Уроки

Дроздова Валентина Александровна

Урок русского языка. Тема: "Различие имен существительных в именительном и винительном падежах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka._drozdova_v.doc40 КБ
Office presentation icon razlichie_imyon_sushchestvitelnykh.ppt601.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: 

Различие имён существительных

в именительном  и   винительном падежах.

Цели урока:

- формировать умение различать именительный и Винительный падежи имен существительных через взаимодействие в групповой работе;

- влияние организации диалога на повышение уровня взаимодействия учеников.

Задачи урока:

~ актуализировать пройденный материал по теме «Имя существительное»;

~ познакомить учащихся с особенностями существительных в именительном и винительном падежах;

~ формировать умение различать именительный и винительный падежи у существительных;

~ развивать интерес учащихся к изучению русского языка;

~ развивать  умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

~ развивать умения выступать перед аудиторией, выдвигать и доказывать гипотезу;

~ воспитывать умение слушать собеседника, уважительно относится друг к другу;

~ воспитывать потребность принимать участие в поиске новых знаний.

Ожидаемый результат:

1. Ученики владеют знаниями о существительном, знают падежи.

2. Умеют определить падеж существительных, умеют определять члены предложения.

3. Смогут различать Именительный и Винительный падежи в предложениях.

                 Ход урока

  1. Организационный момент.

Собираясь сегодня в школу, не забыли прихватить хорошее настроение? Кто чувствует в себе много жизненной энергии  и готов поделиться  со всеми товарищами и со мной? Давайте возьмёмся за руки, образуем энергетическое поле, пожелаем друг другу удачи. «Удачи»!

  1. Актуализация знаний

1. Минутка чистописания.

       Для минутки чистописания возьмём суффикс из слова работаем, безударную гласную из слова пятёрка, приставку и окончание из слова узнаю.

- О чём говорят эти буквы? (окончания существительных именительного и винительного падежей)

- Значит,  какова тема  урока? (Именительный и винительный падежи)

- Пусть девизом нашего урока будет  «Мы узнаем что-то новое и работать будем на пять»!

   2. Устная работа.

-Изучением какой части речи мы с вами занимаемся уже несколько уроков?

-  Давайте вместе выстроим «лестницу знаний», вершиной которой будет имя существительное.

- Что такое имя существительное?

- Назовите постоянные грамматические  признаки существительных.

- Как изменяются имена существительные?

- Что такое склонение?

- Назовите падежи.

III. Самоопределение деятельности

 -Вчера в автобусе я слышала разговор двух мальчиков. Они возвращались из школы и обсуждали домашнее задание. Спор вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имён существительных. А загадка такая: «В золотой клубочек спрятался дубочек». Один из мальчиков рассуждал так: «Клубочек - что? Именительный падеж». А другой мальчик говорил: «Что? Это Винительный падеж». Интересно, кто из них прав?  Поможем ребятам.

- Чем же сейчас займёмся на уроке?

- Для этого нужно провести исследовательскую работу.

- Создадим творческие группы.

- Какие правила вы должны соблюдать во время работы в группе?

IV. Исследовательская работа.       

1. Работа в группах.                                          

 - Что является объектом нашего исследования?  (имена существительные)

- Для  исследования существительных нам нужно составить план действий.

- Что  вначале мы должны выполнить? (найти имена существительные)

- Следующий шаг исследования? (поставить вопрос)

- И последний пункт  плана? (сделать синтаксический разбор предложения).

2. Задания для групп.

Для каждой группе я приготовила предложения. Ваша задача: исследовать, когда имя существительное стоит в именительном падеже, а когда в винительном. Свои  выводы записать в бортовой журнал.

3.Выступление групп с исследовательскими выводами.

4.Сравним с выводом в учебнике страница105.

5. Обобщение: Вернемся к нашей проблеме. Кто же оказался из ребят прав?

 V. Закрепление.

 Давайте проверим алгоритм в действии.

1. Работа в парах.

- Определить падеж выделенных существительных, пользуясь алгоритмом. У вас две карточки жёлтого цвета - одну без ответа отдайте соседу, а с ответом оставьте себе. Выполните задание, пользуясь выведенным алгоритмом.

2. Проверка: обменяйтесь тетрадями,  сравните с правильными ответами. Исправьте ошибки.

- Кто не допустил ни одной ошибки, встаньте? Что вам помогло? (Новые знания, новый алгоритм)

-Кто допустил одну ошибку?

-Какое слово вызвало затруднение? (помочь разобраться)

-Пожмите друг другу руку, поблагодарите за работу.

3. Работа по картине.

- Запись предложения у доски.

Зима принесла нам стужу и мороз.

4. Словарная работа.

 Исследование слова костёр по группам.

~ лексическое значение слова;

~ образование слова костёр;

~ однокоренные слова к слову костёр;

~ составление словосочетаний;

~ составление предложения с новым словарным словом.

5. Работа по учебнику.

Страница 105, Упражнение 186.

VI. Рефлексия.

  1. Тест.
  2. Итог урока.

- Итак, ребята, давайте подведём итог нашей деятельности.

- Какое «открытие» вы сделали на уроке?

- Как не ошибиться в определении именительного и винительного падежей.

- Оцените свою работу на уроке.

- Кто вам из ребят понравился на уроке? А кто особенно отличился  при работе на уроке?

- Оцените работу учителя.

В канун Нового года нарядим ёлочку. Украшение будет конечно, со смыслом.

- Кто доволен своей работой выберите красный шарик, если не очень довольны или что-то не получилось - голубой.

Наша ёлочка- красавица говорит нам без слов, о том, что вы думаете о себе и о своей работе, о сегодняшнем уроке.

Домашнее задание: провести исследование употребления одушевленных имен существительных II склонения  в родительном и винительном падежах, используя полученные на данном уроке знания и умения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Различие имён существительных в именительном и винительном падежах. Урок разработан учителем начальных классов Дроздовой В.А.

Слайд 2

Цели урока: формирование умения различать именительный и винительный падежи имен существительных через взаимодействие в групповой работе; влияние организации диалога на повышение уровня взаимодействия учеников.

Слайд 3

Задачи урока: актуализировать пройденный материал по теме «Имя существительное»; познакомить учащихся с особенностями существительных в именительном и винительном падежах; формировать умение различать именительный и винительный падежи у существительных; развивать интерес учащихся к изучению русского языка; развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; развивать умения выступать перед аудиторией, выдвигать и доказывать гипотезу; воспитывать умение слушать собеседника, уважительно относится друг к другу; воспитывать потребность принимать участие в поиске новых знаний.

Слайд 4

Ожидаемый результат: Ученики владеют знаниями о существительном, знают падежи. Умеют определить падеж существительных, умеют определять члены предложения. Смогут различать именительный и винительный падежи в предложениях.

Слайд 5

Минутка чистописания. работаем пятерка узнаю «Мы узнаем что-то новое и работать будем на пять»!

Слайд 6

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРЕДМЕТ КТО? ЧТО? ОДУШЕВЛЕННОЕ, НЕОДУШЕВЛЕННОЕ СОБСТВЕННОЕ, НАРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ РОД, СКЛОНЕНИЕ НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ЧИСЛО, ПАДЕЖ

Слайд 7

План работы Найти имена существительные в предложении. Поставить вопрос. Наличие предлога. Сделать синтаксический разбор предложения.

Слайд 8

И.п. кто? что? Нет предлогов Подлежащее В.п. кого? что? Предлоги: о, в, на, про, под, за, сквозь Второстепенный член

Слайд 9

В золотой клубочек спрятался дубочек .

Слайд 13

1. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже? в) кого? что?; 2) Какие окончания имеют имена существительные в именительном падеже? а) –а -я 3. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже? б) без предлогов; 4. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже? в) второстепенным членом; 5. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании: увидел сестру ? ------------------------------------ г) В.п.

Слайд 14

Спасибо за сотрудничество