Инновационная деятельность на базе КФУ

Гафурова Альфия Салиховна

              Программа факультатива «Проектная деятельность» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы и подходы для решения практической деятельности,  мыслить системно, комплексно; непрерывно овладевать новыми знаниями, выявлять творческие способности школьников, развивающиеся в процессе выполнения проектных заданий.

               Данная программа может быть применена в школах, и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках технологии, на внеклассных занятиях.  Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученных при изучении школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativnogo_kursa_proektnaya_deyatelnost.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса для младших  школьников «Проектная деятельность» 1 - 4 классы

Гафурова Альфия Салиховна, учитель начальных классов,

 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №175»

Советского района г. Казани

      Пояснительная записка.

             Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью…

            Понятие «проект» имеет в нашей культуре разные значения. В данном случае мы используем это понятие в его педагогическом, несколько отличающемся от традиционного, смысле. Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели. Они направлены на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и идеального продукта.
             В то же время проекты, выполняемые учащимися под руководством педагога, признаются сегодня действенным средством реализации компетентностного, системно-деятельного подхода к обучению и воспитанию. Их разработка и реализация позволяет достигать ряда актуальных образовательных эффектов, в т.ч.:

•  позволяет научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

•  учит ученика размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

•  даёт опыт принятия самостоятельных аргументированных решений;

•  позволяет научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

         

              Программа факультатива «Проектная деятельность» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы и подходы для решения практической деятельности,  мыслить системно, комплексно; непрерывно овладевать новыми знаниями, выявлять творческие способности школьников, развивающиеся в процессе выполнения проектных заданий.

               Данная программа может быть применена в школах, и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках технологии, на внеклассных занятиях.  Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученных при изучении школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь самостоятельный принцип обучения, но и использовать знания, полученные в ходе изучения других школьных дисциплин.

              Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать их дальнейшему образованию, формированию навыков  культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного, творческого коллектива.

            Программа обучения рассчитана  на школьников 1- 4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с проектной деятельностью.   

Целью программы является развитие свободной творческой личности ребенка в процессе выполнения проекта как самому, так и в группе детей, которое определяется задачами развития этой личности на этапе выполнения проекта и задачами исследовательской деятельности детей в процессе всего проекта.

          Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить детей 1 – 4 классов с многообразием проектов, умением самостоятельно находить к ним необходимый минимум материала, формулировать и высказывать свою точку зрения в процессе подготовки проекта, учитывать возможность реализации межпредметных связей.

развивающие: развивать свободную творческую личность, наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать речь, мышление, воображение;  проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала.

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; культуру труда и этику общения; бережное отношение к источнику знаний – книге, компьютеру, справочной литературе, журналам, газетам.

        Основные принципы, положенные в основу программы:

       -   развивать поисковую деятельность детей – способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

         -   умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

          -   развивать художественный вкус младшего школьника; совершенствовать стиль партнерских отношений в группе.

         - решать  разнообразные  конструкторско – технологические  и  технические  задачи,  возникающие  в  ходе  выполнения  проектов.

 

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее востребованность в современной начальной школе, актуальность, развивающая ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказы детей, сообщения, доклады на заданную тему, подготовка и чтение рефератов - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации поделок, плакатов, макетов, схем, иллюстраций, рисунков. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления,  внимания, младших школьников;
  • практические методы: – это   изготовление плакатов, схем, различных моделей, поделок. Позволяют найти самореализацию   личности  младшего школьника  путем  развития  его  интеллектуальных    возможностей,  волевых  качеств,  и  творческих  способностей  в  процессе  создания  под  контролем  учителя  новых  проектов,  обладающих  субъективной  или  объективной  новизной  и  имеющих  практическую  значимость. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Проектный метод» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информаторами, поисковые работы, выполненные задания. Не  следует  понимать  проект  как  контрольную  работу.  Проект – творческая  работа,  во  время  которой  школьники  продолжают  пополнять  знания  и  формировать  умения,  необходимые  для  выполнения  работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать свою значимость в учебном процессе, ценность общения.

           Программа «Проектная деятельность» предусматривает следующие формы контроля знаний: выполнение  проектных  работ  обязательно  должно  завершаться  их  защитой  в  присутствии  всего  класса.  Это  мероприятие    формирует  у учащихся  чувства  ответственности,  вносит  в  учебный  процесс  дух  здоровой состязательности.  Занятия кружка проводятся  1 раз в неделю в течение 1 академического часа.                 

                              Программа факультатива

                                        1 класс

Тема 1: Введение  (8ч)

Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение, газеты и журналы, другие источники.  Выбор предполагаемых участников проекта.

Виды проектов.

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.

Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико -  ориентированные (практические).  Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.

Тема 2:  Проект   «Ролевая игра: Числа первого десятка» (8 ч)

  1. Распределение ролей к данной игре. (1 ч)
  2. Изготовление макета домика «Терем теремок» (2 ч)
  3. Изготовление костюма для каждой цифры. (2 ч)
  4. Изготовление плакатов с заданиями к игре. (2 ч)
  5. Защита проекта в виде инсценирование

сказки: «Терем теремок». (1 ч)

Тема 3:  Проект    «8 МАРТА – праздник бабушек и мам»  (10 ч)

  1. Проведение беседа на тему: «История возникновения праздника в нашей стране». (1 ч)
  2. Подготовка и выпуск рисунков,

портретов: «Это мамочка моя». (1 ч)

  1. Подбор материала и выпуск  классной газеты: «Вот какие наши мамы!» (1 ч)
  2. Подбор и заучивание  стихов, загадок, песен о бабушках и мамах. (2 ч)  

5. Изготовление поздравительных открыток для бабушек и мам. (1ч)

6. Проведение анкет с родителями: «Как Ваш ребенок помогает дома» (1 ч)

  1. Подготовить и провести экскурсию на работу одной из мам (поход в аптеку) (1 ч)
  2. Сбор материала и оформление зала для проведения праздника проекта: «8 МАРТА – праздник бабушек и мам» (1 ч)
  3. Защита проекта «8 МАРТА – праздник бабушек и мам».

Тема 4:  Проект    «До свидания первый класс!»  (7 ч)

  1. Подведение итогов окончания первого класса. (1 ч)
  2. Подбор стихов, загадок, песен о школьных принадлежностях (1 ч)
  3. Подготовка и проведение конкурса мини сочинений: «Мой любимый предмет» (1 ч)
  4. Изготовление костюмов для роли букв, в праздничном концерте. (2 ч)  
  5. Сбор материала и изготовление газет: «Прощай первый класс», оформление зала. (1 ч)
  6. Защита проекта в виде праздничного концерта:  «До свидания первый класс!»  (1 ч)

                                       2 класс

Тема 1:    Введение  (1ч)

Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение, газеты и журналы, другие источники.  Выбор предполагаемых участников проекта.

Виды проектов.

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.

Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико -  ориентированные (практические).  Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.

 Тема 2:   Проект  “Моя семья”.  (7 ч)

 Семья - это одна из главных ценностей для человека в жизни; небходимо знать историю своей семьи, уважать своих родственников и помнить о них.  Необходимо знать: часто о человеке судят по его семье; следовательно, свою семью надо создавать на принципах любви и уважения.  Понять это, должна помочь поисковая работа в виде проекта.

1.Проведение беседы: «О понимание роли семьи  в жизни человека».  (изучить историю данной семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения, понять свою роль в этой семье.) (2 ч)

2. Сбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни отдельно взятой семьи. (1 ч)

3. Оформление небольшого семейного альбома исследуемой семьи. (1 ч)

4. Написание эссе о путешествиях, труде и отдыхе данной семьи. (1 ч)

5. Изобразить древо, на плакатном листе данной семьи. Провести конкурс «Моя родословная». (1 ч)

6. Завершить проект презентацией перед всем классом.  (1 ч)

Тема 3:  Проект  “Новый год в моих фантазиях». (8 ч)

1. Проведение беседы на тему:   «Новый год в моих фантазиях».        Обогатить представления детей о празднике. Обратить внимания, откуда к нам пришел этот праздник, когда и почему мы начали праздновать новый год? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями  для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки проекта.)  (1 ч)  

2. Проведение анкеты: «ЕЛКА!»

 ответить на поставленные вопросы:

 - Почему мы наряжаем елку?

– Откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать?

- Какие украшения вешали люди в далекой старине на елку?

- Какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины? (1 ч)

3. Найти наиболее популярные песни о новогоднем празднике и заучить их наизусть.  (2 ч)

4. Устроить конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей). (1 ч)

5. Поощрить наиболее активных поисковиков по данным вопросам.  (1 ч)

6. Изготовление своими силами новогодние украшения для елки. (1 ч)

 7. Завершить проект защитой в виде новогоднего представления

в классе.  (1 ч)

Тема 4:     Проект  “Перемена”.(10 ч)

  1. Провести беседу: «Развлекательная игра на перемене».                Провести беседу, на которой дети узнают о том, что бывают игры, отличающиеся: по динамике, по целям воспитания. Дети должны понять, что одни игры подходят  для игры на перемене, а другие нет, потому,  что не соответствуют правилам поведения в школе. (1 ч)
  2. Нахождение и подбор игр детьми с 1 по 4 класс, в которые можно играть на перемене. (1 ч)
  3. Провести линейку. (каждый класс представляет и показывает найденные игры) (1 ч)
  4. Провести, анкетирование среди родителей и учащихся, выявить, что ЗОЖ они понимают большей частью, как физическое развитие. (1 ч)
  5. Изготовление для родителей информационного стенда, разъясняющего аспекты системы ЗОЖ и принципы построения воспитания ЗОЖ. (1 ч)
  6. Познакомить учащихся с вопросами, касающимися проблем здорового образа жизни и охраны здоровья. (1 ч)
  7. Разучить с детьми игры на развитие чувства времени и умение составлять режим  дня. (2 ч)
  8. Подготовить зал к защите проекта. (1 ч)
  9. Провести презентацию проекта. (1 ч)

Тема 5:  Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”.(8 ч)

1. Провести «Урок – экскурсию» по школе и прилегающей к ней территории. (1 ч)

2. Определить с помощью тестирования экологическое состояние территории школы и пришкольного участка. (1 ч)

3. Провести анкету «Что ты можешь сделать для улучшения экологического состояния коридора, класса в здании своей школы». (1 ч)

4. Предоставить детям возможность написать сочинения на тему: «Экологическое состояние школы и его улучшение по моим представлениям» (изложить свою точку зрения на предмет улучшения экологического состояния школы и пришкольного участка.) (1 ч)

5. Сформировать группу детей для улучшения экологического состояния школьного коридора, свого отдельно взятого школьного кабинета, выдвинуть перед ними определенные задачи, сформулировать правила по которым будет существовать данная группа (озеленение, развешивание гардин, влажная уборка подоконников на большой перемене). (1 ч)

6. Приведения в порядок школьной территории (уборка осенней и весенней листвы, подравнивание кустарников силами детей, высадка однолетних и многолетних цветов и трав). (1 ч)

7.  Изготовления стенда с фотографиями детей работающих добровольно по улучшению экологической проблемы в школе и пришкольном участке. (1 ч)

8. Провести презентацию проекта. (1 ч)

                                  3 класс.

Тема 1: «Введение»  (1ч)

Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение  и другие источники.  Выбор предполагаемых участников проекта.

Виды проектов.

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.

Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико -  ориентированные (практические).  Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.

Тема 2:   Проект «Правильное питание»”. (7 ч)

Дети - это будущее России, их здоровье во многом зависит от правильного питания.

  1. Показать на примере рассказов, сказок, стихов значимость правильного питания. (1 ч)
  2. Провести анкету среди детей: «Как надо правильно питаться?». (Выдвинуть на обсуждение детей такие вопросы:  - какие фрукты и овощи необходимы человеку каждый день?- как правильно составить рацион полноценного завтрака, обеда, ужина? – какие витамины присутствуют в той или иной пище? – нужно ли в рацион человеческого питания включать супы, борщ, рыбу, мясо, молоко, творог, сыр, всевозможные каши (перловая, гречневая, ячневая, манная, геркулесовая)? – чем богат хлеб, из каких сортов пшеницы его делают? – что еще добавляют в хлеб?) (1 ч)
  3. Провести конкурс поделок, газет, викторин, фотоконкурс о правильном питании. (1 ч)
  4. Составить рацион недельного питания твоей семьи. (1 ч)
  5. Создать стенд о правильном питании. (1 ч)
  6. Украсить зал для презентации поделками, газетами,  фотографиями. (1 ч)
  7. Провести презентацию проекта. (1 ч)

Тема 3: Проект  «Новогодняя елка»  (8 ч)

  1. Провести беседу - путешествие: «Новогоднее дерево – елка».

Дать задание о сборе материала на тему: «Новогоднее дерево – елка». По следующим вопросам: - Откуда к нам пришла эта традиция – ставить хвойное  дерево и украшать его на новогодний праздник? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями  для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки  проекта.)   (1 ч)

  1. Просмотр сказки: «Новогодние приключения Маши и Вити». (1 ч)

3. Провести тест: «Что я знаю о елке?» (вопросы, предложенные учителем: - почему мы, наряжаем елку?)

- какие украшения, вешали люди в далекой старине на елку?,

- какие новогодние традиции остались у нас, от далекой старины?,

- кто приходит к нам в гости на новогодний праздник?,

- как называют Деда Мороза,  в других странах? (Франции, Англии, Японии). (1 ч)

4. Найти наиболее популярные песни о новогоднем празднике и выучить их наизусть.  (3 ч)

5. Устроить конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей). (1 ч)

6. Завершить проект защитой в виде новогоднего представления     в классе.  (1 ч)

Тема 4:    Проект  “Памятники нашего города”.(10  ч)

1. Провести экскурсию: “Памятники нашего города” (4 ч)

2. Провести заседание клуба «Почемучка» на тему: «Памятники нашего города» и организовать работу по сбору материала в библиотеках (школьной и городской), школьном музее, Интернете, газетных публикациях о героях нашего города, которым поставлены памятники. (2 ч)

3. Написать небольшое сообщение на тему: «Что я знаю об этом памятнике?» (1 ч)

4. Оформить фотоальбом: «Казань – лучший город на Земле». (в альбом включить фотографии памятников нашего города, их описание, дать информацию, в каком году поставлен тот или иной памятник). (1 ч)  

5. Оформить зал к защите проекта: “Памятники нашего города” (1 ч)

6. Провести презентацию проекта. (1 ч)

Тема 5:  Проект  “Флаг и герб города Казани”. (8 ч)

1. Познакомить с началом создания городских гербов. Откуда идет эта традиция и для чего необходимо иметь городу флаг, герб. (лекция по геральдике.) Дать задание о сборе материала: «Что изображалось на гербах городов».   (1 ч)

2. Прослушать сообщения: «Что изображалось на гербах городов, и почему выбор падал именно на эти предметы?». (1 ч)

3. Провести анкету: «Что изображено на гербе нашего города?» Дать задание, узнать из газетных публикаций, Интернета, книг,  как на гербе появился змей   Зилант. (1 ч)

4. Написать сочинения: «Любимый город».  (о родном городе) (1 ч)

5. Провести творческую работу по созданию символа (герба) своего города. ( 1 ч)

6. Собрать фотографии тюльпана и разнообразных видов этого растения.(1 ч)

7. Оформить стенд: «Любимый город».  (1 ч)

8. Провести презентацию проекта.  (1 ч)

                                       4 класс.

Тема 1: «Введение»  (1ч)

Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение  и другие источники.  Выбор предполагаемых участников проекта.

Виды проектов.

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.

Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико -  ориентированные (практические).  Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.

Тема 13: Проект “Красная книга родного края”. (7 ч)

  1. Провести экскурсию в Национальный музей Татарстана  – «Мой родной край». (1 ч)
  2. Провести анкету на тему: «Мой родной край». (1 ч)
  3. Познакомить с растениями и животными родного края, дать задание о сборе материала о редких растениях и животных нашего края. (1 ч)
  4. Создать Красную книгу растений  и животных  родного края. (1 ч)
  5. Оформить стенд «Как прекрасен наш край». (1 ч)
  6. Подготовить выставку рисунков и поделок о родном крае. (1 ч)
  7. Провести защиту проекта в виде заседания клуба «Почемучка». (1 ч)

Тема 2:  Проект:  «Новогодняя сказка» (8 ч)

  1. Провести беседу: «Новогодний праздник», дать задание о сборе материала на тему: «Новогодний праздник». (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями  для расширения знаний и представлений детей о ходе подготовки праздника.)   (1 ч)
  2. Просмотр мультипликационных фильмов на тему: «Новогодняя  сказка». (1 ч)

3. Провести тест: «Что я знаю об этом празднике?» (вопросы, предложенные учителем: - почему мы, празднуем новый год?,  - какие новогодние традиции остались у нас, от далекой старины?, -как празднуют новый год детишки в Англии?, - куда кладет новогодние подарки Дед Мороз французским детишкам?, - как празднуют новый год в Японии?, - кто приходит к нам в гости на новогодний праздник?, как называют Деда Мороза,  в других странах? (Франции, Англии, Японии). (1 ч)

4. Найти наиболее популярные песни о новогоднем празднике и выучить их наизусть.  (3 ч)

5. Устроить конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей). (1 ч)

6. Завершить проект защитой в виде новогодней сказки  в классе.  (1 ч)

Тема 3: Проект:  «Праздник за честь школы»  (10 ч)

  1. Провести беседу о  школе, школьных традициях. (1 ч)
  2.  Дать задание по классам: а) подвести итог работы (в виде небольшого эссе) за прошедшие учебные четверти. б) представить к награждению отличников учебы и активных участников в жизни школы и класса. (1 ч)
  3. Провести конкурс поделок, рисунков, газет к празднику «За честь школы». (2 ч)
  4. Провести сбор анкет об учащихся предыдущих лет  в нашей школе. (1 ч)
  5. Подобрать и разучить по классам стихи и песни о школе. (3 ч)
  6. Оформить выставку поделок, рисунков, газет к празднику «За честь школы» (1 ч)
  7. Провести презентацию проекта в виде праздника «За честь школы». (1 ч)  

Тема 4:   Проект: «Хлеб всему голова»  (8 ч)

  1. Провести беседу о хлебе его значимости в рационе питания    человека (1 ч)
  2. Провести экскурсию на хлебоприемный пункт (1 ч)
  3. Подготовить и провести конкурс поделок, рисунков, газет на тему: «Хлеб – всему голова!». Дать задание изготовить самостоятельно костюмы для сказки: «Хлеб наше богатство и его надо беречь» (1 ч)
  4. Подобрать и разучить песни, стихи, загадки, крылатые выражения о ХЛЕБЕ  (2 ч)
  5. Пригласить на заседания клуба: «Почемучка» ветерана войны. (1 ч)
  6. Написать сочинения на тему: «Хлеб – наше богатство и его надо беречь!». (1 ч)
  7. Завершить проект презентацией в виде сказки на тему: «Хлеб наше богатство и его надо беречь!» (1 ч)

                               Учебный план

                 Тема

             проекта.

               Количество часов

Всего часов.

теория

практика

экскурсии

Массовые мероприятия

1. Введение

     8

     -

      -

      -

      8

2. Ролевая игра: «Числа первого десятка»

     1

    6

       -

      1

      8

3. «8 МАРТА – праздник бабушек и мам»

     1

    7

   

      1

      1

     10

4. «До свидания первый класс»

     1

    5              

      -

      1

      7

5. Введение.

     1

    -

      -

      -

      1

6. «Моя семья»

     2

    4

      -

      1

      7

7. «Новый год в моих фантазиях»

     1

    6

     -

   

      1

      8  

8. «Перемена»

     1

    8

     -

      1

      10

9. «Учимся решать экологические проблемы в школе»

     1

    5

     1

      1

       8

10. Введение

     1

    -

      -

      -

       1

11. «Правильное питание»

     1

    5

     -

      1

       7

12. «Новогодняя елка»

     2

    5

     -

      1

       8

13. «Памятники нашего города»

     2

    3

     4

      1

       10

14. «Герб и флаг города Казани»

     

     2

     

    5

     -

       1

       

       8

15. Введение

     1

    -

    -

       -

       1

16. «Красная книга родного края»

     

     1

    5

     1

      1

        8

17. «Новогодняя сказка»

     2

    5

     -

      1

        8

18. «Праздник за честь школы»

     1

    8

     -

      1

        10

19. «Хлеб всему голова» 

     1

    5

     1

      1

        8

20. Итог.

    31

    82

     8

      15

       136

Основные требования к знаниям и умениям

При изучении программы факультатива  «Проектная деятельность»

учащиеся должны знать:

- Что такое правильное питание;

- Памятники нашего города;

- В какие игры можно, а в какие игры нельзя играть на перемене и почему?;

- Какое растение изображено на гербе нашего города и почему именно это растение выбрано для украшения герба;

- Растения нашего края, занесенные в красную книгу;

- Традиции школы, в которой он учится;

- Что значит, экологические проблемы школы и как их решать своими силами;

- Родословную своей семьи;

- Откуда к нам пришла традиция праздновать новый год и почему мы наряжаем именно это хвойное дерево на новогодний праздник,  как празднуют новый год в других странах;

Учащиеся должны иметь общие представления о:

- Факультативном курсе: «Проектная деятельность» (чем он занимается и для чего его необходимо изучать в школе);

- Результатах, к которым ведет составление проекта; о структуре проекта; этапах его выполнения;

- Практические навыки исследовательской работы. Развитие  наблюдательности, способности к анализу.

                  Учащиеся должны уметь:

- вести поисковую работу по теме, которую определили для исследования;

- посещать музеи, выставки, культурные мероприятия;

- участвовать в работе клубов, проведении праздников,

- читать дополнительную литературу, работать с Интернетом;

- слушать и слышать своего товарища.

Приложение № 1.    Система действий учителя и ученика при выполнении проекта.

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

Предварительный этап

Определение в действиях школьников базового, программного и усложненного уровней усвоение учебного материала.

Диагностический этап

Разработка задания для выявления уровня усвоения знаний. Проведение диагностики обученности школьников.  Анкетирование учащихся, беседы с классным руководителем, учащимися и их родителями.  

Самоопределение ученика в области выбора уровня изучения каждого школьного предмета на основе результатов диагностики и своих интересов.

Этап распределения учащихся по группам

Организация распределения учащихся по группам. Уточнение содержание обучения для разных групп. Разработка четких требований к уровню образовательной подготовки применительно к каждому уровню. Предоставление учащимся разработанных требований.

Выбор учеником определенной группы. Участие в обсуждении предлагаемых учителем требований к уровню образовательной подготовки в той или иной группе.  

Этап реализации уровневого обучения

Организация работы учащихся в группах.

Организация своей учебной деятельности в рамках выбранной группы.

Этап оценки результатов образовательной подготовки в условиях уровневого обучения

Оценивание учащихся с позиции приложенных усилий (реализация положительной обратной связи)

Осуществление взаимооценки и самооценки достигнутых результатов.

Приложение № 2.  Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях выполнения проекта.

                           Стадии.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1. Разработка проектного задания.

1.1. Выбор темы проекта.

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

 

Учитель предлагает учащимся совместно отработать тему проекта.

Группа  учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.  

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных  учащимися.

Учащиеся самостоятельно отбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

1.2. Выделение подтем в теме проекта.

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.

Каждый ученик выбирает себе подтему  или предлагает новую.

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учении выбирает одну из них для себя (т. е. выбирает себе роль).

1.3.Формирование творческих групп.

 Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

1.4.Подготовка  материала к исследовательской работе. Формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы.  

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает, задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу.  

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке зданий.

Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться  в командах с последующим обсуждением в классе.

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

Учитель принимает участие в обсуждении.

Учащиеся в группе, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности; видеофильм, альбом , натуральные объекты, литературная гостиная и т. д.  

2.Разработка проекта.

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.

3.Оформление результатов.

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся в начале по группам, а потом по взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация.

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или ребят параллельный  класс, родителей.

Докладывают о результатах своей работы.

5. Рефлексия.

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

Приложение № 3.  При работе над проектом необходимо:

 - обозначить титульный лист

- название проекта.

- руководителя проектной работы

- состав учащихся

- паспорт проектной работы.

- тип проекта

- цели проекта

- задачи проекта

- гипотезу исследовательской работы

- структуру проекта

- этапы проектной деятельности

- проведение итога проекта (утренник, презентация, защита проекта)    

Приложение № 4.  к проекту: «Ролевая игра: Числа первого десятка».

Цели проекта:

1. Создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления.

2. Создание условий для закрепления знаний чисел первого десятка,  через включение учащихся в   различные виды деятельности по закреплению знаний умений и навыков, полученных на уроках математики.

Задачи проекта:

1. Расширение знаний учащихся по теме «Числа первого десятка».

2. Привитие навыков  культуры счета.

3.Установка стабильного интереса к навыкам устного счета в пределах десятка.

4. Выявление и решение проблем связанных с запоминанием устного счета в пределах первого десятка.

5. Развитие умения обобщать  и сравнивать собранный материал.

Приложение № 3. к проекту: «8 МАРТА – праздник бабушек и мам»

Цели проекта:

  1. Создание условий для развития инициативы, самостоятельного выполнения поисковой деятельности, коммуникативных умений учащихся.
  2. Создание условий для закрепления знаний о празднике 8 – МАРТА, через включения учащихся в различные виды деятельности. 

Задачи проекта:

1. Расширение знаний учащихся по теме: «8 – МАРТА»

2. Привития навыков труда при работе с различными материалами, для изготовления поделок к празднику.

3. Выявление и решение проблем связанных с запоминанием стихов, песен, загадок к празднику.

4. Развитие умения находить нужный материал по данной теме.

Приложение №4.  к проекту: «До свидания первый класс!»  

Цели проекта:

  1. Создание условий для развития творческого потенциала младших школьников, самостоятельного выполнения поисковой деятельности, взаимодействия учителя и учащихся в процессе работы.
  2. Создание благоприятных условий для выполнения проекта, через включения учащихся в различные виды деятельности.

Задачи проекта:

  1. Закрепление знаний учащихся при выполнении работ по образцу.
  2. Привития навыков труда при работе с различными материалами для изготовления поделок, газет, плакатов к празднику.
  3. Выявление и решение проблем связанных с общением детей в ходе выполнения проекта.
  4. Развитие умения отсеивать ненужный материал.

Приложение № 5. к проекту: «Моя семья»

Цели проекта:

  1. Создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления.
  2. Создание благоприятных условий для выполнения проекта, через включения учащихся в различные виды деятельности.

 Задачи проекта:

  1. Включение в систему ценностных отношений подростка родственников, ушедших из жизни до его рождения; установление связи между историей семьи и историей Отечества.
  2. Осознание роли семьи в жизни человека. Род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения.
  3. Понятие своей роли в этой семье, подбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни семьи. Также впечатления о семейных путешествиях, труде, отдыхе, создание небольшого семейного альбома.

Вопросы, рассмотренные в проекте и заданные учащимся …… классов

1. До какого поколения могу я, мои родители вспомнить имена (фамилии, годы жизни, места рождения) наших предков?

2. Сколько детей было в семьях разных поколений (мамы и папы, бабушек – дедушек, прабабушек и прадедушек)?

3. Откуда родом были ваши предки?

4. Кто из ваших предков прожил самую долгую жизнь ? Кого из них можно назвать долгожителем?

5.  Ты знаешь о жизни бабушек, дедушек….А известно ли тебе что – то о жизни их родителей, их бабушек – дедушек?

6. Есть ли в вашей семье семейный архив? Что в нем? Кто хранит семейные реликвии? А ты как относишься к семейному архиву?

Приложение  № 6: к проекту:  “Новый год в моих фантазиях».

Цели проекта:

1. Создание условий коммуникативных умений учащихся, творческого мышления,  развитие интеллектуальных способностей.

2. Создание благоприятных условий для применения новых знаний при выполнении проекта.

Задачи проекта:

1. Обогатить представления детей о празднике. 

2. Привития навыков труда при работе с различными материалами, для изготовления костюмов, поделок, плакатов, газет  к празднику.

3. Выявление и решение проблем связанных с общением детей в ходе выполнения проекта.

4. Развитие умения находить нужный материал по данной теме.

Вопросы для беседы: «Новый год в моих фантазиях»

 - откуда к нам пришел этот праздник?

- когда и почему мы начали праздновать новый год? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями)  

- как новый год празднуют в других странах?

- куда кладут подарки  в разных странах на новый год?

Вопросы анкеты: «ЕЛКА»

 - Почему мы наряжаем елку?

– Откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать?

- Какие украшения вешали люди в далекой старине на елку?

- Какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины?

      Приложение № 7,   к проекту:  “Перемена”.

Цели проекта:

  1. формирование желания быть здоровым,
  2.  вести здоровый образ жизни, накопление информации для проведения перемен.

Задачи проекта:

1. мотивировать на здравоохранительное поведение,

2. создать положительные эмоции,

3. учить коммуникативности.

Вопросы для беседы: «Перемена»

 - что такое перемена?

- как проходят перемены в школе?  

- чем могут заняться дети на перемене?

- зачем нужна перемена?

Анкета для родителей

  1. Что вы понимаете под здоровым образом жизни?

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы считаете, может ли школа помочь ребенку полностью освоить вопросы, касающиеся проблем ЗОЖ и охраны здоровья?

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто должен участвовать в воспитании ЗОЖ?

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Знаете ли вы, как проходят перемены в школе?

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чему учатся дети на перемене?

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чем вы можете помочь в организационном проведении перемен?

__________________________________________________________________________________________________________________________

Проведение Линейки для проекта «Перемена».

Учитель: Школа – это самая большая семья, в которой свои правила. Они установлены на основе общепринятых правил.

Школа – это наш второй дом. А воспитанный человек ведет себя в доме культурно.

Зазвонил телефон.

Учитель: Да, я вас слушаю. Незнайка? Выручить тебя? Как мы сможем? У нас тут линейка. Попробуем.

Дети, звонил Незнайка. Его похитили инопланетяне. Чтобы его спасти, нужно ответить на вопросы инопланетян по правилам поведения в школе. Поможем Незнайке?

(Вносят конверт с вопросами).

Первый вопрос. Как нужно приветствовать учителя, взрослых, которых вы встречаете по дороге в класс?

Отвечать будет 1 класс.

Дети отвечают по очереди.

1«а»

1. Со всеми взрослыми надо здороваться «Здравствуйте».

2. С друзьями можно употреблять слово «Привет», «Доброе утро».

3. Произносить приветствие нужно с улыбкой.

(Разыгрывается ситуация).

Второй вопрос. Каким должен быть внешний вид ученика?

3 «б»

1. Вот начинается наш обычный школьный день.

2. При входе мальчики снимают головные уборы.

3. Все переобуваются и кладут уличную обувь в сумку для грязной обуви.

4. Главное не мешать окружающим.

5. Форма учеников должна быть чистой и выглаженной.

Третий вопрос. Можно ли опаздывать  на урок?

1«в»

1. На урок опаздывать нельзя. Тот, кто опоздает, не будет знать, что говорит учитель.

2. Опоздавший ученик мешает всему классу.

3. В класс нужно приходить за 10 – 15 минут до начала урока.

4. Если случилось так, что ты опоздал, то…(ситуация обыгрывается).

Четвертый вопрос. Как нужно сидеть во время урока?

1«б»

1. Парта это не кровать,

И на ней нельзя лежать,

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

2. Учитель спросит, надо встать

Когда он сесть позволит, сядь,

Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подыми.

3. Готовиться к уроку надо заранее, до звонка.

4. Все ли у тебя на месте. Надо проверять еще дома.

Учитель: Вопрос пятый и самый важный для нашей школы. Что можно делать на перемене в школьном коридоре?

Приложение № 8. к проекту: “Учимся решать экологические проблемы в школе”.

Цели проекта:

1. Создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления.

2. Создание условий для развития чувства сопричастности к решению экопроблем через включение учащихся в   различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки.

Задачи проекта:

1. Расширение экологических знаний уч-ся.

2. Привитие навыков экологической культуры.

3. Установка стабильного интереса к экологической обстановке своей местности.

4. Выявление и решение экопроблем в условиях населённого пункта.

5. Развитие социальной активности уч-ся (взаимодействие уч-ся с местными органами власти, связь с общественностью).

6. Развитие умения обобщать  и сравнивать собранный материал.

7. Участие в международном марафоне «Экологический дневник» 

Развитие общеучебных умений и навыков:

Рефлексивные умения:
• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействовать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
•Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
Коммуникативные умения:
• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
• Навыки монологической речи
Принципы:

1.Принцип признания самобытности, уникальности, индивидуальности личности каждого ребенка.

2.Принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи.

3. Принцип связи сознательности и эмоциональности.

Ожидаемые результаты:

Программа способствует:

Повышению образовательного и культурного уровня развития учащихся,  формированию  коммуникативной  и социальной компетентности.

Воспитанию нравственно здоровой, уникальной, свободной и ответственной личности, почитающей и уважающей традиции и обычаи своего народа, знающей свои корни, оберегающей природу.

Формированию  гражданственности, патриотизма, любви к Родине, социальной культуры этнических отношений, толерантности  к иному образу жизни и стилю мышления.

Литература:

1. «От одного до десяти» (веселый счет), составитель С. Я. Маршак; издательство «Детская литература» 2004 г.

2. «Классные часы в 1 классе» составитель Я.Ю Мартынова; издательство – торговый дом  «Карифей» 2006 год.

3. Методика воспитательной работы. Составитель Л.А. Байкова и другие Рязань, 1993 год.    

4. «Веселая математика». Составитель В.В. Волина, ООО Фирма  «Издательство АСТ», 1998 год.  

5.«Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры для детей 1-4 классов», Автор составитель С. А. Шин.  Изд-е.2 – е. – Ростов – н/Д: изд – во «Феникс», 2003, - 384 с (Серия «Школа радости»)

6.«Я на солнышке лежу». Составитель Сергей Козлов; издательство  «Малыш» Москва 2010г.

 7. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

             Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД

             «Первое сентября»,  Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

             Эл. адрес: festival@1september.ru     Телефон: +7 (499) 249-52-53

8.Автор: Василевская В С; Редактор: Антонов В. В.,  Чамаева Т. А.

Издат: Вита-Пресс, 2008 г.;  Жанр: Другое, Книги для родителей и др.

9. Автор: Алекс Экслер ;  Название: «Моя родословная»; Жанр: Юмор; Издат: Вита-Пресс,

 2008 г.;  

10. Лыхин Ю. Как составить родословную // Сибирское наследство. Иркут. обл. публ. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2004 - № 1 - 3 с.

11. Миронов Ю. Ю. Главная книга семьи // Дошкольная педагогика – ООО “Детство-пресс” - 2004 - № 5 – 55 с. – 6 – 49 с.

12. Старостин А. Родословное древо // Новая Игрушка – М: 1995 - № 2 – 26-27 с.

13. Составитель Исламова С. М. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей – М: - ванта +, 1995 – т 5 – ч 1 – 46-56 с.

14 «Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры для детей», Автор составитель С. А. Шин.  Изд-е.2 – е. – Ростов – н/Д: изд – во «Феникс», 2003, - 384 с (Серия «Школа радости»)