Для родителей

Сколозубова Елена Николаевна

Консультации 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль ритмических движений в развитии ребёнка

  «Ритм не ограничен и поэтому возможности его физического осуществления не исчислимы»                                     Э. Ж. Далькроуз

Вместе с развитием музыкальных способностей детей мы уделяем самое серьезное внимание ритмическому воспитанию. Но прежде чем излагать некоторые соображения по этому вопросу, давайте, определим природу ритма.

Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Еще одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

То есть, не менее важна эмоциональная природа ритма. В самом деле, использование обеих категорий в системе музыкального развития детей дает исключительно положительный результат.

Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма все нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребенка быстрой реакции.

Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест (хлопки, шлепки по коленям, притопы и т.д.). Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.

Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Интерпретируя музыку, ребенок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.

Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

      В последнее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются с решением образовательных задач. Что с успехом достигается на занятиях по ритмике в детском саду.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с особенностями развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Музыка, как одна из наиболее распространенных и доступных форм искусства, оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей с особенностями развития, посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Воздействуя на детей, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт, активизирует потенциальные возможности ребенка в музыкальной деятельности и творчестве.

Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет и усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на ритмы дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс. Минорная музыка полезна при, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, неврастении с чувством нервного перенапряжения, головных болях. Правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, снимает раздражение, нервноенапряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Наш помощник – музыка – а следствие – занятия коррекционной ритмикой.

       Характерные для детей с особенностями развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Воздействие музыки и танцевальных движений, способствуют общему разностороннему развитию дошкольников, преодолению отклонений в психическом и в физическом развитии, формирует социально - коммуникативные навыки. Овладевая разнообразными движениями на занятиях по ритмике, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости, точности, движений, становится меньше не нужных движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.

       Таким образом, ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с особенностями развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.



Предварительный просмотр:

Любите ли вы театр?

Казалось бы, в век завоевательного шествия по миру телевизоров, «видео» и компьютеров можно было бы не задавать странного вопроса:

 «Любите ли вы театр?», «Ходите ли вы туда с ребенком?».

 Недолго в ответ услышать: «Да он много фильмом по телевизору смотрит!»

На это скажем коротко:  ничто не может заменить театр, особенно для ребенка, как не может заменить магнитофон живую речь.

Поэтому наша беседа не о том, зачем ходить, а как ходить с ребенком в театр.

Театр, безусловно, стоит в ряду любимых детьми развлечений. Но развлечений особого рода: Он связан с серьезной внутренней работой ребенка. Информация, которую ребенок получает во время спектакля, не является чисто познавательной, направленной на развитие интеллектуальной сферы. В театре ребенок учится  ПЕРЕЖИВАТЬ, напряжены его эмоции, его чувства. Эмоциональное напряжение (взрослые знают по себе) Утомляет иной раз больше физического. Высидеть длинный спектакль непросто, это работа и внимания, и тела.

Но правильно пережитый спектакль является катализатором для творческой фантазии ребенка и хорошей школой понимания людей, их взаимоотношений, он учится чувствовать, испытывать эмоции, узнавать эмоции других людей.

     Когда ваш ребенок собирается в театр, вы должны хорошо представлять, что его ожидает. Существует несколько правил, которым хорошо бы следовать, чтобы результаты похода оказались максимально действенными.

  1. Помните, что никакие коллективные посещения театра не заменят вашему ребенку спектакль, просмотренный вместе с вами. Ему необходимо, чтобы вы участвовали в его переживаниях, разделили бы их с ним.
  2. Никогда не ходите с ребенком на спектакль, о котором вы не имеете никакой информации. Детские представления могут оказаться плохими. Если взрослый способен оценить игру актеров, постановку, и для него посещение даже неудачного спектакля будет пищей для ума, то ребенок на это не способен. Он погружается в происходящее на сцене. Как участник. Запечатление формы у него происходит бессознательно. А ваша задача – формировать эстетический вкус.
  3. Не ведите в театр переутомленного или плохо чувствующего себя ребенка. Эффект будет нулевой, если не отрицательный.
  4. Покупайте только хорошие  билеты – на места, откуда ребенку будет все видно и слышно. Если такой возможности нет, лучше отказаться на этот раз то похода. Ребенок должен иметь возможность сосредоточиться  на действии. Это и так серьезная работа. Он не может напрягать органы чувств, это ведет к быстрому утомлению и потере внимания.
  5. Старайтесь выходить из дома заранее, чтобы не торопиться в театр, Иначе страх опоздать будет главной эмоцией, связанный с вашим культурным мероприятием.
  6. Было бы замечательным иметь в гардеробе ребенка специальное, театральное платье или костюм.
  7. Решите для себя  раз и навсегда проблему еды в театре. Помните, что целью вашего похода является не театральный буфет. Поэтому не стоит, как только загорится  свет, бежать из зала у буфетной стойке, толкаться в очереди и давится бутербродами, опаздывая на спектакль. Лучше возьмите бутерброды из дома, и без спешки съешьте их за столиком, но ни в коем случае не в зрительном зале. Вы же хотите, чтобы ваш ребенок был культурным зрителем? А умение определять, что в каком место можно делать, а что нельзя – элемент культуры.
  8.  Точно так же ребенку следует объяснить в театре нельзя бегать. По очень простой причине: можно «растрясти» волшебство сказки и ни капельки, ни чуточки тебе не остается! А ведь со сказками ребенок получает жизненные силы!

В театре же все устроено так, чтобы можно было очутиться внутри сказки. Даже свет там гаснет необычно, медленно, загадочно, волшебно.

Удачи вам, новых чудесных впечатлений и переживаний!

Любите театр, ходите в театр, пусть радость от посещения останется с вами надолго.



Предварительный просмотр:

Игры с палочками

        Учим палочку танцевать

                (Играем с одной палочкой)

Цель: учить детей передавать несложный ритмический рисунок.

Тише, тише, палка спит.

Палка – палочка лежит. 
(палочка лежит на столе, указательный пальчик правой руки поднести к губам)


А теперь пора вставать,

Будет палочка плясать.
(хлопают в ладоши)


Пляшет палка у меня –

Ля-ля-ля, ля-ля-ля 
(стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм )

Примечание. Ритм задает ведущий игры: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля, ля, ля-ля, ля; и т. д.

                 Прыг да скок

            (Играем с двумя палочками)

Цель: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. 

Прыг да скок, прыг да скок,

Скачет зайка серый бок.
(стучать торцом палочек по любой поверхности, поочередно)


Летом - серенький,

Зимой - беленький.
(стучать палочками друг о дружку - крест на крест)


По лесочку прыг-прыг-прыг,

По снежочку тык - тык - тык.
(стучать торцом палочек одновременно по поверхности)


Под кусточком присел,

Схорониться захотел.
(палочки положить на поверхность)

                     Козлик (средняя группа)

        (Играем с двумя палочками)

Цель: развитие выразительности и эмоциональности речи. 

Вышел козлик погулять, – стучать по очереди палочками по полу
Свои рожки поразмять. – приложить палочки к голове
Он копытцами стучит, – стучать палочкой о палочку
По козлячьи говорит: 
Бе-бе-бе, бе-бе-бе, – стучать на каждый слог палочкой о палочку
Очень весело мне! – стучать двумя палочками по полу

                   Аты-баты (старшая группа)

            (Играем с двумя палочками)

Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать внимание.


Аты-баты, шли солдаты.
(стучать торцом палочек поочередно)
Аты-баты,
(стучать торцом палочек поочередно)
На базар.
(стучать палочками друг о дружку - крест на крест)
Аты-баты, что купили?
(стучать торцом палочек поочередно)
Аты-баты,
(стучать торцом палочек поочередно)
Самовар.
(стучать палочками друг о дружку - крест на крест)

                            Зарядка
               (Играем с двумя палочками)

Цель: развитие двигательной сферы, координации движений, внимания, мышления.

Ножками затопали: топ, топ, топ!
(стучать торцом палочек одновременно)
Ручками захлопали: хлоп, хлоп, хлоп!
(стучать палочками друг о дружку)
Сели! Встали! 
(положить палочки на стол, подняли)
Снова сели!
(опять положить палочки на стол)
А потом всю кашу съели!
(имитировать движение ложек).

                     Веселый мишка

                (Играем с двумя палочками)

Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.

Мишка весело шагал:

Топ! Топ! Топ! Топ!

(стучать торцом палочек поочередно)

А потом он побежал:

Топы-топ, топы-топ!

(стучать торцом палочек поочередно)

Вдруг споткнулся и упал: Бух!

(положить палочки на стол)

Отряхнулся и сказал: Ух!

(поставить палочки на торец)

           Зашагали ножки (средняя группа)


Зашагали ножки по прямой дорожке, - ударять поочерёдно палочками по полу
Вот так, вот так – по прямой дорожке.

Побежали ножки по прямой дорожке, - быстро ударять поочерёдно палочками по полу
Вот так, вот так – по прямой дорожке.

Поскакали ножки по прямой дорожке, - ударять двумя палочками справа-слева по полу
Вот так, вот так – по прямой дорожке.

Заплясали ножки на прямой дорожке, - ударять по очереди разными концами

                                                                         палочек о пол
Вот так, вот так – по прямой дорожке. 

Отдыхают ножки на прямой дорожке, - положить палочки на пол, ручки под щёчки
Больше ножки не стучат, потому что крепко спят.

                      Зайка (средняя группа)

Зайка прыгал по лесочку – стучать поочерёдно быстро палочками по полу
Прыг – скок, прыг – скок. – двумя палочками стучать справа-слева
Зайка спрятался за кочку. – чередовать удары палочкой о палочку перед собой – за спиной
Я его найти не смог. – руки с палочками за спиной, поднять плечи («удивиться»)
Я по лесу похожу, - стучать поочерёдно палочками по полу (шаги)
Я зайчишку отыщу! – приложить палочки к голове – «ушки»

                         Дождь (средняя группа)

Дождь по улице идёт – ударять по очереди палочками по полу
Кап-кап, кап-кап. – стучать палочкой о палочку
Громко песенку поёт: – ударять по очереди палочками по полу
Кап-кап, кап-кап. – стучать палочкой о палочку
Дождик, дождик, подожди, – стучат палочкой справа
Ты в окошко не стучи! – стучать палочкой слева
Ты нас, дождик, не пугай! - ударять по очереди палочками по полу
Пошалил и перестань! – стучать палочкой о палочку
В конце поднять палочки вверх

                       Солдаты (средняя группа)

Аты-баты, аты – баты, – стучать палочкой о палочку на каждый слог
По дороге шли солдаты! – ударять по очереди палочками по полу
Вместе весело шагали , – стучать палочкой о палочку на каждый слог
Дружно ножки поднимали! – ударять по очереди палочками по полу

                Петушок (младшая группа)

 Цель: Развитие чувства ритма, памяти, выразительности и эмоциональности речи.

Погляди – ка по дорожке

Ходят маленькие ножки

На головке гребешок

          Стучать поочерёдно палочками по полу четвертными длительностями.

          Кто же это?

«Удивиться»- приподнять плечи  и развести палочки в стороны.

 Петушок!

         Поставить две палочки на голову – изобразить «гребешок». 

                         Рак (средняя группа)

Цель: Развитие чувства ритма, внимания и детской активности.

Про меня говорят,

              Ударять ритмично двумя палочками об пол четвертными длительностями.

Будто пячусь я назад.

              Ударять  двумя палочками одновременно об пол восьмыми длительностями.

Не назад, а вперёд –

              Ударять ритмично двумя палочками об пол четвертными длительностями.

Только задом наперёд.

               Ударять  двумя палочками одновременно об пол восьмыми длительностями.

               Варианты: А – ударять палочкой о палочку (четвертными)

                                -  ударять палочкой о палочку (восьмыми)

               Б – ударять ритмично двумя палочками об пол (четвертными)

                  -  ударять поочерёдно палочками об пол (восьмыми)

                В – ударять двумя палочками об пол, и палочкой о палочку (четвертными)

                    -  ударять палочками об пол поочерёдно (восьмыми)

                     Машина (старшая группа)

Цель: Развитие внимания, мышления, координации и равновесия.

Я еду на машине,

            Дорогою прямой.

            Два раза ударить палочками по полу, два раза палочкой о палочку.

             А столбы

             Положить обе палочки перед соседом справа.  

             Большие

              Взять палочки с пола, которые положил сосед слева.  

             Назад бегут

             Положить обе палочки перед соседом справа.  

             Домой.   

             Взять палочки с пола, которые положил сосед слева.  

                   День рождения (старшая группа)

     Цель: Развитие внимания, мышления, координации и равновесия, умения сочетать свои действия с действиями партнёра.

   Если был бы я большим

   Ставить палочку на палочку, меняя их местами.

   Ел бы торт с вареньем,

  Положить палочки перед соседом справа, взять палочки, лежащие на полу.

    У меня бы каждый день

   Ставить палочку на палочку, меняя их местами.

   Был бы день рожденья!

   Положить палочки перед соседом справа, взять палочки, лежащие на полу.

              Грибочки (подготовительная группа)

Цель: Развитие чувства ритма, слуха и координации движений.

Детям шапки гриб купил,

Ставить палочку на палочку буквой Т.

 Всех в обновки нарядил.

Ударять об пол одной рукой – две восьмых и четверть,затем другой рукой  тем же рисунком.

Стали дети на носочки:

Ударять палочкой о палочку всей поверхностью.

Пусть нас видят все в лесочке!

Передать палочки соседу справаи взять палочки у соседа  слева.

Гриб сказал им: «Ой, грибки,

Ставить палочку на палочку буквой Т.

Не вставайте на носки:

Ударять об пол одной рукой – две восьмых и четверть затем другой рукой  тем же рисунком.

Ходит бабка за дубами,

Ударять палочкой о палочку всей поверхностью.

Попадёте в суп с грибами!»

Передать палочки соседу справаи взять палочки у соседа  слева.