Проектирование учебного процесса

Серкова Наталья Александровна


 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  Перед современной школой, каждым учителем  стоит проблема повышения качества обучения. Резервы повышения качества образования – в его слагаемых: целях, условиях, организации образовательного процесса, конечных результатах.

Успех этой работы будет зависеть от того, насколько каждый педагог овладеет необходимыми умениями для:

·         планирования и организации обучения;

·         создания системы контроля и оценки уровня сформированности знаний, общих учебных умений и навыков, способов деятельности.

Качество образования на современном  этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности.

Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.

Педагогические  технологии, с помощью которых  можно реализовать новые требования:

-технология проблемного обучения,

- технология проектного обучения, 

-информационные и коммуникационные технологии.

Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление учебным процессом учителем. Прежде всего, овладение новыми формами   перспективного и текущего планирования учебного процесса. Без понимания важности данного этапа педагогической деятельности вряд ли можно  совершенствовать содержание и технологии обучения и достичь качества знаний, соответствующих требованиям государственного стандарта.

При разработке  перспективного планирования педагогу необходимо  учитывать следующее:

·         Чёткая формулировка целей изучения учебного материала;

·         Выделение обязательного минимума содержания изучаемой темы;

·         Выделение требований к уровню подготовки учащихся по данной теме: что ученик должен знать (понимать), уметь, использовать приобретённые знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни;

·         Формирование ключевых компетенций  - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности  в реальной жизни для решения практических задач;

·         Обеспечение вариативности и свободы выбора для учащихся;

·         Подбор контрольно-измерительных материалов, соответствующих требованиям государственного стандарта.

Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока. Это:

·         уроки рефлексии;

·         уроки общеметодологической направленности;

·         уроки развивающего контроля.

 

В обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями

 а) восприятие информации;

б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);

 в) запоминание (создание образа);

г) самооценка.

 

В Концепции структуры и содержания общего среднего образования особо выделена задача развития навыков самообразования, тесно связанная с формированием потребности учиться, умением работать с информацией и умением осуществлять самоанализ, самоконтроль.