Консультация для воспитателей " Подвижная игра, как один из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья"

Перегудина Инна Владимировна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnaya_igra_kons.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №40 «Золотая рыбка»

Тема: «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ

ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ

И СТИМУЛИРОВАНИЯ  ЗДОРОВЬЯ»

(консультация для воспитателей)

Воспитатель Перегудина И.В.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний об окружающем мире, развития мышления, ловкости, ценных морально-волевых качеств.

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи, она оказывает воздействие на оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.

Почему же так важны подвижные игры для дошкольников. Потому, что в дошкольном возрасте происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений как ходьба, бег, подпрыгивание, ползание. Однако повторение таких движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка, как в физическом, так и психическом плане.

Во время подвижных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих. Особенно полезны подвижные игры для дошкольников застенчивых, они помогают преодолеть робость. В ходе игры дети забывают о своем стеснении и просто наслаждаются действием.

Условно подвижные игры для дошкольников можно разделить на сюжетные, бессюжетные и игры-забавы.

В младшем дошкольном возрасте подвижные сюжетные игры помогают закреплять знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира, например о средствах передвижения (поездах, автомобилях, самолетах), о повадках и особенностях движений различных животных и птиц. Такие подвижные игры как «Поезд», «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль», «Волк и зайцы», «Солнышко и дождик».

Для среднего возраста такие подвижные игры как «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору».

Такая двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

Бессюжетные игры для дошкольников учат детей быстро действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание, умение ориентироваться в пространстве.

Такие подвижные игры как «Догони меня», «Не опоздай», где дети, разложив предметы, разбегаются, а затем бегут к своим ориентирам, помогают находить и занимать свое место.

Оздоровительный эффект при проведении подвижных игр тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве.

Подвижная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных движений и таким образом в значительной степени способствует правильному росту и развитию. Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие к поиску путем гармоничного развития детей.

В старшем дошкольном возрасте таким играм, как «Ловишки с ленточкой», «Ловишки с обручем», «Хитрая лиса» присущ творческий характер. Убегая, догоняя, дети максимально мобилизуют свои физические силы. При этом они сами самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствуются психофизические качества. Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжении, быстром изменении направления движения.

Подвижным играм с мячом отводится особая роль. В игре «Охотник и зайцы» ребенок выполняет манипуляции с мячом, целится, бросает. Такие подвижные игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуется деятельность коры головного мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие.

Подвижные игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Игра дает возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, игры сопровождаются громкими криками, смехом, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психологическая разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир. Для игры характерно особое явление, свойственное только ей - растущее напряжение, радость и сильные переживания, и незатихающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительно физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов, которых в других условиях, вне игры он никогда бы не добился.

Подвижные игры забавы, такие, как «Жмурки», «Угадай по голосу», предназначены для развлечения, они повышают настроение, в таких играх совершенствуются организаторские системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. Преимущество игр в том, что они связаны с инициативой, фантазией, творчеством, а это усиливает мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и эндокринной системы. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенный самой природой в развивающемся организме. Положительные эмоции – важнейшие факторы оздоровления. Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем, больше чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма. Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей, оказывают всесторонне комплексное воздействие на организм ребенка. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребенка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.