Краткосрочный,творческий проект на тему: "Великая Отечественная война 1941г.-1945г."

Плужникова Елена Витальевна

Ò Цель:   продолжать воспитывать в детях  чувство  патриотизма : любовь   к родным местам, гордость  за свой  народ, ощущение  неразрывности  с  окружающим, желание    охранять и приумножать  богатства своей  родины, любить  и быть патриотом  своей  Родины.

Ò Задачи: 

Ò -продолжать  знакомить  детей  с событиями  1941-1945 гг.;

Ò -познакомить   детей  с понятием  « Город-герой», объяснить  его значение; познакомить  с городами, которым присуждено  почетное  звание «Город-герой»;

Ò Познакомить  детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей  Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.

Актуальность   проблемы:  в   современных  условиях, когда  происходят  глубочайшие  изменения  в  жизни  общества, одним из   центральных  направлений  работы   с  подрастающим   поколением  становится  патриотическое  воспитание.  Сейчас, в  период  нестабильности  в обществе, возникает  необходимость вернуться  к лучшим  традициям нашего народа, к  его вековым корням, к  таким вечным  понятиям, как род, родство, Родина. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей.

Участники  проекта (краткосрочный , творческий): дети  старшей  группы, педагоги, родители.

Необходимые материалы: художественная литература, иллюстрации, презентация, используемая  литература воспитателем.

Предполагаемый  продукт  проекта: рисунки  детей   о  войне ,поделки  совместно с родителями.

Предполагаемый результат:  Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Определение темы проекта.
Формулировка цели и разбивка на веер задач.

Основной  этап:
Чтение  художественной литературы. Экскурсия   в библиотеку.Беседа «Что такое Великая  Отечественная  война…»; «Они сражались за родину».
Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы».
Просмотр видео фильма «Минута памяти», презентации «Военная хроника». Рисование  на тему : «Великая отечественная  война 1941-1945гг.»
Рассматривание плаката «Города герои».
Заключительный  этап:

Совместная   выставка  работ детей и родителей.

Возложение  цветов  к  памятнику  неизвестного  солдата.
Проведение  утренника, посвященного  Дню Победы.
 

           Образовательный проект  направлен на  патриотическое  воспитание детей  старшего  дошкольного   возраста. В процессе реализации  образовательного  проекта у  дошкольников  формируются  чувства   привязанности, верности, чувства  собственного    достоинства, гордости  за свою  Родину. 

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека.

Нравственно-патриотическое и гражданское воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»

С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях; способствовать воспитанию сочувствия и сострадания к чужому горю, доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе; приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей. Нравственно-патриотическое воспитание можно рассматривать как основную часть, одно из направлений образовательного процесса. Главная и конечная цель нравственно-патриотического воспитания – подготовка молодёжи к ответственному участию в жизни страны. Её суть заключается в усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Нравственное возрождение – есть главное условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и российской государственности. Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства.

В  своем образовательном проекте  я  продолжала  знакомить детей с событиями Великой Отечественной  войны 1941-1945гг., а  именно через беседы, рассматривание иллюстраций, чтение  художественной литературы, просмотр презентации   о войне, занятиях, посещение  памятников неизвестному солдату. Планировала свою  работу по патриотическому воспитанию в разных видах деятельности образовательной области (ФГОС):познавательное  развитие, художественно-эстетическое, речевое, физическое, коммуникативно-личностное развитие (родители и дети).

На  одном из занятий  мы с детьми  беседовали  о войне и великой Победе ( познавательное  развитие).

«Что такое Великая Отечественная война»

Конспект занятия в старшей группе, посвященного Дню Победы.

Цель: формирование у детей представление том, что такое Великая Отечественная война; активизировать словарь детей; воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Ход ВД

Воспитатель:

-Дети, совсем скоро мы будем отмечать знаменательный день - день Победы. А кто знает, чему посвящен этот праздник? А что такое война? (Ответы детей).

Воспитатель:

Вот уже 69 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, но каждый год снова и снова мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в том страшном испытании.

Фашизм – это учение, в котором утверждается превосходство одного народа над другим. Фашисты считали немцев особым народом, самым лучшим и талантливым, сильным и умным. Остальной народ фашисты считали тупым и диким. Они их называли «нелюди». К таким народам фашисты относили русских и евреев, белорусов, украинцев, цыган, румын и др.

Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер,  поставила себе задачу подчинить себе весь мир, уничтожить  чужую культуру, науку, запретить образование, всех людей превратить в рабов и заставить себе служить.

И совершенно неожиданно, в мирное и теплое воскресное утро 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут, без объявления войны, немецкие войска лавиной самолетов, снаряд и бомб обрушились на нашу Землю. В первые секунды войны погибли тысячи детей, стариков и женщин.

...Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских,—

Это значит — против нас.

Самолеты врага начали бомбить железные дороги, вокзалы и аэродромы. Так началась война между Россией и Германией – Великая Отечественная Война. Великой эту войну назвали, потому что в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа огромного напряжения физических и духовных сил. А отечественной она называется, потому что война эта была направлена на защиту своего отечества.

Наша страна не ждала нападения. В эти июньские дни десятиклассники оканчивали школу, проходили выпускные балы. Выпускники строили планы на  будущее, но война все перечеркнула.

Каждый из них был наполнен неимоверными страданиями. Особенно тяжело приходилось зимой. Недостаток пищи, наступившие холода и постоянное нервное напряжение изнурили людей. Шутки и смех исчезли, лица стали озабоченными, суровыми. Люди слабели, передвигались медленно, часто останавливались. Ещё совсем недавно свист и разрывы снарядов тревожили нервы, заставляли людей настораживаться. Теперь же на разрывы снарядов мало кто обращал внимание.

В октябре 1941 г немцы начали наступление на Москву. Давайте сядем за столы и посмотрим на экран. Немцы рвались к нашей столице и на пути уничтожали все живое.

Советским командованием было принято твердое решение: Москву не сдавать! И 7 ноября 1941 года в осажденной Москве состоялся парад Красной армии. Седьмого ноября, не переставая, мела метель – сугробы у Спасских ворот... Отсюда, с Красной площади, после парада, который продолжался шестьдесят две минуты, воинские части уходили прямо на фронт... наши доблестные войска отстояли Москву и враг не прорвался в столицу. Люди радовались, звучали песни.

Советские войска, показывая чудеса героизма и стойкости, дрались за каждый город…

Самой главной битвой стала битва за Сталинград. Эта битва  стала переломным моментом в войне. С этого дня наши войска только наступали, а фашисты отступали.

30 апреля 1945 года знамя Победы водрузили над поверженным оплотом немцев – Рейхстагом  наши солдаты-разведчики Егоров и Мелитон  Кантария. Конец войне был близок.  А долгожданная победа пришла чуть позже, 9 мая 1945 года, когда в  0-43 по московскому времени, когда  был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Наш народ  выиграл Великую Отечественную Войну.

Первый Парад в честь Победы СССР в Великой Отечественной войне прошел 24 июня 1945 года на Красной площади. И с того дня каждый год 9 мая наш народ отмечает праздник Победы. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, в этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют.

9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы. Люди смеялись, плакали, обнимались.

Ужас и потери Великой Отечественной Войны объединили  всех людей в борьбе против фашизма и поэтому радость победы в 1945 году, охватила не только Россию, но и весь мир. Это был праздник всего народа со слезами на глазах. Все радовались Победе и оплакивали погибших.

Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград и почестей, а для того, чтобы мы могли сейчас жить, учиться, работать и быть счастливыми.

Прошло уже много времени с того дня, но все люди помнят о героях, не вернувшихся с войны, помнят о партизанах, среди которых было много детей. Мы  помним  и о медсестрах, выносивших раненных солдат с поля боя, и о тех, кто в голодные и суровые годы  трудился в тылу, помогая советской  армии. Много жизней унесла война. Люди не теряли веры в победу даже в самые тяжелые времена. «Враг будет разбит, победа будет за нами» – эти слова звучали повсюду.

На войне было сложено много пословиц и поговорок бойцами. Давайте их вспомним.

Русский солдат не знает преград.

Солдатское дело – воевать храбро и умело.

Друг за друга стой и выиграешь бой.

Набирайся ума в ученье, храбрости – в сраженье.

С родной земли умри – не сходи!

Где смелость, там и победа.

Кто дрожит, тот и от врага бежит.

Умелый боец – везде молодец.

Много городов героически отстаивали свою свободу, защищали нашу Родину. После войны этим городам присвоены

звания «городов - героев». Волгоград, Москва, Тула, Орёл, Смоленск, Одесса, Севастополь, Киев, Керчь, Мурманск, Новороссийск, Минск, Брест).

Давайте же ещё раз поблагодарим наших героев, наш народ - освободитель, ведь именно русские люди сумели сломить фашистское нашествие. Давайте жить мирно, дружно и никогда не знать что же такое это страшное слово «война».

Дети, обязательно сходите на парад Победы. Не забудьте поздравить ветеранов, поблагодарите их за сегодняшний мир на Земле.

Дети высказывают свои впечатления от услышанного рассказа.

 

Поход  в  библиотеку 24.04.2014г. имени Гайдара  оставил у детей  незабываемые впечатления(познавательное  развитие).  Дети   очень внимательно слушали   рассказ   библиотекаря    Груниной  Л.А.про  Великую Отечественную войну, смотрели презентацию фильма «Дети и война» про детей героев, про подвиги разведчиков. После беседы о войне, нам  рассказали о книге "Дети Кубани». Многого и интересного ребята узнали  о детях героях: Грише  Погребном, Наде  Гнездиловой , Нине  Каменевой. После   работником библиотеки  было предложено   встать  и почтить  память минутой молчания  тех, кто не вернулся с войны. В конце  нашей   экскурсии  в библиотеку  мы  рассмотрели  экспонаты  на тему  военного  времени.

 

Через занятия  старалась  донести детям, что  значит быть патриотом.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в дошкольном  детстве, когда закладываются основы  ценностного отношения  к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, входе воспитания  любви к своим  ближним, к детскому саду, родным  местам,  родной стране. На занятиях  по изобразительной  деятельности  дети старались  передавать  в своих   рисунках все   то, что они чувствовали, когда    я  беседовала  с ними  о войне, показывала  иллюстрации, читала художественную  литературу.  И это  у них  получалось  не плохо. В связи   с этим  мы решили  организовать выставку  детских работ  и поделок, сделанными   совместно  с родителями  на тему «Великая Отечественная война 1941-1945гг.».

Одним из важнейших средств патриотического воспитания следует назвать устное народное творчество, которое представляет собой различные виды непрофессионального словесного творчества, создаваемые коллективным автором (народом) и бытующие в устной форме. К жанрам устного народного творчества относятся сказки, былины, пословицы и поговорки, загадки. Устное народное творчество с интересом воспринимается детьми старшего дошкольного возраста в силу его эмоциональности, образности. Знакомство с произведениями устного народного творчества позволяет формировать уважение к родителям, чувство заботы и ответственности по отношения к братьям и сестрам, любовь к природе родного края, любовь к своему народу, его истории, подвигам и победам.

 

Провела  занятие ( речевое развитие) на  тему: «Богатыри- защитники земли Русской». Целью  моего занятия  было познакомить детей с великим полотном художника В.Васнецова  «Богатыри», продолжать воспитывать   в детях гордость  за своих предков, дать почувствовать свою  причастность  к истории нашего великого   народа, учить отвечать на поставленные вопросы связно  и последовательно.

Так, патриотическое воспитание представляет собой направление воспитания, направленное на формирование чувства любви к родине, патриотической культуры и межнациональной толерантности, реализуемое на различных уровнях функционирования системы образования. Основной целью патриотического воспитания является формирование любви к родине. Данная цель достигается посредством решения таких задач как формирование национального самосознания, приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма и т.д.

7 мая вместе  с детьми старшей группы  ходили  возлагать   цветы к памятнику   неизвестному солдату   и вечному огню. Дети возложили  цветы  у памятника  и вечного  огня, почтили  память  погибшим  на войне   минутой молчания.

При этом приобщение к культуре и истории своего народа, патриотическое воспитание целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте, когда у детей формируется способность к усвоению достаточно абстрактных понятий (Родина, гордость и т.д.), именно поэтому патриотическое воспитание можно рассматривать как важную задачу, стоящую перед дошкольными образовательными учреждениями. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста происходи в семье и детском саду (коммуникативно-личностное  развитие –(дети и родители)). В семье ребенок впитывает отношение родителей к истории и культуры родного народа. Однако целенаправленная работа по патриотическому воспитанию производится именно в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Совместно  с музыкальным  руководителем  подготовили  утренник, посвященный  Дню  Победы. Были  приглашены родители, ветераны Великой Отечественной  войны  Запивалина  Лидия Александровна и Очеретная  Ольга Федоровна. Ребята показали  концерт  и поздравили ветеранов  с  великим праздником Победы.

На протяжении всего  месяца  планировались и проводились мероприятия по воспитанию патриотических чувств у детей: занятия, праздники, экскурсии, встречи, рассказы и т. п. Пополнили уголок патриотического воспитания информационным материалом, уголок государственной символики страны и края, библиотеки города, профессиях  города, достопримечательностях, города. Проведены праздники  «Кубанские  посиделки», «День матери», «День защитника Отечества»,«Международный женский день», «Салют Победы».

содержание

сфера   деятельности

Познавательное развитие

 

Развитие интересов детей, их любознательности  и их мотивации.

Развивала интерес детей по теме : «Великая Отечественная война 1941г.-1945г.». Беседы через занятие:«Что такое Великая Отечественная  война 1941г.-1945г.»

Художественно-эстетическое развитие

 

Реализация самостоятельной  творческой деятельности детей

Способствовала реализации  самостоятельного творчества детей через  изобразительную деятельность, ручной труд (поделки). 

Речевое развитие

 

Формирование  устной речи и навыков общения с окружающими  на основе овладения  литературным  языком  своего народа.

Занятие «Богатыри-защитники земли Русской».

д\и «Военные профессии», «Собери картинку».

Социально-коммуникативное развитие

 

Позитивная  социализация детей дошкольного  возраста.

Совместная  деятельность детей и родителей в изготовлении поделок, рисунков  о войне.

Физическое  развитие

 

Формирование основ здорового образа жизни, интерес к физической культуре.

Спортивные праздники, физкультурные  занятия, п\и «Доставь донесение», «Кто самый меткий стрелок», «Помоги раненому».

Коммуникативно-личностное развитие

 

 

Дети и родители

 

Проведен утренник, посвященный Дню Победы.

 

Понятно, что нашей работе помогают и родители наших воспитанников. Принимают активное участие во всех мероприятиях нашего детского сада .Поэтому  и была выбрана  мною именно тема о ВОВ. Мной было проведено анкетирование среди родителей группы “Необходимость нравственно – патриотического воспитания у дошкольников”, в котором выяснилось, что практически все родители поддерживают стремление педагогов рассказать как можно больше о той большой войне. Дети приносили фото своих прадедов и рассказывали про их участие в ВОВ со слов родителей, бабушек, дедушек. И дошкольники, и их родители заинтересовались прошлым своих дедов.  Взрослые так или иначе знакомят с ВОВ посредством художественных произведений, иллюстраций, фотографий, экскурсий в музеи и  библиотеки, совместным просмотром художественных фильмов, презентаций и пр. Затем обсуждают прочитанное и просмотренное. Таким образом, нами все  же были достигнуты цели и задачи  проекта. 

  Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.


 

Александрова Е.Ю. . Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.

Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».
Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М: АРКТИ, 2004.

 Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.

Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 2003.

Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003.

Е. Т. Чусовлянкина «От ступеньки дома до крыши вселенной – программа дополнительного образования патриотического воспитания ставших дошкольников».

В.А.Шипунова  Издание развивающего обучения  для  детей  дошкольного возраста «Великая  Отечественная  война» 2014г.,ООО Издательский  дом «Карапуз», Москва.