план - конспект урока географии в 9 классе "ТЭК: электроэнергетика России"

Седова Мария Валентиновна

 

Седова Мария Валентиновна,

учитель географии МКОУ Чантырская СОШ

 

Методическая разработка урока географии  в 9 классе

по теме «Топливно-энергетический комплекс: электроэнергетика России»

  

 Цель  урока:  сформировать у учащихся представление об электроэнергетике России как  о развитой отрасли хозяйства. Познакомить с видами электростанций, их особенностями.

 

 Задачи урока:

 1. Образовательные:

-формирование учебно-познавательных компетенций через усвоение учащимися знаний об электроэнергетике России, особенностях отрасли;

-познакомить учащихся с видами электростанций, их особенностями.

- усвоение и закрепление следующих понятий: ТЭК,  электроэнергетика, ТЭС, ГЭС, АЭС, ГРЭС, альтернативные типы электростанций, ЛЭП.

 

2.  Развивающие: 

- способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником.

 

3. Воспитательные:

 - формирование компетенций личностного самосовершенствования через освоение способов интеллектуального саморазвития,

- способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственного и эмоционально-ценностного отношения к своей Родине.

             

  Тип урока: урок новых знаний.

 

  Ведущая технология:  Развитие критического мышления с ИКТ. 

 

Формы организации познавательной деятельности:  индивидуальная, парная.

 

Оборудование: презентация, выполненная в программе Power Point, мультимедийный проектор, географический атлас для 9 класса,  учебник Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н.Клюев «География» 9 класс, раздаточный материал на бумажных носителях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

План - конспект урока

 

 

Этапы  урока

Цели

этапа

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности

учащихся

Приемы

Методы

Организационный

(1 мин.)

Обеспечить внешнюю обстановку для работы на уроке.

Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.

Здравствуйте ребята!  Я рада всех вас видеть. Начнем наш урок. Я надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Мини-диалог

Словесный

Мотивационный

(3 мин.)

Обеспечить мотивацию деятельности, принятие учащимися учебно-познавательной деятельности.

Показываю коробку «Чёрный ящик».

В нем то (напечатано на листе бумаги), без чего не мыслит жизнь любой современный человек, это лёгко передать на большие расстояния, а еще это называют «хлебом» промышленности, Россия занимает 4 место в мире по выработке этого, (ответ: электроэнергия). 

 

Определите тему урока. Цель урока -…

 Благодаря полученным знаниям из предыдущих курсов географии, средств массовой информации, ученики сказали, что электроэнергетика – это отрасль промышленности, которая занимается выработкой энергии (электричества). (Ответ учащихся был не полным)

Дополнение учителя.

Слушают учителя, ответы учащихся на поставленный вопрос, участвуют в формулиро-вании темы урока, цели урока

Создание входящей проблемной ситуации

 

«Черный ящик»

Частично-поисковый

«Вызов» (актуализация субъектного опыта)

(7 мин.)

Актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме;

мотивация предстоящей деятельности;

Развитие критического мышления;

подготовка учащихся к выполнению последующей работы.

Создание ситуации успеха на уроке.

Вопрос: говорят, что электроэнергетика – «грязная» отрасль производства. Вопрос: а может ли выработка электроэнергии не наносить вред окружающей среде? Как вы думаете?

 

Формирует на доске кластер, отражающий знания по теме (состав ТЭК России)

 

 

ТЭК России является мощной экономико-производственной системой. Он влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая 1/3 объема промышленного производства и доходов бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений.

 

2005г- 900, а в 2011г – 950 млрд. кВт/ч

 

 

 

 

 

Ответы учащихся, размышления

 

 

 

 

Выполняют работу индивидуально

Обсуждение полученных записей в парах.

Учащиеся выделяют совпадающие представления, вырабатывают коллективный вариант ответа.

Каждая пара поочередно называет варианты составных частей кластера. Формирование кластера на доске.

«Вы согласны с этим высказыванием?»

 

 

 

 

 

 

 

«Составление кластера»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Осмысление»

(15  мин.)

Развитие у школьников навыков работы с учебными текстами;

Достижение оптимального уровня усвоения нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация к последующему этапу урока

Предлагает прочитать текст учебника (стр 109-111) 6 минут каждый работает самостоятельно.

Дается задание: «Читаем и делаем пометки в тексте».

На основании прочитанного дорабатываем кластер и заполняем таблицу «Плюсы»  и  «минусы»  электростанций разных видов» (6 мин)

 

На доске дорабатываем кластер.

Возвращаемся к вопросу «Может ли электроэнергетика быть не «грязным», а «чистым» производством?»

Читают текст и на полях делают предложенные учителем пометки.     

 

Заполняют таблицу, дорабатывают кластер

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в обсуждении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Пометки на полях»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частично-поисковый, проблемный

демонстрационный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Рефлексия»

13 мин.

Проверить усвоение материала урока. Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности),самооценка результатов своей деятельности, определение успешности на уроке.

 

 

Подведение итогов урока.

 

Предлагает учащимся дополнить высказывания  (на сайде презентации)

 

Предлагает заполнить учащимся таблицу (раздаточный материал на бумажных носителях) Характеристики электростанций разных типов на слайде в презентации к уроку

 

Вопросы учащимся: «О чём бы вы хотели узнать больше?», «Что заинтересовало?»

«Чего я достиг на уроке?»

Обсуждают, выдвигают мнения

 

 

 

 

Выполнение работы

«Мозговой штурм»,

 

 

 

 

«Рефлексивный экран вопросов»

 

Совесный

 

 

 

 

 

Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный

Домашнее задание

(1 мин.)

 

1.Изучить параграф 19

2.Отметить на контурной карте крупнейшие ТЭС, ГЭС, АЭС в России.

На выбор:

1. Выполнить тест в рабочих тетрадях  стр.48-50

2. Составить синквейн по теме: «Электроэнергетика России»

3. Составить кроссворд по теме: «Электроэнергетика России»

 

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Седова Мария Валентиновна,

учитель географии МКОУ Чантырская СОШ

Методическая разработка урока географии  в 9 классе

по теме «Топливно-энергетический комплекс: электроэнергетика России»

   

 Цель  урока:  сформировать у учащихся представление об электроэнергетике России как  о развитой отрасли хозяйства. Познакомить с видами электростанций, их особенностями.

 Задачи урока:

 1. Образовательные:  

-формирование учебно-познавательных компетенций через усвоение учащимися знаний об электроэнергетике России, особенностях отрасли;

-познакомить учащихся с видами электростанций, их особенностями.

- усвоение и закрепление следующих понятий: ТЭК,  электроэнергетика, ТЭС, ГЭС, АЭС, ГРЭС, альтернативные типы электростанций, ЛЭП.

2.  Развивающие:   

- способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником.

3. Воспитательные:

 - формирование компетенций личностного самосовершенствования через освоение способов интеллектуального саморазвития,

- способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственного и эмоционально-ценностного отношения к своей Родине.

             

  Тип урока: урок новых знаний.

  Ведущая технология:  Развитие критического мышления с ИКТ.  

Формы организации познавательной деятельности:  индивидуальная, парная.

Оборудование: презентация, выполненная в программе Power Point, мультимедийный проектор, географический атлас для 9 класса,  учебник Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н.Клюев «География» 9 класс, раздаточный материал на бумажных носителях.

 

 

 

                     

План - конспект урока

Этапы  урока

Цели

этапа

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности

учащихся

Приемы

Методы

Организационный

(1 мин.)

Обеспечить внешнюю обстановку для работы на уроке.

Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.

Здравствуйте ребята!  Я рада всех вас видеть. Начнем наш урок. Я надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Мини-диалог

Словесный

Мотивационный

(3 мин.)

Обеспечить мотивацию деятельности, принятие учащимися учебно-познавательной деятельности.

Показываю коробку «Чёрный ящик».

В нем то (напечатано на листе бумаги), без чего не мыслит жизнь любой современный человек, это лёгко передать на большие расстояния, а еще это называют «хлебом» промышленности, Россия занимает 4 место в мире по выработке этого, (ответ: электроэнергия).  

Определите тему урока. Цель урока -…

 Благодаря полученным знаниям из предыдущих курсов географии, средств массовой информации, ученики сказали, что электроэнергетика – это отрасль промышленности, которая занимается выработкой энергии (электричества). (Ответ учащихся был не полным)

Дополнение учителя.

Слушают учителя, ответы учащихся на поставленный вопрос, участвуют в формулиро-вании темы урока, цели урока

Создание входящей проблемной ситуации

«Черный ящик»

Частично-поисковый

«Вызов» (актуализация субъектного опыта)

(7 мин.)

Актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме;

мотивация предстоящей деятельности;

Развитие критического мышления;

подготовка учащихся к выполнению последующей работы.

Создание ситуации успеха на уроке.

Вопрос: говорят, что электроэнергетика – «грязная» отрасль производства. Вопрос: а может ли выработка электроэнергии не наносить вред окружающей среде? Как вы думаете?

Формирует на доске кластер, отражающий знания по теме (состав ТЭК России)

ТЭК России является мощной экономико-производственной системой. Он влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая 1/3 объема промышленного производства и доходов бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений.

2005г- 900, а в 2011г – 950 млрд. кВт/ч

Ответы учащихся, размышления

Выполняют работу индивидуально

Обсуждение полученных записей в парах.

Учащиеся выделяют совпадающие представления, вырабатывают коллективный вариант ответа.

Каждая пара поочередно называет варианты составных частей кластера. Формирование кластера на доске.

«Вы согласны с этим высказыванием?»

«Составление кластера»

Проблемный

«Осмысление»

(15  мин.)

Развитие у школьников навыков работы с учебными текстами;

Достижение оптимального уровня усвоения нового материала.

Мотивация к последующему этапу урока

Предлагает прочитать текст учебника (стр 109-111) 6 минут каждый работает самостоятельно.

Дается задание: «Читаем и делаем пометки в тексте».

На основании прочитанного дорабатываем кластер и заполняем таблицу «Плюсы»  и  «минусы»  электростанций разных видов» (6 мин)

На доске дорабатываем кластер.

Возвращаемся к вопросу «Может ли электроэнергетика быть не «грязным», а «чистым» производством?»

Читают текст и на полях делают предложенные учителем пометки.      

Заполняют таблицу, дорабатывают кластер

Участвуют в обсуждении

 «Пометки на полях»

Частично-поисковый, проблемный

демонстрационный

«Рефлексия»

13 мин.

Проверить усвоение материала урока. Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности),самооценка результатов своей деятельности, определение успешности на уроке.

Подведение итогов урока.

Предлагает учащимся дополнить высказывания  (на сайде презентации)

Предлагает заполнить учащимся таблицу (раздаточный материал на бумажных носителях) Характеристики электростанций разных типов на слайде в презентации к уроку

Вопросы учащимся: «О чём бы вы хотели узнать больше?», «Что заинтересовало?»

«Чего я достиг на уроке?»

Обсуждают, выдвигают мнения

Выполнение работы

«Мозговой штурм»,

«Рефлексивный экран вопросов»

Совесный

Самооценка

Словесный

Домашнее задание

(1 мин.)

1.Изучить параграф 19

2.Отметить на контурной карте крупнейшие ТЭС, ГЭС, АЭС в России.

На выбор:

1. Выполнить тест в рабочих тетрадях  стр.48-50

2. Составить синквейн по теме: «Электроэнергетика России»

3. Составить кроссворд по теме: «Электроэнергетика России»

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя