"Инновационная деятельность на базе КФУ".

Корнева Зинаида Ивановна

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционного конструирования

(оригами из полотенец) в работе с детьми с ОВЗ.

З.И. Корнева, учитель-логопед высшей квалификационной категории.

МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани, РТ.

Ключевые слова: дети с ОВЗ,  нетрадиционное конструирование - оригами из полотенец; children from the HIA(disabilities), the unconventional design of the origami towels.

Аннотация:   В данной статье рассматривается значение использования техники оригами из полотенец в корррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. This article discusses the importance of using origami techniques of towels in the  correctional-developing work with children with HIA.

Реальностью наших дней является рост числа детей c различными отклонениями в здоровье (дети с ОВЗ). Это остро чувствует мы – учителя-логопеды детских садов. С каждым годом растет число детей, кому необходима помощь логопеда. В старшем дошкольном возрасте эти дети начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики  и т.д.

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей, образовательной среды, обеспечивающей равные с обычными детьми возможности. Что бы решить данную проблему, педагогами системы образования стали использоваться креативные методы в коррекционной работе, а в частности, технологии арт-терапии.

Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе такое перспективное направление как оригами.  Оригами - это уникальная возможность развития тонкой моторики (двигательной функций организма человека, объединяющей биохимические, физиологические и психологические системы), что особенно важно при воспитании и обучении  детей с ОВЗ. В наше время оригами как метод арт-терапии с успехом используют в лечебной и реабилитационной практике педагоги и врачи самых разных специализаций. В материалах Первой международной конференции «Оригами в педагогике и арт-терапии»  отмечается позитивное влияние занятий оригами в работе с инвалидами слуха, зрения, опорно-двигательной системы и т.д. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни  детей с ОВЗ, уменьшают уровень тревожности, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между  педагогом и ребенком, ребенком и сверстниками.

Всем известны бумажные оригами – искусство сложное, которое требует развитой моторики рук. Но существует более демократичный вариант, открывающий большой потенциал для творчества, особенно для детей с ОВЗ. Мы говорим о полотенцах, точнее об оригами из полотенец. В отличие от складывания из бумаги, оригами из полотенец не такое уж и сложное занятие: техника заключается в нескольких простых движениях и массе различных видов складок, которые  позволяют создавать даже сложные модели.

Оригами похоже на фокус - из обычного полотенца за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех!

И это действительно так. Мы в этом убедились, когда начали заниматься оригами из полотенец с детьми старшего дошкольного возраста в рамках экспериментально площадки на базе МБДОУ № 5 Приволжского района  г. Казани. На базе детского сада проходит апробация программы  «Маленькими шагами к большим успехам», разработанная авторским коллективом детского сада. Это программа направлена на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. И оригами из полотенец является одним из направлений данной программы по организации работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Наше работа получила название  «Пушистые фантазии (оригами из полотенец)»

Программа строится на личностно-деятельностном подходе, основы которого были заложены работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

 Оригами из полотенец направлено на:

• развитие у детей способности работать руками под контролем сознания. У них совершенствуется мелкая моторика рук, становятся более точными движения пальцев, происходит развитие глазомера;

• развитие концентрации внимания. Дошкольники должны сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

 • развитие памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность изготовления поделки, различные приемы и способы складывания;

• активизацию мыслительных процессов. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);

• совершенствование  трудовых умений, формирование культуры труда;

• развитие конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической (пооперационной) карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.

Такие занятия с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития. Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с ОВЗ. В процессе изготовления фигур дети используют как вербальные, так и невербальные средства общения, так как им нужно согласовывать свои действия. Необходимо строить понятные для партнера высказывания, учитывать мнение другого участника действия, сохранять доброжелательное отношение друг к другу, если возникли разногласия, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь друг другу. Работая с декором ребенок может смоделировать разные эмоции, описать их, т.е. он может научиться понимать свое эмоциональное состояние и состояние других людей по мимике, жестам и т.д.

 Еще один плюс использования данной деятельности в том, что педагог во время процесса складывания фигур или во время игры, организованной с изготовленными фигурами, может давать новые сведения или закреплять уже имеющиеся, опираясь на единый  Тематический план Детского сада.

Оригами из полотенец может быть как составной частью образовательной деятельности, так и самостоятельной совместной деятельностью в режимных моментах, как со всей группой детей, так и с подгруппой детей и индивидуально. Изготовленные фигуры могут выставляться на выставке или использоваться в играх детей.

Из опыта работы можем сказать, что изготавливать поделки из полотенец не отказывается никто. Данная работа проходит на положительном эмоциональном фоне. Работа в подгруппах и индивидуально способствует развитию и накоплению художественного  и конструктивного опыта, идет освоение приемов складывания, развивается наблюдательность, способность к анализу. Кроме этого идет освоение навыков общения. Как правило, более активный ребенок берет на себя роль лидера и проявляет активность в установлении контактов в совместной деятельности. Происходит обучение детей не только педагогом, но и другими детьми, которые уже освоили приемы складывания.

Таким образом, первые итоги работы говорят о том, что включая оригами из полотенец  в деятельность дошкольного учреждения можно решать задачи развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, саморегуляции, мелкой моторики; формирования умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и понимать позицию другого; адекватного межличностного поведения и самооценки, способности искать и раскрывать ресурсы детей с ОВЗ.

Список литературы

  1. Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии  // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 85-90.
  2. Коротеев И.А. «Оригами для малышей».  М. Просвещение  АО «Учебная литература»,  1996  стр.95
  3. Литвинов М.М. Оригами. Чему учить? // Оригами и педагогика. - М.: Аким, 1996. - С. 64 - 73.
  4.  Опаричева С.В. Оригами как образовательный процесс // Вестник образования и развития науки (РАЕН). - 2001. - Т. 5. - № 2. - С. 110-120.
  5. Оригами и педагогика. Материалы Первой Всероссийской конференции преподавателей оригами (Санкт-Петербург. 23-24 марта 1996 г.) / Ред. С.Ю. Афонькин. - М.: Аким, 1996. - 160 с.
  6. Тарабарина Т.И.  «Оригами и развитие ребенка».   Ярославль,  ООО «Академия развития»,  1997 г.
  7. Черутти Патриция Наве «Оригами из полотенец», Арт-родник, 2010 г.


Предварительный просмотр: