Методическая работа

Нестерова Ольга Анатольевна

За годы работы руководителем РМО и ШМО учителей русского языка и литературы накоплен большой методический материал, которым я с радостью готова поделиться с моими друзьями и коллегами. Кроме того, много материала позаимствовала у коллег-членов сообщества данного портала. Думаю, они не будут на это в обиде)))

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар для экспертов ПЭК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом Руководитель РМО учителей русского языка и литературы Нестерова О.А. 12.05.2014 г.

Слайд 2

Структура семинара Экзаменационная модель 2014 года по русскому языку Сжатое изложение: Общие критерии оценивания Частные особенности Сочинение – рассуждение Общие критерии оценивания Частные особенности Рекомендации по квалификации ошибок

Слайд 3

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Слайд 4

Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья. Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное — любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему. В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение — в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя — ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра» — вот тогда и получится настоящий человек. ( По В.В. Шахиджаняну) 136 слов

Слайд 5

Внимание! Эксперт проверяет работу в том случае, если в ней насчитывается не менее 50 слов. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. Экзаменуемый должен писать изложение от того лица, от которого идёт повествование в исходном тексте.

Слайд 6

ИК 1 - АДЕКВАТНОСТЬ И ПОЛНОТА ПЕРЕДАЧИ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА Нередко экзаменуемые передают все важные для восприятия исходного текста микротемы , однако при этом нарушают абзацное членение текста. Это не должно вести к снижению количества баллов по критерию ИК1 . Уровень правописной и речевой грамотности работы не должен влиять на выставление оценки по критерию ИК1. Неточно понятая микротема свидетельствует о том, что часть главного содержания исходного текста осталась для экзаменуемого недоступной, следовательно, оценка по критерию ИК1 должна быть снижена. Фактические ошибки, не ведущие к искажению основного содержания и смысла исходного текста или какой-либо его микротемы , не учитываются при выставлении оценки по критерию ИК1. В работе возможно некоторое расширение информации исходного текста за счёт прибавления экзаменуемым не содержащейся в прослушанном тексте микротемы , которая может быть как связана, так и не связана по смыслу с исходным текстом. Такое прибавление микротемы часто ведёт к искажению авторского замысла . В этом случае количество баллов по критерию ИК1 снижается.

Слайд 7

Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево, но без трудолюбия, самовоспитания этот маленький росточек засохнет. Есть много плохих специалистов равнодушных к своему делу. Они не знают радости труда. Это значит, что в молодости они совершили ошибку при выборе профессии. Приближение к искусству, творчеству – высшее наслаждение в жизни. Важно, чтобы человек влюбился в свой труд, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра», вот тогда и получится настоящий человек. ( 70 слов) ИК 1 – 0 баллов

Слайд 8

ИК 2 - СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА То, какими приёмами компрессии текста пользуется экзаменуемый, зависит не только от уровня его умений, но и от характера текста. Чаще всего для сжатия удаётся использовать приём исключения, реже всего – обобщения. Критерий ИК2 позволяет оценить уровень компрессионных умений девятиклассника применительно к любому тексту публицистического или научного (научно-популярного) стилей. При оценке сжатия текста необходимо оценивать не только наличие приёмов компрессии в изложении, но и правильность их применения. При правильном использовании приёмов компрессии исходного текста в экзаменационном изложении сохраняется адекватность авторской мысли и возможность её восприятия читателем .

Слайд 9

ИК 3 - СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ , РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ Следует обратить внимание на то, что оценка по критерию ИК3 снижается на 1 балл, даже если в изложении присутствует только одна из ошибок: или 1 логическая ошибка, или 1 нарушение абзацного членения текста. Оценивая последовательность изложения содержания прослушанного текста, необходимо опираться на исходный текст и его композиционно-логическую структуру . Оценивая логическую связь между единицами текста изложения учащегося, нужно иметь в виду, что она не должна противоречить логике исходного текста. В то же время, оценивая речевую связность и правильность абзацного членения изложения, необходимо рассматривать эти параметры к созданному экзаменуемым тексту изложения, а не сопоставлять текст, написанный выпускником, с оригиналом. Речевые ошибки не влияют на оценку по этому критерию .

Слайд 10

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

Слайд 11

СК 1 - НАЛИЧИЕ ОБОСНОВАННОГО ОТВЕТА НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС При проверке экзаменационных сочинений стоит учитывать, что девятиклассники не должны владеть специальной филологической терминологией, выходящей за рамки школьной программы. Достаточно того, что выпускник способен указать на роль языковых явлений в тексте. Глубина раскрытия лингвистической темы не должна влиять на оценку по критерию С1К1. ПРИМЕР Известный русский лингвист Г.Степанов говорил: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Эти строки говорят о том, что каждый уважающий себя человек является профессионалом своего дела. наличие фактической ошибки в понимании тезиса.

Слайд 12

СК 2 - НАЛИЧИЕ ПРИМЕРОВ-АРГУМЕНТОВ В РАБОТЕ Экспертам следует учитывать соответствие приводимых примеров-аргументов тем тезисам, которые выдвинуты в сочинении. Иными словами, только такой пример считается аргументом, который действительно иллюстрирует названную функцию языкового явления. Количество примеров не из прочитанного текста не может служить причиной повышения оценки по критерию С1К2. 0 баллов. Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис. Пример Когда люди общаются, то речь человека важнее его внешнего вида, потому что именно речь раскрывает мысли, а значит, показывает окружающим, насколько богат и разнообразен духовный мир личности. Важно и то, как человек оформляет свои мысли, в какие грамматические формы их облекает. Так, для характеристики будущего великого физика Льва Ландау автор текста Бессараб использует определённую лексику, позволяющую раскрыть его внутренний мир (предложение № 25). Грамматические формы, использованные в этом тексте, также способствуют раскрытию характера Ландау (предложение № 24).

Слайд 13

СК 3 - СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОЧИНЕНИЯ Типичные ошибки в абзацном членении : Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – всё сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения: вступление, основную часть, заключение, – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

Слайд 14

К негрубым относятся ошибки: 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагат . и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 4) в написании и и ы после приставок; 5) в трудных случаях различения не и ни ( Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; и др.); 6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

Слайд 15

Когда ошибка не должна влиять на оценку Исправляются , но не учитываются : ОРФОГРАФИЯ – В переносе слов. – Буквы э/е после согласных в иноязычных словах ( рэкет, пленэр ) и после гласных в собственных именах ( Мариетта ). Прописная / строчная буквы – В названиях, связанных с религией: М(м) асленица , Р(р) ождество , Б(б) ог . – При переносном употреблении собственных имен ( Обломовы и обломовы ). – В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван , сент ... ( дон Педро и Дон Кихот ). Слитное / дефисное / раздельное написание – Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум ( ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант ). – На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить ; ср. действующее написание напропалую, врассыпную ).

Слайд 16

ПУНКТУАЦИЯ – Тире в неполном предложении. – Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным. – Запятые при ограничительно-выделительных оборотах. – Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми. – В передаче авторской пунктуации.

Слайд 17

Тест-практикум

Слайд 18

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Тест на определение типа ошибки

Задание 1

Укажите предложение с ошибкой. Определите ее вид  

1)Страшное истощение сил обеих армий вынудило их к прекращению дальнейшего боя.

2)Флягин 10 лет был в плену у татар.

3)Остаются только некоторые возможности.

4)Это был брак не по любви, а ради взаимной выгоды.

Задание 2

Укажите  предложения с ошибками: Определите их вид.

1)Уже первая фраза имеет неясный смысл.

2)Бесполезно было бы описывать, как ужасно, скверно чувствовали себя дети в новой жизни.

3)Макар Чудра – гордый цыган, он не воспринимает рабство.

4)Особенно хочется заметить актера, игравшего роль Карандышева.

5)Соня – один из главных персонажей, её сущность – самосострадание и

самопожертвование.

Задание 3

Укажите  предложения с ошибками: Определите их вид.

1)Особо остро стоят такие вопросы, как дружба, искренность, предательство и другие.

2)В его лице Иван Васильевич увидел отца своей возлюбленной.

3)Это не только личная, но и общественная трагедия.

4)В конце разговора Базаров утверждает, что все в прошлом.

5)Их отношения трагичны, потому что чувства Онегина остались на уровне их

знакомства, а у Татьяны нет.

Задание 4

Укажите  предложения с ошибками: Определите их вид.

1)Раневская надеется, что ее дочери выйдут замуж за богатых людей.

2)Речь идет о взаимоотношениях между отцом и сыном Кирсановыми, которые

принадлежат к двум разным эпохам, к двум разным точкам зрения, но к двум близким

друг другу людям.

3)В доме всецело властвовала Кабаниха, которая всячески пыталась оскорбить человеческое достоинство Катерины.

4)Герой рассуждает о главных чертах человеческого характера: говорит о правде, о лжи, о

деятельности человека, о его слабости и силе.

5)Очень популярны компьютерные игры с музыкальным сопровождением, созданные по

мотивам мультфильмов.

Задание 5

Укажите  предложение с ошибками: Определите их вид

1)Стихи Пушкина учат любви и понимать жизнь.

2)Городничий безмерно счастлив, несмотря на то, что недавно пережил панический ужас,

узнав, что купцы жаловались на него.

Задание 1

Установить соответствие между типом ошибки и предложением:

L1: Речевая ошибка

R1: Половина жильцов старого дома не получила новые квартиры.

L2: Грамматическая ошибка

R2: В романе автором дается широкий показ разорения деревни.

L3: Нет ошибки

R3: Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравится, ближе и доступнее.

Задание 2

Установить соответствие между типом ошибки и предложением:

L1: Грамматическая ошибка

R1: Художник ехал по почтовому тракту на санях по вдосталь наезженной дороге.

L2: Нет ошибки

R2: Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

L3: Речевая ошибка

R3: Флягин странствовал по свету на протяжении всей жизни, и в каждом новом месте

люди воспринимали его как странного, необычного человека

 Задание 3

Установить соответствие между типом ошибки и предложением:

L1: Речевая ошибка

R1: Самолет летел невысоко и почти бесшумно.

L2: Грамматическая ошибка

R2: У этих человечков были очень крохотные ручки и ножки.

L3: Нет ошибки

R3: Где проходила наша экспедиция, то были глухие леса.

Задание 4

Установить соответствие между типом ошибки и предложением:

L1: Речевая ошибка

R1: Освобождение заложников было молниеносным и бескровным

L2: Грамматическая ошибка

R2: Все материалы о выставке мы отдали классному руководителю класса.

L3: Нет ошибки

R3: Народ меняется, в их сознании уже есть мысли о будущем

Задание 5

Установить соответствие между типом ошибки и предложением:

L1: Грамматическая ошибка

R1: Еще больше меня заинтриговала встреча автора со старушкой.

L2: Речевая ошибка

R2: Каждый тоскует о том, что он не имеет или потерял, но забывает о том, что он имеет

или получил вместо утерянного.

L3: Нет ошибки

R3: С утра было холодно и ветрено, и Серафима Петровна одела теплую кофту и

завернулась в пуховой платок.

Задание 6

Установить соответствие между типом ошибки и предложением:

L1: Грамматическая ошибка

R1: Левин ощущал преимущество спокойной, размеренной жизни в деревне над пустой

светской жизнью Петербурга и Москвы.

L2: Речевая ошибка

R2: Мой друг, подумай о том, что в этой жизни ты хочешь и что реально нужно тебе и

твоим близким.

Задание 7

Установить соответствие между типом ошибки и предложением:

L1: Нет ошибки

R1: Ему хотелось каких-то новых впечатлений, а не то, от чего он устал и видит из года в

год.

L2: Грамматическая ошибка

R2: В сказках Щедрина сатирически изображаются не только не знающие жизни

помещики и генералы, но и запуганные обыватели.

Задание 8

Установить соответствие между типом ошибки и предложением:

L1: Грамматическая ошибка

R1: Через всю повесть красной линией проходит мысль о необходимости духовного

обновления. L2: Нет ошибки

R2: Последнее, на чем следует остановиться, это на композиции книги.

L3: Речевая ошибка

R3: Наибольший интерес представляет для нас система персонажей романа.

Ответы

1. грам.ошибка в 1 предлож.

2. лексич.ошибки в 3,4,5 предлож.

3. речев ошибки в 1,2,5 предлож.

4. речев.ошибки в 2,4 предлож.

5.  грамматич. ошибка в 1 предл.



Предварительный просмотр:

Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья.

Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное — любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему.

В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение — в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя — ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра» — вот тогда и получится настоящий человек.

                                                                                                          (По В.В. Шахиджаняну)

                                                                                                                                     136 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

Микротемы

  1. Призвание — это талант, подкреплённый трудолюбием, и найти своё призвание – значит обрести счастье.
  2. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно любить, знать своё дело и увлекаться им.
  3. Творческий труд сродни искусству. Если в человеке разгорится его «искра», он станет настоящим мастером своего дела.

__________________________________________________________________________________________________

Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья.

Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное — любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему.

В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение — в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя — ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра» — вот тогда и получится настоящий человек.

                                                                                                          (По В.В. Шахиджаняну)

                                                                                                                                     136 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

Микротемы

  1. Призвание — это талант, подкреплённый трудолюбием, и найти своё призвание – значит обрести счастье.
  2. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно любить, знать своё дело и увлекаться им.
  3. Творческий труд сродни искусству. Если в человеке разгорится его «искра», он станет настоящим мастером своего дела.



Предварительный просмотр:

Материал взят  с Блога Ясинской Светланы Георгиевны http://lanasvet1991.blogspot.ru/p/blog-page_18.html

Подготовка к ОГЭ (ГИА) по русскому языку

http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/ 
http://www.saharina.ru/ 
http://uchimcauchitca.blogspot.ru/ 
Г.Егораева: как подготовить школьников к написанию сочинения на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Видеолекция Андрея Нарушевича "Подготовка учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку в 2015 году"
Презентация Андрея Нарушевича ""Подготовка учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку в 2015 году"
http://www.textologia.ru/ege-gia/?q=879     ещё 
Тесты по русскому  языку
Варианты КИМ - 2015  из сборника Цыбулько
Видеолекция Натальи Сениной "Изменения в ГИА (9 и 11 классы) по русскому языку в 2015 году".
Наталья Сенина "ОГЭ по русскому языку. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему"
Подготовка выпускников к сочинению  по теме 15.2
Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую  тему (задание 15.1).   ещё 
Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения  на морально-этическую тему.  ещё 
Подготовка к сжатому  изложению
ГИА. Русский язык. Часть 1.  Сжатое изложение.
Ирина Цыбулько о заданиях ОГЭ по русскому языку  - 2015
Рекомендации по написанию сочинения на  ОГЭ 2015
Ученические сочинения  - 2015
Вся теория к ОГЭ  для учеников
Сайт "Портфель для словесника" . Материалы для подготовки
http://urok.ucoz.net/  сайт Гращенковой
Презентация с рекомендациями по написанию сочинений ОГЭ  : 15.1, 15.2,15.3
Набор КИМ  - 2015
ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант 27

ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант 26

ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант 25

ОГЭ по русскому языку. 2015 год . Вариант 24

ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант 23

ОГЭ по русскому языку. 2015 год . Вариант №22

ОГЭ по русскому языку. 2015 год.  Вариант №21
ОГЭ по русскому языку. 2015 год . Вариант №20

ОГЭ по русскому языку. 2015 год.  Вариант №19

ОГЭ по русскому языку. 2015 год.  Вариант №18
ОГЭ по русскому языку. 2015 год . Вариант №17
ОГЭ по русскому языку. 2015 год . Вариант №16
ОГЭ по русскому языку. 2015 год . Вариант №15
ОГЭ по русскому языку. 2015 год.  Вариант №14
ОГЭ по русскому языку. 2015 год.  Вариант №13
ОГЭ по русскому языку. 2015 год.  Вариант №12
ОГЭ по русскому языку. 2015 год.  Вариант №11
ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №10

ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №9 
ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №8 
ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №7 
ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №6

ОГЭ по русскому языку. 2015 год.  Вариант №5
ОГЭ по русскому языку. 2015 год . Вариант №4
ОГЭ по русскому языку. 2015 год . Вариант №3
ОГЭ по русскому языку. 2015 год . Вариант №2

ОГЭ по русскому языку. 2015 год.  Вариант №1
ОГЭ по русскому языку. 2015 год . Демонстрационный вариант
Сборник И.П.Цыбулько с типовыми экзаменационными вариантами , соответствующими новой демоверсии ОГЭ-2015.   ещё 
Задание 15.3    ещё 
Подсказки для работы над сочинением 15.3  и образцы сочинений 15.3
Задание 15.2    ещё 
Задание 15.1   ещё

Задание 14. 2015 год 
Задание 13.  2015 год  ещё    ещё 
Задание 12.  2015 год  ещё   ещё 
Задание 11 . 2015 год  ещё    ещё     ещё   ещё 
Задание 10 . 2015 год  ещё    ещё    ещё 
Задание 9 . 2015 год  ещё     ещё    ещё 
Задание 8 . 2015 год  ещё   ещё     ещё    ещё 
Задание 7 . 2015 год  ещё      ещё      ещё 
Задание 6.  2015 год  ещё 
Задание 5 . 2015 год   ещё     ещё 
Задание 4.  2015 год   ещё     ещё   ещё 
Задание 3.  2015 год   ещё 
Задание 1 
Аудиозаписи текстов  для изложения
Тесты в формате ОГЭ  2015 года
Теоретический материал для подготовки  САМЫХ ТРУДНЫХ ЗАДАНИЙ ГИА
Грамматические  ошибки
Речевые  ошибки
Логические  ошибки
Фактические  ошибки
Этические  ошибки
Много полезных  материалов   ещё 
Варианты тестовых  заданий. Много.
Материал для подготовки . Много.
Оргаизация подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ  по русскому языку
16 новейших презентаций Егораевой Г.Т. для подготовки к сочинению  на лингвистическую тему

Демоверсия, спецификация, кодификатор ОГЭ по русскому языку -  2015
Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2015 году основного государственного экзамена (ОГЭ).
Справка о планируемых изменениях КИМ основного государственного экзамена (ОГЭ) в 2015 году.
Материалы семинаров для учителей русского языка и литературы по актуальным вопросам ГИА и ЕГЭ
Материалы для подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Сайт Акимовой

Сайт Настаченко 
Сайт "Учитель словесности" 
Русский на 5. Интерактивный информационно-обучающий сайт для детей и взрослых 
ГИА по русскому языку. Лингвистический анализ художественного текста. Презентация Г.Т.Егораевой
Открытый банк заданий ГИА-9 на сайте ФИПИ
Аудиозапись по русскому языку для подготовки к ГИА - 2014
Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения ГИА-9 в 2014 году
А.В. Волкова, Е.Кузнецова, Н.А. Шапиро, Е.Шувалова "Подготовка к ГИА по русскому языку
в 9-м классе: методика и практика".

Лекция 1 ,  2,   3,  4,  5,  6,  7,  8     1-4     5-8 
Справка о планируемых изменениях КИМ ГИА для выпускников 9 кл. 2014 года
Образовательный портал "Сдам ГИА"

Н.А. Борисенко, А.Г. Нарушевич, Н.А. Шапиро "Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах". 

Лекция 1 ,  2 ,  3 ,  4 ,  5 ,  6 ,  7 ,  8 

ГИА. Проект контрольных измерительных материалов по русскому языку - 2014.  Демонстрационный вариант
Цитаты для сочинений на ГИА по русскому языку - 2014. И.Цыбулько.
Цитаты для сочинений на ГИА по русскому языку - 2014. По сборнику Н.А.Сениной.
Шапиро Н. Принципы и приемы редактирования текста в процессе работы над сочинением 
Московский педагогический марафон учебных предметов - 2013: новое о ЕГЭ и ГИА по русскому языку
Ирина Цыбулько «Особенности государственной итоговой аттестации по русскому языку в 2013 году»
Презентации с сочинениями 
Учительский портал 
ИнтерГуру 
Подготовка к ГИА-2014 по русскому языку   vkhttp://www.egeteka.ru/

КИМы из сборника типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько (36 вариантов)  

Отсканированные тексты из сборника И.П. Цыбулько  Неудобно, но все 36.

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013 
ГИА. Контрольные измерительные материалы 2013 года.  Планируемые изменения в КИМ – 2013.  Перевод баллов в отметки – 2013 
Аналитический отчет о результатах ГИА  2012 г .
Готовимся к ГИА 
Ещё 
Ещё 
Ещё 
Материалы 
Подготовка к ГИА 
Лингвистические сочинения 
Ресурсы Интернет для преподавателей рус. языка и литературы 
Капканы ЕГЭ  ГИА!!!
Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2013 г.)  Полезно!
Информационный портал ГИА 
ФИПИ 
Подготовка к ЕГЭ и ГИА 
Курс русского языка 
Электронный репетитор: орфография 
Электронный репетитор: пунктуация 
Е. И. Литневская Русский язык: краткий теоретический курс для школьников 
Мир ЕГЭ  ГИА
ГИА материалы для ученика и учителя 
Моё образование  ЕГЭ, ГИА
Ликбез  ЕГЭ ГИА
Блог "Подготовка к ЕГЭ/ГИА" 
Клуб учителей русского языка ЕГЭ, ГИА 
Тесты  
Русский язык 5-11 материалы 
Клуб методистов ЕГЭ и ГИА 
Блог "К экзамену РуЛи" 
ГИА по русскому языку 
Тесты по русскому языку 
Блог "Готовимся к ГИА" 
Блог "Учебник нашего времени" 
Сайт репетитора Мокрышевой 
Сайт Головиной 
ЕГЭ портал, ГИА 
Сайт "Портфель для словесника" 
Подготовка к ГИА - 9 
Блог "От ГИА к ЕГЭ" 
Блог "По уши в ГИА" 
Русский на пять 
Сайт Захарьиной Елены 
Ликбез. ЕГЭ по русскому языку  ГИА
Блог "Словесник" 
Тесты ГИА онлайн по русскому языку - 2012 
Виды лингвистического анализа 
Здесь выложены очень полезные презентации Егораевой Г.Т. 
КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ 
Экзамен по рус. 9 класс 



Предварительный просмотр:

Система действий учителя при создании технологии оценивания

(отличительные особенности заданий базового и повышенного уровней)

Доклад на РМО учителей

русского языка и литературы

Нестеровой О.А.

План-конспект

  1. Особенности системы оценки ФГОС второго поколения

Система оценки – это инструментальное ядро ФГОС общего образования. Она выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения междисциплинарных программ и учебных программ по отдельным предметам.

Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:

1) комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

2) использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

3) оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно - деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

4) оценку динамики образовательных достижений учащихся;

5) сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

6) использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;

7) уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;

8) использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений

9)использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.  

Оцениванию подлежат результаты  предметные, метапредметные и личностные. Отметки ставятся:

текущие – по желанию (не менее 1 оценки в неделю);

за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

Критерии оценивания (по признакам трёх уровней успешности):

необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия  и усвоенные знания .Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации , либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной, в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.

Определение итоговых оценок/отметок

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка– на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕ обязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях

Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися  всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

  1. Почему контроль в современной школе должен быть разноуровневым?

Во ФГОС многократно повторяется идея индивидуального подхода, дифференциации обучения. Если обучение становится многоуровневым, учитывающим индивидуальные особенности, то и оценивание должно помочь увидеть индивидуальные особенности учащихся, в частности учащихся с высоким уровнем усвоения предметного материала. В стандарте есть указание на необходимость оценки динамики индивидуального развития учащихся, выполнить это в случае детей, которые показывают хороший уровень достижений только на материале базовых заданий, довольно трудно.

Для качественного оценивания индивидуальных образовательных достижений учащихся в ходе итогового контроля контрольно-измерительные материалы должны содержать задания разных степеней сложности

базового и повышенного, при этом основанием для создания заданий и того и другого уровней являются планируемые результаты блоков «Выпускник научится».

В ходе мониторинговых исследований возможно включение заданий высокого уровня сложности, эти задания строятся на материале планируемых результатов блоков «Выпускник получит возможность научиться».

  1. Какие принципы лежат в основе конструирования итоговых разноуровневых работ?
  • Контрольно-измерительные материалы должны быть направлены не только на оценивание знаний, они обязательно должны позволять оценить умения учащегося оперировать полученными знаниями, овладение им определенным набором способов действия.

  • Результаты выполнения учащимся работы должны давать возможность зафиксировать достижение планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне, что позволяет охарактеризовать состояние базовой подготовки учащегося и осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки.

  • Должна быть обеспечена полнота проверки за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка . При этом в кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится».

  1. В чем специфика заданий каждого уровня сложности?

Задания базового уровня - это обязательные задания, направленные на проверку знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения предмету в этом классе (если это текущий контроль)  или в следующем классе (если это итоговый контроль). Задания базового уровня сложности проверяют освоение предметных планируемых результатов на уровне применения в стандартной ситуации.

Задания повышенного уровня требуют от ученика умения одновременно пользоваться имеющимися у него представлениями из разных разделов курса, проявить несколько предметных результатов, работать в ситуации, когда имеется выбор способа из нескольких или способ необходимо сконструировать из известных, применять знания в нестандартной ситуации, проявлять умения метапредметного характера: понимать и анализировать условие задания и поставленный вопрос, контролировать полноту выполнения задания, учитывать при выполнении задания все указанные в нём условия.

Группу высокого уровня сложности  составляют задания, построенные на основе планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться».

  1. Перевод оценки по уровням успешности  в предметную отметку

Уровни успешности

5-балльная шкала

100% -

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» (или 0)

ниже нормы,

неудовлетворительно

0-49%

Необходимый (базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

«3»

норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

50-64%

«4»

хорошо.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

65-74%

Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4+»  близко к отлично.

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

75-89%

«5»  отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

90-100%

 

Максимальный

(необязателый) уровень

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались

либо самостоятельно добытые новые знания,

либо новые, самостоятельно усвоенные умения

«5+»

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

Отдельная шкала:

50-69%

«5 и 5»  превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Отдельная шкала:

70-100%

  1. Анализ заданий разного уровня сложности.

Приведем пример заданий по русскому языку из раздела «Фонетика и графика». Задание 1 (базовый уровень)

Обведи номера всех верных утверждений.

  1. В слове маяк звуков больше, чем букв.
  2. В слове чашка все согласные звуки твёрдые.
  3. В слове царевна все согласные звуки звонкие.
  4. В слове тетрадь два слога.

Комментарий. Задание проверяет умение характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие). 

Задание 2 (повышенный уровень) 

Даны звуки: [у], [с’], [ы], [п], [д], [р], [й’], [а], [ч’] Раздели эти звуки на две группы.

  1. группа
  2. группа

Одну из выделенных тобою групп можно разделить ещё на две группы. Предложи два способа того, как это можно сделать.

Способ 1

1

2

Способ 2

1

2

Комментарий. Задание проверяет тот же планируемый результат, что и задание 1, но при этом проявление этого планируемого результата осложняется необходимостью проявить умение группировать звуки по выбранному основанию, предлагать два способа выполнения задания 

Задание 3 (высокий уровень).

В характеристике звуков слова ружьё допущено несколько ошибок. Найди и исправь ошибки: зачеркни неправильно указанный признак и запиши сверху правильный вариант.

[р] – согласный, твёрдый, глухой, обозначен буквой «р».

[у] – гласный, безударный, обозначен буквой «у».

[ж] – согласный, мягкий, звонкий, обозначен буквой «ж».

[й’] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначен буквой «ё».

[о] – гласный, безударный, обозначен буквой «ё».

Комментарий. Задание проверяет планируемый результат из блока «Выпускник получит возможность научиться»: оценивать правильность проведения

фонетического   разбора   слова,   по содержанию задание также требует проявления знаний о качественной характеристике звуков русского языка, проявление этих знаний и умения их проявить осложнено тем, что ученик должен увидеть ошибки в проведенном звуко-буквенном анализе.

  1. Педагогический практикум

А теперь попробуем сами распределить задания по уровням сложности.

1.        Прочитай предложение.

Матросы устранили течь, но вода продолжала течь.

Определи, какими частями речи являются подчёркнутые слова, укажи все известные тебе грамматические признаки этих слов.

Первое слово это _________________________________, его признаки:

Второе слово это __________________________________, его признаки:

2. Как ты считаешь, о чём этот рассказ? В чём его основная мысль? Напиши об этом. В твоей записи должно быть 3 – 4 предложения, и это обязательно должен быть связный текст

( это задания повышенного уровня сложности)

1. Вспомни три орфограммы, которые изучались в начальной школе. Запиши примерное название этих орфограмм и приведи по 2 примера слов на каждую орфограмму.

2. Если ты считаешь, что прочитанное сочинение нуждается в правке, внеси исправления: зачеркни слова, которые ты хотел бы заменить, и сверху запиши свой вариант.

3. Поставь знак ударения в словах.

торты, щавель, красивее, партер, начать, кухонный, понять

( это задания высокого уровня сложности)

  1. Особенность работ по русскому языку
  • Большое количество заданий с развернутым открытым ответом.
  • Большое количество заданий, предполагающих работу с таблицей.
  • Наличие заданий, предполагающих работу с текстом.
  • Наличие заданий, оценивающих коммуникативную компетентность.
  • Наличие разнообразных по форме заданий.

Предлагаемая система диагностики позволяет определить уровень сформированности предметных знаний и умений по русскому языку, а также уровень овладения универсальными учебными действиями; оценить динамику индивидуального продвижения учащегося. Результаты диагностики послужат основой для принятия обоснованных педагогических решений о дальнейшем ходе обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система действий учителя при создании технологии оценивания ( отличительные особенности заданий базового и повышенного уровней )

Слайд 5

Почему контроль в современной школе должен быть разноуровневым ? Если обучение становится многоуровневым , учитывающим индивидуальные особенности, то и оценивание должно помочь увидеть индивидуальные особенности учащихся, в частности, учащихся с высоким уровнем усвоения предметного материала.

Слайд 6

Какие принципы лежат в основе конструирования разноуровневых работ ? Контрольно-измерительные материалы должны быть направлены не только на оценивание знаний , они обязательно должны позволять оценить умения учащегося оперировать полученными знаниями Результаты выполнения должны давать возможность зафиксировать достижение планируемых результатов не только на базовом , но и на повышенном уровне. Должна быть обеспечена полнота проверки за счет включения заданий , составленных на материале основных разделов курса русского языка .

Слайд 7

Уровни успешности 5-балльная шкала 100% Не достигнут необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача «2» (или 0)  ниже нормы, неудовлетворительно 0-49% Необходимый (базовый) уровень Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания «3»  норма , зачёт, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) 50-64% «4»  хорошо . Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) 65-74%

Слайд 8

Повышенный (программный) уровень . Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знания по изучаемой теме , либо уже усвоенные знания и умения, но в новой , непривычной ситуации «4+»  близко к отлично. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) 75-89% «5»  отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и самостоятельно ) 90-100% Максимальный (необязательный ) уровень. Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались самостоятельно добытые новые знания либо умения «5+» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) Отдельная шкала: 50-69% «5 и 5»  превосходно. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) Отдельная шкала: 70-100%

Слайд 9

Задание 1 (базовый уровень) Обведи номера всех верных утверждений. В слове маяк звуков больше, чем букв. В слове чашка все согласные звуки твёрдые. В слове царевна все согласные звуки звонкие. В слове тетрадь два слога. Задание 2 (повышенный уровень) Даны звуки: [у], [с’], [ы], [п], [д], [р], [й’], [а], [ч’] Раздели эти звуки на две группы. Одну из выделенных тобою групп можно разделить ещё на две группы. Предложи два способа того, как это можно сделать. Задание 3 (высокий уровень). В характеристике звуков слова ружьё допущено несколько ошибок. Найди и исправь ошибки: зачеркни неправильно указанный признак и запиши сверху правильный вариант. [р] – согласный, твёрдый, глухой, обозначен буквой «р». [у] – гласный, безударный, обозначен буквой «у». [ж] – согласный, мягкий, звонкий, обозначен буквой «ж». [й’] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначен буквой «ё». [о] – гласный, безударный, обозначен буквой «ё».

Слайд 10

Как ты считаешь, о чём этот рассказ? В чём его основная мысль? Напиши об этом. В твоей записи должно быть 3 – 4 предложения, и это обязательно должен быть связный текст Если ты считаешь, что прочитанное сочинение нуждается в правке, внеси исправления: зачеркни слова, которые ты хотел бы заменить, и сверху запиши свой вариант . Вспомни три орфограммы, которые изучались в начальной школе. Запиши примерное название этих орфограмм и приведи по 2 примера слов на каждую орфограмму. Прочитай предложение. Матросы устранили течь , но вода продолжала течь . Определи , какими частями речи являются подчёркнутые слова, укажи все известные тебе грамматические признаки этих слов. Первое слово это _________________________________, его признаки: Второе слово это __________________________________, его признаки : 5. Поставь знак ударения в словах: торты, щавель, красивее, партер, начать, кухонный, понять

Слайд 11

Повышенный: 1, 4 Высокий: 2,3,5

Слайд 12

Вывод Предлагаемая система оценивания позволяет определить уровень сформированности предметных знаний и умений по русскому языку; определить уровень овладения универсальными учебными действиями; оценить динамику индивидуального продвижения учащегося. Результаты диагностики послужат основой для принятия взвешенных педагогических решений о дальнейшем ходе обучения