Идеи для уроков

Корчагина Елена Анатольевна

Разработка урока химии по теме "Состав нефти и ее переработка" 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himii.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

 "Состав нефти и ее переработка"

Цели и задачи урока:

  • Познакомить с составом нефти и способами ее переработки, гипотезами происхождения. Показать направления использования нефти в качестве топлива и химического сырья. Доказать, что нефть – ценный источник углеводородов.
  • Продолжить формирование знаний обучающихся о комплексном использовании сырья, о современных технологиях, охране окружающей среды.
  • Определить перспективы развития нефтеперерабатывающей промышленности в Томской области.
  • Продолжить формирование умений анализировать, вести дискуссию, работать в группе, развивать навыки общения. Развивать творческие и аналитические способности обучающихся, умение аргументировать собственное мнение.
  • Формировать черты социально направленной личности.
  • Формировать умения самостоятельно работать с новыми источниками информации: анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать требуемую информацию.

Оборудование: коллекция «Нефть», штативы с пробирками с водой и нефтью, стеклянные палочки.

Организация урока:  формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. У каждого обучающегося – тетради предметные, учебники, раздаточный материал, жетоны.

Технологическая карта урока

Деятельность педагога

Задания для учащихся, выполнение которых

приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

I.Организационный момент и повторение.

Цель этапа: мотивация учащихся  к  учебной деятельности 

Здравствуйте, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

Садитесь.

В течение урока сегодня мы с вами будем выполнять разные виды работ: устно, в парах, на листочках, которые у вас на столе, в тетрадях и с учебниками. Оценены будут все, в конце урока нужно будет сдать тетрадь и заполненный вами листочек. За правильные ответы вы будете получать жетоны.

Мы с вами  уже несколько уроков изучаем органическую химию, вспомните, о чем  этот раздел химии?

Чтобы вспомнить основные изученные понятия решим анаграммы.

Личностные:

 формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающим.

 знать основные моральные нормы поведения;

соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место;

Коммуникативные: 

соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других;

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель этапа: формулировка темы урока и определения понятию – нефть.

Мозговой штурм. Анализ легенды о нефти и изображений продуктов переработки нефти. Ответьте на вопрос: Как вы думаете, что станет темой обсуждения сегодняшнего урока? Односложные ответа типа «нефть» не предлагать!!! Обосновать актуальность темы. (Регламент: 30 секунд – обсуждение в группе, 30 секунд – изложение позиции группы).

Осмысление – подведение итогов по 1 этапу.

«Нефть – является наиболее титулованным видом полезных ископаемых. Ее величают и «королевой энергетики» и «царицей плодородия». А ее королевский сан в органической химии – «черное золото»».

Нефть создала новую отрасль промышленности – нефтехимию, она же породила ряд экологических проблем.

Нефть – это жидкая смесь разных углеводородов.

До 95 % всех видов нефти составляют жидкие и твердые предельные углеводороды. Остальное приходится на углеводороды других классов.

В состав нефти входят – смолы, различные соединения серы и кислоты.

Таким образом, нефть - это сложная смесь углеводородов (до70%), неорганических веществ (29%), и воды. 

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске решения задачи

Регулятивные:

Прогнозирование (предвосхищение результата), формулирование проблемы – для чего будем исследовать

Познавательные:

логические – анализ объектов  с целью выделения признаков  и классификации;

общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели. 

Личностные: мотивация учебной деятельности.

Ш. Актуализация знаний.

Цель этапа: 

сообщить обучающимся знания о гипотезах происхождения нефти.

Залежи сырой нефти и газа возникли 100-200 миллионов лет назад в толще Земли. Происхождение нефти – одна из сокровенных тайн природы. Существует 2 теории происхождения нефти: неорганическая теория и органическая теория. Неорганическая теория – нефть образуется на основе карбидов металлов. Менделеев выдвинул эту гипотезу о происхождении нефти. Сопоставив среднюю плотность Земли с плотностью поверхностных горных пород, он пришел к выводу, что в глубинах Земли имеются огромные залежи железоникелевых сплавов, которые при высоких температурах образуют карбиды металлов. Эти раскаленные карбиды взаимодействуют с водой, проникшей к ним по трещинам, образуя углеводороды, составляющие нефть. Как вы думаете, что лежит в основе органической теории происхождения нефти? – фронтальный опрос. Давайте проверим ваши гипотезы, обратившись к слайду презентации. Органические остатки,                     захороненные в осадочных                           породах, с течением времени                       разлагаются, превращаясь в                        нефть и природный газ, которые                 затем скапливаются в верхних                     пластах осадочных пород.  

Познавательные:

 формирование представления о происхождения нефти.

- извлечение необходимой информации из рассказа учителя.

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Личностные:

 - знать основные моральные нормы поведения;

Коммуникативные:

участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

IV.Первичное усвоение новых знаний.

Цель этапа: 

сообщить обучающимся знания истории применения и добычи нефти.

Чтобы больше узнать об истории применения и добычи нефти мы сейчас прослушаем информацию, по ходу которой вы заполните первую таблицу на листочках у вас на столе.

За каждый правильный ответ – обучающиеся получают жетон.

  1. Когда и кто впервые стал использовать нефть?
  2. Как использовалась нефть в быту и медицине?
  3. Как использовали нефть во время войны?
  4. Как называли нефть в древности?
  5. Каким способом и где впервые стали добывать нефть?
  6. Когда и где был построен первый в мире нефтеперегонный завод?
  7. Какой вклад внес инженер Шухов в переработку нефти?
  8. Когда и где была пробурена первая нефтяная скважина в мире, с которой началась промышленная добыча нефти?

Вывод: Нефть – это стратегическое оружие современности. Именно из-за нефти разгорается большинство войн. Недаром нефть называют «чёрное золото».

Эмбарго и санкции на нефть служат рычагом регулирования политических отношений.                              

Познавательные:

 формирование представления о истории применения и добычи нефти.

- извлечение необходимой информации из прослушанного материала.

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в письменной и устной форме;

Личностные:

 - знать основные моральные нормы поведения;

Коммуникативные:

участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

- отвечать на вопросы учителя, одногруппников.

V. Первичная проверка понимания

Цель этапа: обучение работе по инструкции к лабораторному опыту, формулировка собственных выводов.

С точки зрения химии, нефть – это действительно, природная смесь газообразных, жидких и твердых углеводородов, содержащих от 5 до 50 атомов углерода.

Нефть состоит из 100 различных соединений, содержащих азот, серу. Почему нефть, полезное ископаемое органического происхождения, свободно встречается в природе? Каковы физические свойства нефти? Для ответа на этот вопрос проведем лабораторный опыт.

  1. Рассматриваем пробирку с нефтью – опишите нефть.
  2. Напоминает ли нефть по запаху бензин?
  3. Растворяем нефть в воде, доливая каплю нефти в пробирку с водой.
  4. Размешиваем воду с нефтью стеклянной трубочкой. Нефть растворилась?
  5. Что образовалось на поверхности?

Выводы: Нефть – это маслянистая горючая жидкость темного цвета со своеобразным запахом.

Нефть – не растворяется в воде, а растворяется в органических растворителях.

Регулятивные :        

понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; учиться готовить рабочее место и выполнять лабораторный опыт по предложенному учителем плану

Коммуникативные: 

сотрудничество в поиске информации;

 умение  представлять результат деятельности, выполнять учебное задание с само и взаимопроверкой.

Познавательные :

 – перерабатывать полученную информацию: делать выводы в  результате совместной работы.

VI. Первичное закрепление

В современном мире сейчас используют сырую нефть?

Нет, придумали способы ее переработки. А как же это происходит?

Перегонку нефти осуществляют в установке, которая состоит из трубчатой печи и ректификационной колонны. По трубопроводу подается нефть, где она нагревается до t=320-3500 и в виде смеси жидкости и паров поступает в колонну. Внутри она имеет горизонтальные перегородки с отверстиями, так называемые тарелки. Пары нефти подаются в колонну через отверстия, поднимаются вверх, при этом они постепенно охлаждаются и сжижаются. Менее летучие получаются на первых тарелках, боле летучие поднимаются вверх Мы с вами уже усвоили, что в состав углеводоров нефти входят до 50 углеродных атомов. Самая легкая фракция содержит 3-4 С – газовый бензин 40 градусов, Об остальных  фракциях подготовлены сообщения

5-11 – бензиновая фракция 40-200 градусов, 8-11 – лигроиновая 150-250 градусов, 12-18 – керосиновая 180-300 градусов, 13-19 – дизельное топливо 200-350 градусов, 18-50 – мазут,

 Есть ли у нас в Томской области такой способ переработки нефти?

Нет, но есть вторичная переработка отдельных фракций нефти – это ТНХК.

Состав нефти нельзя выразить одной формулой. Почему?

  • Ее состав непостоянный и зависит от месторождения.
  • В состав нефти входят различные углеводороды – предельные, циклоалканы, ароматические (В основном в состав нефти входят алканы, как линейного так и разветвленного строения. В ней найдены все изомеры гексана, гептана).
  • Какие месторождения вы знаете в Томской области?
  • Мыльджинское
  •  Первомайское
  •  Крапивинское
  •  Советское
  •  Северо-Васюганское
  •  Оленье
  •  Лугинецкое

Как вы думаете выход какой фракции желательно увеличить? Бензин. Почему? Для этого используют химические способы переработки. 

КРЕКИНГ -– это повторный процесс термического или каталитического разложения углеводородов, содержащихся в нефти.

    Промышленный крекинг был разработан В.Г.Шуховым в 1891г. 

Заполнить таблицу с 68-69

Регулятивные :        

понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; учиться

выполнять практическую 

работу по предложенному учителем плану с опорой слайды и сообщения;

Коммуникативные: 

сотрудничество в поиске информации;

 управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога; 

умение  представлять результат деятельности группы. 

выполнять учебное задание с само и взаимопроверкой

Познавательные :

 – перерабатывать полученную информацию: делать выводы в  результате совместной работы

 – преобразовывать информацию из одной формы в другую – в таблицу.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Нефть -  

 это сложная смесь веществ – преимущественно жидких углеводородов.

Перегонка –

это физический способ разделения смеси компонентов с различными температурами кипения

Крекинг –

это процесс термического или каталитического разложения углеводородов, содержащихся в нефти.

Октановое число

это число, показывающее стойкость к детонации бензина.

Риформинг – это процесс получения высокооктанового бензина  из низких сортов бензина путем ароматизации алканов при   t=500C в присутствии катализатора.

Детонация – взрывное сгорание бензина.

Выполнение программированного теста.

Регулятивные :        

– выполнять контроль точности понимания основных понятий изученной темы.

Коммуникативные: 

– контроль, коррекция, оценка действий усвоенных знаний

и взаимопроверка

Познавательные :

 – умение делать выводы в  результате совместной работы;

 – преобразовывать информацию из одной формы в другую

Регулятивные  :   

--умение понимать смысл изученного.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  1. Написать какие предприятия, перерабатывающие природные ресурсы вы построили бы на территории Колпашевского района? Дать обоснование.
  2. Найти информацию о методах борьбы с разлившейся нефтью в океане, способах очистки воды от нефти.
  3. Подготовить сообщение о показателях качества бензина и его детонационной устойчивости.

Регулятивные :        

понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; Коммуникативные: 

 выполнять учебное задание с само и взаимопроверкой

Познавательные :

 – перерабатывать полученную информацию: делать выводы ;

 – преобразовывать информацию из одной формы в другую

Регулятивные  :   понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

IX. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель этапа: формировать у обучающихся самооценку.

Сделаем вывод: В наше время невозможно представить жизнь без нефти. Ежедневно многие люди используют более    4 тысяч сделанных из нефти продуктов, определяющих современную жизнь.

Оцените свою работу на уроке нарисовав на листочках смайлики.

Познавательные:

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные:

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоения