ОПЫТ РАБОТЫ Тема: « Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности »

Климова Наталия Владимировна

« Развитие мелкой моторики и      координации движений рук у детей  младшего дошкольного возраста  через        различные виды деятельности »

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

                                                   Ум ребенка находится на кончиках его

                                                         пальцев.  Чем больше мастерства в детской

                                                      руке, тем он умнее.

                                                                    В. А. Сухомлинский      

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

В  младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

 Дети любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобоку, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. Так же  мелкую моторику рук развивают:

различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);

игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,

насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;

рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);

застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

  Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику. .

 Таким образом целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.  

                                                                   

                                                                         Климова Н. В.

                                               Воспитатель МБДОУ д/с № 61 “Золотая рыбка”