдивым, инициативным, артистичным и активным, талантливым. Дорогие воспитатели! Каждый из нас должен творчески работать, применять новые инновационные технологии в работе, быть энергичными, талантливыми, коммуникабельными, молодые душой, создавать уют, тепло и комфорт каждому ребёнку, обладать высоким терпением. Только мы с вами сможем превратить детский сад «в островок счастливого детства». Давайте распахнём для детей свои добрые сердца и научим наших детей любить мир, страну, людей и всё то, что их окружает, научим создавать и преумножать окружающий мир. Ведь дети – наше будущее! И всем нам совсем не безразлично, какими они вырастут.

    Думаю, что когда мои воспитанники подрастут и станут взрослыми, они тоже оценят мои старания. Даже если не станут великими и знаменитыми, не откроют новых планет и законов физики, а будут жить в гармонии с окружающим миром, будут добрыми, честными, справедливыми, будут радоваться жизни и тому, что они есть на этой планете, – это уже счастье, это смысл существования человека на Земле.

     А я… Я буду знать, что в каждом из них есть частичка моего труда и сердца, что мои усилия были не напрасны!

    Я – Воспитатель!!! Я горжусь этим! Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии.

    «Доброе сердце ребенка – счастье родителей,

    А доброе сердце воспитателя – счастье детей».

    (народная мудрость)



    Предварительный просмотр:

     «Развитие познавательного интереса детей посредством организации  экспериментальной деятельности».

             Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. Она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. Перед образовательными учреждениями, в том числе и дошкольными, встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это направлены Федеральные государственные образовательные стандарты, которые уверенно внедряются в образовательно-воспитательный процесс дошкольных учреждений.

             С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

             Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.

             Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает метод экспериментирования. 

             В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

             За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. Н. Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

             Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у него возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответы.

             А передо мной встала проблема:

    -Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность ребёнка?

    -Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?

    -Как способствовать развитию творческого начала ребёнка?       

             Китайская пословица гласит: «Расскажи –  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы с дошкольниками.

             Исследовательский метод обучения я рассматриваю как один из основных путей познания, наиболее соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения дошкольников.

             Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения игр- экспериментирования с дошкольниками ДОУ.

             Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель: создание системы работы с детьми дошкольного возраста по использованию экспериментальной деятельности в формировании естественно- научных знаний и представлений

             Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

    • Разработать систему организационных мероприятий по внедрению детского экспериментирования в образовательном процессе как средства познания окружающего мира.
    • Создать систему методического обеспечения по разделу «Детское экспериментирование», а также педагогические условия для  включения детей в детское экспериментирование.
    • Повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах организации экспериментальной деятельности  у детей дошкольного возраста.
    • Способствовать своевременному интеллектуальному и речевому развитию детей в процессе  повышения их познавательной активности.

             Моя работа по данному проекту строилась поэтапно.

             Сначала я проанализировала основную образовательную программу воспитания и обучения в детском саду, изучила практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности.

             Изучала личностные качества детей, их индивидуальные возможности.

             Проанализировала требования ФГОС к предметно-пространственной среде. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мы с помощью родителей оборудовали уголок экспериментирования.  

             В мини-лаборатории представлены все материалы для исследования. Здесь же находятся дневники наблюдений, условные символы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература и различные макеты. В лаборатории дети в свободной деятельности могут удовлетворить свои исследовательские интересы: рассмотреть, понаблюдать, потрогать, сравнить.

             Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами в зависимости от возраста детей.   

             Определила содержание экспериментальной деятельности по темам.

             Были составлены перспективные планы работы с детьми по экспериментальной деятельности, подобрана познавательная литература, изготовлен дидактический материал: карточки-схемы, модели, составлена картотека опытов и экспериментов, дидактические игры поисково-исследовательского содержания. Также разработала проекты, конспекты занятий с элементами экспериментирования.

             Какие же принципы педагогической деятельности я использую?

    • опора на субъектный опыт дошкольников, который используется в качестве одного из источников обучения;

    • актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков;

    • индивидуализация и дифференциация обучения предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможности группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;

    • системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а также создание целостности знаний об окружающем мире;

    • организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;

    • креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.

             Организация работы по экспериментированию идет по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

    1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов, их приспособление к окружающей среде т др.)

             Опыты с растениями и животными в первую очередь мы строим на принципе гуманности. Только исследования, ставящие своей задачей «не навредить», могут быть приемлемы, так как первоочередной задачей является воспитание нравственных качеств, чуткого и осознанного отношения к природе. Эксперименты с живым особенно интересны детям, но одновременно они и сложны в силу своей продолжительности по времени. Резких, ежесекундных перемен в природе не заметить – они всегда плавные и растянутые во времени. Поэтому использование календарей наблюдений с зарисовками процесса эксперимента здесь особенно целесообразно, но можно ещё использовать и фото зарисовки, по которым дети отслеживают ход эксперимента. Такую модель мы использовали при проведении проекта «Огород на окне», где дети по фотографиям отслеживали этапы развития овощных культур у растений.

    2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, свет, цвет)

    Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

    3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)

             При проведении опытов по направлению «Человек» с детьми проводим такие опыты как «Наши помощники - глаза»; «Большой – маленький» (размер зрачка в зависимости от освещения); «Если не видишь»; «Сколько ушей?» и другие. «Человек. Рукотворный мир» - дети знакомятся со свойствами различных материалов, сравнивают их качественные характеристики и свойства, подводят к пониманию, что свойства материала обуславливают способ его использования, употребления.

             Все темы усложняются по содержанию, задачам и способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). 

             Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для моих почемучек, а также они соответствуют их возрасту.

             Это:

    - запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования;

    - случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке;

    - сравнительные эксперименты, позволяющие мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений;

    - обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.

              Содержание опытно-экспериментальной деятельности дошкольников реализовала в двух основных составляющих блоках образовательного процесса:

    Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;

    Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

             Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:

    сюжетно-ролевая игра;

    рассматривание;

    наблюдение;

    беседа;

    экскурсии;

    конструирование;

    экспериментирование;

    исследовательская деятельность;

    коллекционирование;

    развлечения, викторины, конкурсы.

             Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.

             Исследовательская деятельность проходит через интеграцию с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой,  художественно-продуктивной, что позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

             Для познавательно-исследовательского взаимодействия в своей работе использую привлекательные моменты: реальные события, происходящие в данный период (например, листопад, весенние изменения в природе и т. д., внесение в группу предметов с необычным эффектом (магнит, коллекция минералов и т. д., воображаемые события из художественных произведений).

             Опыты напоминают детям «Фокусы», они необычны, а главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

             Важным моментом для детей является то, что все предлагаемые материалы интересно обыгрываются. Так, например, в группу приходит веселый Петрушка и приносит волшебную коробку с запахами, предлагает детям определить каждый из них: запах весны, лета, фруктов, или трав и т. д. Для этого была сделана дидактическая игра «Запах, вкус, свет, звук».  

             Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.

             Широко использую метод проектов. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.  

             В своей работе я использую экологические сказки. 

             После прочтения сказки, например сказка «Снегурочка», ставлю перед детьми задачу, которую можно решить лишь способом экспериментирования.

             По сказке «Колобок» проводим эксперименты с мукой.

             В результате организации детского экспериментирования посредством экологической сказки у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

             Опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только детей, но и их родителей. Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах:

    анкетирование,

    родительские собрания,

    консультации,

    открытые занятия,

    выставки «продуктов» исследовательской деятельности,

    дни открытых дверей, на которых родители вместе с детьми могут провести опыт, поэкспериментировать.

             Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой  я рекомендую родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей.  

             Они исследовали различные предметы быта, их действие (замораживали воду в холодильнике, клали лед на батарею, испытывали действие магнита на различные предметы и т. д.).

             На сайте для родителей представлен различный теоретический и практический материал по развитию исследовательской и экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.

             От того, насколько увлечён нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения его опыта в практику детского сада. Для развития метода детского экспериментирования в ДОУ постоянно обобщаю опыт своей работы по внедрению детского экспериментирования как средства развития познавательной активности на педагогических советах, в сетевых сообществах интернета.

             Работа педагогов по организация опытно-экспериментальной деятельности способствует изучению и внедрению новых технологий, повышению профессионального мастерства, повышению качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

              Подводя итог, хочу сказать, что экспериментальная деятельность является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

             Перед вами диаграмма, которая показывает повышение познавательного и интеллектуального развития детей, развития речи в результате применения экспериментирования, то есть эффективность моей работы.

              Я уверена в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.

             На практике я убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен.  

             Уверена, что мои воспитанники, благодаря проведению несложных опытов, вырастут здоровыми, инициативными, думающими, творческими людьми, так как, я развиваю у моих ребят любознательность, тренирую ум. Дети учатся сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, а ведь это так пригодится им при обучении в школе.

             Своё выступление я хочу закончить словами В.А. Сухомлинского, выдающего педагога, писателя:

    «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».