Заметки родителям и учащимся

Ребреш Ольга Анатольевна

Организация домашних занятий по специальности и подготовка к выступлению учащихся на сцене.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_vystupleniyu.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые полезные советы учащимся

музыкальной школы и их  родителям

Подготовка к выступлению учащихся на сцене

Учащийся должен привыкнуть к тому, что выступление—это серьезное дело, за которое он  несет ответственность перед слушателями, перед автором произведения, перед самим собой и перед своим педагогом; что, вместе с тем, выступление—это праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение.

Эстрада, как правило, вызывает волнение, иногда оно способствует яркому исполнению. Известно, что одаренные ученики обычно играют публично лучше, чем в классе. Отрицательно волнение сказывается у различных учеников по-разному: то в «развязном тоне»  нарочито приподнятом характере их игры, то в скованности сухой формальной игры, то в технической стороне исполнения, которые приводят к запинкам, остановкам и пропускам целых эпизодов. Сживание с эстрадой протекает различно в зависимости от склада нервной системы ребенка. Можно ли говорить о проявлении артистизма применительно к юным и незрелым исполнителям?

Артистизм — это увлеченность самим искусством: артистичное исполнение радостное, приподнятое, свободное от заботы о частностях и технических трудностях. Такое исполнение вызывает сопереживание слушателя, всецело поглощенного самой музыкой; при этом мелкие недочеты до известной границы могут и не омрачать впечатления

Какие основные причины сценического волнения

Чаще всего волнение навевается мыслями: «Что обо мне скажут?», «Каковы будут оценки моей игры?»  Музыканты-исполнители, располагающие достаточно большим опытом выступления, знают, что одна из первопричин сценического волнения: боязнь музыканта забыть текст.

Волнуются, исполняя произведения публично потому, что боятся забыть; забывают, как правило, именно потому, что чрезмерно волнуются.. Парадокс заключается в том, что провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточной выученности текста. И тем ни менее произведение должно быть выучено не на 100, а на 150%; само ощущение «чистой совести» исполнителя («я все выучил с предельной тщательностью») принесет ему уверенность в себе и наоборот. Сценическое волнение на всех действует по-разному. Один ребенок ничего не боится, другой трясется как осиновый лист, третий - впадает в прострацию, четвертый не может совладать с чрезмерным возбуждением и т.д. Подготовка к концертному выступлению превращается в наиважнейший этап формирования музыканта-исполнителя, а успешность его выступления на сцене будет напрямую зависеть не только от качества и надежности выученных произведений, но и от уровня его психологической готовности к общению с публикой.

  Чтобы не ошибиться, не остановиться и не забыть, нужно работать над повышением концентрации внимания. Способность самососредоточения наиболее эффективного метода борьбы со сценическим волнением можно и нужно развивать в процессе предконцертной или предконкурсной подготовки.

Обобщая можно разделить процесс предконцертной подготовки на три основных периода:

 I - длительный период предконцертной подготовки;

II  -  период, охватывающий последние дни перед выступлением;

III -  самый короткий период – непосредственно день концерта.

За несколько дней до выступления помочь юному музыканту представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление.
         
2. Играть перед воображаемой аудиторией

На заключительных этапах работы, когда вещь уже готова, она проигрывается целиком, от начала до конца, с представлением, что играешь перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а исполнять произведение дальше. Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается. Повторные проигрывания произведения с применением этого приема уменьшают влияние волнения на исполнение.

  3.Погружение в звуковую материю:                 
   - пропевание (сольфеджирование) без поддержки инструмента;
вместе с инструментом, причем голос идет как бы впереди реального звучания;     пропевание про себя (мысленно).

Самый плохой способ провождения времени перед концертом это пустой разговор, рассеивающий внимание, приводящий к ненужной растрате нервной энергии. Перед выходом на эстраду лучше всего находиться в одиночестве и спокойно обдумывать программу. Не следует также слушать предыдущих исполнителей. Некоторым ученикам помогает «разыгрывание рук» перед выходом. Полезно играть упражнения, как это делал в молодости Рахманинов, или медленно проигрывать небольшие куски пьес, как делают очень многие. Играть перед самым выходом в быстром темпе, безусловно, пользы не принесет: это ведет к усилению беспокойного состояния и к ненужной трате сил. Важнейшим моментом, предшествующим выходу, является вхождение в образ, в этом ему может помочь припоминание словесных характеристик, тем, эпизодов, если, конечно, играющий привык повседневно ими пользоваться. Рекомендуется перед выходом на сцену не ходить взад-вперед, а сидеть, даже неподвижно, устраняя во всем теле всяческие лишние напряжения. Очень важно в те несколько секунд, которые проходят между выходом и игрой, установить начальный темп произведения, внутренне подготовить начальную фразу, ощутить состояние рук. Ну и конечно очень важен внешний вид выступающего. Это должна быть аккуратно выглаженная, чистая и удобная концертная одежда и обувь, аккуратно убранные волосы, и чистые руки.

Организация домашних занятий по специальности

     Педагог по специальности встречается с ребёнком лишь два раза в неделю по 40 минут. Поэтому основная работа проводится дома, руководствуясь указаниями, полученными от учителя во время урока. Ребёнок организованный, внимательный на уроке, работая дома, будет знать, чем и как ему заниматься. Ребёнок же рассеянный на уроке, дома будет отсиживать время за инструментом, фактически ничего не делая. 
Трудолюбие, внимание, умственные способности являются теми качествами, которые необходимы в обучении музыке, и которые проверить при поступлении ребёнка в школу невозможно. Развивать эти качества должны родители в дошкольном возрасте. 

    На практике мы часто сталкиваемся с фактами, когда ребёнок на приёме получил оценку «отлично», а в работе себя не оправдывает, не успевает. Это объясняется тем, что при наличии музыкальных данных у ребёнка не оказывается других нужных компонентов. Необходимо наличие волевого характера, терпения, настойчивости, любознательности, а главное, большой увлеченности музыкой. Всё это прививается ребёнку с самого раннего детства. Вот почему велика роль родителя, главного воспитателя своего ребёнка.  Необходимо осуществлять контроль за занятиями ребёнка, поступившего в школу, поскольку основная работа проводится дома. Надо создать соответствующую обстановку. В комнате, где ребенок будет заниматься на инструменте, должно быть тихо, чтобы ничего не могло отвлекать ребёнка от занятий. Инструмент должен быть настроен. 
     Необходимо помочь распределить время занятий. Чаще дети начинают заниматься музыкой одновременно с учёбой в общеобразовательной школе и, не имея достаточного опыта, не умеют организовать нужный режим дня. 
    На занятия музыкой должны быть выделены определённые,постоянные часы с учётом того, чтобы ребёнок занимался 2-3 раза в день по 30 минут (на начальном этапе занятий). Без тренированного внимания, сосредоточенности, ребёнка хватает лишь на 10-15 минут, поэтому надо развивать его выносливость путём постепенного увеличения времени занятий.

       Работать до полной утомлённости, но не до переутомления. 
Надо позаботиться о том, чтобы интеллект ребёнка обогащался получением всевозможных впечатлений. Нельзя забывать, что это развивает эмоциональность, которая весьма необходима в музыкальном искусстве, выражающем не мысли, а чувства. Вялая, неинтересная игра ученика, есть результат плохо развитой эмоциональности. 

   Надо воспитывать в ребёнке серьёзное отношение к музыкальным занятиям. Нельзя смотреть на эти занятия как на развлечения или забаву. Такой взгляд допустим лишь в детском саду, где музыкальное воспитание строится на музыкальных играх.  В музыкальной же школе, где помимо приобщения к музыке, ведутся занятия по приобретению навыков владения инструментом, необходимо выработать взгляд на эти занятия, как на определённый труд, притом кропотливый, с затратой сил, воли и энергии. 
    Не нужно думать, что как только ребёнок пойдёт в музыкальную школу, так сразу в доме зазвучит «Полонез Огинского». Многие родители ждут этого с первых дней занятий и страшно бывают удивлены, когда их дочь или сын «озвучивает» что-то одно и то же, весьма непонятное. 
Надо знать, что прежде чем что-то играть, необходимо приобрести определённые игровые навыки и движения. Вырабатываются они путём многократных повторений определённых приёмов с внимательным вслушиванием в интонацию извлекаемых звуков и наблюдением в это время за этими движениями, перерастающими дальше в привычку хорошего звукоизвлечения. Всё это удаётся и находится не сразу. 
   Неприятно бывает слушать многократно повторяющуюся какую-либо звуковую последовательность, но надо иметь терпение как самому ученику, так и родителям, являющихся постоянными свидетелями занятий музыкой их ребёнка.

   В процессе занятий ученика родитель вмешиваться не должен, ибо замечания не по существу могут принести только вред работе. 
Так, к примеру: учитель дал задание ученику поработать над приёмом отдельно каждой рукой, а родитель дома стал заставлять ребёнка играть двумя руками, говоря, что музыкант никогда не играют одной рукой. 
      Взаимосвязь родителя с учеником должна осуществляться постоянно. Помимо этого, аккуратно должны посещаться родительские собрания. Родители должны следить за дневником ученика и расписываться каждую неделю в определённой графе. В дневнике, в конкретной форме отражен учебный процесс, видна главная направленность работы педагога. В дневнике выставляются оценки. В случае плохой оценки, родитель должен откликнуться на этот «тревожный» сигнал и сразу же связаться с педагогом, чтобы своевременно помочь ребёнку исправить какие-то сделанные упущения. В дневнике пишутся вызовы на собрания, приглашения на концерты и делается ряд других замечаний. Дневник – это документ ученика, через который и осуществляется контроль за  его работой. 
      
Есть дети, которые ленятся и не всегда выполняют требования учителя. Так, иногда учитель пишет, что каждую песенку надо играть по 10 раз, а вот «10-то раз играть не хочется». Здесь родитель может помочь выполнить ребёнку задание, не прибегая к принудительным мерам, делая это незаметно -для ребёнка. Плохо кушающего ребёнка, чтобы насытить, просят его съесть за папу, за маму, бабушку и т.д. А в музыке можно попросить его сыграть раз для папы, раз для мамы, бабушки и т.д. И в данном случае другая цель может быть достигнута этим же порядком. С большим желанием ребёнок работает, если видит, что к его труду проявляют какой-то интерес. 
     
Дома надо устраивать периодические музицирования выученных песенок. Проводить беседы о музыкантах-исполнителях, заострять внимание на слушание музыкальных передач по телевизору. В обязательном порядке посещать концерты в музыкальной школе, устраиваемые для учеников и родителей. Надо заводить свою музыкальную библиотеку из нот и другой музыкальной литературы.  Всё это вместе взятое развивает и приобщает детей к музыке, повышает интерес к занятиям. А.Б. Гольденвейзер – большой музыкант и хороший пианист, педагог, сказал: «Музыканты-исполнители люди одержимые, влюбленные в свой инструмент, не признающие никаких преград для занятия»