"Учитель года-2019"

Нестеров Александр Николаевич

Материалы для участия в конкурсе профессионального матерства "Учитель года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОРЯДОК

проведения муниципального этапа

Всероссийского конкурса

"Учитель года России"

1. Общие положения

1.1. Настоящий порядок проведения муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» (далее - Конкурс), организатором которого является отдел образования администрации Лукояновского муниципального района, определяет место, сроки, требования к составу участников и жюри Конкурса, представлению материалов, конкурсные мероприятия.

1.2. Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (далее - ФГОС), профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года №544н (далее – профессиональный стандарт «Педагог»), поддержку инновационных технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.

1.3. Организационо-техническое и методическое сопровождение Конкурса обеспечивают отдел образования администрации Лукояновского муниципального района, информационно-диагностический кабинет.

1.4. Задачами Конкурса являются:

- активизация инновационной деятельности учителя и усиление его влияния на развитие школьного образования;

- поиск новых методических идей и современных технологий организации учебно-воспитательного процесса;

- выявление и распространение современного эффективного педагогического опыта;

- сохранение и преумножение лучших педагогических традиций учительства в районе;

- повышение профессионального мастерства и престижа труда учителя;

- формирование и демонстрация гражданской позиции современного учителя;

- привлечение внимания общественности и органов самоуправления Лукояновского района к проблемам школьного образования.

1.5. Участники  Конкурса:

 педагоги образовательных организаций независимо от специализации в педагогической деятельности, со стажем работы не менее  3 лет, реализующие общеобразовательные программы, имеющие первую и высшую квалификационные категории и внесшие значительный вклад в развитие муниципальной системы образования..

Педагогический работник, ставший победителем муниципального этапа Конкурса, может принять участие повторно не ранее, чем через три года.

2. Сроки и порядок проведения Конкурса

2.1. Конкурс проводится в два этапа:

- заочный этап;

- финал конкурса.

2.2. Заочный этап Конкурса проводится в срок с 15 по 25 февраля 2018  года.

2.3 Для участия в заочном этапе общеобразовательные учреждения направляют в оргкомитет муниципального этапа Конкурса (отдел образования администрации Лукояновского муниципального района) в срок до 15 февраля следующие конкурсные материалы:

- представление по форме (приложение 1);

- заявление кандидата на участие в муниципальном этапе Конкурса (приложение 2);

  - согласие на обработку персональных данных (приложение 3).

Заочный этап Конкурса включает в себя три конкурсных задания: «Интернет-ресурс», «Методический семинар», «Урок».

Конкурсное задание «Интернет-ресурс»

Формат: представление интернет-ресурса (личный сайт, страница, блог сайта образовательной организации), на котором можно познакомиться с участником муниципального этапа Конкурса и публикуемыми материалами.

Критерии оценивания:

-        информационная насыщенность (количество представленной информации, ее образовательная и методическая ценность, различное структурирование информации (тексты, таблицы, схемы и т. п.), разнообразие содержания, тематическая организованность информации, научная корректность, методическая грамотность);

-        безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды (понятное меню, удобство навигации, разумная скорость загрузки, удобный формат коммуникации, языковая культура, наличие инструкций и пояснений для пользователей, защищенность и адекватность виртуальной среды образовательным целям);

-        эффективность обратной связи (разнообразие возможностей для обратной связи, доступность обратной связи, наличие контактных данных для обсуждений и дискуссий, удобство использования механизмов обратной связи, систематичность и адресная помощь в проведении обратной связи, ее интенсивность и количество вовлеченных пользователей);

-        актуальность информации (регулярность обновления информации, связь информации с текущими событиями, наличие информации о нормативно-правовой базе, разнообразие групп пользователей, новизна и оригинальность информации, возможности создания детско-взрослых виртуальных сообществ, наличие возможностей использования информации лицами с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями);

-        оригинальность и адекватность дизайна (выстроенная информационная архитектура, грамотные цветовые решения, оригинальность стиля, корректность обработки графики, сбалансированность разных способов структурирования информации, учет требований здоровьесбережения в дизайне, внешний вид размещенной информации).

Максимальное количество баллов - 25 (по каждому критерию максимально 5 баллов).

Конкурсное задание «Методический семинар»

Формат: компьютерная презентация (до 20 слайдов) с пояснительной запиской (до 5 страниц), содержащие описание педагогического опыта работы участника муниципального этапа конкурса, описание его инновационной методики и технологии, направленных на реализацию ФГОС. Материал размещается на интернет-ресурсе участника муниципального этапа конкурса.

Критерии оценивания:

-        результативность и практическая применимость (применение методики на практике и внесение изменений в практику преподавания, наличие количественных и качественных показателей достижения результата и разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные), соотнесение методики преподавания с планируемыми результатами, воспитательный и ценностный потенциал представленного опыта педагогической деятельности учителя, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания);

-        оригинальность и творческий подход (умение увидеть новые стороны в обсуждаемых вопросах преподавания, творческий подход и способность найти неожиданные решения педагогических задач, разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал);

-        научная корректность и методическая грамотность (убедительное и аргументированное методическое обоснование эффективности представленного педагогического опыта, точность и корректность использования педагогической терминологии, отсутствие фактических ошибок, технологичность и логическая последовательность представления опыта педагогической деятельности (выстраивание шагов и наличие алгоритмов), использование активных и интерактивных подходов для мотивации и поддержки самостоятельности обучающихся, адекватная оценка и мониторинг собственных педагогических достижений в области методики преподавания);

-        информационная и языковая грамотность (визуализация информации и иллюстративность, разнообразие источников информации и образовательных ресурсов, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.), педагогический кругозор и общая эрудиция).

Максимальное количество баллов - 20 (по каждому критерию максимально 5 баллов).

Конкурсное задание «Урок»

(видеозапись, регламент - до 30 минут)

Формат:        видеоматериал, отражающий метапредметный подход и

междисциплинарные связи в обучении предмету, реализуемые учителем. Материал записывается специально для представления на муниципальный этап конкурса и размещается на Интернет - ресурсе участника муниципального этапа конкурса.

Критерии оценивания:

-        информационная и языковая грамотность (корректность учебного содержания и использования научного языка (термины, символы, условные обозначения), глубина и широта знаний по теме, доступность изложения, адекватность объема информации (возрастным особенностям обучающихся и требованиям образовательной программы), навыки в ИКТ, культура поведения в виртуальной среде и визуализация информации, языковая культура учителя и обучающихся, использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.);

-        результативность (достижение предметных результатов, достижение метапредметных результатов, достижение личностных результатов, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации), соотнесение действий с планируемыми результатами);

-        методическое мастерство и творчество (разнообразие методов и приемов, смена видов деятельности, новизна и оригинальность подходов, нестандартность действий и индивидуальность учителя, использование сравнительных подходов, формирование умения аргументировать свою позицию, использование дискуссионных подходов и проектирования, разнообразие форм работы с информацией и использование разных источников, соответствие методов и приемов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов));

-        мотивирование к обучению (использование различных способов мотивации и умение удивить, системность и последовательность мотивирования в структуре занятия, доброжелательная атмосфера, безопасная и комфортная образовательная среда, использование проблемных ситуаций, опора на интересы и потребности обучающихся (умение сформулировать или вывести на формулировку проблемы, опора на жизненный опыт учеников), поддержка образовательной успешности всех обучающихся);

-        рефлексивность и оценивание (объективность и открытость оценивания, связь с целеполаганием, разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе, обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения, понятность процедуры и критериев оценивания);

-        организационная культура (постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов, наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий, установление правил и процедур совместной работы на уроке, обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы обучающихся);

-        эффективная коммуникация (организация взаимодействия и сотрудничество обучающихся между собой, с учителем и различными источниками информации, поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания учащимися своей точки зрения, наличие эффективной обратной связи на занятии, способность учителя задавать модель коммуникации, использование вопросов на понимание, развитие умений учащихся формулировать вопросы);

-        наличие ценностных ориентиров (обращение внимания учащихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания, поддержка толерантного отношения к различным мнениям и культурным особенностям, создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей гражданской направленности);

-        метапредметный и междисциплинарный подходы (формирование универсальных учебных действий разных видов, использование потенциала различных дисциплин и корректность в использовании содержания других дисциплин, системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов);

-        поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся (использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т. п.), создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения, поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий, решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке, уважение личного достоинства каждого ученика и доброжелательная атмосфера).

Максимальное количество баллов - 50 (по каждому критерию максимально 5 баллов).

Не подлежат рассмотрению документы и материалы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению, а также поступившие (размещенные) с нарушением сроков проведения муниципального этапа конкурса.

   Жюри  конкурса рассматривает представленные материалы и выявляет рейтинг лучших работ – финалистов Конкурса.

2.4. Финал муниципального этапа конкурса проводится 05, 12  марта  2019   года  на   базе   МБОУ Лукояновская  СШ  № 1.

2.5. Финалистами муниципального этапа  Конкурса являются участники заочного этапа, набравшие наибольшее количество баллов по критериям оценивания (3 первых рейтинговых места)

2.6. Финал муниципального этапа конкурса предполагает проведение следующих конкурсных мероприятий:

Первый день в МБОУ Лукояновская СШ №1:

Конкурсное задание Учебное занятие

(регламент - 45 минут).

Формат: проведение учебного занятия с учащимися, отражающего современный подход и междисциплинарные связи, соответствующие новым федеральным государственным образовательным стандартам. 

Критерии оценивания:

информационная и языковая грамотность (корректность учебного содержания и использования, научного языка (термины, символы, условные обозначения) глубина и широта знаний по теме; доступность изложения, адекватность объема информации;  навыки в ИКТ, культура поведения в виртуальной  среде; языковая культура педагога и обучающихся, использование разных источников информации,структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.);

- результативность (достижение предметных результатов, метапредметных, личностных результатов; вовлечение учеников в исследовательскую   деятельность (выдвижение гипотез,  сбор данных, поиск источников,  информации); соотнесение действий с планируемыми результатами);

- методическое мастерство и творчество (разнообразие методов и приемов, смена

видов деятельности, форм работы с информацией; новизна и оригинальность подходов, нестандартность действий и индивидуальность учителя; использование сравнительных приёмов, формирование умения аргументировать свою позицию,   использование дискуссионных приёмов и проектирования; соответствие методов и приемов целеполаганию (прогнозирование темы урока, планирование задач); соотнесение результатов урока с целями и задачами урока);

- мотивирование к обучению (использование различных способов мотивации и

 умение удивить; системность и последовательность проведения   мотивации в структуре занятия; доброжелательная атмосфера, безопасная и комфортная образовательная среда;  использование проблемных ситуаций, опора  на интересы и потребности обучающихся  (умение сформулировать или вывести на формулировку проблемы,  опора на жизненный опыт учеников); создание ситуации успеха для обучающихся);

- рефлексивность и оценивание (объективность и открытость оценивания, связь с целеполаганием; разные способы оценивания (самооценка, взаимооценка) и рефлексии; обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения; понятность процедуры и критериев оценивания; адекватность оценки и рефлексии проведенного    занятия, точность ответов на вопросы);

- организационная культура (постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов, наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий; установление правил и процедур совместной работы на уроке; внимание на индивидуальные запросы и

интересы учеников, создание возможностей для инклюзивного образования; осознание учениками своей деятельности на уроке, понимание проблем поставленных учителем);

- эффективная коммуникация (организация взаимодействия и сотрудничества обучающихся между собой, с учителем и с различными источниками информации; поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания учениками своей точки зрения; наличие эффективной обратной связи на занятии, способность учителя задавать модель коммуникации; использование вопросов на понимание, развитие умений учеников формулировать вопросы; развитие навыков конструктивного диалога у обучающихся);

- наличие ценностных ориентиров (воспитательный эффект урока и педагогической

деятельности учителя; использование здоровьесберегающих технологий и формирование культуры здорового образа жизни; обращение внимания обучающихся на ценностные ориентиры  и ценностные аспекты учебного знания; поддержка толерантного отношения к различным мнениям и  культурным особенностям; формирование  общих ценностей  гражданской  направленности);

- метапредметный и междисциплинарный подход (формирование универсальных учебных действий разных видов; использование потенциала различных дисциплин  и корректность в использовании содержания других дисциплин; понимание особенностей метапредметного подхода и его отличия от от использования междисциплинарных связей; системность и целесообразность  использования междисциплинарных  и метапредметных подходов; умение анализировать проведенное занятие с учетом использования метапредметных и междисциплинарных  связей, обоснование  метапредметных результатов урока);

- поддержка самостоятельности  и творчества обучающихся (использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся  (работа в группах, в парах, формулирование вопросов и т.п.); создание на уроке ситуаций для выбора  и самоопределения, дифференциация заданий; поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий; решение творческих задач, возможности  для

самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке; уважение личного достоинства каждого ученика и  доброжелательная атмосфера).

           Максимальное количество баллов – 50 баллов (по каждому критерию максимально 5 баллов).

Самоанализ учебного занятия

(регламент – до 10 минут)

Критерии оценивания:

- Умение охарактеризовать незнакомый класс;

- Умение методически обосновать структуру урока;

- Методическая обоснованность  форм и методов обучения;

- Терминология учителя (научность, краткость, лаконичность);

- Полнота самоанализа;

- Навыки публичного выступления, ответы на вопросы.

Максимальное количество баллов – 15 баллов (по каждому критерию максимально 3 балла).

Второй день в МБОУ Лукояновская СШ №1

Мастер-класс «Учитель-мастер»

 (регламент — 10 минут)

Формат: публичная индивидуальная демонстрация способов трансляции на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приемов и др.).

Критерии оценивания:

-        актуальность и методическое обоснование (доказательство значимости методической проблемы для образования, убедительное и аргументированное методическое обоснование предлагаемых способов обучения, оригинальность и новизна методических приемов, технологичность и практическая применимость, внесение изменений в практику преподавания на основе требований ФГОС, разнообразие методических приемов);

-        педагогическая культура (способность к анализу своей деятельности и осмыслению опыта, осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания, корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, отсутствие фактических ошибок, глубина и широта знаний по теме, грамотность речи);

-        метапредметность и универсальность подходов (метапредметный потенциал представляемого содержания, доступность для понимания и конкретность (примеры, связь с практикой преподавания, опора на реальные ситуации), системность и целесообразность использования метапредметных подходов, потенциал транслируемости педагогического опыта).

Максимальное количество баллов - 30 (по каждому критерию максимально 10 баллов).

Творческий конкурс "Творческая презентация актуальной темы"

(регламент – 7 минут).

Формат: творческая презентация конкурсантом актуальной темы, связанной с объявлением 2019 года в Российской Федерации Годом Театра, в режиме интерактивного взаимодействия с аудиторией с применением информационно-коммуникационных технологий.

Критерии оценивания:

- коммуникативная культура (умение выстраивать взаимодействие с аудиторией, способность задавать модель коммуникации, уважение различных точек зрения, владение культурными нормами и традициями (понимание и учет в своей педагогической практике социокультурных особенностей страны, региона и своей школы);

- творческий подход и импровизация (способность удивить, проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей решения педагогических задач, использование приемов театральной педагогики, артистизм, удачное сопровождение выступления (иллюстрации, компьютерная презентация, яркие примеры));

- ценностные ориентиры и воспитательная направленность педагогической деятельности (акцент на воспитательный эффект, поддержка уважения достоинства личности и толерантного отношения к культурным различиям, педагогическая деятельность в области формирования ценностей морально-нравственной и гражданско-патриотической направленности).

Максимальное количество баллов – 30 (по каждому критерию максимально 10 баллов).

3.Подведение итогов Конкурса

3.1. Всем участникам конкурса вручаются дипломы Конкурса.

3.2. Победителем Конкурса является участник, набравший максимальное количество по сумме баллов за выполнение конкурсных заданий финала муниципального этапа Конкурса.

3.3. Остальные участники финала муниципального этапа Конкурса объявляются призерами.

Финалисты конкурса награждаются дипломами, денежными сертификатами.

4. Оргкомитет и Жюри конкурса

4.1. Для подготовки и проведения конкурса создается Оргкомитет, в состав которого входят специалисты и методисты отдела образования Лукояновского района, представители районной профсоюзной организации работников образования и педагогической общественности Лукояновского района.  

4.2. Оргкомитет обеспечивает организационное и информационное сопровождение конкурса:

- направляет информацию в образовательные организации Лукояновского района об объявлении конкурса;

- устанавливает порядок проведения и критерии оценивания материалов, представленных на конкурс;

- определяет порядок, форму, место и дату проведения конкурса;

- обеспечивает организацию и проведение конкурса на всех этапах;

- информирует педагогическую общественность о результатах конкурса.

4.3. Для оценки конкурсных заданий на первом и втором этапах конкурса оргкомитет создает конкурсное жюри  и утверждает регламент ее работы. В состав конкурсного жюри  входят педагоги и специалисты, имеющие опыт практической работы в системе образования, владеющие навыками экспертизы конкурсных (творческих) состязаний, победители конкурсов "Учитель года"  прошлых лет.

Количество членов конкурсного жюри  определяется оргкомитетом.

5. Финансирование конкурса

5.1. Финансирование проведения конкурса производится за счет средств районного бюджета.

5.2. Оплата расходов участников Конкурса на проезд, командировочные расходы, осуществляется за счет средств направляющей стороны.

5.3. Для проведения финала конкурса допускается привлечение внебюджетных и спонсорских средств и дополнительное стимулирование участников со стороны образовательных организаций.

_______________


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Для просмотра видео конкурсного урока истории России по теме «Начало Великой Отечественной войны» предлагаю пройти по ссылке: https://nsportal.ru/video/2019/02/urok-istorii-rossii-po-teme-nachalo-velikoy-otechestvennoy-voyny

После появления уведомления нажмите на эту ссылку еще раз.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Начало Великой Отечественной войны

Слайд 3

Цель: Определение причин неудач Красной Армии в первые месяцы войны

Слайд 4

1. Договор о ненападении между СССР и Германией был подписан ____? 2. Германский план молниеносной войны назывался ______? 3. Советский разведчик, сообщивший наиболее точное время нападения Германии на СССР, _______? 4 . Финские долговременные укрепления на Карельском перешейке получили название _________? 5. Какие три республики вошли в состав СССР в июле 1940г? 23 августа 1939г. блицкриг Рихард Зорге л иния Маннергейма Эстония, Латвия, Литва

Слайд 7

Боевая единица Германия (на границе с СССР) СССР Дивизии 190 170 Личный состав 4,3 млн. человек 3,1 млн. человек Танки 4,3 тысячи 9,2 тысячи (большинство устаревшего типа) Самолеты 5 тысяч 8,5 тысяч (1,5 тысяч новые) Орудия и минометы 48 тысяч 47 тысяч Автомобили 500 тысяч 270 тысяч Численность войск и вооружений на границе на 22 июня 1941 г.

Слайд 9

В чем же причины неудач Красной армии в первые месяцы боев?

Слайд 11

«Светофор» Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке . Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно . Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Слайд 12

Дифференцированное домашнее задание На основе материалов §29 и урока: На «3» - заполнить таблицу «Основные сражения Начального этапа ВОВ ». На «4» - ответить на вопросы № 1-3 из рубрики «Проверь себя ». На «5» - из рубрики «Учимся быть историками» выполнить творческое задание № 4 .



Предварительный просмотр:

Исторические источники о причинах неудач Красной армии в первые месяцы Великой Отечественной войны

I. Из акта о приеме Наркомата Обороны СССР: С. К. Тимошенко от      К. Е. Ворошилова, 1940 г.

Главнейшими недостатками в подготовке войск являются:

1) Низкая подготовка среднего командного состава... и особенно слабая подготовка младшего начальствующего состава...

4) Крайне слабая выучка родов войск по взаимодействию на поле боя... артиллерия не умеет поддерживать танки; авиация не умеет взаимодействовать с наземными войсками...

II. Из воспоминаний Маршала Советского Союза Г. К. Жукова

Наши войска находились в стадии реорганизации и перевооружения более совершенным оружием. Наши приграничные войска не были своевременно доведены до штатов военного времени, не были приведены в полную боевую готовность. Те меры, которые проводились, оказались полумерой. Все эти недостатки еще больше увеличили преимущества противника.

III. Воспоминания генерала П. Л. Бограда (с марта 1940 года курсант Камышловского пехотного училища)

«…Учеба была тяжелой, почти все время обучения – около 90% - проходило в поле на учениях, на стрельбище, марш-броски со стрельбой, форсирование водных преград вплавь или на подручных средствах. Зимой на лыжах, ночевка в лесу, по-бивуачному, у костра. В зимнее время мы в месяц проходили на лыжах до 600-700 километров… Выучка тогда была настоящая…».

Вопросы к источнику:

1. Какие недостатки боевой подготовки Красной армии выявила советско-финская война?

2. На какие недостатки в Красной армии накануне ВОВ указывает Г. К. Жуков?

3. На основе воспоминаний генерала П. Л. Бограда сделайте вывод, изменилось ли качество обучения наших войск?



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ

Учителя истории и обществознания

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Ульяновской средней школы

Нестерова Александра Николаевича

Класс: 9-Б  

Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны».

Дата проведения урока: 06.02.2019 г.

Место урока в календарно-тематическом планировании:

Данный урок является вторым уроком главы «CCCP в годы ВОВ».

Тип урока: комбинированный урок

Общая характеристика класса:

При планировании урока учитывались возрастные и индивидуально-психологические  особенности учащихся 9-Б класса, уровень сформированности компетенций, реальные учебные возможности.

Ученики данного класса имеют средний уровень познавательных способностей, но при этом обладают высокой учебной мотивацией. На уроках дети проявляют интерес к учебной деятельности. Большинство учащихся систематически готовятся к уроку, используют дополнительную литературу, возможности сети Интернет. Уровень сформированности коммуникативной и информационной компетенций достаточный для их возраста. Культура поведения и общения учащихся соответствует морально-этическим нормам.

Учебно-методическое и техническое оснащение урока:

На уроке использовалось мультимедийное оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска; цифровая карта «Западная Европа в 1924-1939 гг.», самостоятельно разработанная компьютерная презентация к уроку; настенная карта «Великая Отечественная война Советского союза 1941-1945 гг.»; документ, содержащий исторические источники.

Цели и задачи урока:

Цель урока определена с учетом содержания учебного материала, места данного урока в курсе истории России.

Основная цель урока:

- определение причин неудач Красной Армии в первые месяцы войны.

Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:

- Обучающие: познакомить обучающихся с трагическими событиями начала Великой Отечественной войны, выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны, проанализировать мероприятия, которые проводило советское руководство в первые недели войны.

- Развивающие: развитие навыков исследовательской и групповой работы, умений работать с картой, историческими документами, анализировать их, делать выводы, устанавливать логические и причинно-следственные связи, развивать связную речь, обогащать словарный запас.

- Воспитывающие: воспитывать на примерах мужества и героизма советских воинов чувство долга и глубокого уважения к нашему народу.

Планируемые результаты:

Личностные: 

Понимание исторического и культурного многообразия мира, уважение к истории и культуре своего и других народов; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать уже имеющиеся.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь ставить цель собственной учебной деятельности, принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно), выполнять необходимые действия, операции; действовать по плану;

Познавательные: понимать и перерабатывать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строить монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; аргументировать собственную точку зрения, корректно оппонировать, приходить к общему решению.

Предметные:

- рассказывать об особенностях Начального этапа ВОВ (причины, ход, направления удара, соотношение сил, меры по отражению агрессии и т.п.).

- называть даты: начала ВОВ, начала Второй мировой войны, подписания договора о ненападении;

- раскрывать значение понятий: Ставка ВГК, ГКО, активная/жесткая оборона, план Барбаросса, блицкриг, эвакуация, мобилизация;

- показывать на карте следующие объекты: страны, захваченные Германий до Великой Отечественной войны, районы концентрации и направления ударов Трех групп армий Германии, планируемую Германий линию захвата территории СССР.

Структура занятия:

Структура урока выстроена с учетом требований системно-деятельностного подхода. Урок включает в себя следующие этапы:

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний (постановка проблемного вопроса).

4. Первичное восприятие и усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания (выполнение заданий из исторического источника).

6. Первичное закрепление (составление кластера).

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8. Рефлексия.

9. Информации учащихся о полученных отметках и домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Анализ деятельности по реализации целей и задач урока:

На Организационном этапе я приветствовал учащихся, сидящих за тремя «круглыми столами», а для создания эмоционального настроя на предстоящую работу и определения темы урока я использовал песню «Священная война» и стихотворение «Тот самый длинный день в году» К. Симонова. 

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. После прослушивания песни и стихотворения учащимся было предложено сформулировать тему урока, а затем поставить цель занятия, с чем учащиеся успешно справились. Тема и цель урока были выведены на слайд презентации. Обсуждение цели урока плавно перешло в учебную мотивацию.

Целеполагание и планирование деятельности, осуществленное совместно с учащимися, благоприятно повлияло на рабочий настрой и мотивацию познавательной активности. В процессе обсуждения темы урока («Начало Великой Отечественной войны») дети смогли сформулировать цель урока: определение причин неудач Красной Армии в первые месяцы войны. После чего возникла необходимость в повторении уже пройденного ранее материала как по истории России, так и по всеобщей истории. Совместный выход на тему урока, целеполагание и планирование осуществлялись в зоне ближайшего развития школьников. Учащиеся посредством ответов на проблемные вопросы сами делали необходимые выводы.

Используемые формы организации учебной деятельности: эвристическая беседа, фронтальная работа по составлению и корректировке плана работы над темой. Возникшие логические цепочки были направлены на развитие у детей регулятивных УУД (умение ставить цель, составлять план реализации поставленной цели), коммуникативных УУД (умение приходить к общему мнению, принимать и уважать мнение другого) и учебно-познавательных УУД (умение работать с ранее изученным материалом, свёртывать информацию, представлять ее в схематичной модельной форме).

Этап Актуализации знаний (постановка проблемного вопроса) также был выстроен в соответствии с намеченным планом. Первоначально работа по актуализации знаний проводилась с помощью компьютерной презентации над вопросами прошлых тем. Вопросы были краткие, проводилась проверка терминов, персоналий и дат. Это позволило учащимся через фронтальную работу вспомнить темы по истории России и всеобщей истории, связанные с темой «Начало ВОВ». Чередуя вопросы и комментируя ответы, я попросил учащихся на интерактивной карте: «Западная Европа в 1924-1939 гг.» показать направления и страны, которые Германия захватила до начала ВОВ.

Приступив к работе над новой темой, я сообщил о том, как Германия начала войну против нашей страны и сформулировал проблемный вопрос «Выяснить причины неудач Красной армии в первые месяцы ВОВ», предложив учащимся в течение урока найти на него ответ. Использованные на этапе освоения нового материала формы организации учебной деятельности: анализ карты и работа с вопросами - были направлены на развитие, помимо уже названных, следующих УУД: самоопределение и ответственный выбор, самооценка (личностные УУД); работа по намеченному плану (регулятивные УУД); сопоставление, дополнение (учебно-познавательные УУД). 

Первичное восприятие и усвоение новых знаний.

Следует отметить, что учащиеся девятого класса приступили к изучению новой темы, имея определенный багаж знаний. В целях развития таких личностных УУД, как самоопределение и ответственный выбор, я предложил детям самостоятельную работу над опережающим заданием, а именно: из любого источника найти следующую информацию:

- чем Германия объясняла нападение на СССР;

- в каких районах, и какими силами наступали немцы;

- каким было соотношение немецких и советских войск в первые месяцы войны;

- как Лукояновский район встретил весть о начале ВОВ.

В рамках изучения вопроса «Начало Великой Отечественной войны» было важно одновременно и не углубляться в подробности трагических событий, и в то же время не упустить важные детали такой серьезной темы при сохранении регламента в 30 минут. Для этого мной был составлен план по изучению темы, позволивший подвести учащихся к проблемному вопросу. 

Работая над вопросом «План Барбаросса и соотношение сил в первые дни ВОВ» я использовал форму устного ответа на вопросы. Отвечая на вопрос об особенностях германского наступления на СССР, дети пришли к выводу, что без карты представить себе это невозможно,  поэтому ученик показал нам на карте направление удара каждой из трех групп армий и планируемый рубеж захвата советской территории. На интерактивной доске было показано фото первых страниц документа «План Барбаросса». Говоря о соотношении сил, я спросил у учащихся, кто из них знает о соотношении сил и планах Гитлера в отношении советских граждан. Учащиеся, готовившие домашнее задание опережающего характера, поднимали руку и отвечали, а я вывел на слайд презентации информацию из многотомной энциклопедии «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. В 12 т. Т.2. Происхождение и начало войны. / под ред. О. А. Ржешевского. - М.: Кучково поле, 2012.» о соотношении немецких и советских войск в начале ВОВ.

        Изучению вопроса «Меры по отражению агрессии. Мобилизация» предшествовала рассадка девятиклассников в группы по интересам, то есть учащиеся садились за столы с той табличкой, тематика которой им близка и интересна. Я поставил на стол три таблички: зеленая «Стратеги», красная «Современники» и желтая «Историографы», дети выбрали свою группу. Далее учащиеся отвечали на вопросы и работали с терминами Ставка и ГКО. После работы над основной информацией я задал вопрос, владеет ли кто-либо сведениями о мобилизации в Лукояновском районе, как уходили на фронт наши земляки. Сергеев Максим подготовил сообщение о мобилизации в селе Мерлиновка, а Дикарева Олеся подготовила сообщение «Из воспоминаний родных и близких лукояновцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны». Следует отметить, что ученики готовили сообщения по материалам газет и сборников очерков наших краеведов, проделали очень трудоемкую работу. Ответы детей были озвучены и сопоставлены, на слайде презентации появилось фото бойцов, уходящих на фронт.

        Проделав основной объем учебной работы, я счел нужным записать в тетрадь тему урока и ключевую дату занятия «22 июня 1941 г. – начало ВОВ», ведь подходило время приступить к работе над проблемным вопросом. На удивление простым оказался для девятиклассников проблемный вопрос «Выяснение причин неудач Красной армии в первые месяцы ВОВ». На мой взгляд, это можно объяснить тем, что большая часть класса выполнила опережающее задание и ознакомилась с предложенными вопросами. А это дает детям самое главное – знания! Отвечая на вопрос, учащиеся сформулировали так называемые официальные общепринятые причины неудач РККА, а именно:

1. Недоверие Сталина разведданным.

2. Сталинские репрессии, лишившие Красную армию талантливых командиров. 3. Перевооружение, проходившее в РККА.

4. Наличие у врага  сильных и боеспособных частей.

        Кроме того, ряд учеников смоги найти и неофициальные, современные, точки зрения на причины неудач РККА:

1. Жесткая оборона вместо активной (контратаки вместо обороны укрепрайонов, итог - тысячи убитых советских солдат).

2. Ожидание удара на Украине, а не в Белоруссии (от Минска до Москвы прямая дорога 1000 км - 14 часов на легковой машине).

 3. Якобы был приказ Сталина № 1 от 18.06.1941 г. о приведении войск в боевую готовность, который не выполнили в войсках).

         После ответов учеников я высказал точку зрения, что нам следует придерживаться официальных общепринятых взглядов на причины неудач РККА, а современные подходы к проблеме имеют место быть и, возможно, спустя время они станут официальными.

        Использованные на этапе первичного восприятия и усвоения новых знаний формы организации учебной деятельности: выбор способа изучения учебного материала, самостоятельная работа с текстом опережающего задания, проверка по образцу- были направлены на развитие, помимо уже названных, следующих УУД: самоопределение и ответственный выбор, самооценка (личностные УУД); работа по намеченному плану (регулятивные УУД); сопоставление, дополнение, самопроверка, свёртывание информации (учебно-познавательные УУД); умение руководить и подчиняться (выступать в роли проверяющего и отвечающего) (коммуникативные УУД).

Велась работа по обеспечению предметных результатов: формировалось умение показывать на карте страну СССР, направления ударов германских войск, линию государственной границы, планируемый рубеж захвата Германией территории СССР. Школьники учились рассказывать об особенностях нападения Германии на СССР, раскрывать значение понятий, называть дату начала ВОВ.

На протяжении данного этапа урока я старался работать с опорой на имеющиеся у девятиклассников знания из курса «Всеобщая история», осуществлять межпредметные связи с предметами «География» и «Литература».

Этап первичной проверки понимания (выполнение заданий из исторического источника) изученного материала был организован в форме творческой групповой работы. Детям, распределенным по трем группам, предлагалось выполнить задание на основе анализа исторического источника: в соответствии с тематикой своей группы ответить на вопрос из документа. В ходе прослушивания и обсуждения предложенных ответов шло проговаривание изученного материала, объяснение и повторение новых терминов.

Данный вид работы был направлен на развитие коммуникативных УУД (монологическая связная речь); регулятивных УУД (в некоторых группах дети распределили высказывания в связные предложения, облегчив тем самым работу по запоминанию и воспроизведению информации).

На этапе первичного закрепления (составление кластера) я предложил учащимся составить кластер. Исходя из темы урока, мной и учащимися было сформулировано главное слово урока «Начало ВОВ» и закреплено на доске. Я попросил каждую из групп написать на листе и прикрепить на доску такое слово, с которым у ребят ассоциируется начало ВОВ. Для примера совместно с учащимися было написано слово «агрессия», прочие слова каждая из групп написала самостоятельно. Работы были сданы, ответы проверены посредством одобрения учителя и прочих групп. 

Использованные на этапе закрепления формы организации учебной деятельности, на мой взгляд, эффективны тем, что, помимо повторения изученного материала (предметные УУД), способствуют развитию таких личностных УУД как самоопределение, самостоятельность, ответственность за свой выбор, самооценка.

Этап контроля усвоения и обсуждения допущенных ошибок и их коррекции был запланирован для устранения возможных ошибок при работе над проблемным вопросом «Каковы причины неудач Красной армии в первые месяцы ВОВ?», но так как ранее я сказал о том, что проблемный вопрос был успешно разобран, данный этап не потребовался. На данном этапе я лишь похвалил учащихся за активную и продуктивную работу.

На завершающем этапе урока мною была организована коллективная рефлексия: дети при помощи карточек определили, насколько они усвоили тему урока и был ли им урок интересен:

-Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

-Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

-Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Приятно, что всем ученикам урок оказался полезен и приятен, хотя, возможно, в этом была доля лукавства.

        Этап информирования учащихся о полученных отметках и домашнем задании и инструктаж по его выполнению. Открыв Дневник.ru я озвучил положительные отметки за урок, отметку «три» я ставить не стал, тем самым дав учащимся возможность на следующем уроке улучшить свои результаты (ряд учащихся просто стеснялись при виде камеры отвечать). 

Домашнее задание было вынесено на слайд для наглядности. Каждый из учеников выбрал его для себя самостоятельно:

На «3» - с помощью параграфа 29 заполнить таблицу «Основные сражения начального этапа ВОВ»

        На «4» - параграф 29, ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя» 1-3.

        На «5» - после параграфа 29 из рубрики «Учимся быть историками» выполнить творческое  задание 4.

При такой подаче домашнего задания соблюдается требование «идти за детьми», продолжается работа по формированию личностных УУД (самоопределение), благодаря вариативности задания, повышается мотивация к его выполнению.

Общие выводы:

При проектировании и проведении данного урока я ориентировался на следующие принципы обучения:

- принцип систематичности и последовательности. Данный урок – важное звено раздела, главы и всего курса, как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

- принцип доступности. Урок построен с учётом возраста девятиклассников, особенностей развития учащихся данного класса, уровня их подготовленности.

- принцип наглядности. На уроке использовал изобразительно-звуковую наглядность (работа с учебной презентацией, песня, интерактивная доска (карта)), настенную карту.

- принцип связи обучения с практикой. На уроке дети осознали, как неподготовленность Красной армии вылилась в страшные последствия и поражения первых месяцев ВОВ. А также на практике попробовали себя в роли «Историографов», «Стратегов» и «Современников» - участников тех событий. Активизация познавательной деятельности обучающихся на данном уроке достигалась путём обращения к личному опыту детей, использованию понятного и личностно значимого для них материала. Стимулировалась внутренняя мотивация. Основными механизмами запуска внутренней мотивации выступали проблемные вопросы, компетентностно-ориентированные продуктивные задания, разнообразные формы организация учебной деятельности.

Принцип психологического комфорта предполагает, что учеба должна давать детям радость, протекать на фоне положительных эмоций. Реализации данного принципа способствовали доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, ориентированность на активность и сознательность учащихся. Я старался использовать различные формы поощрения учащихся, поддерживал общий настрой на успех. Рациональный отбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.

Принцип здоровьесбережения. В целях реализации данного принципа я использовал различные формы обучения (диалоговые, монологические). Чередование индивидуальной, групповой, фронтальной форм организации учебной деятельности помогли избежать монотонности урока, усталости обучающихся на уроке, стимулировали познавательный интерес. В наглядности я чередовал внимание детей на презентации, интерактивной карте, обычной карте и доске. В середине урока дети поменялись местами в группах, тем самым провели разминку, своего рода физкультминутку. Темп урока соответствовал возможностям учащихся класса.

Дифференциация обучения в сочетании с интерактивным методом  обучения осуществлялась через предъявление вопросов различного уровня сложности, предоставление детям права выбора выполнять задания самостоятельно или в группе, определение каждым учеником в зависимости от его возможностей объема и форм выполнения домашнего задания. Также происходило  вовлечение всех учащихся в процесс обучения, совместная работа учителя и ученика, поощрение инициатив.

Остановимся на методах. Системно-деятельностный метод является основным на уроке. На всех этапах учебного занятия я старался создать условия для того, чтобы школьники были активными субъектами своей учебной деятельности: определяли цель, осуществляли планирование, добывали информацию, осуществляли контроль, оценку (самооценку) результата.

Частично-поисковый метод -  необходимая составляющая современного урока. В рамках его реализации я стремился, чтобы знания ни на одном из этапов не давались в готовом виде. Детям предлагались проблемные вопросы и задания. Велась работа в зоне ближайшего развития учащегося. Система вопросов выстраивалась в логике «учить на высоком уровне сложности», в случаях, когда дети затруднялись, вопросы корректировались в сторону упрощения, давались «ступеньки», но все основные выводы на уроке учащиеся сделали сами.

Используя исследовательский метод, я вел работу по организации поисковой и познавательной деятельности учащихся путём постановки проблемных практических задач и вопросов, в частности, при самостоятельном анализе исторического источника.

Метод проблемного изложения материала я стремился активно использовать, ведь проблемный вопрос на уроке истории необходим, чтобы заставить учащихся мыслить. На данном уроке ответ на проблемный вопрос мы искали через лесенку вопросов менее существенных, двигаясь к большему.

Работа на уроке строилась с использованием основных содержательных линий: «историческое время» (велась работа с хронологией, периодизация событий); «историческое пространство» (работа с исторической картой); «историческое движение» (конфликты и борьба государств); «человек в истории» (характер людей, поступки деятелей).

Я старался построить урок так, чтобы он был продуктивным, интересным. Взаимодействие с учениками строил с позиций сотрудничества, уважения, на протяжении всего урока демонстрировал заинтересованное отношение к успехам детей.

Время, отведенное на все этапы урока, на мой взгляд, распределено рационально. Необоснованных потерь времени не было. Методически оправданно использовались наглядность и мультимедийные средства обучения. В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования реализация воспитательного потенциала урока (работа по формированию личностных компетенций) осуществлялась мною на основе использования учебных ситуаций и была встроена в каждый этап учебного занятия.

Ученики активно включались в работу, между нами чувствовалось взаимопонимание. Учебное содержание урока им было понятно, личностно значимо для каждого. Задания вызывали у них интерес.

Дисциплина на уроке была хорошая, дети умеют работать как в парах, в группах «круглых столов». Итоговые выводы смогли сделать даже не совсем сильные ученики.  

Таким образом, заявленные цели урока были достигнуты. В целом урок прошёл динамично и, по мнению детей, интересно. Опоздание учащейся на урок могу объяснить «рабочим моментом»: девочка находилась на «больничном», и пришла на съемку урока сразу с приема у врача.



Предварительный просмотр:

Викторина к игре «Зарница» для 2-4 классов.

1. Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 мая и сколько лет она продолжалась? (Великая Отечественная Война продолжалась 4 года) 2 балла

2. Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны. (22.06.1941-09.05.1945.)  2 балла

3.  Как  ласково называлось новое секретное оружие нашей армии?  («Катюша») 1 балл

4. Назовите государственную награду за заслуги перед Родиной? (Медаль или орден). 1 балл

5. Какой город устоял против осады 900 дней? (Ленинград) 1 балл

Викторина к игре «Зарница» для 5-7 классов.

  1. Почему война, навязанная Советскому Союзу фашистской Германией, вошла в историю как Великая Отечественная? Какую еще Отечественную войну Вы знаете в истории нашей Родины? (Потому что в этой войне принимал участие весь народ, защищая своё Отечество.Отечественная война 1812 года.) 2 балла
  2. «Дорога жизни» - что это? (Единственная транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру (во время навигации – по воде, зимой – по льду), связывающая блокадный Ленинград с тыловыми районами (с сентября 1941 по март 1943). По этой дороге эвакуировали население, везли в осаждённый город продукты, топливо, оружие). 2 балла
  3. Подвиг какого советского летчика отражен в книге Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке»? (Маресьев Алексей Петрович) 1 балл
  4. После какой битвы был развеян миф о непобедимости гитлеровской армии? (После битвы под Москвой (1941-1942)) 1 балл.
  5. Какое оборонительное сооружение приняло первый бой в начавшейся войне? (Брестская крепость) 1 балл.
  6. Как назывался план вторжения Германии в СССР (Опера́ция «Барбаро́сса») 1 балл.

Викторина к игре «Зарница» для 8-10 классов.

  1. Дата начала и окончания Второй мировой войны.(1 сентября 1939 – 2 сентября 1945). 2 балла
  2. Кто водрузил знамя Победы над Рейхстагом?( По официальной версии Герои Советского Союза Егоров М.А. и Кантария М.В) 2 балла
  3. Назови трёх выдающихся полководцев Великой Отечественной. (Маршалы Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, А.М. Василевский, К.А. Мерецков, В.И. Чуйков, Ф.И. Толбухин, А.И. Ерёменко, генералы армии Н.Ф. Ватутин, И.Д. Черняховский, И.Х. Баграмян) 3 балла
  4. Сколько дней длилась Великая Отечественна война? (1418) 1 балл
  5. Сколько граммов хлеба составляла «блокадная пайка»? (250) 1 балл
  6. Кому принадлежат слова: "Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!"( Политрук Клочков В. Г. перед 28 панфиловцами) 1 балл.
  7. Какой подвиг совершил Александр Матросов? (Бросился к амбразуре пулемета и закрыл ее своим телом, сам погиб). 1 балл.
  8. Когда советская военная дальняя авиация совершила первый налет на Берлин? (Первый авианалёт на Берлин был совершён советской дальней авиацией в сентябре 1941 года.) 1 балл
  9. Когда советские войска впервые вышли на государственную границу СССР? («Войска 2-го Украинского фронта форсировали Днестр... вышли на государственную границу — реку Прут — на фронте протяженностью 85 километров».Из сообщения Совинформбюро от 26 марта 1944 года) 1 балл
  10. Назовите страны Европы, освобожденные советскими войсками от фашистских захватчиков. (Венгрия, Австрия, Польша, Чехословакия, Германия, Румыния, Болгария, Югославия) 8 баллов


Предварительный просмотр:

 ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРСC:\Users\Дмитрий\Desktop\шапка.png

«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ -2019»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Нестеров А.Н.,

учитель истории и обществознания

МБОУ Ульяновской СШ Лукояновского района

Нижегородской области

        Слайд 1: Здравствуйте, уважаемые члены жюри конкурса «Учитель года России – 2019». В рамках методического семинара представляю вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности по теме «Познавательные стратегии запоминания хронологического материала на уроках истории».

        Слайд 2: Вначале разрешите представиться – Нестеров Александр Николаевич, учитель истории и обществознания МБОУ Ульяновской СШ. Я работаю в той самой школе, которую окончил в 2006 году. Мои наставники в педагогической деятельности – это учителя, привившие мне в своё время любовь к предмету и интерес к профессии учителя. Образование высшее педагогическое, в 2016 году с отличием окончил историко-филологический факультет ННГУ им. Н.И. Лобачевского. В 2018 году также с отличием защитил магистерскую диссертацию по направлению «Педагогическое образование» в этом же вузе. Мой учительский опыт пока невелик, всего 8 лет, и «обобщение опыта» относительно него, наверное, несколько преувеличено. Это будет, скорее, попытка осмысления своего педагогического опыта, его анализа.

        Слайд 3: Цель изучения хронологии в школе – обеспечивать в сознании учеников правильное отражение исторического времени, поскольку это является в соответствии с современными требованиями ФГОС необходимым условием для развития у учащихся социально-адаптивной и познавательной компетентностей.

Хронология – это костяк истории, на который нанизываются все исторические события, факты, явления. Даты – это ориентиры для определения исторических периодов, не зная дат, сложно усвоить ход исторических процессов. Следовательно, без знания хронологии очень сложно сформировать у обучающихся такие актуальные в наше время личностные и предметные компетенции как освоение ими общемирового культурного наследия, знание основных исторических событий в развитии общества, чувство гордости за свою страну, уважение и принятие других народов мира, готовность к равноправному сотрудничеству. Французский историк Антуан Про, подчеркивая значимость исторического времени, назвал его главным действующим лицом истории. Однако восприятие исторического времени очень трудная задача. Возникает логичный вопрос: «Как сделать процесс запоминания дат и событий успешным?»

        Слайд 4: Важную роль в работе с хронологией играют процессы памяти, через которые проходит любой человек, чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Именно запоминание – главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения информации. Поэтому в работе с хронологией первостепенное внимание нужно уделять процессу запоминания. В этом может помочь психологическое тестирование на определение способа получения информации: визуалы, аудиалы или кинестетики. Зная, к какой из этих групп относится ученик, нужно использовать тот или иной метод и прием работы с хронологией. Психология учит, что запоминание основано на двух типах связей: связи по существу (смысловые связи) и связи по ассоциации, когда хронологическая дата просто ассоциируется в сознании с событием и запоминается не по смыслу, а чисто механически. Следовательно, при изучении хронологии у учащихся налицо два вида памяти — смысловая и механическая. Задачей учителя является как можно больше использовать запоминание по смысловым связям. Однако останется много и таких хронологических дат, которые могут быть усвоены механической памятью. 

        Слайд 5: Формирование хронологических знаний и умений в школьном курсе истории – эта тема всегда была актуальной. Однако у многих сложилось представление, что знать историю — это, прежде всего, знать факты и даты. Отсюда оставшиеся в памяти мрачные картинки уроков истории в дореволюционной школе, где ученики под строгим взглядом учителя многократно и бездумно повторяют, заучивая наизусть, бесконечные столбцы чисел и связанные с ними события. Для лучшего запоминания дат педагоги дореволюционной России использовали специальные пособия, в частности таблицу А. Язвицкого, которая состояла из разграфлённых клеток с условными рисунками и датами. Годы, подлежащие запоминанию, то закрывались марками, то открывались, причём попутно учащиеся повторяли название события.

        Советские методисты, обвиняя прежнюю школу в зубрежке и схоластике, последовательно отстаивали новое видение хронологии в школьных курсах истории.

         В 50-е годы методист М. Зиновьев утверждал, что « хронология — не самоцель, а средство постижения истории «как процесса развития».

В 70-е годы XX в. А. А. Вагиным были намечены основные средства наглядности в работе с хронологией: ленты времени, хронологические ряды, таблицы. Он выступал против изучения разрозненных отрезков времени . П. В. Гора выделил основные приёмы работы с хронологией: составление лент и линий времени, простое и образное обозначение даты, составление календарей событий и хронологических комплексов, составление хронологических и синхронистических таблиц. Методист Д. Н. Никифоров сравнивал хронологические таблицы с орфографией в русском языке или с таблицей умножения в математике.

        В 80-е годы Г. И. Годер создал систему работы с хронологическими датами на материале курса истории древнего мира. В ее основе – работа по ленте времени. Все задания можно свести к следующим типам: на определение длительности исторических событий, на установление временных связей между событиями, на выявление синхронности исторических событий. Г.И. Годер реализовал систему работы с линиями времени в «Рабочих тетрадях по истории древнего мира», в сборнике заданий «Познавательные задания и задачи по истории древнего мира» (М., 1996) Все эти задания решаются с применением ленты времени как наглядного средства.

        С конца 90-х г. акцент делается не на механическом запоминании, а на логическом восприятии. Так, О. Ю. Стрелова предлагает разные варианты тестов: соотнесение года с веком, на исключение лишней даты, на определение последовательности и др.  

        Слайд 6: Таким образом, современная методика преподавания истории имеет большой багаж методов и приемов работы с хронологией. Новизна моего опыта заключается в том, чтобы их системное использование, опирающееся на психологические закономерности памяти, сделало процесс запоминания дат и событий увлекательным и творческим. Я считаю, что развитие индивидуальных познавательных стратегий запоминания хронологического материала путем использования различных методов и приемов положительно скажется на качестве владения учащимися хронологией, что позволит, в соответствии с требованиями ФГОС, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Гуманистическая миссия современного педагога состоит в том, чтобы, с одной стороны, не переусердствовать с датами и не отбить у своих учеников интерес к временной атрибутике прошлого, а с другой — вместе с учениками от «работы со временем» двигаться к «работе над временем». Такая деятельность учителя  способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

        Слайд 7: Работа с датами осуществляется на всем протяжении исторического образования школьников. Это происходит и при изучении событий мировой истории, и событий истории России. О том, что знания хронологии важны, говорят задания, входящие в ЕГЭ и ОГЭ по истории и опосредованно, через знание истории, в экзаменационные задания по обществознанию. Обратимся к слайду. По имеющимся гиперссылкам мы можем наглядно убедиться в том, что по различным периодам в мировой истории и в истории России имеются задания, направленные на формирование умений учащихся работать с датами. При подготовке к ГИА в 9 и 11 классах вы также можете увидеть задания по хронологии.

        Слайд 8: Цель моей деятельности на данном направлении -  выявление возможностей организации познавательной деятельности учащихся на трех уровнях познавательной самостоятельности при изучении хронологического материала.  

Отсюда вытекают следующие задачи:

  • воспитывать у учащихся познавательную активность через привлечение их внимания к дате, исторической задаче, учебному материалу, возбуждая интерес; 
  • вырабатывать умение самостоятельно уяснить общую картину развития общества, осознать историю как закономерный процесс;
  • свободно и сознательно ориентироваться в историческом времени и в историческом процессе в целом; усвоить важнейшие даты событий, временных категорий (год, век, тысячелетие, эра) для определения места во времени всех известных учащимся исторических событий.

        Слайд 9:  Конечно, обучение хронологии не проходит идеально. Но, тем не менее, мы представляем, что в идеале выпускник школы – это всесторонне развитая личность, самостоятельная в получении знаний, способная решать проблемные ситуации и ориентироваться в нестандартной ситуации. Это личность, способная применять исторические знания для раскрытия причин и оценки современных событий,  обладающая социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетенциями. Это идеал, к созданию которого мы должны стремиться в процессе своей деятельности.

        Слайд 10: На накопленный мною опыт работы с хронологией можно взглянуть с трех позиций. Во-первых, это приемы работы с хронологическим материалом. Основные их них вы видите на слайде. Их разнообразие делает процесс запоминания дат  интересным, творческим, дети запоминают не зубрежкой, а установлением причинно-следственных связей. Давайте посмотрим, какие задания можно взять, например, при работе с лентой времени…. А вот какие тестовые задания по хронологии я использую….. Для этого перейдем по гиперссылкам.

        Слайд 11:  Во-вторых, система работы с хронологией направлена на формирование предметных, а в большинстве приемов и метапредметных, УУД. Это касается не только учащихся, обучающихся по ФГОС второго поколения, но и всех современных школьников. Ведь главное – не знания ради знаний, а знания ради умений их применить в жизни. С помощью гиперссылок вы можете увидеть, какие приемы я использую для формирования определенных универсальных действий.

        Слайд 12: В-третьих, систему работы с хронологией можно проследить на каждом этапе урока. На данном слайде вы видите, что на любом этапе урока возможны включения упражнений на отработку навыка работы с датой, событием, на сопоставление и соотнесение и т.д. Это может быть как серьезная аналитическая работа, так и игра.      

        Опираясь на хронологическую последовательность исторических фактов, учитель подводит учащихся к изучению причинно-следственных связей, а через них — к раскрытию законов развития общества.

        Слайд 13: Работа с хронологией ведется мною систематически и поэтапно. Вы видите копии рабочих тетрадей учеников, где представлена работа по ленте времени, а также специальные справочники, в которые ученики записывают даты и события. По ним мы готовимся к хронологическим диктантам, тестам, работаем со справочниками на уроках систематизации и обобщения. Это помогает развивать различные виды памяти ( зрительную, слуховую, механическую) и способствует лучшему усвоению материала.

        Слайд 14: Чтобы убедиться, что усвоение материала должно происходить путем использования различных методов и приемов, а не путем простого заучивания, я проводил две срезовые работы в 2016-17 учебном году и в 2017-18 учебном году в начале изучения темы и в конце. Брались классы, которые только приступили к изучению курса истории (это 5 класс), и те, кто завершал изучение этого курса – 11 класс. До проведения проверочной работы было дано задание: выучить такие-то даты и такие-то события. И все! А перед проверкой в конце изучения темы на уроке обобщения мы строили схемы по дате и событию, играли в хронологические игры, составляли ленту времени и т.п. Хотя слабые ученики допустили ошибки, но результаты оказались намного лучше. Это подтвердило мою гипотезу, что использование различных методов и приемов положительно скажется на качестве владения учащимися хронологией. Качество знаний учащихся по преподаваемым предметам стабильно. Это вы видите на диаграмме слайда.

        Слайд 15, 16: Мониторинг результатов ОГЭ и ЕГЭ по предмету также показывает хорошие результаты знаний учащихся. Они на уровне района и области или даже выше.

        Слайд 17: Мои ученики – участники всевозможных конкурсов и проектов различного уровня. Их достижения вы могли увидеть на моем сайте, а  вот некоторые дипломы и сертификаты на слайде. Я также стараюсь демонстрировать свой опыт, участвуя в конкурсах для педагогов, выступая на научно-практических конференциях, печатаясь в сборниках по истории и краеведению.

        Слайд 18: Все достижения вы можете увидеть на странице моего мини-сайта в педагогическом сообществе на сайте nsportal.ru, перейдя по гиперссылке. Здесь на главной странице видны грамоты мои и учеников, публикации моих разработок и ученических работ, повышение квалификации, а в меню сайта полезная информация для родителей, материалы по ОГЭ и ЕГЭ и т.д.

        Кроме того, трансляция опыта  осуществляется через открытые уроки для учителей школы и района, выступления на педсовете, ШМО и РМО, беседы в качестве учителя-предметника с родителями на родительских собраниях и конечно же, участие в разнообразной внеклассной работе. Это и составление викторин к знаменательным датам; и заданий к «Дням здоровья» и «Зарнице»; и проведение Предметных недель и Дней воинской славы.

        Таким образом, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы она отвечала не только современным требованиям, но и запросам образовательной среды.

        «Время — вот главное действующее лицо истории» - утверждал французский историк Антуан Про. Я считаю, что под этим углом зрения педагогические аспекты работы над хронологией в школе обретают новые значения и смыслы.

        



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРСC:\Users\Дмитрий\Desktop\шапка.png

«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ -2019»

КОНКУРСНОЕ ИСПЫТАНИЕ «Я - УЧИТЕЛЬ»

Нестеров А.Н., учитель истории и обществознания

МБОУ Ульяновской СШ Лукояновского района

Нижегородской области

Эссе «Гражданская позиция

современного учителя».

 Учителю принадлежит самая главная роль

в формировании будущего страны.

Из всех профессий профессия учителя –

самая благородная, самая трудная и самая важная.

Ш. А. Амонашвили

Современный учитель. Как часто сейчас мы слышим это словосочетание. И нет в нем главенствующего слова. Это как фразеологизм, смысл которого возможно понять через толкование всей фразы. Кто же он такой, современный учитель?

Современный учитель не только учит детей, но и сам многому учится у своих учеников, так как образование -  это двусторонний процесс. Мы знаем, что учитель - это связующее звено науки и воспитываемой им личности. Он эрудирован и образован, знает свой предмет, знает, что только большой багаж знаний сможет воспитать достойную личность. Учитель сегодняшнего дня – это обязательно человек преданный своему делу и своим ученикам, живущий профессией. Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, танцор, певец. Учитель - помощник, советчик, воспитатель ещё неокрепших юных сердец, защитник, стремящийся уберечь своих воспитанников от водоворота жизни и судеб. «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело», - говорил А. П. Чехов. Если педагог хочет, чтобы его воспитанники стали хорошими людьми, ему необходимо делать всё, чтобы дети хотели стать такими, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках и не встали на «скользкую дорожку».

Быть учителем истории и обществознания – очень ответственно, ведь мы открываем ребёнку глаза на жизнь, показываем истину жизни, передаем жизненный опыт: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём – и он в будущем найдёт свой путь в жизни; не увидим, пройдём мимо – и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни. Нельзя сравнивать нашу профессию с другими: подгорит хлеб у пекаря - можно выпечь другой через час или два; строитель неправильно положит кирпич - можно вымерять уровнем и всё исправить. Но только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Поэтому я убежден: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем.

Дети - это наше богатство. Сегодня, как никогда, важно сформировать у детей активную жизненную и гражданскую позиции. Ведь именно от них зависит наше будущее, будущее нашей общей Родины! Мы, учителя, работаем с детьми и многое можем сделать для будущего процветания нашего государства. А значит, каждый современный учитель должен иметь собственную твердую гражданскую позицию, чтобы правильно учить и воспитывать «будущее России».

В чём же заключается гражданская позиция современного учителя? Прежде всего, постараемся разобраться в самом понятии. Что понимается под «гражданской позицией»? Гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении к окружающему, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов.

Компонентами активной гражданской позиции являются  социальная активность, гражданское самосознание и личные качества человека. Посмотрим на современного учителя с этой точки зрения.

Первый компонент - социальная активность. Социальная активность – это сознательная деятельность личности, направленная на участие в социальных процессах и на изменение окружающих социальных условий.

Социальная активность учителя – это качество личности, которое проявляется в его деятельностном, энергичном, открытом характере, в способности побудить своих учеников к активной деятельности, направленной на преобразование общественных отношений и самого себя. Начинать нужно с малого, элементарно – не мусорить, помогать старшим, «бросить корку бездомной дворняге».
        
Я считаю, в современном мире всё чаще приходится говорить о социальной пассивности людей. Она выражается в отчуждении человека от общественных идеалов и задач, что проявляется в снижении социальной удовлетворенности и трудовой активности, в равнодушии к общественно – политическим проблемам, в потребительском стиле досуга. Задача учителя не допустить воспитания социально – пассивной личности.

Педагог должен сам проявлять социальную активность, инициативу, стремиться к постоянному позитивному преобразованию окружающей действительности. Ведь очень часто именно учитель – главный пример для ученика.

Второй компонент гражданской позиции учителя - это гражданское самосознание. Гражданское самосознание выражается в наличии высоких нравственных, морально-психологических качеств, среди которых особое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества. Гражданское самосознание - это осознание себя гражданином своего Отечества, это важнейшая часть культуры человека, связывающая его с государством, в котором он родился и живет, а главное с народом, для которого он готов пожертвовать своим частным интересом.

Я уверен, у современного учителя должно быть сформировано гражданское самосознание, а значит, он должен знать и уважать историю своей страны, принимать посильное участие в создании её будущего. Наш президент В.В. Путин, победив в 2018 году на выборах, обращаясь к нации, сказал, что страну ждут большие перемены и за 6 лет президентства мы должны совершить промышленный и экономически рывок. В нашей стране и старшее, и молодое поколения часто не понимают, что именно они опора будущего процветания и благополучия нашей Родины. Поэтому участие каждого гражданина в политической жизни Родины – это неотъемлемая часть жизни, учитель должен стать примером всем: и своим ученикам, и их родителям, и всем окружающим.

Ещё одним выражением гражданского самосознания, на мой взгляд, является толерантность в национальном вопросе. Россия – многонациональное государство. Нижегородская область и Лукояновский район в этом плане не исключение. В моем районе компактно проживают как русские, так и мордва. Нетерпимый педагог не сможет воспитать толерантное отношение к другим людям и другим культурам в своих воспитанниках. Уравновешенность, эмоциональная стабильность, умение выходить из психологических стрессов и конфликтных ситуаций самому и помогать в этом другим – это важнейшие качества современного учителя.

Третий компонент гражданской позиции учителя – это его личностные качества. По моему мнению, обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. К тому же учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.

С уверенностью могу сказать: профессионально необходимыми качествами учителя также являются выдержка и самообладание, оптимизм (вера в силы и возможности успешного развития ученика), справедливость, открытость, требовательность к себе и к детям, альтруизм (бескорыстная забота о благе других), педагогическая наблюдательность, интеллигентность, актуальность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками), прогрессивность.

Таким образом, признаками гражданской позиции учителя являются интересы к политической, правовой, общественной сферам; потребность в реализации прав и обязанностей, гражданском и общественном участии; позитивное отношение к государству, праву, гражданскому обществу, правам и обязанностям гражданина; качества личности, необходимые для эффективной гражданской деятельности. Я думаю, если современный учитель обладает всеми этими составляющими, то «будущее нашей страны» в надёжных руках. Главное -  помнить, что гражданская позиция должна быть не на словах, а в конкретных делах.

В своей педагогической практике я стараюсь подходить к формированию гражданственности через множество аспектов.

Во-первых, через образование. В этом мне помогают преподаваемые мной предметы. Особенно уроки истории России, обществознания, краеведения и религий России. Изучая историю малой Родины и всей своей огромной страны на уроках краеведения, ученик воспитывает в себе патриотизм и гражданственность. На уроках истории России вместе с детьми мы изучаем трудные вопросы истории, различные точки зрения на исторические личности, трактовку событий, современные концептуальные взгляды на спорные вопросы истории. При этом важно, что сами дети учатся анализировать исторические факты и, получив более полные сведения о Владимире Святославиче, Иване IV, Иосифе Сталине и других правителях, дают свою оценку их деятельности. А на уроках религий России мы с учащимися, изучая государственные религии нашей страны, говорим о том, что церковь на протяжении всей истории неотрывно следовала и разделяла судьбу народа в его горькие и радостные дни. Укрепляла наше Отечество и сплачивала нацию, без намека на рознь и разобщение!

Во-вторых, провожу тематические классные часы. Участие в таких мероприятиях, как правовые игры «Я гражданин своего государства», «Конституция глазами подростка», «Единый урок прав человека», помогло моим ученикам почувствовать себя полноправными членами нашего правового общества, обогатило их политическую и правовую культуру, научило их делать правильный выбор, всегда оставаясь при этом людьми с большой буквы.

В течение учебного периода мы с детьми участвуем в историко-исследовательских конкурсах: «История моего населённого пункта», «Земляки – участники Великой Отечественной войны», «Моя семья в истории страны»... Особый интерес у ребят вызывают исследовательские работы, которые касаются родного края и их семьи. Именно это рождает  чувство сопричастности к общегосударственным событиям. Когда ребёнок скажет: « Не ОНИ, а МЫ победили», говоря о славных страницах истории своей страны, можно считать, что цель достигнута.

В-третьих, через формирование умения работать над собой. Важным компонентом социального познания выступает самопознание. И одной из задач учителя истории и обществознания является формирование у детей навыков самоанализа для того, чтобы ребёнок мог сам видеть положительное и отрицательное в реальных жизненных событиях и ситуациях. Мог оценить их и прийти к выводу о том, стоит ли в дальнейшем это делать, полезно ли это будет для общества. Для этого на занятиях, независимо от предмета и темы урока, всегда нахожу минуты для информации о памятном событии в жизни страны или региона, о замечательных людях России или малой Родины. Такие мини-беседы не только информируют учащихся, но и побуждают к действию, зарождают желание стать подобными им. И, наоборот, рассказываю, о таких ситуациях, сообщенных, например, в СМИ, которых вызывают протест, отчуждение в силу их бесчеловечности, эгоистичности и прочее.

Свою гражданскую позицию я реализую в педагогической практике через формирование гражданственности и считаю, что это:

  • один из непременных нравственных ориентиров благородного человека,
  • сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека;
  • безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству;
  • это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного;
  • это патриотизм, отрицающий экстремизм и национальный сепаратизм, отрицающий национальную рознь.

И главное, я отдаю себе отчёт в том, что никогда не смогу сформировать гражданскую позицию в детях, если её не будет, в первую очередь, во мне самом.

Закончить своё эссе мне хочется словами «всесоюзного старосты» Михаила Ивановича Калинина: « Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека. Педагог — это инженер человеческих душ». Какова гражданская позиция Учителя, такого Гражданина страны он и «создаст».