Методическая разработка серии уроков в рамках одной темы "Основы сохранения биоразнообразия" (5-7 классы)

Толсторожих Светлана Валентиновна

план- конспекта урока по теме:"Разнообразие живой природы" (5 класс)

план- конспект урока по теме "Многообразие живой природы. Охрана природы" (6 класс)

план-конспект урока по теме "Охрана растительного мира" (7 класс)

Линия УМК В.В. Пасечника. Биология (5-9). Линейный курс

Данная разработка серии уроков по биологии предназначена для  5-7 классов и направлена на сохранение биологического разнообразия растений

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хохольский лицей»

Хохольского муниципального района Воронежской области

Тема методической разработки.

Серия уроков в рамках одной темы

«Основы сохранения биоразнообразия»

5-7 классы

разработала:

Толсторожих Светлана Валентиновна,

учитель биологии ВКК

МБОУ «Хохольский лицей»

2023

Конспект первого урока

Тема: «Разнообразие живой природы». 5 класс

Тип: Комбинированный

Цели урока: познакомить учащихся с царствами живых организмов, изучить отличительные признаки живого.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся расширят знания о разнообразии живой природы,

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, работать в группах, эффективно взаимодействовать со сверстниками,

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению биологии, представления о многообразии живых организмов планеты и понимания необходимости их классификации для удобства изучения.

Методы и формы работы учащихся: индивидуальные, групповые

Оборудование: схема «Царства живой природы», карточки с проверочной работой, оценочные листы.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Мотивация. Постановка проблемы.

   1)  Учитель. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…. Нет-нет, не царь с царицей… Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас… Ребята, как вы думаете, о каких царствах идет речь?

Верно. Это четыре царства живой природы. Живые организмы в природе распределены по царствам.

На доске записывается схема. Царства живой природы. Объявляется задание для индивидуальной работы. С помощью учебника обучающиеся самостоятельно ее заполняют.

Царства живой природы

             Растения             Животные             Грибы             Бактерии           Вирусы

Таким образом. Царство-большая группа, объединяющая организмы с общими признаками.

2) Изучение нового материала. На этом этапе урока обучающихся распределяют по группам для самостоятельной работы. Озвучивается задание для индивидуальной работы. -Пользуясь учебником, составьте схему «Отличие живого от неживого»

Начинается работа в группах: одна группа ищет признаки живой природы, а другая, признаки неживой природы. Каждая группа заполняет на доске свою половинку таблицы

Признаки живой природы

Признаки неживой природы

1

1

2

2

3

3

Вывод: только живым организмам характерны признаки: рост, развитие, обмен веществ, раздражимость, размножение…

3) Физкультминутка.

4) Закрепление изученного материала. Обучающимся предлагается распределить организмы в соответствии с принадлежностью к царствам живой природы.

Организмы            

Царства

А) азотобактерии

1) Бактерии

Б) берёза

2) Грибы

В) лось

3) Растения

Г) дельфин

4) Животные

Д) паук

Е) одуванчик

Ж) опёнок

З) подберёзовик

И) сосна

К) цианобактерии

5) Подведение итогов. Оценка за урок выставляется каждому учащемуся, принимающему участие в работе.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ответить на вопросы:

-Что нового узнали на уроке

-Мне было интересно….

-Мне было трудно……

-Я научился….

-У меня настроение….

6) ДЗ. Параграф 4 (читать, пересказывать)

 Конспект второго урока

Тема: «Многообразие живой природы. Охрана природы». 6 класс

Тип: Комбинированный

Цели урока: помочь учащимся понять, что нужно делать для сохранения

удивительного мира природы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: показать значимость растений в жизни человека;

Метапредметные: формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на  уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;

закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное

отношение к растениям;

Личностные: обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с

окружающей средой;

 Методы и формы работы учащихся: беседа, рассказ учителя, экологические знаки, тестирование учащихся.

Оборудование: экологические знаки об охране растений;

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

       1) Учитель. На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о

растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам

предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру растений. Но сначала

вспомним предыдущий материал. Всем вам предоставляется возможность показать

свои знания, ответив на вопросы теста письменно.

(Листочки с вопросами приготовлены заранее.)

Вопросы теста для проверки знаний:

1. Что такое опыление? (Перенос насекомыми пыльцы с цветка на цветок.)

2. Назови насекомых-опылителей. (Пчёлы, шмели, бабочки)

3. Для чего необходимо опылять растения? (Для размножения, так как из

опыленных растений развивается плод и семена.)

4. Назови плоды растений, которые путешествуют с помощью ветра. (Плоды клена,

липы, березы, одуванчика.)

5. Кто тоже помогает распространению растений? (Животные и человек)

  2) Изучение нового материала. Мотивация. Постановка проблемы.

Учитель. Послушайте отрывок из стихотворения В. Набокова “Дети полей”:

Василёк, барвинок нежный,

Незабудки, алый мак,

Мята, ландыш белоснежный,

Одуванчик, тонкий злак…

Все цветы и травы эти,

Что с весною зацвели,

Это все родные дети

Кроткой матери-земли.

Удивителен мир растений! Тысячи цветов украшают землю. Цветы – сама

жизнь. У них есть свой язык, свой аромат, сила красоты, своя история, легенда,

свои праздники. Есть у них своя богиня – Флора – богиня цветов. Голова Флоры

украшена венком, а в руках – букет цветов. В честь Флоры были особенные

праздники, называемые Флоралии. Их праздновали 5 дней весной (с 28 апреля по 3

мая). В эти дни двери домов украшались венками, все предавались веселью, а

женщины одевались в разноцветные платья.

Вопрос-размышление: Какова же роль растений в жизни человека?

-Ответы обучающихся: Растения, которые нас окружают в природе, дают нам очень многое: строительный материал, топливо, сырьё для производства бумаги, ценные

лекарства, всевозможные пищевые продукты, корм для скота, материал для мебели

и т.д.

-Велико значение растительного покрова и как источника кислорода, без

которого невозможна жизнь на Земле. Зелёные растения выделяют в атмосферу

огромное количество кислорода. Чтобы получить некоторое представление о

масштабах этого процесса, достаточно привести такой пример. Одно дерево

средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для

дыхания трем человекам.

      Учитель.  Иногда бывает так: попадется нам на глаза редкий цветок – спешим

побыстрей сорвать его. Отправимся дальше своей дорогой, а навстречу – ещё один

цветок, и, кажется, красивее прежнего. Давай и его сорвём… А тот, первый, можно,

пожалуй, и выбросить: он и неказист, и не смотрится вроде, и чем мог очаровать –

непонятно… Вспомните большие охапки лесных и луговых цветов, которые везут в

автобусах и электричках, когда возвращаются в город с лона природы. И не букеты

уже оказываются в руках у них, а измятые веники, и не в цветочные вазы уготован

им путь, а в ящики для мусора. Хотели принести в дом красоту, а на деле ограбили

природу.

Тема нашего урока так и называется “Многообразие живой природы. Охрана природы

Самостоятельная работа обучающихся с текстом параграфа, найти ответы на вопросы:

-Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

Учащиеся. Из-за хозяйственной деятельности людей: строят заводы, роют

карьеры на месте леса, на месте луга устраивают фермы, много рвут растений для

букетов, вытаптывают растения.

Учитель. Дети, как вы понимаете выражение “охранять растения”?

-Учащиеся. Охранять растения – это значит бережно к ним относиться.

Учитель. Как мы с вами можем охранять растения?

-Учащиеся. Соблюдать правила поведения в природе.

3) Физкультминутка.

4) Закрепление изученного материала. Обучающимся предлагается сформулировать правила поведения в природе по охране растений. В этом нам помогут экологические знаки.

Учитель на доске вывешивает экологические знаки.

Учащиеся.

1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов.

2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много.

3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от

вытаптывания.

5) Подведение итогов. Оценка за урок выставляется каждому учащемуся за выполненный тест вначале урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ответить на вопросы:

-Что нового узнали на уроке

-Мне было интересно….

-Мне было трудно……

-Я научился….

-У меня настроение….

6) ДЗ. Параграф 32 (читать, пересказывать)

Конспект третьего урока

Тема: «Охрана растительного мира». 7 класс

Тип: Комбинированный

Цели урока: формирование представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: показать значимость растений в жизни человека;

Метапредметные: формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;

закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное

отношение к растениям;

Личностные: обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с

окружающей средой;

 Методы и формы работы учащихся: индивидуальная, групповая

Оборудование: экологические знаки об охране растений;

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Мотивация. Постановка проблемы

1). В начале урока обучающиеся делятся на группы согласно спискам групп на столах. Учитель. Удивительно многообразен растительный мир нашей планеты. В настоящее время насчитывается свыше 350 тысяч видов растений.  Вспомните какую роль играют растения в жизни человека. Каждая группа предлагает свои варианты ответов. (продукты питания, производство лекарств, бумаги, полезные ископаемые, эстетическое значение, обогащение воздуха кислородом и т.д.)

2). Изучение нового материала. Жизнь человека с древнейших времен неразрывно связана с растениями. Сначала человек употреблял их в пищу, использовал для строительства жилья, затем начал и самостоятельно выращивать их. Представляя себе важную роль растений, мы должны очень бережно относиться к ним и делать все для того, чтобы сохранить на Земле ее растительный покров. Чтобы сохранить растительный мир, надо знать, что ему угрожает.

 Пользуясь учебником, составьте схему «Влияние человека на растения»

Начинается работа в группах: одна группа предлагает варианты положительного влияние человека на растения, а другая отрицательное влияние человека на растения. Каждая группа заполняет на доске свою половинку таблицы (время -5 минут)

Положительное влияние человека на растения

Отрицательное влияние человека на растения

1. Создает высокоурожайные сорта культурных растений.

1 В связи с развитием промышленного производства, транспорта происходит загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, водоемов). Многие растения очень чувствительны к промышленным загрязнителям

2. Совершенствуются технологии выращивания растений.

2. Сокращается количество пахотных земель (из-за увеличения площадей, занятых под строительство) 

3. Осушает и орошает земли, повышает плодородие почв

3. Неправильное освоение степей приводит к ветровой и водной эрозии (разрушению верхнего плодородного слоя почвы).

4. Выращивает растения в теплицах, парниках.

4. Орошение пустынь приводит к засолению почв

5. Разводит растения в ботанических садах и парках

5. Обеднение растительного покрова, за счет неконтролируемого сбора лекарственных и декоративных растений.

6. Создает полезащитные полосы (борьба с эрозией

6. Массовое посещение людьми лесов, лугов приводит к уплотнению почвы, а это затрудняет появление всходов.

Вывод: ребята, а какое влияние преобладает: положительное или отрицательное?

К сожалению, мы можем сказать, что количество случаев негативного (отрицательного) влияния человека на растения превышает количество положительных случаев. Массовый сбор букетов, повреждение растений, уплотнение почвы, лесные пожары, загрязнение среды обитания промышленными отходами приводят к сокращению численности ряда растений, к исчезновению многих видов и в конечном итоге к уменьшению биологического разнообразия флоры.

3) Физкультминутка

4) Закрепление изученного материала.

 Учитель. Негативное, чаще потребительское отношение человека на природу в течение длительного времени привело к тому, что необходимо на всей планете проводить мероприятия по охране растений. Обсудите в группах, какие мероприятия проводятся по охране растений в нашей стране (время 3 минуты).

Возможные варианты ответов:

-Создаются заповедники

-Создаются заказники

-Создаются ботанические сады

-Приняты законы, направленные на защиту окружающей среды от вредных воздействий (основы земельного законодательства, основы водного законодательства, основы законодательства о недрах)

-Создание Государственного комитета по охране природы

-Создание Красной книги

Охраняемые территории, их сравнение:

Заповедник- полностью или частично исключённая территория из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов.

Заказник - некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты

Национальные парки – территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. На территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.

Памятники природы – охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении.

Подведение итогов. Оценка за урок выставляется каждому учащемуся, принимающему участие в работе.

 Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ответить на вопросы:

-Что нового узнали на уроке

-Мне было интересно….

-Мне было трудно……

-Я научился….

-У меня настроение….

6) ДЗ. Параграф 28, тетрадь