Моя школа

     История МБОУ СОШ №1 села Чекмагуш начинается с далёких тридцатых годов. В начале 1928-1929 учебного года из села Старокалмашево школа II ступени была переведена волостной центр - село Чекмагуш Это подтверждается препроводительными отношениями к статистическим сведениям, представленным Башнаркомпросу . В списке школ II ступени Белебеевского кантона на 1928-1929 учебный год вместо Старокалмашевской школы II ступени значится Чекмагушевская школа 3-х летка II ступени. Здание школы, находившееся по улице Октябрьская 43, было построено в 1928 году . 

     Постановлением ЦИК и СНК БАССР в 1930 году производится административное деление Башкирской республики на районы. Образуется Чекмагушевский район. В 1930 году все школы II ступени реорганизуется в сельских местностях в школу крестьянской молодёжи – ШКМ, а в городах и посёлках городского типа в ФЗС.  В 1929-1930 учебном году Чекмагушевская школа II ступени 3-х летка реорганизуется в школу крестьянской молодёжи. В 1930 году в Чекмагушевская школа II ступени 3-х летка реорганизуется в Чекмагушевскую школу крестьянской молодёжи (ШКМ).

    Согласно постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 16 мая 1934 года «О структуре начальной и средней школы», с начала 1934-1935 учебного года школы именуются: начальная школа, неполная средняя школа и средняя школа. В Чекмагушевском районе вместо 96 школ I ступени и 13 ШКМ, существовавших в 1933-1934 учебных годах образуются 87 начальных школ и 14 неполных средних школ. Чекмагушевская неполная средняя школа возникла путём слияния Чекмагушевской школы I ступени с Чекумагушевской школой крестьянской молодёжи 3-х летки.

   В 1936-1937 учебном году путём слияния Чекмагушевской образцовой школы первой ступени с Чекмагушевской школой крестьянской молодёжи образовалась Чекмагушевская средняя школа. С 1961 года школа именуется Чекмагушевская средняя школа №1. В 1997 году школа была в реорганизована в школу-гимназию . С 2001 года муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 села Чекмагуш. 

    В 1961 году сдано в эксплуатацию 1-ое здание школы на 640 ученических мест, а в 1969 году 2-ое здание школы на 462 места . В 1973 году построено здание интерната на 100 мест. В 1978 году построен пристрой к здании школы - производственный цех размером 10*7 метров. В 2008 году в школе осуществлён капитальный ремонт и его внешний и внутренний облик преобразились. 

Образовательная политика

Образовательная политика школы построена на приоритетах школьной образовательной политики в Российской Федерации, а именно:

  -обеспечение равных возможностей всем обучающимся для получения качественного общего образования на всех его ступенях;

 - поддержка обучающихся в выборе маршрута образования;

 - обеспечение академической подготовки обучающихся и качественной подготовки к  дальнейшему профессиональному образованию;

  -справедливость и эффективность в использовании ресурсов и их обновление;

  -обеспечение благоприятной обстановки чистоты, заботы и безопасности детей;

  -целенаправленное, планируемое повышение квалификации педагогических кадров,

  -поддержка лидеров образования;

  -демократизация управления и социальное партнерство в решении задач школьного образования;

  -воздействие всех мер управления на повышение качества образования (повышения  успеваемости обучающихся, снижение отсева и отчужденности от школы и обучение  детей из различных социальных групп);

  -участие в новых формах аттестации школьников.

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно – ориентированной требуют от школы совершенствования, изменения от педагогов  - становление его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.

Существующие проблемы нынешней массовой школы, на наш взгляд, следующие:

- показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительны;

-  нивелируется индивидуальность детей. На уроках преобладает отчужденный стиль общения педагога с детьми, "безличный " подход к учащимся;

-    сохраняется чисто формальная, "зуновская" ориентация образования, отсутствует выраженная направленность на развитие ребенка;

-    недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе.

Исходя из анализа данных факторов деятельность школы в 2010-2011 уч. году была направлена на:

-  реализацию  личностного и развивающее ориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка

- создание условий для предметно – нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка – организованную в зависимости от возрастной специфики его развития;

-интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции);

-создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления;

-формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения;

 Положительным в работе школы являются следующие моменты:

-       достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал;

-       система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе;

-       начало формирования ученического самоуправления;

-      гражданско – нравственная направленность воспитательной системы.

 Эти факторы позволяют выйти школе на более высокую ступень – создание модели  школы,  где в основе лежит личностно – ориентированный подход к ребенку, создаются условия для социализации личности.

Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины:

              -      недостаточная материально – техническая база

              -         низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учится, особенно в      основной школе;

              - снижение патриотизма, нравственности, правовой нигилизм молодежи, неумение защитить свои права.

Система управления

Управление школой и образовательным процессом осуществляется на основе Устава школы, Закона РФ «Об образовании», Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан » и других нормативных и правовых актов.

Администрация:

Директор школы – Ардаширов И.Р.

Заместители директора:

- по учебно-воспитательной работе : Гилязова И.Р., Габдулхаликова Н.В.

- по научно-методической работе:  Аслямова Г.А.

- по национальному образованию: Фатихова М.Ф.

- по воспитательной работе: Юсупова З.А.

Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному представительному органу – Совету школы. Основная цель его деятельности  – осуществление функций самоуправления школы, привлечение к участию в органах самоуправления широких слоев участников образовательного процесса.

Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебной и   воспитательной  работе. 

Директор школы осуществляет административное управление. Основной его функцией  является  координация усилия всех участников образовательного процесса через Совет школы, методический совет школы, педагогический совет, родительский комитет, попечительский совет.

Заместитель директора по учебной работе реализует оперативное управление образовательным процессом.

Заместитель директора по воспитательной работе организует внеклассную и внешкольную воспитательную работу с обучающимися; осуществляет методическое руководство воспитательным процессом; следит за обеспечением режима соблюдения норм и правил техники безопасности во внеклассной и внешкольной работе.

Родительский комитет школы функционирует  для укрепления связей между семьёй и школой в целях установления единства воспитательного влияния на детей педагогическим коллективом школы и семьёй; привлечения родительской общественности к участию в жизни школы, к организации педагогической пропаганды среди родителей и населения; помощи в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы школы.

Педагогический Совет, состоящий из педагогических работников школы, действует для рассмотрения основных вопросов организации образовательного и воспитательного процессов в школе.

Методический  совет школы осуществляет общее руководство методической и опытно-экспериментальной работой педагогического коллектива.

Методический Совет планирует и регулирует свою работу через методические объединения, творческие  и проблемные группы учителей.

Методические объединения, творческие и проблемные группы учителей координируют свою деятельность на совершенствование  методического и профессионального мастерства учителей, на организацию взаимопомощи для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию учащихся, на взаимосвязь творческих инициатив, разработку современных требований к методической деятельности педагога.

Совет старшеклассников  организован в целях осуществления самоуправления школьников и развития их инициативы. Он  координирует деятельность органов ученического самоуправления школы, создает инициативные группы школьников для проведения различных мероприятий; содействует выявлению творческого потенциала обучающихся; организует проведение общешкольных коллективных творческих дел и мероприятий; изучает, обобщает и распространяет опыт проведения коллективных творческих дел; организует изучение общественного мнения обучающихся по актуальным проблемам школьной жизни.

Такая структура управленческих  органов позволяет вовлекать в решение основных вопросов жизнедеятельности школы учащихся и их родителей, других заинтересованных сторон, коллективно вырабатывать решения и определять стратегию развития школы.

Планирование работы школы представлено годовым планом, который является планом реализации Программы развития школы на период до 2010 года, образовательной программой школы.

Программа развития Чекмагушевской средней общеобразовательной школы №1 представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии.

В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в выделенных приоритетах:

личность участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), ее самооценка, развитие;

гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе;

Цель программы - формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, навыками нравственного поведения; развитие системы защиты здоровья учащихся школы.

Основные задачи программы:

- обеспечение прав ребенка на качественное образование;

- создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка.

- построение образовательной практики с учетом региональных, социокультурных тенденций воспитания детей в духе уважения к своей школе, селу, республике;

- содействие повышению роли семьи в воспитании детей;

- формирование культуры здорового образа жизни;

- разработка и внедрение нового содержания образования в школе;

- реорганизация системы управления школой,

- развитие ресурсного (материально-технического, кадрового, научно-методического) обеспечения воспитательно-образовательного процесса;

- развитие органов ученического самоуправления, детских общественных организаций.

Главная идея, положенная в основу концепции – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной отстаивать свои права, личности, озабоченной интересами своей страны.

Стратегическая цель – адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка.

Социально – педагогические задачи, решаемые в рамках данной проблемы:

создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;

предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности;

формирование в школе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка (на уровне "учитель - ученик", "ученик - ученик", "учитель - учитель", "ученик - родитель", "учитель - родитель"). 

Образовательная политика

Образовательная политика школы построена на приоритетах школьной образовательной политики в Российской Федерации, а именно:

  -обеспечение равных возможностей всем обучающимся для получения качественного общего образования на всех его ступенях;

 - поддержка обучающихся в выборе маршрута образования;

 - обеспечение академической подготовки обучающихся и качественной подготовки к  дальнейшему профессиональному образованию;

  -справедливость и эффективность в использовании ресурсов и их обновление;

  -обеспечение благоприятной обстановки чистоты, заботы и безопасности детей;

  -целенаправленное, планируемое повышение квалификации педагогических кадров,

  -поддержка лидеров образования;

  -демократизация управления и социальное партнерство в решении задач школьного образования;

  -воздействие всех мер управления на повышение качества образования (повышения  успеваемости обучающихся, снижение отсева и отчужденности от школы и обучение  детей из различных социальных групп);

  -участие в новых формах аттестации школьников.

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно – ориентированной требуют от школы совершенствования, изменения от педагогов  - становление его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.

Существующие проблемы нынешней массовой школы, на наш взгляд, следующие:

- показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительны;

-  нивелируется индивидуальность детей. На уроках преобладает отчужденный стиль общения педагога с детьми, "безличный " подход к учащимся;

-    сохраняется чисто формальная, "зуновская" ориентация образования, отсутствует выраженная направленность на развитие ребенка;

-    недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе.

Исходя из анализа данных факторов деятельность школы в 2010-2011 уч. году была направлена на:

-  реализацию  личностного и развивающее ориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка

- создание условий для предметно – нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка – организованную в зависимости от возрастной специфики его развития;

-интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции);

-создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления;

-формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения;

 Положительным в работе школы являются следующие моменты:

-       достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал;

-       система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе;

-       начало формирования ученического самоуправления;

-      гражданско – нравственная направленность воспитательной системы.

 Эти факторы позволяют выйти школе на более высокую ступень – создание модели  школы,  где в основе лежит личностно – ориентированный подход к ребенку, создаются условия для социализации личности.

 

 

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

История муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан

        До 1917 года в селе Чекмагуш было 4 мечети. При каждой мечети было медресе. Кроме них было большое медресе Якия-Хажи, которое расположилось в центре улицы Советской (ныне там основной корпус районной милиции).

В 1898 году открылась государственная школа, которая называлась русско-башкирское училище. Ее часто называли министерской, земской .

В том году обучались 25 ребят. Первым учителем был Илдархан Чанышев из Буздякского района, его труд продолжил Хайретдин Сакаев.

Эта школа работала до 1917 года. В 1918-1919 учебном году была переименована в советскую единую трудовую школу первой ступени.

В 1918-1919 году обучались 20 ребят. Ввиду распространения тифа с 1 февраля до 1 апреля 60 дней занятий не проводились.

В 1919-1920 учебном году занимались в школе 97 ребят и девчат.

В 1920-1921 учебном году в первый класс принято 84 ребенка. Учебный год завершают 159 ученика.

В те годы учителями были  Насыров Гарифулла, Исанбирдина Карима, Биглова Хуржида, Терегулов Исмагил.

В 20 годы школа стала называться начальной. Она была лучшей образовательной школой района.

В 1936-1937 учебном году она была объединена со школой второй ступени села Чекмагуш.

Чекмагушевская средняя школа была организована 25 декабря 1922 года в деревне Старокалмашево.

В 1922—1923 годах по инициативе секретаря Старокалмашевского волкома РКП(б) Гумерова Ахьяра, председателя Старокалмашевского сельского совета Бакиева Сафы в конце 1922 года в деревне Старое Калмашево была открыта школа второй ступени — трехлетка. В этом деле большую активность проявили жители деревни Мусин Нурлыгаян, Акчурин Шаяхмет. Первыми преподавателями и организаторами школы были Иван Андрианович Ефимов (заведующий) и Анна Исановна Кукина-Ефимова. В 1922 году в 1 группу было зачислено 30 учащихся, в том числе две девушки. В конце 1924—1925 учебного года школа дала первый выпуск. Окончили школу 18 человек. В школе была создана комсомольская организация, которая возглавила школьное самоуправление.

Летом 1925 года Иван Андрианович Ефимов и Анна Исановна Кукина-Ефимова переводятся в другую школу. Заведующим назначается Леонид Белобородко, а его жена — учительницей. Язык обучения — русский, татарский язык во всех классах ведется как обычный предмет.

В 1928 году построено специальное здание в селе Чекмагуш и Старокалмашевская школа второй ступени переводится в волостной центр, в село Чекмагуш. Продолжительность курса обучения — 3 года, число учащихся — 117, преподавателей в школе — 5.

Много известных людей выпустила наша школа. Ярчайшими из них являются доктор химических наук, директор института органической химии Абдрахманов Ильдус Бариевич, доктор физических наук, ректор БирСГПА, профессор Усманов Салават Мударисович,  доктор философских наук, проректор по международным отношениям БашГУ, профессор Суханов Василий Максимович, доктор физических наук, профессор КГУ Баянов Ильмир Масвилович,  депутат Государственного Собрания РБ Мансуров Валерий Адгамович, заместители Главы администрации Чекмагушевского района Крюков Геннадий Фотиевич, Ямалеев Реканс Фанилевич, директор Чекмагушевского кирпичного завода Рахимов Ильдар Ахметгадилович, председатель Чекмагушевского райпотребсоюза Сибатов Раиф Фаритович, федеральный судья Чекмагушевского района Ахмадуллин Рустам Фаилович, глава муниципального образования Чекмагушевский сельский совет Загидуллин Фирдавис Халимуллович, главный архитектор МР Чекмагушевский район Газизов Ильхам Халитович, талантливые врачи ЦРБ Мустафина Л.М., Шарипова Л.З., Насыров И..Ф., Сюндюков Р.Р., Мухутдинова Л.Р., Вильданова Р.А., Агадуллина Ф.Р.  и  другие.  Школа поддерживает связи со своими выпускниками. Проводятся встречи, мероприятия.

         В 2007 году на базе школы открыта республиканская экспериментальная площадка по теме проекта «Управление образовательным процессом в условиях профильного обучения старшеклассников», руководителем эксперимента назначен старший преподаватель кафедры управления и экономики образования БИРО, к.п.н., профессор К.Г. Юлаев.

         Инновационная деятельность школы потребовала изменений  в содержании образования. Сформирована система многопрофильной подготовки учащихся 10-11 классов. В   школе   реализуются два профиля: физико-математический, физико-химический. Разработаны новые учебные планы. Введены элективные курсы, направленные на дополнительное изучение предметов: «Основы программирования», «Основы генетики», «Стили речи», «Математические уравнения и неравенства», «Решение задач повышенной сложности по физике», «Практикум по общей химии». Часы,  отведенные на элективные курсы, используются для исследовательской деятельности, осуществления творческих проектов,  проведение творческих лабораторий, семинаров- практикумов и других нестандартных форм занятий с учащимися.

Активно внедряются новые образовательные технологии:

  1. технология развивающего обучения Д. Эльконина – В.В. Давыдова
  2. метод проектов
  3. адаптивная технология
  4. информационные технологии

В образовательном процессе активно используются   электронные учебники, энциклопедии, словари, тренажеры. Каждая научно - творческая лаборатория педагогов сопровождается презентациями - Power Point, Publisher, Flip АIbum. Система инновационной оценки  «портфолио» применяется в рамках  внедрения предпрофильного и профильного обучения  в 9 – 11 классах. Здоровьесберегающие технологии  являются неотъемлемой частью всего учебного процесса в образовательном учреждении и  реализуются через введение физкультминуток,  осуществление лыжной подготовки школьников, использование элементов   общефизической   подготовки    на    уроках     физкультуры,     психотренинги,     релаксационные   паузы,      смену

видов        деятельности      на      уроках,     соблюдение     СанПиНа     в     учебном     процессе.     Изменены       функциональные

 

обязанности администрации в связи с реализацией школьной программы информатизации.

Результатом плодотворной работы педагогического коллектива  в  2007 году стала победа на конкурсе общеобразовательных учреждений Российской Федерации, внедряющих инновационные программы и школа получила грант в размере 1 миллиона  рублей.

      По результатам 2008-2009 учебного года школа стала победителем муниципального конкурса «Лучшая школа» в номинации «Организация учебного процесса и внедрение инновационных программ»

         Образовательный процесс в школе организован согласно выбранному направлению – «Развитие творческих способностей и возможностей учащихся как следствие совершенствования навыков самостоятельной работы на уроках», методической теме - «Внедрение инновационных технологий в процесс обучения и воспитания» и учебному плану.

      Инновационный материал активно внедряется в образовательный процесс, опыт работы учителей и школы обобщается на районном и республиканском уровнях. На сайте школы размещена информация об опыте работы лучших учителей. Учителя и учащиеся школы выступают на районных и республиканских семинарах и конференциях, имеют публикации в СМИ и научно-методических журналах. Школа является  районным методическим центром, где проходят методические семинары, круглые столы, совещания.