Раздел 3.1-3.5


Предварительный просмотр:

 План урока по теме «Биология – наука о живой природе»

Цели:

Обучающие: познакомить учащихся со структурой и содержанием учебного пособия, дать понятие о науке биология, способствовать формированию знаний о разнообразии живых организмов, охарактеризовать значение науки биология;

Развивающие: развитие мышления, осмысленного запоминания учебного материала на основе опорных таблиц;

Воспитательные: формирование у учащихся самостоятельности, стимулирование познавательной активности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление изученного материала.
  4. Рефлексия.
  5. Сообщение домашнего задания.

Ход урока:

  1. Организационный момент (проверка отсутствующих, знакомство учащихся с содержанием учебного пособия).

  1. Изучение нового материала:

Вы приступаете к изучению науки биологии. Её название происходит от  греческих слов «биос» - жизнь и «логос» - учение.

Биология - наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле. Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это - и человек, и животные, и растения, и грибы, и бактерии. Учёные насчитывают более 3,5 млн видов живых организмов. Они различаются размерами, особенностями строения и жизнедеятельности. Но все организмы от гигантских китов в океане и баобабов в Африке до мельчайших бактерий – обладают общими свойствами.

Живые организмы питаются, дышат, растут, выделяют в окружающую среду различные вещества, размножаются, потребляют и накапливают энергию.

Наименьшей единицей живых организмов является клетка. Почему именно клетка? Потому, что даже состоящие из одной клетки организмы - бактерии, многие протисты и грибы проявляют характерные для живых организмов признаки. Но стоит разрушить клетку и свойства живого исчезают.

Оболочка земли, заселённая живыми организмами, называется биосфера. Биосфера включает: нижние слои атмосферы, она определяется озоновым слоем, задерживающим ультрафиолетовое излучение, губительное для живых организмов; гидросферу - водную оболочку земли; и верхний слой литосферы.

Биологию подразделяют на отдельные науки по предмету изучения.

  • Вирусология изучает вирусы. Вирусы – это внеклеточная форма жизни. Они могут жить и размножаться только внутри живых клеток. Они поражают растения, животных и человека. У человека вызывают такие заболевания как грипп, оспа, герпес, СПИД.
  • Микология изучает грибы. Грибы – это организмы, которые объединяют в себе признаки как растений, так и животных. Грибы можно встретить в воде и на суше, в почве и в живых организмах.
  • Бактериология изучает бактерии. Большинство бактерий состоят из одной клетки. Впервые были открыты голландским учёным Антони ван Левенгуком, который увидел их в оптический микроскоп.
  • Ботаника изучает растения. Разные растения характерны для лугов, лесов, степей, пустынь и болот. Множество растений обитает в морях и океанах, озёрах и реках разных стран мира. Даже Арктика и Антарктика не лишены растений. Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений по поверхности земного шара.
  • Зоология изучает  животных. Существует огромное количество животных, больших и маленьких, живущих в воде, на суше и в воздухе. К животным относят рыб, рептилий, птиц и млекопитающих.
  • Анатомия изучает строение органов различных живых организмов.
  • Цитология изучает живые клетки, их строение, функционирование, размножение, процессы старения и смерти.
  • Эмбриология изучает индивидуальное развитие организмов на ранних стадиях развития до рождения, или, в случае растений до момента прорастания.
  • Экология изучает отношения организмов между собой и окружающей их средой. Изучает как человек, животные и растения существуют в одном пространстве и влияют друг на друга.
  • Физиология изучает функции организмов, процессы которые происходят в живых организмах.
  • Генетика изучает наследственность и изменчивость организмов. Дети, как правило, похожи на своих родителей, но и одновременно имеют признаки, которые отличают их от родителей.

Царства живой природы.

На земном шаре обитает огромное количество живых организмов, чтобы их изучить, учёные с давних времён пытались разделить живые организмы на отдельные группы. Одной из самых крупных групп классификации живых организмов является царство. В настоящее время большинство учёных считают, что весь мир живых организмов можно разделить на четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. В царство объединяют организмы, имеющие общие особенности внешнего и внутреннего строения.

А сейчас рассмотрим значение биологии. Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека:

С сельским хозяйством: успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов - селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных

В медицине: благодаря достижениям биологии была создана и развивается микробиологическая промышленность. Её предприятия выпускают лекарства, витамины. Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.

В текстильной, пищевой и химической отраслях промышленности.

Знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете. Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы.

Сезонные периодические явления в жизни растений и животных изучает фенология.

Фенологические наблюдения следует вести круглый год. Они помогут вам лучше понять особенности развития природы. Биологические знания и умения пригодятся в вашей повседневной жизни. Они помогут понять и полюбить окружающую природу, умело использовать и приумножать её богатства.

  1. Закрепление изученного материала.
  • Составление совместно с учащимися схемы «Биология – наука о живой природе», обсуждение разделов биологии.

  • Самостоятельная работа учащихся с учебным пособием и составлением рассказа «Значение биологии».

4. Рефлексия.

Учащиеся размышляют над тем, что нового они узнали на уроке, что им запомнилось.

5. Домашнее задание: «Введение».



Предварительный просмотр:

                Ооржак Е.А. учитель биологии МБОУ СОШ №1  г. Кызыла Р.Тыва

План – конспект урока с мультимедийной поддержкой.

        

        Тема урока: «Анализирующее скрещивание»

Образовательные цели:

  • Создать условия для закрепления знаний по моногибридному скрещиванию при полном и неполном доминировании;
  • Организовать деятельность учащихся для овладения новыми знаниями о множественном аллелизме, его причинах и значении, об анализирующем скрещивании.
  • Обеспечить развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, установление причинно – следственных связей;
  • Обеспечить развитие практических умений и навыков, в том числе, работы с электронными источниками информации.

Воспитательные: развитие коммуникативных навыков, умение слушать, высказывать свое мнение.

Тип урока: урок по изучению нового материала.

Дидактические материалы и оборудование: таблицы по моногибридному скрещиванию, портрет Г. Менделя, карточки с задачами, СD – диск « Биология 6-11 класс» лабораторный практикум.

                                                

                                План учебного занятия:

Этап учебного занятия

Информационный блок

Операционно – деятельностный блок

Рефлексивный блок

Методический блок

Организационно-мотивационный

Эмоциональный настрой.

Сообщение темы урока.

Определение задач урока:

1. Продолжить формирование навыков решения задач на моногибридное скрещивание.

2. Сформировать знания об анализирующем скрещивании.

3.Развивать практические навыки работы с электронными тестами.

Учебное слушание.

Формулировка задач урока в ходе ответа на вопрос    « Чем работа на данном уроке будет вам полезна?»

Выяснение значимости изучаемого материала для школьника. «Зачем нужны знания об анализирующем скрещивании?»

Эмоциональный настрой на ситуацию успеха.

Формулировка задач урока.

Задачи перед глазами, их реализация.

Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

Повторение ранее полученных знаний, необходимых для успешного усвоения новых знаний.

  1. Задание – разминка «Шифровка».

Салендстевнность, визмоснечить,  такинеге.

Расшифруйте слова,  определите логическую связь между ними.

  1. Повторение  истории возникновения науки генетики.

Основоположник генетики: Грегор Мендель  (3 слайд) 1865 г. « Работа над растительными гибридами».  В 1900 году переоткрыты тремя учеными: Г. Де Фриз в Голландии, К. Корренс в Германии и Э. Чермак в Австрии

Раскодируют шифр, читают слова, устанавливают логическую связь. Дают определение.

Дают определение: Генетика- наука, изучающая наследственность и изменчивость.

Наследственность- свойство организма сохранять и передавать  признаки от родителей к потомству через размножения.

Изменчивость свойство организма приобретать новы признаки.

«Шифровка», логическая цепочка.

  1. Повторение терминологии:

Ген;

аллель;

локус;

аллельные гены;

фенотип;

генотип

Дают определение понятиям.

Использовании методики записи решения генетических задач

Этап овладения новыми знаниями и первичного закрепления.

Задача: на неполное доминирование с применением анализа.

Задача 1.. Каковы генотипы родителей в семье, если у светловолосой матери и темноволосого отца 5 детей, и все желтоволосые. Какое потомство будет, если отец и мать желтоволосые?

Задача 2. Родители решили подарить сыну породистую собаку. Основным признаком породы является наличие черной окраски. Это доминантный признак. Как определить, что животное, представитель чистой линии?

Анализирующее скрещивание – это скрещивание с особью, гомозиготной по рецессивному признаку (аа).

При скрещивании гомозиготных организмов расщепление признаков в потомстве не наблюдается.

Вопрос:

В каких случаях применяется анализирующее скрещивание?

Физкультминутка.

Встали, сделали гимнастику для глаз: несколько раз сильно зажмурить глаза.

Совместная работа учителя на доске и учащихся в тетради.

С помощью учителя решают Делают вывод и формулируют ответ Объяснение понятия «чистопородность»задачу.

Записывают в тетрадь

Ответ:

В случаях, когда по фенотипу нельзя определить генотип организма. В этом случае в результате анализирующего скрещивания по потомству можно определить неизвестный генотип организма

Анализируют задачу, вводят обозначения, делают умозаключения

Этап закрепления и контроля знаний и способов деятельности.

 Используя записи в тетради, выполните лабораторный практикум на CD- диске «Генетика» 1. Закономерности наследственности. 1.2. Моногибридное скрещивание.

Групповая работа с тренировочными компьютерными тестами

Способствует ли компьютер при закреплении знаний?

Использование компьютерных технологий при закреплении  и контроле знаний.

Этап подведения итогов урока.

Обращения к задачам урока.

Выводы по уроку.

Учащиеся делают выводы по уроку.

Качественная оценка работы класса.

Выставление оценок за повторение материала и за активную и правильную работу на уроке

Этап информации о домашнем задании

Изучить материал учебника, записи в тетради.

Составить задачи на анализирующее скрещивание.

Записывают задание в дневник.

Этап рефлексии

Какие эпитеты можете подобрать для характеристики сегодняшнего урока?

Дают характеристику уроку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Генеалогический метод составления родословных Ооржак Е.А.

Слайд 2

Наследование пола

Слайд 3

Родословная королевы Виктории Королева Виктория являлась носительницей гена гемофилии, но в родословной британского королевского дома на протяжении 7 поколений это заболевание не проявилось.

Слайд 4

Результаты исследования Родословная семьи Ооржаков Карие глаза Цвет глаз

Слайд 5

Анализ родословной В родословной прослеживается аутосомно-доминантный тип наследования, т.к. анализируемый признак проявился в каждом поколении. Наблюдаемое в F 3 расщепление в соотношении близком к 1:1 указывает на гетерозиготность отца по анализируемому признаку. Дети F 3 с карими глазами, также являются гетерозиготами и в их потомстве также возможно расщепление.

Слайд 6

Результаты исследований Родословная семьи Ивановых Светлые волосы Цвет волос

Слайд 7

Анализ родословной В родословной прослеживается аутосомно-рецессивный тип наследования. На это указывает рождение у темноволосых бабушки и дедушки по материнской линии светловолосого ребенка. Мать имеет гомозиготный генотип по рецессивным генам, а отец – гетерозиготный генотип. Пробанд обладает гомозиготным генотипом, а две младшие сестры, также как и отец имеют гетерозиготный генотип.

Слайд 8

Результаты исследований Родословная семьи Петренко Группы крови I II III IV

Слайд 9

Анализ родословной Наследование групп крови у человека протекает по типу кодоминирования. Кодоминантные гены в данном случае представляют собой серию множественных аллелей гена I , Причем ген I 0 определяет первую группу крови, ген I А – вторую группу крови, ген I В – третью группу крови, а взаимодействие генов I А и I В детерминирует четвертую группу крови. Поскольку от родителей, имеющих II и III группы крови родились две девочки - одна с I (генотип I 0 I 0 ) , а другая с IV ( генотип I А I В ) группой крови, то генотипы родителей могут быть следующими: отец – I А I 0 , мать – I В I 0 .

Слайд 10

Пример задачи: Определите группу крови у детей по фенотипу, если мать имеет II группу крови, а отец I группу

Слайд 11

Наследственные признаки у человека Признаки Доминантные Рецессивные С полом Сцепленные с полом Размер глаз большие Маленькие Форма волос курчавые Прямые Оволосение Раннее облысение Норма Цвет волос Не рыжие Рыжие Цвет глаз карие Гулубые или серые Пигментирование кожи веснушки Отсутствие веснушек Рост карликовость Нормальный рост Количество пальцев полидактелия Нормальное число пальцев Зубы Отсутстввие зубов Норма Свертываемость крови Нормальная свертываемость Гемофилия Х-хромосома Ногти на пальцах Отсутствие ногтей Норма Острота зрения близорукость Норма Длина ресниц длинные Короткие Сумеречное зрение Куриная слепота Нормальное зрение Цветовое зрение норма дальтонизм Х- хромосома Длина подбородка длинный короткий

Слайд 12

Пример составления родословной: - цвет глаз у членов семьи - цвет волос …

Слайд 13

Полезные советы: Попробуйте составить родословные своих семей. Воссоздание родословных станет не только интересным семейным занятием, но и поможет создать медицинский документ, который может пригодиться детям и внукам, если придется обратиться в медико-генетическую консультацию



Предварительный просмотр:

Учитель биологии МБОУ «СОШ №1  им      М.А.  Бухтуева» г. Кызыла  Ооржак Е.А.

ЗООЛОГИЯ 7 класс

Птицы Тувы

Цель Конкурса:  экологическое воспитание и образование. Вовлечение учащихся в работу по сохранению и приумножению орнитологической фауны республики, пропаганда природоохранительной деятельности

Задачи

 - расширение кругозора учащихся о мире пернатых;

- развитие наблюдательности, творческого потенциала учащихся;

-активизация деятельности учащихся по изучению птиц Тувы, России.

В рамках конкурса:

  • Конкурс скворечников и рисунков о птицах
  • Конкурс плакатов по теме: «Редкие птицы Тувы» или «Птица года 2017- буроголовая гаичка (пухляк)»
  • Посещение музея «Птицы Тувы»

 Участники конкурса – учащиеся 7-8 классов (команда из трех человек)

Конкурс проводится  по следующим номинациям

  1. Тестирование «Птицы Тувы».
  2. Кроссворд «Редкие птицы».
  3. «Птицы Красной книги Республики Тыва». Решение Экологической задачи ( определение птиц по краткому описанию).
  4. «Определение птиц по чучелам».
  5. Узнай птицу по силуэту.
  6. Угадай, где чье гнездо.
  7. Определение птиц по голосу.
  8. Викторина «Юные орнитологи»
  9. Конкурс плакатов по теме « Редкие птицы Тувы».

Участники  конкурса записывают ответы на каждый конкурс на отдельном листке и сдают жюри, которые подсчитывают баллы и вносят в оценочный лист. По набранным очкам подводятся итоги конкурса. Проводиться награждение.

 В начале конкурса звучат песни о птицах, стихи

Приложение.

  1. Тестирование. Тест

1.Каковы отличительные особенности птиц?

 А) перьевой покров   Б) двуногохождение   В) размножение яйцами   Г) крылья

2. Какие птицы прилетают к нам первыми?  

А) коршуны;  Б) ласточки;  В) грачи;  Г) скворцы

3.Сколько видов птиц в Туве?

 А) 381 Б) 156 В) 400 Г) 50

4. Сколько птиц занесено в «Красную книгу» Тувы?

А) 50 Б) 150  В) 381  Г) 300

  1. Кроссворд  «Редкие птицы»

 Перед вами так называемый  вертикальный ряд. В нем нужно заполнить пустующие клетки. Вписав в них названия редких птиц, обитающих на территории России. При этом учтите, что буквы, записанные по вертикали, должны входить в название этих пернатых.

     

 

 

 Р

 

 

 

 

 

 Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Д

 

 

 

 

 К

 

 

 И

 

 

 

 

 

 Е

 

 

 

 

 

 П

 

 

 

 

 

 

 

 Т

 

 

 

 

 

 

 И

 

 

 

 п

т 

е 

н 

 е

 Ц

 п

у 

с 

т 

 ы

н 

н 

ы 

й 

в 

о 

р 

о 

б 

е 

й 

  1. Птицы “Красной книги Республики Тыва» . решение экологических задач. Узнай птицу по описанию.

  1. Селится на больших водоемах с зарослями тростника в степных и пустынных зонах. В кладке 1-2, реже 3-4 яйца, которые насиживают 30-32 дня. Птенцы очень уязвимы, остаются в гнезде более 10 недель, самостоятельными становятся через 14-15 недель, размножаются с  3-4 лет. Птицы исключительно рыбоядные, но наносимый ими вред незначителен из-за малой численности. В Туве не гнездятся, одиночные залеты отмечены на оз Убсу-Нур, Тере-Холь. (кудрявый пеликан)
  2. Горно- степные ландшафты. Гнездится в пойменных лесах на деревьях и скальных обнажениях поблизости от рек и озер, нередко занимает гнезда хищных птиц. Могут гнездится в антропогенных ландшафтах. Размножаются на 2-3 год. Прилетают в 20-х числах апреля, и старые птицы сразу приступают к размножению. Самка проводит в гнезде 32-34 дня. Эндемик Центральной Азии. В Туве гнездится в бас. Реки Моген-Бурен, Аспайты. На озерах Ак-Холь, Хиндиктик-холь. (горный  гусь)
  3. Влажные или заболоченные участки степи. Гнезда устраивают на кочках или заломах тростника. В кладке 3-7 яиц, чаще 4-5 белых или голубоватых, они насиживаются 28-30 дней и активно защищаются. Питается грызунами, реже мелкими птицами. Которых может поймать на лету. В Туве отмечены на побережье Улуг-Хема в районе Эрбека. Стапной лунь)
  4. В Туве населяет только Убсу-Нурскую котловину. Весной птицы появляются в апреле, начале мая поодиночке и небольшими группами. Гнезда- небольшие ямки, расположенные   открыто или под защтой кустиков караганы. В период токования отмечаются своеобразные ритуальные демонстрации самца и самки друг перед другом с распусканием оперения на груди и шее и щелканьем клювом. В кладк 1-4 яйца оливкового цвета с серыми пятнами. Которые насиживаются 21-23 дня. Кормом служат молодые побеги трав, луковицы дикого лука и чеснока, а также жесткокрылые, саранчовые  и ящерицы. Которых они преследуют на бегу. (дрофа-красотка).

И т.д.

IV.  Определение птиц по чучелам. (картинкам)

 

 

V. Определение птицы по силуэту.

 

(чайка, ополовник, вальдшнеп, коршун, цапля, ласточка, чибис, тетерев)

VI.  Угадай,  где чье гнездо.

. Длиннохвостая синица

2. Камышовка

3. Пересмешки

4. Лысуха

5. Деревенская ласточка

6. Синица ремез

7. Иволга

8. Серая мухоловка

птицы

1

2

3

4

5

6

7

8

гнезда

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Определение птиц по голосу.

VIII. Викторина “Юные орнитологи»

1. В болоте плачет, а из болота не идет (Кулик)

2. По поднебесью веревка протянулась (Журавли)

3. Белые хоромы, красные упоры (Гусь)

4. Верст не считал,
По дорогам не езжал,
А за морем – бывал (Стриж)

5. Нашел я шар, разбил его,
Увидел серебро и золото (Яйцо)

6. Черный, проворный,
Кричит “крак” -
Червякам – враг. (Грач)

7. Белее снега, чернее сажи,
Выше дома, ниже травы. (Сорока)

8. Мать отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду. (Кукушка)

Используемая литература:

  1. «Красная  книга республики Тыва» 2002 изд СО РАН Филиал «Гео»
  2. Интернет ресурсы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ооржак Е.А. Тема: Анализирующее скрещивание. Цель урока: Продолжить формирование навыков решения задач на моногибридное скрещивание. Сформировать знания об анализирующем скрещивании. Развивать практические навыки работы с электронными средствами обучения.

Слайд 2

«Шифровка». Салендстевнность; визмоснечить; такинеге. Расшифруйте слова, определите логическую связь между ними.

Слайд 3

Генетика- наука изучающая наследственность и изменчивость.

Слайд 4

Основоположник генетики Мендель Грегор Иоган (1822-1884) Чешский монах и ботаник, впервые сформулировал законы наследственности и изменчивости Обладал двумя очень важными для ученого качествами способностью задать природе нужный вопрос и способностью правильно истолковывать ответ природы Был исключительно трудолюбив и аккуратен 1865 г. «Опыты над растительными гибридам»

Слайд 5

Горох посевной Горошек посевной

Слайд 6

Терминология Ген; аллель; локус; аллельные гены; фенотип; генотип

Слайд 7

Несколько генов человека: А. Нормальное содержание гемоглобина в крови (Н) Б. Сахарного диабета (д) В. Серповидно-клеточная анемия (Сс) Г. Черная окраска волос(Ч) Д. Светлая окраска волос (св) 1. Какие из перечисленных генов аллельны? 2. Какие гены к аллельным не относятся? 3. К скольким аллелям относятся перечисленные гены?

Слайд 8

Задача 1. Каковы генотипы родителей в семье, если у светловолосой матери и темноволосого отца 5 детей, и все желтоволосые. Какое потомство будет, если отец и мать желтоволосые?

Слайд 9

Задача 2. Родители решили подарить сыну породистую собаку. Основным признаком породы является наличие черной окраски. Это доминантный признак. Как определить, что животное, представитель чистой линии?

Слайд 10

Записать в тетрадь Анализирующее скрещивание – это скрещивание исследуемых особей, у которых известен фенотип, но не известен генотип, с особью исходной рецессивной формы Если в потомстве не наблюдается расщепления, то исследуемая особь представитель чистой линии

Слайд 11

Записать в тетрадь: Явление анализирующего скрещивания применяется в сельском хозяйстве, селекции, медицине

Слайд 12

Закрепление и проверка знаний Используя записи в тетради, выполните лабораторный практикум на CD - диске «Генетика» Закономерности наследственности. 1.2 Моногибридное скрещивание

Слайд 13

Домашнее задание Изучить материал учебника, записи в тетради. Составить задачи на анализирующее скрещивание.

Слайд 14

Всем спасибо!



Предварительный просмотр:

Местообитания и внешнее строение млекопитающих

Задачи урока

  • Образовательная: создать условия для усвоения знаний особенностей строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов животных.
  • Развивающая: продолжить формирование информационных навыков учащихся, коммуникативных – работе в паре, группе, творческих.
  • Воспитательная: способствовать формированию понимания бережного отношения к живой природе.

Оборудование:

  • мультимедиа проектор,
  • презентация Power Point,
  • дидактические карточки,
  • листок учета личных достижений.

Ход урока

I. Мотивация

Легенда о Будде (приложение 1)

(приложение презентация Power Point слайд1)

18 февраля по восточному календарю наступил год кабана (свиньи). (Примечание: в зависимости от года название животного может меняться)

В календаре Будды 12 животных:

  • две рептилии – змея, дракон
  • одна птица – петух
  • девять млекопитающих – бык, крыса, тигр, кот, лошадь, коза, обезьяна, собака, кабан.
  • К какому типу относятся перечисленные животные?

С многообразием и особенностями строения рептилий и птиц мы познакомились на предыдущих уроках. С этого урока мы начинаем знакомиться с самыми высокоорганизованным классом типа хордовых – млекопитающими. Первый урок изучения любого класса посвящен изучению особенностей внешнего строения и местообитания животных.

Тема урока “Местообитания и внешнее строение млекопитающих”

Сегодня на уроке вы должны познакомиться с особенностями внешнего строения млекопитающих, как высокоорганизованного класса позвоночных животных.

Результаты своей деятельности вы будете фиксировать в “Листке учета личных достижений” (приложение 2). За участие в обсуждение темы вы будете получать жетоны, а в конце урока каждый из вас сможет определить результат своей работы на уроке.

II. Изучение нового материала.

Работа с учебником: характеристика класса млекопитающие.

  • Перечислите черты строения, которые характерны для млекопитающих животных.
  • Определите систематическое положение символа года – кабана (задание выполняется на отдельных карточках, на которых предварительно записаны систематические категории) (приложение 3).

Кроме кабана и свиньи класс млекопитающих насчитывает 4 тысячи видов.

Попробуйте узнать некоторых из них.

Викторина “Узнай животное” (если учащиеся узнают животное после первого описания, они получаю 3 жетона, после второго – 2 , после третьего – 1) (приложение 4),

Угаданное животное проецируется через мультимедиа проектор (приложение презентация Power Point слайд 2)

  • Как можно объяснить различия во внешнем строении млекопитающих?

Биологическая эстафета “Среда обитания”(учащиеся по рядам выполняют задание, победитель определяется по скорости выполнения задания и количеству правильных ответов)

(На доске записаны группы животных, каждый ряд с помощью специальных обозначений отмечает среду обитания животных: волнистая линия –пресноводные, двойная волнистая – морские, пунктирная – воздушное пространство, прямая линия – наземные животные)

альпака

афалина

бобр

белобочка

байкальская нерпа

викунья

выдра

выхухоль

гризли

зебу

кабарга

калан

косатка

кожанок

манул

мангуст

ондатра

оцелот

полосатик

подковонос

тапир

складчатогуб

сивуч

утконос

*Определите на схеме, где изображены конечности млекопитающих? (приложение презентация Power Point слайд 3)

*Какой можно сделать вывод о способе передвижения млекопитающих?

Самое быстроногое животное среди млекопитающих – азиатский гепард, обитающий на открытых пространствах Восточной Африки, Ирана и Афганистана. Они способны на ровной местности развивать скорость от 96 до 101 км/ч. Самое медлительное животное – трехпалый ленивец, обитающий в Южной Америке. На земле он передвигается со скоростью 1.5-2,4 м/мин. На деревьях скорость возрастает до 3 м, а если мама –ленивец услышит крик своего малыша она “мчится”со скоростью 4 м/мин.

Тело большинства зверей покрыто шерстью –волосяным покровом. Различают три типа волос: ость, подшерсток, длинные жесткие волосы –вибрисы.

  • Определите функцию каждого типа волос и выполните задание №1 на карточке (работа с учебником, ученики работают в парах) (приложение 5).

В коже млекопитающих, имеющей сложное, строение кроме волос образуются роговые чешуйки (у крыс и бобров они расположены на хвостах, наиболее они развиты у ящеров – панголин, броненосцев)

К роговым образованиям верхнего слоя кожи относятся когти, ногти, копыта, рога (кроме оленьих).

Волосяной покров периодически меняется. Смена волос (линька), у некоторых животных бывает два раза в год (весной и осенью – белка, лисица, песец). Другие линяют только раз в год: весной у них выпадает старый мех, летом развивается новый, который окончательно созревает к осени (суслик).

Щетина кабана, иглы дикобраза и ежа –видоизменения волос.

  • Приведите примеры животных, тело которых не покрыто шерстью. С чем это связано?

В отличие от пресмыкающихся и птиц в коже млекопитающих имеются железы.

  • Определите функцию желез и выполните задание №2 на карточке (работа с учебником).

Особенно сильно развиты пахучие железы у американского скунса, запах их выделений настолько силен, что его можно почувствовать за несколько километров, кроме того, он очень стоек. Мускусные железы имеются у кабарги, выхухоли, бобра, ондатры. Секрет желез кабарги используют в парфюмерии и медицине, в IV век в Иране при строительстве “Благоухающей мечети” его добавляли в строительный раствор. Высушенные хвосты выхухоли использовали раньше в купеческих домах в качестве отдушки для предания приятного запаха одежды.

Железы выполняют терморегуляционную, сигнальную, защитную функцию, служат для выкармливания потомства.

  • Какие органы чувств развиты у млекопитающих лучше, чем у других позвоночных?

Каковы особенности строения органов слуха? (Работа с учебником).

Предлагаю вам познакомиться с еще одним представителем класса млекопитающих котом Мурлыкой. Он расскажет вам о себе, а вы должны найти ошибки в его рассказе. (приложение презентация Power Point слайд 4).

Рассмотрев только внешнее строение млекопитающих можно сделать вывод. Что они, по сравнению, с другими животными имеют более сложное строение – наличие шерстного покрова, наличие специализированных желез, особое расположение конечностей, высокое развитие органов чувств. Но это только первый шаг на пути познания этих животных.

III. Подведение итогов

Подсчет баллов в “Листке учета личных достижений”

IV. Рефлексия

В русском языке можно встретить “животные синонимы” – храбрый, как лев, гордый, как олень. Сравните свое ощущение на уроке, с каким – либо представителем класса млекопитающих

V. Домашнее задание

Нарисуйте фантастическое животное, которое обитает на планете “Солярис”,  которая на 80%покрыта водой, растения на этой планете не имеют хлоропластов, а содержат хромопласты, климат не имеет резких колебаний температуры



Предварительный просмотр:

УРОК № 55

ТЕМА: ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ ИЛИ МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ

ЦЕЛИ УРОКА:

  • сформировать знания о модификационной изменчивости, причинах её проявления;
  • убедиться в ненаследственном характере модификаций, их пределах – норме реакции;
  • рассмотреть статистический характер закономерностей модификационной изменчивости;
  • выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

ОБОРУДОВАНИЕ: комнатное растение – узумбарская фиалка, сантиметровая лента, мультимедийный проктор, ноутбук, технологичная карта, картинки и таблицы по модификационной изменчивости.

ХОД УРОКА:

  1. Блиц – опрос: разминка (работа с терминами)
  1. Генетика –
  2. Наследственность –
  3. Изменчивость –
  4. Генотип –
  5. Фенотип –
  6. Гомозигота –
  7. Гетерозигота –
  8. Доминантный ген –
  9. Рецессивный ген –
  10. Аллельные гены –
  11. Г. Мендель –
  12. Т. Морган –
  13. Какие типы изменчивости вам известны?
  14. Какими причинами они могут быть вызваны?

  1. Изучение нового материала (объяснение учителя):

Изменчивость – это свойство организмов приобретать новые признаки под воздействием различных факторов. Изменчивость заключается в изменении наследственных задатков, то есть генов. Изменчивость противоположна наследственности. Если наследственность стремиться закрепить признаки и свойства организма, то изменчивость обеспечивает появление новых признаков и свойств организма. Благодаря изменчивости организмы приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды.

Различают два типа изменчивости: наследственную, или генотипическую, и ненаследственную, или фенотипическую, - изменчивость, при которой изменения генотипа не происходит.

Большую роль в формировании признаков организма играет среда его обитания. Каждый организм развивается и обитает в определённой среде, испытывая на себе действие её факторов, способных изменять морфологические и физиологические свойства организмов, т. е. их фенотип.

Изменчивость организмов, возникающая под влиянием факторов внешней  среды и не затрагивающая генотипа, называется модификационной.

Модификационная изменчивость называется фенотипической, так как под влиянием внешней среды происходит изменение фенотипа, генотип остаётся неизменным. Классическим примером изменчивости признаков под действием факторов внешней среды является разнолистность у стрелолиста: погружённые в воду листья имеют лентовидную форму, листья, плавающие на поверхности воды, - округлую, а находящиеся в воздушной среде – стреловидную форму. Если же всё растение оказывается полностью погружённым в воду, его листья только лентовидные.

Рассмотрите предложенные рисунки с примерами модификационной изменчивости.

Как могли возникнуть данные изменения фенотипа?

  • у одуванчика лекарственного
  • у бычков, родившихся у одной коровы
  • у кролика

Перед учащимися ставится проблема, которую они решают, используя данные учебника или самостоятельные наблюдения.

Модификационная изменчивость носит групповой характер, то есть все особи одного вида, помещённые в одинаковые условия, приобретают сходные признаки. Например, если сосуд с эвгленами зелёными поместить в темноту, то все они утратят зелёную окраску, если же вновь поставить на свет – все опять станут зелёными.

Модификационная изменчивость является определённой, то есть всегда соответствует факторам, которые её вызывают. Так, ультрафиолетовые лучи изменяют окраску кожи человека (усиливает синтез пигмента), но не изменяет пропорции тела человека, а усиленные физической нагрузки влияют на степень развития мышц, но не на цвет кожи.

Под влиянием условий среды признаки могут изменяться, но эта изменчивость не беспредельна. Даже в случае нормального развития признака степень его выраженности различна. Так, на поле пшеницы можно обнаружить растения с крупными колосьями (20 см и более) и очень мелкими (3-4 см). Это объясняется тем, что генотип определяет границы, в пределах которого может происходить изменение признака. Степень варьирования признака, или пределы модификационной изменчивости, называют нормой реакции. Как правило, количественные признаки (урожайность, размер листьев, удойность коров, яйценоскость кур) имеют более широкую норму реакции. Качественные признаки (цвет шерсти, жирность молока, строение цветка, группа крови) более узкую норму реакции.

Модификационная изменчивость многих признаков растений, животных и человека подчиняется общим закономерностям. Эти закономерности выявляются на основании анализа проявления признака у группы особей.

Каждое конкретное значение изучаемого признака называют вариантой и обозначают буквой v.

Частота встречаемости отдельных вариант обозначается буквой p.

При изучении изменчивости признака в выборочной совокупности составляют вариационный ряд, в котором особи располагаются по возрастанию показателя изучаемого признака. В 1835 году бельгийский математик Л. Кетле, изучая изменчивость, отметил, что в вариационном ряду больше встречается особей, у которых величина того или иного признака равна средней или же близка к ней.

На основании вариационного ряда строится вариационная кривая – графическое отображение частоты встречаемости каждой варианты.

 Эти общие закономерности мы и рассмотрим в ходе выполнения лабораторной работы.

III. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «Построение вариационного ряда и вариационной кривой по размерам листьев узумбарской фиалки. Определение нормы реакции».

Лабораторная работа представлена в групповой технологичной карте, которая дана каждой паре учащихся. Лабораторная работа выполняется в мини группах (в парах).

  1. Закрепление нового материала.

Знания закономерностей модификационной изменчивости имеет большое практическое значение. Они позволяют предвидеть и заранее планировать степень выраженности многих признаков организмов в зависимости от условий внешней среды.

Сделаем выводы по уроку:

  • норма реакции организма определяется генотипом;
  • различные признаки отличаются пределами изменчивости под влиянием внешних условий;
  • модификационная изменчивость в естественных условиях носит приспособительный характер.

V. Результативность урока: выставление учителем оценок за урок.

VI. Домашнее задание: 42, подготовить сообщения о загрязнении окружающей среды мутагенами и последствиях этого загрязнения.

Дополнительный материал к уроку:

  • история возникновения видового названия «узумбарская фиалка»;
  • значение этого растения в жизни человека.

ТЕХНОЛОГИЧНАЯ КАРТА К УРОКУ № 55.

10 класс «В» Фамилия, имя _______________________________         Дата____________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«ПОСТРОЕНИЕ ВАРИАЦИОННОГО РЯДА И ВАРИАЦИОННОЙ КРИВОЙ ПО РАЗМЕРАМ ЛИСТЬЕВ УЗУМБАРСКОЙ ФИАЛКИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМЫ РЕАКЦИИ»

ЦЕЛЬ: научиться измерять длину листьев, производить сортировку; по полученным данным строить вариационную кривую; определять норму реакции и вычислять среднюю величину признака по формуле.

ОБОРУДОВАНИЕ: комнатное растение фиалки узумбарской, сантиметровая лента, мультимедийный проектор, технологичная карта.

ХОД РАБОТЫ:

  1. Измерить длину листьев фиалки узумбарской:

№ измерения

Длина в мм

  1. Произвести сортировку листьев (по возрастанию):

№ измерения

Длина в мм

  1. Произвести округление:

№ измерения

Длина в мм

  1. Определить количество вариант:

Длина в мм

количество

  1. Построить график вариационной кривой:

  1. Определите норму реакции (по заданию № 4):

Длина в мм

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Количество

Max – min =  

  1. Вычислите среднюю величину признака по формуле:

М = ----------------------------------------------------------------------------------

М =

Вывод:

Тест на закрепление:

Вариант 1.

  1. Как называется модификационная изменчивость?

а) комбинативная

б) наследственная

в) ненаследственная

г) индивидуальная

2. Чем характерны признаки при модификационной изменчивости?

а) зависят от окружающей среды

б) могут быть полезными и вредными

в) возникают внезапно

г) являются доминантными и рецессивными

3. Проявление какого признака нельзя отнести к модификационной изменчивости?

а) рост учащихся одного возраста

б) размер диаметра клубней картофеля

в) масса семян фасоли

г) окраска белой вороны

4. Каковы особенности модификационной изменчивости?

а) проявляется у каждой особи индивидуально, т.к. изменяется генотип

б) носит приспособительный характер, генотип при этом не изменяется

в) не имеет приспособительного характера, вызвана изменением генотипа

г) подчиняется законам наследственности, генотип при этом не изменяется

5. Модификационная изменчивость

а) носит групповой характер

б) носит индивидуальный характер

в) наследуется

г) изменяет генотип

  1. Определите норму реакции (по заданию № 4):

Длина в мм

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Количество

Max – min =  

  1. Вычислите среднюю величину признака по формуле:

М = ----------------------------------------------------------------------------------

М =

Вывод:

Тест на закрепление

Вариант № 2.

  1. Организмы приспосабливаются к конкретным условиям среды, не меняя генотип за счёт изменчивости

а) мутационной

б) комбинативной

в) относительная

г) модификационная

2. У листьев, сорванного с одного дерева изменчивость?

а) мутационная

б) комбинативная

в) модификационная

г) все листья одинаковы, изменчивости нет

3. Роль модификационной изменчивости

а) приводит к изменению генотипа

б) приводит к перекомбинации генов

в) позволяет приспосабливаться к различным условиям среды

г) не имеет значения

4. Модификационная изменчивость в отличие от мутационной изменчивости:

а) обычно проявляется у большинства особей

б) характерна отдельным особям вида

в) связанна с изменением генов

г) носит наследственный характер

5. Увеличение массы тела у домашних животных при изменении рациона питания относят к изменчивости:

а) модификационной

б) цитоплазматической

в) генотипической

г) комбинативной



Предварительный просмотр:

   4 марта 2017 года в  МБОУ «СОШ №1 имени М.А. Бухтуева» в рамках программы экологического воспитания учащихся был проведен конкурс «Здравствуйте, Пернатые!», посвященного Международному Дню птиц.

   Целью конкурса было – экологическое воспитание и образование учащихся. Вовлечение их в работу по сохранению и приумножению орнитологической фауны республики, пропаганда природоохранительной деятельности. Были решены задачи конкурса: расширение кругозора о мире пернатых; развитие наблюдательности, творческого потенциала учащихся; активизация  деятельности учащихся по изучению птиц Тувы, России.

        В рамках конкурса  заранее был объявлен конкурс рисунков, стенгазет  по теме «Редкие птицы Тувы» и «Птица года 23017 – буроголовая гаичка».

 Участниками конкурса были ученики 7 –х классов, команда – 3 человека.

        Тон мероприятия был задан  песнями о птицах, ученица 1 «б» класса Салчак Арина  исполнила на флейте музыкальное произведение «Кукушка». Ученицы 8 класса Мангаракова Виктория,   Никитина Анастасия и Монгуш Полина прочитали стихи о птицах.

        Членами жюри были учащиеся 11 класса, биохимического профиля.

                         Сам конкурс проводился по следующим номинациям: определение птиц по голосу, птицы «Красной книги», определение птиц по чучелу, узнай птицу по описанию. Решались экологические задачи.   Со зрителями была проведена викторина.

     Из девяти команд призовые места заняли 7 «б», «и», «г». Были вручены грамоты, призы.    

                                        

Организатор конкурса учитель биологии Ооржак Елена Анай-ооловна.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: