План самообразования учителя географии МКОУ Чантырская СОШ Седовой М.В. ТЕМА: «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся»
материал

Седова Мария Валентиновна

План самообразования

учителя географии МКОУ Чантырская СОШ

Седовой М.В.
 

ТЕМА:

«Активные методы обучения географии

как один из путей развития способностей учащихся»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

учителя географии МКОУ Чантырская СОШ

Седовой М.В.

ТЕМА:

«Активные методы обучения географии

как один из путей развития способностей учащихся»

Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют: стимулировать мыслительную деятельность учащихся; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у учащихся творческое мышление, развивать речь учащихся, формировать опыт взаимодействия в коллективе, увеличивают развивающий эффект обучения. Сейчас нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика. Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщенное название методов активного обучения.

Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов, однако в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей.

  • Обобщение ранее изученного материала (групповая дискуссия, мозговой штурм);
  • эффектное предъявление большого по объему теоретического материала (мозговой штурм, деловая игра);
  • развитие способностей к самообучению (деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций);
  • повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра); отработка изучаемого материала (тренинги);
  • применение знаний, умений и навыков (метод обучения на основе имитации ситуаций);
  • использование опыта учащихся при предъявлении нового материала (групповая дискуссия);
  • обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра);
  • эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов);
  • развитие навыков работы в группе (метод проектов);
  • развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций)

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я стараюсь использовать нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

1. Технология опорных конспектов

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 9–11-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы «Энергетика» в 9-м классе использую опорный конспект в виде схемы. А также данный метод помогает при работе со слабыми учениками.

2. Дидактические игры:

«Найди половинку», «Составь слово», «Географические диктанты», «Заморочки из бочки», «По странам и континентам», «Угадай» и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок.

3. Творческие работы

Сам замысел творческой работы, процессе выполнения, ее результат – все требует от ученика максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, сообщения, доклады, презентации и т.д.

4. Работа с картой

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: «Покажи моря, омывающие территорию России». Отличие частично-поискового уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: «Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте», например: «Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых»

5. Ребусы

Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.

6.Проектная деятельность учащихся на уроках географии.

Метод проектов является одним из методов проблемного обучения. Учитель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний».

По одной из типологий выделяют возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные, и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляется непосредственно на уроке, до длительных – продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

Направления самообразования

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки реализации

Профессиональное

1. Изучать новые программы, учебники, пособия, уяснять их особенности и требования.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями.

3. Повышать квалификацию на различных  курсах, вебинарах.

Регулярно

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Регулярно

Методические

1. Изучение методической и научной литературы, публикаций в интернете, журналах по теме самообразования.

2. Посещение занятий коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в образовательной деятельности.

3. Мониторинг педагогической деятельности.

4. Подготовка выступлений на МС, школьных учебно-воспитательных центрах, педсовете, РМО.

5. Участие в конкурсах профессионального мастерства, помощь в подготовке (участие в инициативных группах).

6. Систематизация материалов по теме самообразования.

7. Формирование банка разработок, конспектов открытых уроков по теме самообразования.

8. Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию.

Регулярно

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

Регулярно

Планирование деятельности по самообразованию

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Продукт деятельности

Предполагаемый результат

Способ, форма предъявления результата проделанной работы

Диагностический

Анализ затруднений, выявление проблем.

Анализ состояния образовательного процесса по проблеме, выбранной теме.

Выявление противоречий.

Выбор темы.

Знакомство с локальными, областными, федеральными нормативно-правовыми актами.

Анализ обеспеченности выбранной темы информационно-методическими ресурсами.

Изучение информационных ресурсов (книги, периодические издания, медиаресурсы, ресурсы ИНТЕРНЕТ) по теме.

Изучение опыта работы коллег.

Определение форм организации самообразования.

Разработка календарного плана индивидуальной работы.

Сентябрь-декабрь 2018 г

Выбор темы для самообразования.

Список литературы, электронных ресурсов.

Банк информационно-методических материалов (книги, конспекты, ксерокопии...).

Педагогические записки.

Аналитическая записка.

План индивидуальной работы по самообразованию.

Собеседование с администрацией

Обсуждение на заседаниях учебно-воспитательного центра «Кругозор».

Выступление на педсовете.

Прогностический

Обоснование выбора темы с точки зрения актуальности и новизны.

Определение цели и задач работы.

Формулировка гипотезы.

Прогнозирование результата.

Проектирование собственного педагогического поиска. Выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности (Определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, намечаются этапы продвижения в поиске).

Январь-апрель 2019 г

Программа по самообразованию.

Презентация программы на заседании учебно-воспитательного центра «Кругозор».

Собеседование с администрацией

Обмен опытом с коллегами

Практический

Формирование банка методических материалов.

Формирование банка диагностических материалов, документов по мониторингу профессиональной деятельности.

Формирование банка электронных ресурсов.

Изучение литературы, электронных ресурсов, ИКТ.

Апробация, проверка эффективности новых приемов, методов, форм, технологий работы, постановка экспериментов.

Разработка программно-методического комплекса обеспечения образовательного процесса Отслеживание процесса работы по теме самообразования, промежуточных результатов, ведение мониторинга деятельности, развития детей.

Корректировка темы, содержания работы в связи с изменившимися условиями, обстоятельствами на основе анализа деятельности.

Посещение семинаров, заседаний УВЦ, круглых столов, консультаций, практикумов.

Обучение на курсах повышения квалификации.

Участие в работе творческих групп.

2019-2020 учебный год,

 2020-2021   учебный год

Рабочая программа.

Календарно-тематическое планирование.

Конспекты занятий.

Подборки упражнений, дидактических материалов, тестовых заданий.

Список литературы, электронных ресурсов.

Тематические подборки по теме самообразования.

Мониторинг профессиональной деятельности.

Мониторинг развития детей.

Собеседование с администрацией

Презентация программно-методических материалов, опыта работы на педсовете, УВЦ.

Презентация опыта работы на конференциях, семинарах.

Публикации в СМИ.

Обмен опытом.

Открытые занятия.


 

Обобщающий

Обработка данных

Анализ работы. Подведение итогов.

Соотнесение результатов с поставленной целью и задачами.

Систематизация накопленного материала, подготовка к утверждению, распространению, печати материалов опыта.

Представление результатов работы.

Определение перспективных направлений работы.

Сентябрь –декабрь 2021 г

Мониторинг профессиональной деятельности, развития детей.

Дидактические разработки.

Конспекты занятий.

Электронные презентации.

Аналитический отчет.

Собеседование с администрацией

Презентация программно-методических материалов, опыта работы на различных уровнях.

Участие в конференциях, семинарах различного уровня с презентацией опыта работы.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

Открытые занятия.

Проведение семинаров, консультаций, круглых столов.

Внедренческий

Использование опыта работы в процессе профессиональной деятельности.

Распространение опыта.

В ходе дальнейшей профессиональной деятельности.

Проектная деятельность.

Методические рекомендации.

Дидактические разработки.

Конспекты занятий.

Электронные презентации.

Аналитический отчет.

Участие в профессиональных конкурсах.

Публикации в СМИ, на сайте школы, в сетевых сообществах, на образовательных порталах.

Мастер-классы.


Планируемые результаты самообразования

• повышение качества преподавания предмета до 73-75%;

• разработка и применение новых форм, методов и приемов обучения;

• доклады, выступления;

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

• разработка и проведение открытых уроков по теме самообразования;

• проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта по теме самообразования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации " Дидактический материал: "Активные методы обучения как один из путей развития способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Задания творческого характера могут быть использованы для подготовки к олимриадам, интеллектуальным марафонам, во внеклассной деятельности....

Доклад: «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»

   Моя тема по самообразованию называется «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС».     В связи с перехо...

Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС

В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информац...

Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»

Вовлечение обучающихся в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщенное название методов активного обучения....

Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС

В связи с переходом на новую ступень образования и принятия новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника.Знани...

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»

Выступление на  заседании МО по теме:  «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС

Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей об...