Консультация для родителей "Творчество детей в процессе восприятия музыки."

Нестерова Елена Александровна

Консультация для родителей

Творчество детей в процессе восприятия музыки.

В настоящее время доказано, что главной особенностью процесса восприятия музыки является его субъективное начало. Уровень сложности реакции ребёнка на музыку зависит от содержания музыкальных и общих способностей, а также жизненно-психологического и эмоционального опыта. По тому, как ребёнок переживает и оценивает музыкальное произведение, можно судить об уровне развития его творческих способностей, проявляющихся в процессе восприятия музыки.

Уже в раннем возрасте восприятие музыка вызывает у ребёнка эмоциональную реакцию – радость, удовольствие и. т. д. дети раннего дошкольного возраста двигательно реагируют на контрасты в музыке, замечая изменения темпа, динамики и других выразительных средств музыкального произведения. В этом проявляется не только эмоциональная, но и познавательная функция музыкального восприятия. Не даром Б. М. Теплов назвал музыку «интонационным познанием», подчеркнув этим понятием связь эмоций и мышления в процессе восприятия музыки.

По мере накопления жизненного музыкального опыта у ребёнка дошкольного возраста формируется способность осознавать значение выразительных средств музыки, устанавливать их связь с содержанием музыкальных произведений. В дошкольном возрасте восприятие музыки становится всё более дифференцированным, формируется способность анализировать, сравнивать, синтезировать воспринятый материал, вырабатывается умение связано, последовательно излагать свои мысли о музыке. Выявление творческих способностей ребёнка, проявляющихся при восприятии музыки, осуществляется в словесной передаче эмоциональных переживаний от прослушанного произведения, в целом и графическом моделировании музыки, в рисунках, отражающих состояние ребёнка под влиянием музыки. Психолого – педагогическое осмысление высказываний ребёнка о музыке и анализ детских работ, выявленных в ситуации восприятия музыки позволяют не только диагностировать различные параметры эмоциональных состояний детей, но выявлять степень когнитивных процессов, сопровождающих творческие акты, как воображение, фантазия, образное мышление.

Доступными эффективным методом активизации и выявление творческих возможностей детей в процессе восприятия музыки является графическое моделирование музыки. Правомерность использование метода подтверждает

Б. М. Теплова А. В. Леонтьева, Т.Е. Овчинникова и др., в работах, которых доказано, что переживания, связанные с восприятием музыки у детей, проявляются в характере их выразительных движений, возникающих в процессе восприятия музыки.

В «рисунках» дети отражаются различные признаки эмоционального переживания музыки: активность (резкие или плавные штрихи); интенсивность (сила нажима карандаша); динамика развития эмоциональных переживаний (цвет и «характер» линий); различные средства музыкальной выразительности - регистр (положение линий); сила звучания (нажим карандашом); темп (характер движений); звуковысотная линия мелодии (направление линий); ритмическая пульсация, акценты и особенности временной организации музыки, форма музыкального произведения (последовательность по характеру и цвету линий) и. т. д.

Для выявление эмоциональных переживаний и особенностей творческого подхода ребёнка к осмыслению музыки в ситуации её восприятия могут быть использованы несколько вариантов методики цветовых предпочтений:

  1. выбор цвета из предложенных вариантов (целесообразно использовать  тестовый цветовой набор Люшера)
  2. выбор цветовой композиции
  3. создание собственной цветовой композиции

Творческие задания, связанные с отражением в рисунке переживаний от воспринимаемой музыки, позволяют ребёнку открыть себя через музыку, глубже проникнуть в её содержание и настроение через основание своих впечатлений от музыки. В этих рисунках ребёнок познаёт самого себя, а музыка становится источником познания. Важным критерием при оценке творческих проявлений детей в ситуации восприятия музыки выступает взаимосвязь основных компонентов музыкально – творческой деятельности, проявляющаяся в гармонии между процессами «Слышу – думаю – чувствую – действую». Анализ результатов восприятия музыки помогает оценить степень творческого развития ребёнка.

 

Желаю Вам удачи, с уважением музыкальный руководитель!