Статьи

Борщевская Светлана Владиславовна

Методы и формы организации деятельности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные педагогические технологии

на уроках биологии и химии

Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания детей. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения.

  1. Технология проектного обучения.

Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации стандартов образования относится к образовательной деятельности и задача учителя организовать проектную и исследовательскую работу на уроке. В процессе проектного обучения происходит освоение информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностей. Технология проектного обучения позволяет реализовывать индивидуальную работу с учащимися, а также работу в группах на основе сотрудничества, сотворчества. Типы проектов могут быть различными: информационные, игровые, практико-ориентированные, исследовательские, творческие. В отличии от практической работы, организовать проектную деятельность в приделах одного урока затруднительно. Отработать алгоритм выполнения проектной работы в классе целесообразно путем выполнения минипроектов: постановка целей, подбор материально-технических ресурсов, выполнение работы по этапам (теоретический, практический, презентационный), подготовка проектного продукта. Развитие творческих и интеллектуальных способностей, самостоятельности, активности происходит и во внеурочной деятельности при реализации экологических проектов разного уровня. Это школьные проекты по экологии и краеведению во время работы летней трудовой практики, социально-экологические проекты по благоустройству школьного двора и пришкольной территории, экологический проект «Байкальский экологический марафон добрых дел».

2.ИКТ

В процессе изучения химии и биологии в школе ИКТ является одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих учителю выбор методических путей к достижению требований учебной программы. При изучении биологии с помощью компьютера можно смоделировать многие сложные биологические процессы, явления и закономерности. Выделяется несколько основных направлений, где возможно и необходимо использование компьютера: наглядное представление объектов и явлений микромира; изучение биохимических процессов; изучение природных процессов и явлений; моделирование биологического и химического эксперимента; система тестового контроля, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.

Использую при подготовке к ГИА сайт ФИПИ «Новый банк тестовых заданий», «Решу ЕГЭ» Д. Гущина, на уроках по биологии и химии использую такие ЭОР как: «Виртуальная лаборатория. Биология (8-11 класс)»; «Виртуальная химическая лаборатория»; Биология. 1С Репетитор; «Биология. Анатомия и физиология человека»; уроки РЭШ. Интерактивные средства обучения, направленные на адекватное восприятие объектов, процессов и явлений, способствуют формированию в памяти учеников соответствующих представлений и развитию мышления на всех уровнях: наглядно-действенном, чувственно-образном и интеллектуально-логическом.

  1. Здоровьесберегающие технологии

Большое внимание на уроках химии и биологии я уделяю здоровьесберегающим технологиям.  Связь этих наук с другими науками позволяет сделать пропаганду здорового образа жизни понятной для детей, доступной, наглядной и аргументированной.

Виды уроков с использованием здоровьесберегающей технологии:

- урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. Например, в таблице представлены темы уроков курса химии с включением элементов здоровьесбережения. Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.

-стандартный хорошо продуманный методически урок по химии, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором стремлюсь: полноценно выполнить учебную программу; формировать у учащихся интерес к своему предмету; установить с учащимися доверительные, партнерские отношения; продумывать урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта; максимально использовать индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

При подготовке к урокам с использованием здоровьесберегающих технологий, учитываю следующие критерии:

  • психологический климат на уроке;
  • наличие эмоциональных разрядок на уроке.
  • обстановку и гигиенические условия в классе;
  • количество видов учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования;
  • наличие методов, способствующих активизации;
  • длительность применения мультимедийной доски;
  • поза учащегося, чередование позы;
  • наличие оздоровительных моментов на уроке;
  • наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;

До начала урока на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, учебного оборудования, освещённость, а также при необходимости проветриваю помещение. Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Поэтому в кабинете используются бежевый тона. На стенах нет ничего лишнего, потому что это вызывает тревогу, раздражение учащихся. С первых минут урока, с приветствия стремлюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

По степени сложности среди школьных предметов химия и общая биология занимает одно из ведущих мест, так как требует напряженной умственной деятельности учащихся. Поэтому на уроках чередую разные виды учебной деятельности: опрос учащихся, запись формул, законов, понятий, чтение материала в учебнике, слушание, ответы на вопросы, решение задач, рассматривание наглядных пособий, проведение демонстрационных опытов и экспериментов. При этом использую различные виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельную работу, аудиовизуальный, практическую работу. Это снимает проблемы переутомления и отсутствия интереса к изучаемой теме.

Слежу за правильной посадкой учащихся, так как смена видов деятельности требует смены позы.

Важным аспектом урока с позиции здоровьесбережения считаю использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им включаться в активную деятельность: метод свободного выбора (свободную беседу, выбор способа действия, свободу творчества); активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловую игру, дискуссию);

Например, на обобщающем уроке в 8 классе по теме «Классы неорганических соединений» ученики сами выступают в роли учителя. Чтобы предупредить возникновение стрессов, использую на уроках работу в парах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Хорошие результаты дает хоровое проговаривание, как целых правил, формул, законов, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед одноклассниками.

С целью развития зрительной памяти, использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Для этого я использую возможности интерактивной доски либо при объяснении нового материала, либо при закреплении пройденного материала, либо при проверке знаний.

Обязательной составной частью моего урока являются физкультминутки, включающие гимнастику для глаз, кистей пальцев рук, дыхательную гимнастику. Физкультминутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под моим руководством или подготовленного ученика. Они проводятся в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Чаще всего физкультминутки проводятся на 15-25 минуте урока. Учащимися выполняется 4-5 упражнений, повторяемых по 5-6 раз. Эффективным для старшеклассников является самомассаж кистей рук.

Способствую созданию благоприятного психологического климата на уроке через создание доброжелательной обстановке на уроке, проявление внимания к каждому высказыванию, позитивную реакцию на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности или небольшое историческое отступление. При этом с одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

4. Тестовые технологии в изучении биологии и химии дают возможность быстро проверить знания целого класса, дифференцировать задания. Тесты – это задания, позволяющие быстро, объективно и индивидуально оценить знание темы  учащимся.

Тесты, предназначенные для оценки усвоения знаний по химии и биологии, можно классифицировать на тесты открытой формы, закрытые тесты, тесты на соответствие, тесты на установление последовательности и комбинированные тесты. Тесты закрытой формы представляют собой задания или вопросы с набором (как правило) четырех вариантов ответов, из которых тестируемый должен выбрать и отметить только один верный ответ.

Тесты открытой формы представляют собой задания, ответ на которые вписывается в текст теста самим испытуемым или оформляется в виде отдельной записи, т.е. в самом тесте нет возможных вариантов ответа Тесты на установление соответствия обычно состоят из двух перечней терминов или понятий, между которыми нужно найти соответствие, записав ответ отдельной строкой после задания. Тесты на установление последовательности предлагают определенный перечень предметов, явлений или операций, который тестируемый должен расположить в установленном порядке в соответствии с заданием. Комбинированные тесты могут содержать в тексте несколько вопросов и заданий. Основные правила использования тестирования:

• правильность подбора заданий теста в зависимости от цели тестирования;

• предварительный инструктаж учащихся;

• четкие формулировки заданий;

• в одно задание можно включить несколько понятий, терминов, формул;

• соблюдение однозначности в ответе.

Алгоритм составления тестов:

 1. Определение целей тестирования:

  • оценка знаний специфических фактов, терминов, понятий;
  • проверка умений давать определения понятиям, выявлять их содержание и объем;
  • проверка знаний формул (химия), понятийного аппарата, законов, теорий, принципов, методов, умение их применить;
  • оценка умений находить сходства и различия;
  • оценка умений представлять материал в графиках, схемах, таблицах;

2. Определение вида контроля.

3. Выбор форм тестовых заданий, зависящих от целей тестирования и содержания.

 4. Составление инструкции, текста заданий и ключей к тесту (ответы, которые находятся у преподавателя).

5. Отдельные тесты в тестовых заданиях (вариантах) могут быть различной степени сложности. Выбор формы и степени сложности тестовых заданий зависит от вида, цели и задач тестового контроля знаний учащихся. Время диагностического тестирования может быть в пределах 5–7 минут, текущего – около 15–20 минут, итогового не более 2 часов. Шкала оценок. Если оценка выставляется в форме зачет/незачет, то зачет ставится при выполнении 70% заданий. Такая форма оценки используется, если тест содержит упражнения на распознавание. Если тест оценивается по пятибалльной системе, то стандартные критерии оценок таковы: 91-100% – оценка «5»; 81-90% – оценка «4»; 80-70% – оценка «3»; ниже 70% – оценка «2». В тоже время, учитель может сам установить критерии оценки в зависимости от класса.

Тесты по химии для 8 класса представлены в формате (ОГЭ) государственной итоговой аттестации, где к каждому заданию даны варианты ответов, из которых нужно выбрать правильный. По структуре и сложности задания теста соответствуют обязательному минимуму содержания по химии в полной средней школе, может быть использован и для контроля знаний учащихся по химии.

Тест по химии по теме

«Валентность химических элементов.

Степень окисления химических элементов» 8 класс.

1. Степень окисления серы в соединении Na2SO3:
     1) -2     2) +4     3) +6     4) +8
2. Степень окисления азота в ионе аммония:
     1) +5     2) +3     3) -3      4) +1
3. В соединениях Fe(ОН)
3 и FeBr2 степени окисления железа соответственно равны
1) +3 и +2  2) +3 и +3  3) +2 и +2  4) +6 и 0
4. Значение высшей и низшей степени окисления азота соответственно равны:
1) +5 и -3  2) +4 и +1 3) +5 и 0  4) +4 и 0
5. Валентность IV характерна для
1) кальция  2) фосфора   3) кислорода     4) кремния

6.В каких соединениях степени окисления атомов углерода и фосфора равны соответственно +4 и +5?
1) CO и Ca
3P2  2) NaHCO3 и HPO3   3) CH4 и P2O3     4) H2CO3 и P2O3
7. Соотнесите

Формула

Степень окисления хлора

1 KClO4

А +1

2 Cl2O

Б +5

3 Cl2O3

В -1

4 KClO3

Г +7

Д +3


Тест по теме: «Строение спинного и головного мозга» 8 класс биология

вариант I

вариант II

1. Спинной мозг находится:

а) в позвоночном канале;

б) в спинномозговом канале;

в) в грудном отделе позвоночника.

1. Диаметр спинного мозга равен:

а) 1 мм;

б) 1 см;

в) 2 см.

2. От спинного мозга отходят:

а) пучок спинномозговых нервов;

б) чувствительные нейроны;

в) дендриты.

2. Каковы функции спинного мозга?

а) двигательная;

б) защитная и опорная;

в) рефлекторная и проводниковая.

3. Из чего состоит серое вещество спинного мозга?

а) из длинных отростков нейронов;

б) из соединительной ткани;

в) из тел нейронов с дендритами.

3. По восходящим нервным путям нервные импульсы идут

а) к головному мозгу;

б) от головного мозга;

в) в обоих направлениях.

4.Что относится к отделам ствола:
а) продолговатый мозг
б) мозжечок
в) мост
г) средний мозг
д) промежуточный мозг

4.Из чего состоит головной мозг?
а) ствола
б) мозжечка
в) полушарий головного мозга
г) моста

5. Где находятся центры жажды, голода и поддержания постоянства внутренней среды организма?
а) промежуточном мозге
б) в среднем мозге
в) в мозжечке

5.Где находятся центры, которые связаны с мимикой и жевательными функциями?
а) продолговатый мозг
б) промежуточный мозг
в) мост
г) средний мозг

6.Что проводит импульсы к коре больших полушарий от рецепторов кожи, органов чувств?
а) продолговатый мозг
б) промежуточный мозг
в) мост
г) средний мозг

6.Эта часть принимает участие в координации движений:
а) продолговатый мозг
б) промежуточный мозг
в) мозжечок
г) средний мозг

7. Где расположена зрительная зона коры?
а) в лобной доле
б) в височной доле
в) в затылочной доле

7. Где расположены центры управления сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной системами?
а) в среднем мозге
б) в промежуточном мозге
в) в продолговатом мозге

8.Сколько составляет средняя масса головного мозга взрослого человека?
а) меньше 950 г
б) 950-1100 г
в) 1100-2000 г.

8.Какой отдел головного мозга является самым маленьким?
а) продолговатый мозг
б) промежуточный мозг
в) мозжечок
г) средний мозг

9.Что относится к чувствительным черепно-мозговым нервам?
а) зрительный нерв
б) блоковый нерв
в) блуждающий нерв
г) обонятельный нерв

9.Продолжением чего является продолговатый мозг?
а) среднего мозга
б) спинного мозга
в) промежуточного мозга

10.Что обеспечивает изменение величины зрачка?
а) продолговатый мозг
б) промежуточный мозг
в) мост
г) средний мозг

10.Где находятся первичные центры обоняния?
а) в продолговатом мозге
б) в среднем мозге
в) в промежуточном мозге
г) в заднем мозге



Предварительный просмотр:

Информация о проведении выставки-ярмарки «Дары осени»

в МАОУ СОШ № 36

выставка-ярмарка «Дары осени» в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Улан-Удэ прошла 20 сентября 2023 года.

Участниками мероприятия стали учащиеся 1-11-ых классов, родители и педагогический коллектив.

В нашей школе выставка «Дары Осени» является традиционным коллективным школьным мероприятием. В этом году это была непросто выставка, а ярмарка, с настоящими продавцами, зазывалами и замечательными дарами с приусадебных участков. Для всей нашей школы этот день стал настоящим праздником. А что такое праздник? Конечно же, праздник – это положительные эмоции. А семейный праздник – это праздник вдвойне.

Безусловно, главная цель ярмарки – установление тесной связи педагогов и родителей для успешного воспитания и развития детей. И нам взрослым важно было донести до наших детей, что они являются носителями  народной культуры, которая влечет за собой много интересных, увлекательных и красочных действий.

D:\Documents\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ 2024\дары осени\DSC08042.JPG

D:\Documents\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ 2024\дары осени\DSC08166.JPG

Наши родители отнеслись к мероприятию как к празднику, с хорошим настроением и с большим энтузиазмом.

D:\Documents\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ 2024\дары осени\IMG_4134(1).jpg

D:\Documents\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ 2024\дары осени\IMG_4135(1).jpg

Конечно же, все присутствующие на мероприятии были заняты полезным делом. На ярмарку пришло много гостей: мамы, папы, дедушки, бабушки.

Каждый класс с большой любовью оформил место с дарами осени. А их было предостаточно: фрукты и овощи в большом изобилии, заготовки, баночки с вареньем, компоты, великолепная домашняя выпечка, а также различные поделки, сделанные своими руками. Одним словом, наши «торговые ряды» пестрели изобилием ягод и овощей, а сладости не только стали украшением ярмарки, но и были «виновниками» манящего, сладкого аромата.

В целом, ярмарка прошла очень весело и оживленно, с азартом и позитивными эмоциями; интерес к данному мероприятию превзошел все возможные ожидания. Каждому классу хотелось выручить в свою «копилку» как можно больше средств, которые предварительно было решено направить на благотворительность.

Всем родителям была выражена огромная благодарность за активное участие в осенней ярмарке.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Достижения МАОУ СОШ № 36

в направлении экологического образования обучающихся.

В настоящее время экологическое образование школьников является неотъемлемой частью основной образовательной программы школы. Содержание работы по формированию экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и обучающихся.  Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной работе.

Диплом лауреата V Всероссийского фестиваля-конкурса творческих инициатив «Маленький принц» в номинации «Приведи в порядок свою планету» — экологические проекты, направленные на стремление к созданию благополучной окружающей среды в 2018 году.


Предварительный просмотр: