Учим детей сочинять сказки и рассказы

Макарычева Оксана Александровна

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Тема моего выступления «Учим детей сочинять сказки и рассказы».

Свое выступление хотелось бы начать словами Д. Родари.

 «Сказки могут помочь воспитать ум,
                                                          дать ключи для того, чтобы войти в действительность 
                                                                  новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир 
                                                                                         и одарить его воображение». Д. Родари.

Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире уживается добро и зло. Именно сказка учит детей нравственным нормам поведения.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Для развития связной речи я использую разнообразные формы организации занятий, чтобы научить детей пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать сказки и небылицы.

Занятия по ознакомлению с художественной литературой вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.

Для ребенка хорошо сформированная связная речь-это успех в обучении.

Повышение уровня развития связной речи старшего дошкольного возраста, возможно через сказки и сочинение сказок на новый лад.

Дети сочиняют и рассказывают сказки по следующим методикам:

1. Рассказ о сказочных героях.

Педагог приносит шкатулку в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагает детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.

2. Пересказ сказки.

Обращаем особое внимание на то, как перескажет сказку ребенок: что окажется в ней для него важным, а что – нет, на чем он заострит свое внимание, какие подробности добавит, а от каких, наоборот, предпочтет избавиться. Это важно потому, что рассказчик расставляет акценты именно на те детали, которые значимы лично для него.

3. Рассказ сказки по кругу.

Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки,

При этом следующий рассказчик начинает повествование с того места, на котором остановился предыдущий.

4. Рассказ сказки по кругу.

Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации. В результате работы по этой методике появляются много новых сказок, ведь сказка, рассказанная от лица Ивана Царевича совсем не похожа на сказку, рассказанную от лица Серого волка.

5. Переписывание или перевирание сказки.

Благодаря этой методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам. То развитие событий, которое предпочтет ребенок, будет соответствовать его внутреннему состоянию, а значит, позволит ему избавиться от внутреннего психоэмоционального напряжения.

 

Презентация слайдов

 

В завершение своего выступления хочется сказать такие слова:

Сказка-то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг. Так, давайте дадим им такую возможность. И пусть сказка всегда будет путеводной звездой в жизни каждого! Да здравствует сказка!

Начало формы

 

Литература:

1. Барутчева, Е. Поезд из нашего детства / Е. Барутчева // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 6. – C. 70

2. Ворошнина, Л. Обучение творческому рассказыванию / Л. Ворошнина // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 2,3,4.

3. Макунина, Е.Б. Придумываем истории и сказки / Е.Б. Макунина // Ребенок в детском саду. – 2006. – №1. – 2005. – № 6. – С. 12

4. Родари, Дж. Грамматика фантазии илиВведение в искусство придумывания историй. / Дж. Родари. – М., 1990

5. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С.Белько. – Мінск. : “Адукация i выхаванне», 2003. – 144 с.

 

 Конец формы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 


Здравствуйте уважаемые коллеги!

Тема моего выступления «Учим детей сочинять сказки и рассказы».

Свое выступление хотелось бы начать словами Д. Родари.

 «Сказки могут помочь воспитать ум,
                                                          дать ключи для того, чтобы войти в действительность 
                                                                  новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир 
                                                                                         и одарить его воображение». Д. Родари.

Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире уживается добро и зло. Именно сказка учит детей нравственным нормам поведения.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Для развития связной речи я использую разнообразные формы организации занятий, чтобы научить детей пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать сказки и небылицы.

Занятия по ознакомлению с художественной литературой вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.

Для ребенка хорошо сформированная связная речь-это успех в обучении.

Повышение уровня развития связной речи старшего дошкольного возраста, возможно через сказки и сочинение сказок на новый лад.

Дети сочиняют и рассказывают сказки по следующим методикам:

1. Рассказ о сказочных героях.

Педагог приносит шкатулку в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагает детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.

2. Пересказ сказки.

Обращаем особое внимание на то, как перескажет сказку ребенок: что окажется в ней для него важным, а что – нет, на чем он заострит свое внимание, какие подробности добавит, а от каких, наоборот, предпочтет избавиться. Это важно потому, что рассказчик расставляет акценты именно на те детали, которые значимы лично для него.

3. Рассказ сказки по кругу.

Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки,

При этом следующий рассказчик начинает повествование с того места, на котором остановился предыдущий.

4. Рассказ сказки по кругу.

Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации. В результате работы по этой методике появляются много новых сказок, ведь сказка, рассказанная от лица Ивана Царевича совсем не похожа на сказку, рассказанную от лица Серого волка.

5. Переписывание или перевирание сказки.

Благодаря этой методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам. То развитие событий, которое предпочтет ребенок, будет соответствовать его внутреннему состоянию, а значит, позволит ему избавиться от внутреннего психоэмоционального напряжения.

Презентация слайдов

В завершение своего выступления хочется сказать такие слова:

Сказка-то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг. Так, давайте дадим им такую возможность. И пусть сказка всегда будет путеводной звездой в жизни каждого! Да здравствует сказка!

Литература:

1. Барутчева, Е. Поезд из нашего детства / Е. Барутчева // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 6. – C. 70

2. Ворошнина, Л. Обучение творческому рассказыванию / Л. Ворошнина // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 2,3,4.

3. Макунина, Е.Б. Придумываем истории и сказки / Е.Б. Макунина // Ребенок в детском саду. – 2006. – №1. – 2005. – № 6. – С. 12

4. Родари, Дж. Грамматика фантазии илиВведение в искусство придумывания историй. / Дж. Родари. – М., 1990

5. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С.Белько. – Мінск. : “Адукация i выхаванне», 2003. – 144 с.