Методическая разработка проектной деятельности "Мир насекомых".

Макаева Ольга Николаевна

Знакомство с многообразием мира насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_nasekomykh.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

                     «УДИВИТЕЛЬНЫЙ  МИР  НАСЕКОМЫХ»

Вид, тип проекта: Групповой, краткосрочный, исследовательско - творческий.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Сроки проведения: май.

Возраст детей: 5-6 лет.

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса в ДОУ и в повседневной жизни).

Образовательная область: познавательная (экологическое воспитание).

Направление работы: Исследовательская деятельность по изучению жизни насекомых и значение их в экосистеме. Формирование представления у детей о насекомых в экосистеме и значение природоохранной деятельности.

                                        Задачи проекта:

1.Воспитывать бережное отношение к живому.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость.

3.Развивать коммуникативные навыки.

4.Формировать навыки исследовательской деятельности.

5.Знать значение насекомых в природе и жизни человека.

                                 Актуальность проблемы:

 Часто на прогулке весной наблюдала неординарное поведение детей по отношению насекомых. Одни дети сажали жуков в коробочку. Другие просто топтали муравьёв ногами. Третьи увидев паука пугались и старались быстро его уничтожить. В беседах с детьми выяснилось, что знания о значении насекомых в природе скудное. Таким образом возникла проблема: Нужны ли нам и природе насекомые? Какую пользу и вред они приносят? И обозначилась основная цель: сформировать представления у детей о насекомых, их пользе или вреде; привить любовь и бережное отношение к ним; развить творческие способности и поисковую деятельность.

                                 Краткое содержание проекта:

1)В рамках биологической экологии:

* Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.

* Изучение назначения насекомых в окружающем мире, взаимосвязи в экосистеме, выявление пользы и вреда в ходе наблюдений и игр.

* Исследование строение насекомых и значение этого строения в жизни насекомых.

2)В рамках социальной экологии:

* Анализ поведения насекомых в природе.

* Изучение влияния деятельности человека на жизнь насекомых.

3)В рамках прикладной экологии:

* Отражение знаний, полученных опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой) .

* Природоохранная деятельность ( посильный труд по сохранению экологического равновесия для жизни насекомых на участке группы) .

* Организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.

4)Совершенствование экологической среды ДОУ.

   Этапы: ознакомительный, исследовательско-трудовой, продуктивно-практический.

                                   Ожидаемые результаты:

* повышение уровня экологической культуры воспитанников и родителей;

* осуществление в ДОУ образовательного процесса по обозначенной проблеме с учетом трех направлений экологии (биологического, социального и прикладного);

* формирование разных видов отношения детей к насекомым (гуманного, эстетического, познавательного, природоохранного);

* развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира — насекомым;

* развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и  родителями;

* освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

* развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;

* успешное интеллектуально-личностное развитие воспитанников;

* совершенствование экологической среды ДОУ;

* вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

* оптимизация использования технических средств обучения;

                                Предварительная работа:

*поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;

*знакомство с литературными произведениями: К.Чуковский «Муха-Цокотуха»; «Тараканище». Рассказы: В.В.Бианки «Приключение муравьишки», «Зелёный пруд», «Хвосты» (как муха себе хвост искала). В.Д.Берестов «Честное гусеничное», «Как найти дорогу». Михаил Фарутин «Вылечили» (о лечебных свойствах пчелиного яда,). Михаил Пришвин «Голубая стрекоза». Сказки: Д.Н.Мамин-Сибиряк  «Алёнушкины сказки»: «Сказка про комара Комаровича», «Сказка о том как жила последняя муха», «Сказка про козявочку». Басни: И. А. Крылов «Стрекоза и муравей». Нина Гали «Муравьиные истории». Михаил Пляцковский «Дневник кузнечика Кузи».

*разучивание стихов о насекомых «Муравьишка», «Песенка жука», «Про бабочку»; пальчиковой гимнастики «Паучок ползёт по ветке», «Летит комар»; игры с движениями «Под листочком жук проснулся»; загадывание загадок о насекомых; словотворчество (придумывание детьми сказок о насекомых).

*прослушивание аудиозаписи: Виктор Пелевин «Жизнь насекомых», Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;

*просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

                                          Работа с родителями:

1. Создание информационного уголка: «Берегите насекомых», «Интересные факты о жизни насекомых».

2. Консультативные беседы по привитию интереса и бережного отношения к насекомым, заучивания стихов и чтение рассказов о насекомых дома.

3.Папка-передвижка «Первая помощь при укусе насекомых».

4. Родитель совместно с ребёнком: создание папок с фотографиями и рисунками насекомых, придумывания рассказов о насекомых.

5. Рекомендации к прочтению журнала «Непоседа»,раздела «Обитатели земли-насекомые».

6. Проект выходного дня: посещение «Планеты живых бабочек» и «Зоологического музея» (коллекция бабочек).

                                  План реализации проекта:

Этап. Название. Цели и  задачи. Формы работы.

1. Ознакомительный. Уточнить и расширить представление детей о жизни насекомых. Развивать знания детей о насекомых. Воспитывать интерес к познанию насекомых. Обобщать и активизировать словарь. Беседы о насекомых. Ситуативный разговор «Зачем нужны насекомые?», «Какую пользу (вред) приносят?» Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Муха-Цокотуха»; «Тараканище». Рассказы: В.В.Бианки «Приключение муравьишки», «Зелёный пруд», «Хвосты» (как муха себе хвост искала). В.Д.Берестова «Честное гусеничное», «Как найти дорогу». Михаил Фарутин «Вылечили» (о лечебных свойствах пчелиного яда).Михаил Пришвин «Голубая стрекоза». Сказки: Д.Н.Мамин-Сибиряк  «Алёнушкины сказки»: «Сказка про комара Комаровича», «Сказка о том, как жила последняя муха», «Сказка про козявочку». Басни: И.А.Крылов «Стрекоза и муравей». Нина Гали «Муравьиные истории». Михаил Пляцковский «Дневник кузнечика Кузи». Разучивание стихов о насекомых «Муравьишка», «Песенка жука», «Про бабочку». Пальчиковая гимнастика «Паучок ползёт по ветке», «Летит комар». Загадывание и составление загадок о насекомых. Словотворчество: придумывание детьми сказок о насекомых. Составление описательных рассказов. Прослушивание аудиозаписи: Виктор Пелевин «Жизнь насекомых», Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»; просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

2. Исследовательско-трудовой. Формировать понятие о насекомых, как неотъемлемой части в экосистеме. Развивать представление детей о насекомых, как части нашей жизни, значение насекомых на жизнь различных растений. Учить различать насекомых, закрепить их названия. Воспитывать умения вести себя в природе, не вредя его обитателям. Экскурсии на весеннюю поляну (с родителями). Сбор природного материала для дальнейшей работы. Нахождение и наблюдение за насекомыми (использование лупы, контейнеров для наблюдений, микроскопа). Исследование строения насекомых. Рассказ о значении насекомых, взаимосвязях в экосистеме. Знакомство с правилами ухода и бережного отношения к деревьям и кустарникам. Создание благоприятных условий для жизни насекомых. Ведение дневников наблюдений, интересных фактов, зарисовок детей.

3. Продуктивно-практический. Уточнять и систематизировать знания о взаимосвязях леса и насекомых. Закреплять знания о взаимосвязи природы, насекомых и человека. Знакомство с понятиями: пространство, количество, размер. Учить сравнивать, повествовать, рассуждать. Рисование: коллективная работа «На полянке», «Бабочки» из ладошек, симметрия. Лепка: «Паучок ползёт по ветке»; картинки техникой пластилинографии «Сказочные бабочки». Конструирование: (оригами) «Бабочка», «Гусеница». Ручной труд: (из пробочек) «Божьи коровки»; из природного материала «Жучки и паучки». Рисование акриловыми красками на камушках «Жучки». Аппликация «Мир насекомых». Выставка: «Насекомые». Создание макета: «Полянка-дом насекомых». Изготовление книжки-самоделки «Насекомые малышки - наши меньшие братишки». Дидактические игры: «Лото насекомые», «Кто где обитает», «На лугу, в саду, у водоёмов», «Почемучка: этапы развития бабочки, кузнечика, стрекозы, муравья», «Четвёртый лишний», «Что перепутал художник», «Я начну, ты продолжай- насекомых называй», «Правила поведения в саду и в лесу». Развивающие игры  задания: «Сложи узор»- бабочка, жук, солнышко; «Выложи из палочек»- по образцу и самостоятельно картинки и слова; «Пазлы»- сюжеты с насекомыми;  элементы мнемотехники - коллажи с придуманными детьми сюжетами, метод кодировки слов при разучивании стихотворений.