Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС
материал
В связи с переходом на новую ступень образования и принятия новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника.
Знания, которые мы даём, используя традиционные методы обучения, не готовят наших выпускников к практической жизни. Поэтому необходимы изменения. Все эти проблемы явились причиной изучения именно данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
План профессионального самообразования
учителя географии
Мильской Татьяны Викторовны
на 2023-2025 годы
Методическая тема:
«Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»
«Когда кто-то идет не в ногу,
не спеши осуждать его:
возможно, он слышит звук другого марша».
Генри Торо
Работу предполагается начать в 2022-2023 учебном году и закончить работу над темой в 2024-2025 учебном году.
Тема самообразования определяется, исходя из методической темы школы и в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Так как они вводятся поэтапно, то учителю тоже необходимо перестраивать свою работу и быть готовыми к работе по новым ФГОС. Для этого надо изучать новые образовательные технологии, участвовать в разработке рабочих программ с требованиями ФГОС, повышать свою квалификацию.
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного, патриотически настроенного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Для выполнения этих задач мы руководствуемся государственным стандартом, который предъявляет Федеральным определенные требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы учениками начальной школы с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Учебная деятельность – процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им знания, умения и способности. В концепции ФГОС нового поколения подчеркивается мысль о том, что учащиеся «должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса».
Выбор темы обусловлен тем, что современная школа должна выпускать людей, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности, что на основе традиционных форм и методов сделать уже сложно. Научить детей самостоятельно приобретать новые знания возможно только при использовании современных инновационных технологий. В связи с этим возникла необходимость совершенствования уроков на основе внедрения таких форм обучения, которые способствуют формированию умений и навыков учащихся, развивать творческие способности, познавательный интерес к обучению. Выбранная мною тема самообразования полностью соответствует данным требованиям и определяется, исходя из методической темы школы и в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Так как они вводятся поэтапно, то учителю тоже необходимо перестраивать свою работу и быть готовыми к работе по новым ФГОС. Для этого надо изучать новые образовательные технологии, участвовать в разработке рабочих программ по географии с требованиями ФГОС, повышать свою квалификацию.
Цель моей педагогической деятельности: Создание условий для активизации познавательной деятельности и умственной активности учащихся при изучении предмета географии.
Цели самообразования:
- Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»
- «Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности.
- Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимися.
- Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.
- Применять способы мотивирования учащихся к предмету.
- Уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе;
- Обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла.
Задачи:
- Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания географии;
- Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности программу по географии с применением инновационных технологии;
- Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
- Изучить психологические и возрастные особенности школьников.
Принципы профессионального самообразования:
непрерывность, целенаправленность, интерактивность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, системность.
Источники самообразования:
- специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая),
- Интернет;
- семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом,
- мастер-классы,
- курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план,
- групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей.
Ожидаемый результат самообразования:
- повышение качества преподавания предмета;
- разработка учебных рабочих программ по географии, в связи с требованием ФГОС,
- применение различных образовательных технологий или их элементов для конструирования уроков и разработка методических рекомендаций по их применению;
- разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
- разработка дидактических материалов, создание новых проектов;
- создание базы разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ;
- доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.
- периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Направления самообразования: | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучать новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей. | регулярно регулярно регулярно |
Психолого-педагогические | 1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Проводить психолого- педагогическую диагностику | регулярно |
Методические | 1. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 2. Принимать активное участие в работе муниципального и школьного МО учителей. 3. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 4. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, округа через Интернет. 5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 7. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 8. Проводить открытые уроки для коллег 9. Организация проектно-исследовательской работы учащихся. 10. Выступать с докладами по теме самообразования. | регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно регулярно регулярно регулярно регулярно регулярно ежегодно регулярно |
Информационно-технологические технологии | 1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по предмету, педагогике и психологии | регулярно регулярно
|
Охрана здоровья | 1.Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | регулярно |
Перспективный план
В условиях реализации ФГОС проблема оценки планируемых результатов достаточно актуальна. Среди многообразия форм и методов оценивания образовательных достижений учащихся я стремлюсь выбирать как традиционные (диктанты, контрольные работы, творческие работы, контрольно-измерительные материалы, составленные в формате ОГЭ и ЕГЭ), так и инновационные средства оценивания: портфолио (так как позволяет отслеживать положительную динамику роста личностных достижений), рейтинговая система оценки (использую при проектной деятельности); система мониторинга качества обученности учащихся, которая осуществляется посредством организации стартового контроля-текущего-промежуточного-итогового (позволяет фиксировать уровень знаний и практических навыков каждого ученика, а также выстраивать индивидуальный образовательный маршрут). При всем этом считаю, что следующая тема самообразования будет: «Совершенствование форм и видов контроля и диагностики».
С целью повышения уровня своего профессионального образования, исходя из анализа собственной деятельности, планирую заниматься самообразованием, через семинары, вебинары, конференции, мастер-классы, конкурсы различного уровня и изучение опыта коллег; также планирую создать цикл уроков с использованием технологий смыслового чтения и транслировать его в педагогических сообществах различного уровня.
№ | Направление работы | 2021-2022 | 2022-2023 | 2023-2024 |
Аттестация | ||||
Курсы | + | + | + | |
Выступление на МО | + | + | + | |
Участие в семинаре | + | + | + | |
Участие в предметной неделе | + | + | + | |
Участие в олимпиадах | + | + | + | |
Участие в научно-практических конференциях | + | + | + | |
Мониторинг | + | + | + | |
Публикации | + | + | ||
Авторская программа | + | + | + | |
Национальное образование | + | + | + | |
Проекты и творческие работы одаренных учащихся | + | + | + | |
Разработка содержания контрольных работ и уровневых работ по географии | + | + | + | |
Разработка календарно – тематического планирования обучения по географии, 5-11 класс | + | + | + | |
Использование современных педагогических технологий и ИКТ в области обучения и воспитания. | + | + | + | |
Широкое использование на уроках и внеклассных занятиях электронных учебников и мультимедийных презентаций. | + | + | + |
Циклограмма по самообразованию
Ежедневно |
|
|
|
Ежемесячно |
|
|
Каждую четверть |
|
|
|
Один раз в полугодие |
|
Один раз в год |
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/01/picture-42508-1569913159.jpg)
Методические рекомендации " Дидактический материал: "Активные методы обучения как один из путей развития способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Задания творческого характера могут быть использованы для подготовки к олимриадам, интеллектуальным марафонам, во внеклассной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/01/picture-42448-1575195912.jpg)
Активные методы обучения как средство повышения качества знаний учащихся по русскому языку.
Данный материал может быть использован педагогами как методические рекомендации при использовании активный форм обученияв образовательном процессе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/08/picture-873206-1483868860.jpg)
Доклад: «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»
Моя тема по самообразованию называется «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС». В связи с перехо...
Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС
В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информац...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/28/picture-870814-1569691499.jpg)
Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»
Вовлечение обучающихся в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщенное название методов активного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/03/picture-566111-1638549099.jpg)
Активные методы обучения на уроках истории и обществознания в свете реализации ФГОС
Современное образование, определяя свои основные задачи при подготовкевыпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставитумения применять полученные знания в новых ситуаци...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ВИД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС.
Проектная деятельность (ФГОС)–это личностно-ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий...