"О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!"

Булгакова Светлана Георгиевна

Мы часто смешиваем понятия "просвещение" и "образование". Но понятие "просвещение" шире понятия "образование". Просветить - это значит не только передать систематизированные знания и навыки, но и приобщить подрастающее поколение у культуре в широком смысле, облагородить его дух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конкурс "Педагог года 2015"20.57 КБ

Предварительный просмотр:

                В обыденной жизни, мы подчас смешиваем понятия «просвещение» и «образование». Но понятие «просвещение» шире понятия «образование». Просветить – это значит не только передать систематизированные знания и навыки, но и приобщить подрастающее поколение  к культуре в широком смысле, облагородить его дух.

               «Просветителями» Гегель называл софистов, а также представителей ионийской школы, Ксенофана, Сократа. По мнению Карла Маркса, выдающимся греческим просветителем был Эпикур. Античные мыслители через распространение  научно-теоретических знаний  стремились преодолеть благоговейный страх перед богами, мифическое толкование всего неизвестного и непонятного, а также возвысить человека нравственно.  Кружки учеников и собеседников, которые собирали вокруг себя Сократ и Эпикур, были прообразами гимназий и академий, появившихся в более позднее время.

                 В Средние века образование определялось названием жанра научной литературы – «сумма», то есть сумма всех знаний о мире, созданном Богом, который не только стоит во главе его иерархических ценностей, но и пронизывает малейшую частицу, входящую в его целое. В Средние века появляются первые университеты: Оксфорд, Сорбонна, Болонский и Парижский университеты – сюда приезжают учиться молодые люди со всех концов Европы.

                  В эпоху Возрождения повсюду распространяется светское образование, основанное на гуманизме как мировоззрении, утверждающем высокую значимость человека, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Гуманисты обращались к античному знанию, коллекционировали древние рукописи, составляли библиотеки, преподавали в университетах, собирали вокруг себя кружки единомышленников. Эти сообщества уже тогда получили условное название «Академий», здесь обсуждали философские и литературные темы, сочинения, созданные участниками этого круга. Здесь в процессе собеседования искали истину, предоставляя право голоса каждому из желающих высказаться. Кружок, названный Платоновской академией, существовал во Флоренции во второй половине XV века, возглавлял его философ Марсилио Фичино, входил в него сам правитель Флоренции – Лоренцо Медичи Великолепный.

                   XVII век – эпоха фундаментальных научных открытий, менявших представление о Вселенной.

                   XVIII век в Европе и в России проходит под знаком Просвещения. Главная идея этого времени– служение Отечеству. Всюду: на престоле, на поле брани, в научной лаборатории... XVIII век – это время правления «просвещенных монархов» Петра I и Екатерины II - правителей, обладавших высоким уровнем образования и культуры, которые неустанно трудились, сами овладевали знаниями из различных областей, а также профессиональными навыками и поощряли и насаждали образованность и трудолюбие во имя Родины в своих подданных. Впоследствии А.С. Пушкин скажет о Петре I: «…на троне вечный был работник».  Прорыв во всех сферах жизни в России вXVIII веке в значительной степени связан с идеей Просвещения, овладением широким спектром знаний и умений. Между образованием и укреплением мощи государства проводилась и существовала в действительности прямая связь. В XVIII веке в Москве был открыт первый университет. Люди образованные и одаренные получают  большие возможности: происходившие из самых низов общества, они, благодаря своим талантам и упорному труду, стремительно поднимались на вершины социальной лестницы. «Через ученье счастлив будет», - писал М.В. Ломоносов. И, действительно, в учении, просветлении ума видели в те времена подлинное счастье. Эта была эпоха славы России, эхо которой разносилось в последующие века.

                     На рубеже XIX-XX веков тенденция к просвещению сохранялась в России. Прогрессивно мыслящие дворяне открывали на свои средства школы для детей из народа. Так, в Москве в самом начале ХХ века было открыто несколько учебных заведений имени А.С. Пушкина, где обучались сироты, дети из бедных семей. Учебные заведения создавались при заводах и фабриках, обучение оплачивали промышленники, владельцы бизнеса, которые по своему происхождению сами были крестьянами. Богатейшие предприниматели собирали коллекции живописи, поддерживая таким образом высокий уровень художественной культуры в стране. Так, меценат Павел Третьяков, покупавший у русских художников их работы и открывший галерею для всеобщего посещения, завещал ее своему народу для бесплатного (!) просмотра.

                       В советскую эпоху была поставлена задача всеобщего образования. Была ликвидирована безграмотность, государство гарантировало бесплатное обучение в школах, учреждениях среднего образования, а наиболее способной молодежи было предоставлено право бесплатно обучаться в высших учебных заведениях. Образование и в советское время оставалось одним из приоритетных направлений в развитии государства, без этого не возможно было бы осуществление грандиозных строительных проектов, научных достижений, первенство в освоении космического пространства.

                  Сегодня образование переживает не самые лучшие времена. Результаты современных реформ можно будет увидеть лишь спустя несколько десятилетий. Однако каждый педагог, который посвятил себя своей профессии, на своем месте продолжает выполнять качественно и ответственно порученную ему работу.

                   История развития человечества – это история развития знаний о мире. По роду своей деятельности мне выпало право быть причастной к просвещению детских умов. Я работаю в системе образования 31 год. За долгие годы работы я пришла к выводу, что форма собеседования, совместный поиск истины, применявшиеся еще в далекие времена  Античности, являются одной из самых эффективных форм работы. Когда на моих уроках обществознания о сложных категориях студенты начинают говорить просто и ясно, я понимаю, что они не только узнали что-то новое, но и осмыслили это.

                   Безусловно, хороший преподаватель не только учит, но и  просвещает. Он читает лекции и проводит практикумы, он облагораживает юные умы на занятиях в кружках, при подготовке внеурочных мероприятий, ходит с учениками в театры, музеи, общается помимо уроков, воодушевляет их своим примером. К нам в колледж часто приходят дети со сложной судьбой, и мне радостно видеть, как постепенно преображается их внутренний мир, возникают интересы, проявляются заложенные в детях таланты. И я верю, что, несмотря на все трудности, мы взращиваем поколение достойных граждан нашей страны.