Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?

Вельмовская Галина Викторовна

Формирование творческой лич­ности - одна из важных задач педагогической теории и прак­тики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное сред­ство для этого - изобразительная дея­тельность детей в дошкольном учреж­дении.

В процессе рисования, лепки, апп­ликации ребенок испытывает разно­образные чувства: радуется красиво­му изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не полу­чается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и уг­лубляются его представления об окру­жающем; в процессе работы он начи­нает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенно­сти и детали, овладевать изобрази­тельными навыками и умениями, учит­ся осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятие рисова­нием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель - и многие отечественные исследователи. Их работы свидетель­ствуют: занятия рисованием и други­ми видами художественной деятель­ности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполня­ют терапевтическую функцию, отвле­кая детей от грустных, печальных со­бытий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, припод­нятое настроение, обеспечивают по­ложительное эмоциональное состоя­ние. Поэтому так важно широко вклю­чать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее пол­но проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого, Руководство изобразительной дея­тельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно дет­ское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая иници­ативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходи­мыми навыками и умениями и разви­тию творческого потенциала. Свое по­нимание творчества известный иссле­дователь А. Лилов выразил так: «...творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убе­дительно раскрыта теорией. Эти об­щие закономерные моменты таковы:

творчество есть общественное явление, его глубокая социальная сущ­ность заключается в том, что оно со­здает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные по­требности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, по­рода, общества) при его взаимодей­ствии с объективной действитель­ностью».

Другой исследователь, В.Г. Злотников, указывает: художественное творчество характеризует непре­рывное единство познания и вообра­жения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникнет особый материальный продукт - произведение искусства.

Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста? Отечественные педагоги и психологи рассмат­ривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общече­ловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная цен­ность его значительна.

Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколе­ний. Известно, что этот опыт осуществлен и ма­териализован в орудиях и продуктах деятель­ности, а также в способах деятельности, выра­ботанных общественно-исторической практи­кой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый - носи­тель этого опыта и его передатчик. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Вместе с тем и сама изобразительная деятельность как типично детская, включающая рисование, лепку, апп­ликацию, способствует разностороннему раз­витию ребенка.

Как же определяют детское творчество из­вестные отечественные ученые? Как определя­ют его значение для формирования личности ребенка?

Педагог В.Н. Шацкая считает: в условиях об­щего эстетического воспитания детское худо­жественное творчество скорее рассматрива­ется как метод наиболее совершенного овладе­ния определенным видом искусства и форми­рования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей.

Исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивает его как сознательное отраже­ние ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впе­чатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.

А.А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воз­действие на ребенка. В творческой деятель­ности взрослых принимают участие ум (зна­ния, мышление, воображение), характер (сме­лость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее разви­вать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторы­ми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присмат­риваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полны­ми. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное».

И.Я. Лернер так определяет черты творчес­кой деятельности ребенка:

- самостоятельный перенос - ранее усвоен­ных знаний в новую ситуацию;

- видение новой функции предмета (объекта);

- видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение структуры объекта;

- способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных спосо­бов деятельности с новыми.

И.Я. Лернер утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям. В правильности этой мысли мы убедились на собственной практике. Однако заметим: само­стоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию (первая черта по Лернеру) у детей может проявиться, если они научатся воспринимать предметы, объекты действитель­ности, научатся выделять их формы, включая в этот процесс движения обеих рук по контуру предмета. (Иными словами, как обводим пред­мет, рассматривая его, так и рисуем - каранда­шами, кистью, фломастерами.) Только тогда де­ти смогут применять этот способ самостоятель­но, только тогда постепенно приобретут свобо­ду изображения любых предметов, даже тех, что не имеют четко фиксированной формы, на­пример облаков, лужиц, плывущих льдин, не­растаявшего снега.

Вторая черта по Лернеру - видение новой функции предмета (объекта) - проявляется, ког­да ребенок начинает использовать предметы-за­местители, например превращает нарезанные узкие и широкие полоски в части предметов или объектов; играет ложками, представляя, что иг­рает в оркестре. Это умение выделять в процес­се восприятия форму, части, которое мы форми­руем у детей, подводит их к видению структуры объекта, овладению способами ее передачи в рисунке, лепке, аппликации. Вот почему мы ре­комендуем на творческих занятиях включать в план работы тему «Учить создавать образы жи­вотных, форма и строение которых усвоены».

Знакомя детей с произведениями искусства (изобразительное искусство, литература, музы­ка), мы тем самым вводим их в мир эталонов прекрасного, т.е. претворяем в жизнь те цели и задачи, о которых сказано выше, - к пониманию выразительности средств и образного решения, разнообразию цветового и композиционного построения. Зная, к примеру, секреты дымков­ской росписи, ребенок, несомненно, использует их, создавая образы сказочных животных, птиц; осмысливает качества изображаемого, запом­нившиеся характерные особенности.

Чем же характеризуется творчество? Б.М. Теплов в этой связи пишет: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творче­стве, - искренность. Без нее все другие досто­инства теряют значение».

Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, «которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней по­требности, без какой-либо преднамеренно пе­дагогической стимуляции». Но систематичес­кая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться в расчете лишь на самосто­ятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти же де­ти при организованном вовлечении их в худо­жественную деятельность обнаруживают ино­гда незаурядные творческие способности.

Так возникает педагогическая проблема - поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание «сочинять». Такой стимул нашел Лев Николаевич Толстой. Приступая к обучению крестьянских ребятишек, великий русский пи­сатель уже понимал, сколь значима задача «развивать детское творчество»; как одно из возможных решений он предлагал детям сов­местные сочинения (см. статью «Кому у кого учиться писать?»). Итак, в чем суть вовлечения детей в художественное творчество, по Л.Н. Тол­стому? Показать не только продукт, но и самый процесс творчества писания, ри­сования и т.д. с тем, чтобы собственными глазами увидеть, как «это делается». Тог­да, как пишет отечественный исследова­тель психологии детского творчества Е.И. Игнатьев, ребенок «от простого пе­речисления отдельных деталей в рисун­ке переходит к точной передаче особен­ностей изображаемого предмета. Одно-" временно изменяется роль слова в изобразительной деятельности, слово все больше приобретает значение регуля­тора, направляющего процесс изображе­ния, контролирующего приемы и спосо­бы изображения». В процессе рисования, лепки ребенок испытывает разнообразные чувства; как мы уже отмечали, радуется красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяю­щего его результата или, наоборот, теряется, опу­скает руки, отказывается заниматься (в этом случае необходимы чуткое, внимательное отно­шение педагога, его помощь). Работая над изоб­ражением, приобретает знания, уточняются и уг­лубляются его представления об окружающем. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, рас­ширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма зна­чимый фактор с точки зрения психического раз­вития. Ведь каждый ребенок, создавая изобра­жение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изоб­разительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппли­кации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цве­товое решение и другие выразительные средст­ва, внося интересные дополнения, и т.п.

Анализ положений о детском творчестве из­вестных отечественных ученых - Г.В. Латунской, В.С. Кузина, П.П. Пидкасистого, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной и наши многолетние исследования поз­воляют нам сформулировать его рабочее опре­деление. Под художественным творчеством де­тей дошкольного возраста мы понимаем созда­ние субъективно нового (значимого для ребен­ка прежде всего) продукта (рисунок, лепка, рас­сказ, танец, песенка, игра); создание (придумы­вание) к известному ранее не используемых де­талей, по-новому характеризующих создавае­мый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), разных вариантов изображения, ситуаций, дви­жений, своего начала, конца, новых дей­ствий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразитель­ности в новой ситуации (для изображе­ния предметов знакомой формы - на ос­нове овладения мимикой, жестами, вари­ациями голосов и т.д.); проявление ини­циативы во всем.

Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игр-драматизаций в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи, изобра­зительной, игровой, музыкальной.

Из предполагаемого нами понимания художественного творчества очевидно: для развития творчества детям необхо­димы, определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе; речь идет о целенаправленном обучении, осво­ении богатого художественного опыта.

Для малыша (младшие группы) творческое начало в создании изображения может прояв­ляться в изменении величины предметов. Пояс­ню эту мысль: идет занятие, дети лепят яблоки, и, если кто-то, выполнив задание, решает само­стоятельно слепить яблоко поменьше, или по­больше, или другого цвета (желтое, зеленое), для него это уже творческое решение. Проявле­ние творчества у младших дошкольников - это и какие-то дополнения к лепке, рисунку, ска­жем, палочка - черешок.

По мере овладения навыками (уже в стар­ших группах) усложняется и творческое реше­ние. В рисунках, лепке, аппликациях появляют­ся фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое про­странство с летающими кораблями и даже кос­монавтами, работающими на орбите. И в этой ситуации положительное отношение педагога к инициативе и творчеству ребенка - важный стимул развития его творчества. Педагог отме­чает и поощряет творческие находки детей, от­крывает в группе, в зале, вестибюле выставки детского творчества, оформляет работами вос­питанников учреждение.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из кото­рых, в свою очередь, может быть детализиро­ван и требует специфических методов и при­емов руководства со стороны педагога.

Первый - возникновение, развитие, осозна­ние и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена вос­питателем (конкретное ее решение оп­ределяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуатив­ный и неустойчивый характер имеет его замысел. Наши исследования по­казывают: первоначально трехлетние дети только в 30-40 процентах случа­ев могут воплощать задуманное. Ос­тальные в основном меняют замысел и, как правило называя, что хотят на­рисовать, затем создают совсем дру­гое. Порой замысел меняется несколь­ко раз. Лишь к концу года и то при ус­ловии, если занятия проводятся систе­матически (в 70-80 процентах случа­ев), замысел и воплощение у детей на­чинают совпадать. В чем причина? С одной стороны, в ситуативности мыш­ления ребенка: сначала ему захотелось нари­совать один объект, вдруг в поле его зрения по­падает другой, который представляется ему бо­лее интересным. С другой - называя объект изображения, ребенок, обладая еще очень не­большим опытом деятельности, далеко не все­гда соотносит задуманное со своими изобрази­тельными возможностями. Поэтому, взяв в руку карандаш или кисть и поняв свое неумение, от­казывается от первоначального замысла. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобрази­тельной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

Второй этап - процесс создания изображе­ния. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и на­правляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Зна­чительно большие возможности возникают тог­да, когда ребенок создает изображение по соб­ственному замыслу, когда педагог задает лишь направление выбора темы, содержания изоб­ражения. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изобра­жения, выразительными средствами, специ­фичными для рисования, лепки, аппликации.

Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логичес­кое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной дея­тельности. По окончании занятия все, что со­здано детьми, выставляется на специальном стенде, т.е. каждому ребенку предоставляется возможность видеть работы всей группы, отметить, обосновав доброжелательно свой выбор, те, которые больше всего понравились. Тактич­ные, направляющие вопросы педагога позволят детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы. Развернутый анализ детских рисунков, леп­ки или аппликации необязателен для каждого занятия. Это определяется особенностью и на­значением создаваемых изображений. Но вот что важно: обсуждение работ, их анализ педа­гог проводит каждый раз по-новому. Так, если дети изготовляли елочные украшения, то в кон­це занятия все игрушки развешиваются на мох­натой красавице. Если создавали коллектив­ную композицию, то по завершении работы пе­дагог обращает внимание на общий вид карти­ны и предлагает подумать, можно ли дополнить панораму, сделать ее более богатой, а потому и интересной. Если дети украшали платье куклы, то все лучшие работы «выставляются в магази­не», чтобы кукла или несколько кукол могли «выбрать» понравившееся.

Специалисты выделяют три группы средств, цель которых - повысить уровень эстетического воспитания: искусство во всех видах, окружающая жизнь, включая природу, художественно - творческая деятельность. Благодаря этим взаимосвязанным средствам ребенок активно при­общается  к опыту творческой деятельности взрослых.  Однако  эффективное  руководство возможно при условии, если педагог знает и учитывает те психические процессы, которые лежат в основе детского творчества, и, что са­мое главное, систематически развивает их.

О каких психических процессах идет речь? Из всех средств эстетического воспитания, всех видов художественной деятельности мы выде­ляем общие группы, составляющие основу творческих способностей.

1. Восприятие предметов и явлений дейст­вительности и их свойств, которое обладает индивидуальными различиями. Известно, в своих рисунках, лепке, аппликациях дети отражают впечатления, полученные от окружающего ми­ра. Значит, у них сложились разнообразные впечатления об этом мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшее условие творчества - развивать восприятие у детей (зрительное, осязательное, кинестезическое), формировать разнообразный сенсорный опыт.

Как же должно осуществляться воспитание, чтобы у детей возникли необходимые знания и представления? Психологи отмечают: синкретичность, слитность и недостаточная отчетли­вость образов восприятия характерны для детей младшего дошкольного возраста. Чтобы изобра­зить предмет или явление, ребенок должен пред­ставлять все его основные свойства и передавать их так, чтобы изображение было узнаваемо. Для «аленького художника это весьма существенно.  Знания и представления об окружающем пе­дагог формирует целенаправленно. Это и специ­альные наблюдения, и рассматривание предмета в ходе дидактических игр. Педагог направляет восприятие ребенка на те или иные свойства и качества предметов (явлений). Ведь далеко не все дошкольники приходят в детский сад, имея богатый опыт восприятия окружающего - образ­ный, эстетически окрашенный, эмоционально положительный. У большинства он ограничива­ется фрагментарностью, односторонностью, а зачастую просто бедностью. Чтобы развить эс­тетическое восприятие у детей, педагог должен сам обладать способностью эстетического виде­ния.  Еще  В.А.  Сухомлинский  подчеркивал: «Нельзя быть педагогом, не овладев тонким эмо­ционально-эстетическим видением мира».  Дети должны не просто смотреть на объект, узнавать и выделять его свойства: форму, строе­ние, цвет и др. Они должны увидеть его художественные достоинства, которые предстоит изображать. Далеко не все способны самостоятель­но определить красоту предмета. Показывает им зто педагог. Иначе понятие «красивое» не при­обретет в глазах воспитанника  конкретный смысл, останется формальным. Но, чтобы он понял, чем красивы тот или иной предмет, то или иное явление, педагог сам, повторяем, должен чувствовать, видеть прекрасное в жизни. Это ка­чество он развивает в себе и детях постоянно.

Как это сделать? День за днем наблюдайте с детьми за явлениями природы - за тем, как на­бухают почки на деревьях, кустах, как они посте­пенно распускаются, опушая дерево листвой. А как разнообразны гонимые ветром непогоды се­рые тучи, как быстро меняются их форма, поло­жение, цвет. Обратите внимание на красоту дви­жения облаков, изменения их формы. Понаблю­дайте, как красиво освещаются небо и окружаю­щие предметы лучами заходящего солнца.

Такого рода наблюдения можно проводить с разными объектами. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Недаром в Японии, где так высока культура эстетического восприятия, пе­дагоги развивают у детей наблюдательность, умение вслушиваться, вглядываться в окружаю­щее - улавливать разницу в шуме дождя, ви­деть и слышать, как гулко стучат по стеклу тя­желые капли, как радостно звенит внезапно на­летевший летний «грибной» дождь.

Объекты для наблюдений находятся еже­дневно. Их цель - расширить представления детей о мире, его изменчивости и красоте. Рус­ский язык так богат эпитетами, сравнениями, метафорами, поэтическими строками! На это в свое время обращала внимание Н.П. Сакулина.

Л.С. Выготский, говоря о роли обучения, подчеркивал: обучение ведет за собой разви­тие. При этом он обращал внимание: «Обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результа­тах. Приложенное к одной точке в сфере дет­ской мысли, оно видоизменяет и перестраива­ет многие другие точки. Оно может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия».

Именно о таком отдаленном результате можно говорить, когда речь идет о формировании у де­тей образных представлений в процессе обуче­ния изобразительной деятельности. Утверждение неслучайное. Доказательство тому - работы Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгера, К.Н. Поливановой, Е.Ю. Сутковой, тема которых - подготовка детей к школе, диагностика психического развития и его коррекция. Авторы отмечают: «Недостаточный уровень развития образных представлений - од­на из частых причин трудностей в учебе не толь­ко в шестилетнем возрасте, но и значительно поз­же (вплоть до старших классов). Вместе с тем пе­риод их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому если у ребенка, по­ступающего в школу, имеются проблемы, то их на­до как можно скорее "компенсировать" изобра­зительной и конструктивной деятельностью – в свободное время стимулировать занятия рисова­нием, лепкой, аппликацией, конструированием».

 2. Характеризуя мышление ребенка, психо­логи обычно выделяют стадии: наглядно-дей­ственное, наглядно-образное, логическое. На­глядно-образное опирается на зрительные представления и их трансформацию как сред­ства решения мыслительной задачи. Известно, вступление в новую стадию мышления не озна­чает изживания предшествующей его стадии. Оно сохраняется у ребенка, помогает в разви­тии мышления новой стадии, составляет основу формирования разнообразной деятельности и способностей. Более того, специалисты счита­ют - эта форма мышления необходима не толь­ко для детского творчества, но и для творчест­ва человека любой профессии. Вот почему так важно развивать образное мышление, как и во­ображение, положительное эмоциональное от­ношение, овладение способами изображения, выразительными средствами рисунка, лепки, аппликации.