Информационно-образовательная среда в образовании детей дошкольного возраста.

Карасева Элеонора Алексеевна

Знакомство родителей с интернет  ресурсами для повышения педагогической компетентности в области логопедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gerbovyy_blank_3_-_kopiya.docx137.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Российская ФедерацияГерб_Воронежа_ЧБ_новый

Администрация  городского округа город Воронеж

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №11»

                                                                                  Утверждаю

                                                                                                Заведующий МБДОУ

                                                                                                       Е.А.Данилова_________

Консультация для родителей «Информационно-образовательная  среда в образовании детей дошкольного  и младшего школьного  возраста»

Учитель-логопед: Карасева Э.А.

2015 г.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой  речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм:

- произносительных;

- орфоэпических;

- грамматических;

- стилистических.

В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей русского  языка. Считается, что первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта, когда малыш пытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией (то есть с движениями и позициями речевых органов нужными для произнесения звуков) ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка.Таким образом,  формирование звуковой стороны речи на первых этапах развития зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.

Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста может быть обобщено в трех основных разделах:

I Развитие голосового аппарат. Развитие речевого слуха и подвижности речедвигательного аппарата детей;

II Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного произношения.

III Работа над речевым дыханием, темпом и ритмом речи, силой голоса и интонационной выразительностью, дикцией.

Характеристика речевого развития детей 3 — 4 лет ( вторая младшая группа ).

В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас , состоящий в основном из существительных и глаголов.Постепенно в речи дошкольников 3 — 4 лет появляются прилагательные , наречия и другие части речи.

Активный словарный запас ребенка этого возраста составляет 1900 слов. Совершенствуется словопроизношение. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах. Дети овладевают грамматическими формами ( множественное число , винительный и родительный падежи имен существительных , изменяют основу глагола и т.д.) .

Осваивают навыки разговорной речи , выражая свои мысли предложениями , как простыми , так и сложными. Дошкольникам доступна простая форма диалогической речи , но  чаще эта речь ситуативна.

Постепенно детей подводят к составлению связных высказываний , к пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого ( « Курочка Ряба» , « Колобок» ) .

К четырем годам при нормальных условиях ребенок осваивает звуковую систему языка : произносит многие звуки , слова , его речь становиться понятна окружающим.

Ребенок с хорошей речью легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми , может понятно выразить свои мысли , желания. Дефекты в произношении звуков затрудняют общение с окружающими ; часто у таких детей наблюдается задержка в психическом развитии.

Правильное звукопроизношение очень важно при поступлении ребенка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно четкое произношение звуков. Детям трудно определять количество звуков в слове , их последовательность , назвать слова , начинающиеся на заданный звук. Дошкольники с недостаточно сформированным фонематическим слухом испытывают трудности в овладении навыками грамотного письма:

.Наблюдаются следующие особенности произношения :

Согласные звуки произносятся смягченно ( «зюк» - жук , «сярик» - шарик ) .

Свистящие звуки « С» , «З» , «Ц» произносятся недостаточно четко , часто совсем не произносятся ( «абака» - собака ) , заменяются : «С — Ф»          ( «фонце» - солнце ) , «З — В» ( «ваяц» - заяц) , «Ц — Ф» ( «фапля» - цапля ) и т. д.

Шипящие звуки « Ш» , «Ж» , «Ч» , «Щ» произносятся недостаточно четко , заменяются свистящими  звуками

.Звуки «Л» , «Р» пропускаются или  заменяются на другие ( «лямпа» , «ямпа» - лампа ;  «лыба» , «ыба» - рыба ) .

Имеются особенности и в словопроизношении , к которым относится :

- сокращение ( «тул» - стул , «весипед» - велосипед ) ;

- перестановки ( «шапля» - шляпа , «корвик» - коврик ) ;

- уподобление одного звука другим ( «бабака» - собака ) ;

- слияние слов ( «Марьвана» - Мария Ивановна ) ;

- добавление звуков ( «реблята» - ребята ) .

С учетом этих особенностей и строится работа с детьми 3 — 4 лет по развитию звуковой культуры речи , с тем чтобы подготовить ребенка к следующему этапу обучения — развитию фонематического слуха .

Формирование звуковой стороны речи осуществляется как при помощи специального речевого материала ( слова , фразы , потешки , песенки с определенной группой звуков , направленные на выработку умения правильно произносить звуки, четко выговаривать их , владея  силой голоса и темпом речи ) , так и приемом включения задач по воспитанию звуковой культуры речи в грамматические и лексические упражнения. Именно сочетание задач дает большой эффект , заинтересовывает детей.

Игры «Подскажи словечко» приучают детей внимательно слушать стихотворение , подбирать слова не просто близкие по звучанию , но и подходящие по смыслу ; способствуют развитию фонематического слуха , произношению заданного звука в словах.

Заучивание коротких стихотворений , в которых заданный звук встречается чаще , чем другие , способствует не только его лучшему произношению , но и развитию произвольной памяти , дикции , темпа и выразительности речи.

Сюжетные рисунки помогают ребенку лучше понять и  запомнить содержание стихотворения.

 Задания «Найди похожие картинки» , «Найди различия» способствуют развитию умения сравнивать , анализировать , распределять и переключать внимание. У детей 3 — 4 лет начинает активно развиваться  внимание , память ,которая становиться  наглядно — образной , формируется воображение , благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета. Это позволяет включить в занятие загадки. Их тематика ограничена и определяется жизненным опытом и знаниями о предметах окружающего мира : игрушки , овощи , фрукты , домашние и дикие животные.

 На занятиях проводятся физкультминутки , направленные на развитие общей моторики , двигательных функций рук , зрительно — моторной координации. Кроме того , эти упражнения развивают память , четкое произношение , содействуют плавности и выразительности речи. В игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.

Задачи :

1. Учить правильно и четко произносить гласные звуки «А» , «О» , «»У» , «Ы» , «И» - изолированно , в словах и во фразовой речи.

2. Учить правильно и четко произносить согласные звуки «М» , «Б» , «П» , «Т» , «Д» , «Н» , «К» , «Г» , «Х» , «Ф» , «В» , «Л» , «С» , «З» , «Ц» - изолированно, в словах  и во фразовой речи.

3. Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.

Способствовать развитию интонационной стороны речи : умения произвольно регулировать темп речи , силу голоса , речевое дыхание.

Формировать умение говорить согласно нормам литературного произношения.

Формировать выразительность речи : умение пользоваться паузами , разнообразными интонациями.

Знакомить с терминами «ЗВУК» , «СЛОВО».

 Показатели развития:

 Ребенок к концу года должен :

 - правильно и четко произносить гласные звуки «А» , «О» , «У» , «Ы» , «И» - изолированно , в словах и фразовой речи.

 - правильно и четко произносить согласные звуки «М» , «Б» , «П» , «»Т» , «Д» , «Н» , «К» , «Г» , «Х» , «Ф» , «В» , «Л» , «С» , «Ц» - изолированно , в словах и фразовой речи.

 - уметь произвольно регулировать силу голоса ( громко — тихо ) , темп речи  ( быстро — медленно )  , речевое дыхание.

 - использовать выразительные средства речи — темп и ритм , паузы , разнообразные интонации.

 - понимать значение терминов «звук» и «слово».

 - уметь выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

 - рисовать вертикальные, горизонтальные, округлые линии, штриховать несложные предметы.