Солодилова Светлана Александровна

Солодилова светлана

Технология исследовательской деятельности в детском саду.

В настоящее время в дошкольном образовании широко используется понятие исследовательская деятельность. Ребенок познает мир через деятельность, где деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой.
Исследовательская деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, ведь через практические действия, проведения опытов ребенок может подтвердить свои предположения, внести свой вклад в решение проблемы, увидеть новые возможности в уже знакомом и найти новый вариант применения имеющихся знаний.
Исследовательская деятельность позволяет ребенку открывать свойства объектов, устанавливать причинно-следственные связи, определять закономерности, расширять представления об окружающем.
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий дея-тельностного типа заключаются как раз в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Исследовательская деятельность является составляющими технологий деятельностного типа.
Составляющими исследовательской деятельности ребенка - дошкольника является– выявление проблемы, выработка и постановка гипотезы, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем и среднем дошкольном возрасте – это вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)
В старшем дошкольном возрасте – это формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности
При этом важно помнить, что исследование дошкольников в данном случае будет отличаться от проектирования. В современной педагогике исследовательскую деятельность и проектирование используют часто как синонимичные понятия. Отмечая их близость, нельзя не отметить и разницу между ними. Проектирование всегда направлено на решение какой-либо практической задачи. Исследовательская деятельность более свободная и не регламентирована внешними установками.
Изучив подходы А.И.Савенкова (обучение детей исследовательским умениям), Е.Г.Юдиной (проектно-тематического обучения, построенного на основе исследовательского поведения) мною были выделены этапы организации исследовательской деятельности на основе комплексно-тематического планирования.

ЭТАП ПЕРВЫЙ. ВЫБОР ТЕМЫ
Выбор темы организуют педагоги в форме диалога с детьми. Необходимо связать выбор темы со следующими параметрами: интересы детей; имеющийся у детей опыт; общий уровень развития всех детей группы; содержание реализуемой в ДОУ образовательной программы.
Для детей старшего дошкольного возраста занимательным является всё, что связано с жизнью людей (с их отношениями, достижениями), явлениями природы (связью между временами года), техническим прогрессом. Темы в старших группах детского сада в основном идут от детей. Дети являются активными участниками планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания воспитания и обучения в группах ДОУ
На основе комплексно-тематического планирования своей группы я подобрала темы исследований и проектов, которые можно провести в рамках этих тем

ЭТАП ВТОРОЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ПРОЕКТОВ
После того как тема выбрана и одобрена всеми детьми (дети старшего дошкольного возраста могут за неё проголосовать), организуем её обсуждение и планирование. Эффективным приемом для организации такого обсуждения использую беседу по принципу трёх вопросов.
Первый вопрос: «Что мы знаем о……………?»
Второй вопрос: «Что мы хотим узнать о……?»
Третий вопрос «Как нам это сделать………?»
С помощью приема «мозговой штурм» выявляем имеющиеся у детей знания по данной теме. На стенде под надписью: «Что мы знаем о …?» фиксируем высказывания каждого ребёнка, за высказыванием записывается его имя. При дальнейшем планировании работы опираемся на те знания и тот фундамент, который есть у детей по данной теме.
Под надписью: «Что мы хотим узнать о …?» фиксируем вопросы, возникшие у детей. Записываем или схематично зарисовываем, так как многие дети не умеют читать. Принимаются все идеи и вопросы детей, даже если они кажутся глупыми или нелогичными.
Третий вопрос. Под надписью: «Как нам это узнать?», используем методику А.И. Савенкова делаем следующие записи и рисунки: узнать из книг; спросить у другого человека; посмотреть по телевизору; понаблюдать; провести эксперимент; получить информацию с помощью компьютера; связаться со специалистом. В результате, дети начинают понимать, что источников информации, из которых они могут почерпнуть сведения, много, и все их можно и нужно использовать.
Вместе с детьми мы просматриваем сделанные записи, рисунки и создаём тематическую «паутинку» – схему темы. В центре схемы записывается тема и обводится кружком, а на расходящихся в разные стороны лучах записываются интересы детей внутри темы (что хочет узнать ребенок). Тема едина для всех, но каждый ребёнок может выбрать тот аспект темы, который ему ближе.
Например, аспекты темы «Пернатые птицы»: виды птиц; покров тела; способы передвижения; чем питаются; звуки, которые они издают; люди, связанные с птицами; птицы в сказках, стихах, музыке, в рисунках художников-иллюстраторов; уход за домашними птицами; польза человеку и т.д.
В результате, когда записаны и логически классифицированы все слова-ассоциации детей по теме, сформулированы и вплетены в неё все вопросы, гипотезы, она, действительно, становится похожа на паутинку. Составление такой «паутинки» позволяет реализовать следующие цели:
-- объединение детей в группы по интересам;
-- создание изначальной основы для систематизации сведений.
«Паутинка» используется для информирования родителей и сотрудников о том, что про-исходит в группе, для оповещения родителей о работе по теме.
Приглашаем родителей участвовать в реализации темы, проектов, для этого мы совместно с детьми составляем письмо-приглашение (по рекомендациям Е.Г.Юдиной) и вывешиваем его в раздевальной комнате.
В процессе планирования совместно с детьми мы продумываем ряд проектов, которые позволяет выполнить тема. На основе составленной «паутинки» планируем образовательную работу на неделю: последовательно просматриваем содержание программы, намечаем пути реализации темы по пяти образовательным областям, отбираем методы их реализации, подбираем средства и материалы.
В ходе планирования сразу продумываем и оснащение материалами центров в среде группы. Центры деятельности становятся лабораторией для ребёнка в процессе изучения темы, выполнения проектов. Центры наполняются материалами в соответствии с изучаемой темой.

ЭТАП ТРЕТИЙ. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ И ПРОЕКТОВ
Деятельность в процессе прохождения темы организуется, направляется и стимулируется нами-педагогами, но дети - активные участники работы: они задают вопросы, ищут ответы, высказывают своё мнение. Они получают возможность осмысливать, представлять и воссоздавать свой опыт с помощью обсуждения, рисунков, музыки, танцев, схем, театрализованных представлений и т.д.
Приведу примерные варианты прохождения темы:
Изобразительная деятельность
Детям предлагается на выбор несколько вариантов художественно-изобразительной деятельности: нарисовать рисунок «Птица моей сказки» и потом объединить рисунки в книгу.
выполнить аппликацию или лепку птицы. Обращается внимание на характерные черты животного.
создать иллюстрации к книге «Как человек и птица помогают друг другу».
Познавательно-исследовательская деятельность
Дети, проявившие особый интерес к образу жизни птиц, местам их обитания, повадками, знакомятся с соответствующим иллюстративным и наглядным материалом. Отвечаем на вопросы детей, задаём их сами, помогаем детям найти на глобусе или картах места, где живут те или иные птицы, рассказываем о природе, климате этих стран, а также о том, какую роль эти птицы играют в жизни и труде человека. Особое внимание уделяем про-блеме охраны пернатых в связи с их варварским истреблением браконьерами и загрязнением окружающей среды, рассказываем о «Красной книге», проводим опыты с пером птицы; вместе дети просматриваем кадры из научно-популярных фильмов о птицах. В группу приглашаются родители, которые побывали в разных странах и могут рассказать об экзотических птицах и т.д. Многообразие путей изучения темы приводит к тому, что поисково-исследовательское поле расширяется за границы предметно-развивающей среды группы, по ходу приобретения знаний появляются другие вопросы.
В процессе проектно-тематического обучения приходится отказываться от своей традиционно доминирующей роли в процессе присвоения ребёнком знаний и становиться генератором идей, организатором, сопереживающим наставником, слушателем и зрителем, наблюдателем, консультантом, мы действует рядом с воспитанниками, в сотрудничестве.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ. ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕМЫ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ
Изучение темы всегда заканчивается презентацией проектов, которые дети выполнили в процессе прохождения темы. Это может быть книга, поделка, макет, блюдо, спектакль, костюм, видеофильм и т.д. Мы организуем представление проекта, дети обмениваются впечатлениями. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок продемонстриро-вал результат своей деятельности, получил положительную оценку детей и взрослых, по-радовался достижениям других. На презентации приглашаем родителей.
Так, например, результатом исследовательской деятельности по теме: «Круглый год» ста-ли коллаж «Путешествие по временам года»; по теме: «Полезные и вредные продукты» стали коллаж «Самый полезный овощ», книга: «Кулинарные рецепты моей семьи», «Овощная выставка поделок» и т.д.

Солодилова светлана

Технология исследовательской деятельности в детском саду.

В настоящее время в дошкольном образовании широко используется понятие исследова-тельская деятельность. Ребенок познает мир через деятельность, где деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой.
Исследовательская деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, ведь через практические действия, проведения опытов ребенок может подтвердить свои предположения, внести свой вклад в решение пробле-мы, увидеть новые возможности в уже знакомом и найти новый вариант применения имеющихся знаний.
Исследовательская деятельность позволяет ребенку открывать свойства объектов, уста-навливать причинно-следственные связи, определять закономерности, расширять пред-ставления об окружающем.
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий дея-тельностного типа заключаются как раз в том, что педагог не просто объясняет новое зна-ние, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Иссле-довательская деятельность является составляющими технологий деятельностного типа.
Составляющими исследовательской деятельности ребенка - дошкольника является– выяв-ление проблемы, выработка и постановка гипотезы, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем и среднем дошкольном возрасте – это вхождение детей в проблемную игро-вую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок ис-следовательской деятельности (практические опыты)
В старшем дошкольном возрасте – это формирование предпосылок поисковой деятельно-сти, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы ре-шения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использо-ванием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологи-ей, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельно-сти
При этом важно помнить, что исследование дошкольников в данном случае будет отли-чаться от проектирования. В современной педагогике исследовательскую деятельность и проектирование используют часто как синонимичные понятия. Отмечая их близость, нельзя не отметить и разницу между ними. Проектирование всегда направлено на реше-ние какой-либо практической задачи. Исследовательская деятельность более свободная и не регламентирована внешними установками.
Изучив подходы А.И.Савенкова (обучение детей исследовательским умениям), Е.Г.Юдиной (проектно-тематического обучения, построенного на основе исследователь-ского поведения) мною были выделены этапы организации исследовательской деятель-ности на основе комплексно-тематического планирования.

ЭТАП ПЕРВЫЙ. ВЫБОР ТЕМЫ
Выбор темы организуют педагоги в форме диалога с детьми. Необходимо связать выбор темы со следующими параметрами: интересы детей; имеющийся у детей опыт; общий уровень развития всех детей группы; содержание реализуемой в ДОУ образовательной программы.
Для детей старшего дошкольного возраста занимательным является всё, что связано с жизнью людей (с их отношениями, достижениями), явлениями природы (связью между временами года), техническим прогрессом. Темы в старших группах детского сада в ос-новном идут от детей. Дети являются активными участниками планирования, их вопро-сы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содер-жания воспитания и обучения в группах ДОУ
На основе комплексно-тематического планирования своей группы я подобрала темы исследований и проектов, которые можно провести в рамках этих тем

ЭТАП ВТОРОЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ПРОЕКТОВ
После того как тема выбрана и одобрена всеми детьми (дети старшего дошкольного воз-раста могут за неё проголосовать), организуем её обсуждение и планирование. Эффек-тивным приемом для организации такого обсуждения использую беседу по принципу трёх вопросов.
Первый вопрос: «Что мы знаем о……………?»
Второй вопрос: «Что мы хотим узнать о……?»
Третий вопрос «Как нам это сделать………?»
С помощью приема «мозговой штурм» выявляем имеющиеся у детей знания по данной теме. На стенде под надписью: «Что мы знаем о …?» фиксируем высказывания каждого ребёнка, за высказыванием записывается его имя. При дальнейшем планировании работы опираемся на те знания и тот фундамент, который есть у детей по данной теме.
Под надписью: «Что мы хотим узнать о …?» фиксируем вопросы, возникшие у детей. Записываем или схематично зарисовываем, так как многие дети не умеют читать. При-нимаются все идеи и вопросы детей, даже если они кажутся глупыми или нелогичными.
Третий вопрос. Под надписью: «Как нам это узнать?», используем методику А.И. Са-венкова делаем следующие записи и рисунки: узнать из книг; спросить у другого челове-ка; посмотреть по телевизору; понаблюдать; провести эксперимент; получить информа-цию с помощью компьютера; связаться со специалистом. В результате, дети начинают понимать, что источников информации, из которых они могут почерпнуть сведения, много, и все их можно и нужно использовать.
Вместе с детьми мы просматриваем сделанные записи, рисунки и создаём тематическую «паутинку» – схему темы. В центре схемы записывается тема и обводится кружком, а на расходящихся в разные стороны лучах записываются интересы детей внутри темы (что хочет узнать ребенок). Тема едина для всех, но каждый ребёнок может выбрать тот аспект темы, который ему ближе.
Например, аспекты темы «Пернатые птицы»: виды птиц; покров тела; способы передви-жения; чем питаются; звуки, которые они издают; люди, связанные с птицами; птицы в сказках, стихах, музыке, в рисунках художников-иллюстраторов; уход за домашними птицами; польза человеку и т.д.
В результате, когда записаны и логически классифицированы все слова-ассоциации де-тей по теме, сформулированы и вплетены в неё все вопросы, гипотезы, она, действитель-но, становится похожа на паутинку. Составление такой «паутинки» позволяет реализо-вать следующие цели:
-- объединение детей в группы по интересам;
-- создание изначальной основы для систематизации сведений.
«Паутинка» используется для информирования родителей и сотрудников о том, что про-исходит в группе, для оповещения родителей о работе по теме.
Приглашаем родителей участвовать в реализации темы, проектов, для этого мы сов-местно с детьми составляем письмо-приглашение (по рекомендациям Е.Г.Юдиной) и вы-вешиваем его в раздевальной комнате.
В процессе планирования совместно с детьми мы продумываем ряд проектов, которые позволяет выполнить тема. На основе составленной «паутинки» планируем образова-тельную работу на неделю: последовательно просматриваем содержание программы, намечаем пути реализации темы по пяти образовательным областям, отбираем методы их реализации, подбираем средства и материалы.
В ходе планирования сразу продумываем и оснащение материалами центров в среде группы. Центры деятельности становятся лабораторией для ребёнка в процессе изучения темы, выполнения проектов. Центры наполняются материалами в соответствии с изучае-мой темой.

ЭТАП ТРЕТИЙ. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ И ПРОЕКТОВ
Деятельность в процессе прохождения темы организуется, направляется и стимулируется нами-педагогами, но дети - активные участники работы: они задают вопросы, ищут отве-ты, высказывают своё мнение. Они получают возможность осмысливать, представлять и воссоздавать свой опыт с помощью обсуждения, рисунков, музыки, танцев, схем, театра-лизованных представлений и т.д.
Приведу примерные варианты прохождения темы:
Изобразительная деятельность
Детям предлагается на выбор несколько вариантов художественно-изобразительной дея-тельности: нарисовать рисунок «Птица моей сказки» и потом объединить рисунки в книгу.
выполнить аппликацию или лепку птицы. Обращается внимание на характерные чер-ты животного.
создать иллюстрации к книге «Как человек и птица помогают друг другу».
Познавательно-исследовательская деятельность
Дети, проявившие особый интерес к образу жизни птиц, местам их обитания, повадками, знакомятся с соответствующим иллюстративным и наглядным материалом. Отвечаем на вопросы детей, задаём их сами, помогаем детям найти на глобусе или картах места, где живут те или иные птицы, рассказываем о природе, климате этих стран, а также о том, какую роль эти птицы играют в жизни и труде человека. Особое внимание уделяем про-блеме охраны пернатых в связи с их варварским истреблением браконьерами и загрязне-нием окружающей среды, рассказываем о «Красной книге», проводим опыты с пером птицы; вместе дети просматриваем кадры из научно-популярных фильмов о птицах. В группу приглашаются родители, которые побывали в разных странах и могут рассказать об экзотических птицах и т.д. Многообразие путей изучения темы приводит к тому, что поисково-исследовательское поле расширяется за границы предметно-развивающей сре-ды группы, по ходу приобретения знаний появляются другие вопросы.
В процессе проектно-тематического обучения приходится отказываться от своей тради-ционно доминирующей роли в процессе присвоения ребёнком знаний и становиться ге-нератором идей, организатором, сопереживающим наставником, слушателем и зрителем, наблюдателем, консультантом, мы действует рядом с воспитанниками, в сотрудничестве.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ. ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕМЫ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ
Изучение темы всегда заканчивается презентацией проектов, которые дети выполнили в процессе прохождения темы. Это может быть книга, поделка, макет, блюдо, спектакль, костюм, видеофильм и т.д. Мы организуем представление проекта, дети обмениваются впечатлениями. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок продемонстриро-вал результат своей деятельности, получил положительную оценку детей и взрослых, по-радовался достижениям других. На презентации приглашаем родителей.
Так, например, результатом исследовательской деятельности по теме: «Круглый год» ста-ли коллаж «Путешествие по временам года»; по теме: «Полезные и вредные продукты» стали коллаж «Самый полезный овощ», книга: «Кулинарные рецепты моей семьи», «Овощная выставка поделок» и т.д.

Солодилова светлана

Технология исследовательского обучения дошкольников

Солодилова светлана

добавить материал

Добавить запись

Защита от спам-роботов