Конкурс "Воспитатель года - 2016"

Михайлова Мария Николаевна

Методическое портфолио

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.Н. Федорова                     воспитатель,                                                                                                        филиал МБДОУ д/с «Соловушка»                                                                          г. Зерноград   д/с «Солнышко»

Эссе «Моя педагогическая философия»

                                        Мысль – это свеча, от которой можно зажечь

                                        чужую свечу, но для этого нужно иметь огонь.

                                                                                        М.Павич

Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности – философ. Педагог вдвойне, так как его профессия очень ответственна. Он первый, кто зажигает свою свечу от свечи философа, социолога и исследователя. И его задача передать этот свет своим ученикам.

У Сальвадора Дали есть гениальный рисунок, тайну которого сможет разгадать только внимательный взгляд человека, живущего рядом с ребёнком. Вдаль уходят две фигуры, детская и взрослая. Они идут за руки, и лишь отбрасываемые тени говорят о пройденном уже пути – тень ребёнка ложится за его плечами тоненькой спичкой, тень взрослого – спичкой сгоревшей.

Огонь, и всё, что с ним связано, жизненно важно для человека и в высшей степени таинственно. Поэтому в жизни можно позволить только разноцветную составную мозаику, которую каждый пожелавший будет складывать сам, трепетно выстраивать внутренние ценности своего очага, своего света.

В наших душах всегда должен жить свет.

Душа света… Что это? Это сияние, это чистота помыслов, это лучи, тепло которое согревает самых искренних людей планеты – наших с вами детей.

Каждое утро я спешу в родной детский сад «Солнышко», в светлый и тёплый город детства, к своим «Звёздочкам». Что меня ждёт сегодня? Сегодня в группе, как и вчера, меня будут ждать мои «дошколята», такие разные: шумные и озорные, тихие и непослушные, весёлые и грустные, а самое главное – любимые.

Мою личную педагогическую философию можно выразить несколькими словами: Любовь, Уважение, Творчество.

Любовь – начало всех начал. Она рождает всё, что в мире есть…

Любовь – определяющее качество педагогической профессии:

  • прежде всего, любовь к детям – без неё вряд ли можно стать воспитателем;
  • любовь к жизни – без оптимизма сегодня не выжить;
  • любовь к труду – профессия воспитателя предполагает ежедневную упорную работу.

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Эти слова, сказанные Л.Н. Толстым, запали мне в душу.

                Думала: главное – формировать,

                Делать, ваять, лепить.

                Думала: верный маршрут показать,

                Править, лечить, учить.

                Думала: рвать, бороться, рубить,

                Мчаться, коль сила несёт.

                А оказалось – всего лишь любить.

                Только ЛЮБИТЬ. Вот и всё.

О любви педагога к детям рассуждают часто. Но куда реже упоминают об уважении к детям. Уважение, почтение – чувства, основанные на признании достоинств, высоких качеств, заслуг. Педагог должен увидеть их в маленьком человеке. Уважение к ребёнку, на мой взгляд, заключается в умении педагога научить его быть успешным: без осуждения и угроз, без огорчения и упреков.

Ещё одна составляющая педагогического труда – творческое служение ребёнку. По мнению детей, если в группе кто-то хорошо рисует, кто-то придумывает свои песни, значит, они творческие дети. Поэтому важно раскрыть талант в каждом ребенке, определить путь его развития.

«Ребёнок не пустой сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь» (Плутарх). Задача воспитателя – зажечь огонь идеи и пронести его через всю жизнь.

Мой труд даёт неиссякаемую энергию, умение удивляться и радоваться всему, что окружает, творческое вдохновение и желание делиться тем теплом, которое получаешь от детей.

Воспитатель и ребёнок – это две свечи, которые горят друг для друга в неразрывном единстве. И пока горит одна свеча, то никогда не потухнет другая, поддерживаемая огнём, и теплом, и светом первой свечи.

Воспитатель не может существовать без своих учеников, так же, как и воспитанники  без него. Дети, в свою очередь, дают мне надежду, подпитывают своим «огнём». Когда видишь улыбки детей и счастливые лица их родителей, хочется верить, что отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца в каждого ребёнка, я делаю этот мир добрее и лучше…

И даже через много, много лет

Зажженный мною не погаснет свет!

И сердце, знаю, будет молодым,

Пока огонь священный будет с ним.

И души их от всяческих невзгод

Врачующее пламя сбережёт.

Оно ещё поможет им в пути

Хитрейшие загадки превзойти.

И даже через много, много лет

Зажженный мною не погаснет свет!



Предварительный просмотр:

Полоролевая социализация детей дошкольного возраста

на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками

В настоящее время дошкольные образовательные организации, являющиеся важнейшим звеном в системе образования, переживают качественно новый этап в своем развитии. Согласно ФГОС ДО основным принципом образовательной деятельности является  личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых  и детей. В поиске новых подходов к воспитанию выдвигается идея становления личности дошкольника как представителя определенного пола, его полоролевое воспитание. Формирование дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков является условием повышения эффективности образовательной деятельности и успешного решения задач формирования личности.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Жизненный опыт показывает, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

 «Горы чудес» - так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Формирующееся в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям, к себе, как к личности определённого пола, оставляет неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Именно поэтому вопрос полоролевой социализации дошкольника является наиболее актуальным.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в поиске путей формирования у дошкольников полоролевого опыта, ценностей и способов полоролевого поведения в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Новизна опыта состоит в рационализации и усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда: подборе и систематизации игр разного вида, направленных на полоролевое воспитание дошкольников.

Целью педагогической деятельности является овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, осознание себя как представителя определенного пола.

Для достижения поставленной цели были определены основные задачи, представленные на экране.

Работа над данной проблемой осуществлялась в период с 2012 года по 2015 год.

В реальной жизни ребенок, развиваясь, осознает себя как представитель определенного пола. Абстрактного ребенка нет. Есть конкретная личность - мальчик или девочка. Личность, которая «рождается на наших глазах». Исходя из этого, начало полоролевого воспитания следует отнести к дошкольному возрасту.

На основе многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя. Ими был введен термин «гендер», который означает социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми. Поэтому целесообразно строить взаимоотношения с учётом требований к реализации гендерного подхода.

«Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают». (Н.Е. Татаринцева)

Девочки-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики - в подвижных играх и на занятиях физкультурой. Поэтому образовательный процесс строится таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности. Необходима ситуация успеха, что положительно сказывается на формировании самооценки дошкольника.

Оценивая результаты деятельности мальчика, акцент делается на конкретных его успехах. Оценивая результаты деятельности девочек, внимание акцентируется на том, как хорошо она что-либо выполнила. Следует помнить о том, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух, и для них предпочтительнее визуальные средства. Поэтому в процессе обучения на ряду с рассказыванием, активно используется демонстрации и возможность потрогать, подержать в руках или соединить новую информацию с движением.

Технология полоролевого воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации представлена интеграцией средств, методов и форм организации деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Средствами выступают игры, сказки, пословицы, поговорки и т.д., способствующие овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами поведения.

Осуществлению успешной реализации технологии способствуют разнообразные методы.

Этические беседы с мальчиками строятся вокруг следующих тем:

  • «Мальчики – защитники слабых»;
  • «Мальчики – юные мастера»;
  • «Мальчики -  маленькие рыцари».

С девочками обсуждаются темы:

  • «Девочки – охранительницы и утешительницы»;
  • «Девочки – юные хозяйки»;
  • «Девочки – маленькие принцессы».

Стимулируют познавательную активность детей игры-состязания:

- «Назови смелую профессию»;

- «Кто больше знает имён девочек»;

- «Назови мужские предметы»;

- «Напиши словесный портрет девочки».

Эмоциональный отклик вызывают игры-драматизации и имитационные игры:

  • «Любящие родители»;
  • «Охота Баба Яги»;
  • «Обиженный мальчик»;
  • «Бездомная кошка»;
  • «Ласковый мишка».

Важное место в организации полоролевого общения занимают коммуникативные игры:

  • «Подсказ на ушко»;
  • «Посмотри в глаза»;
  • «Секретные совещания»;
  • «Ты самый, самый».

Увлекают детей символические игры:

  • «Что живёт в твоём сердце»;
  • «Предмет – мужчина, предмет – женщина»;
  • «Рассказ музыки».

Формами организации деятельности являются – деятельность игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая.

Значимым условием формирования позитивной полоролевой идентичности является игра. Именно в игре закрепляются позитивные стереотипы мужественных и женственных качеств и поведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы. Можно сказать из  детской игры  вырастает личность взрослого. Как писал немецкий философ и психолог Эрик Фромм: «В игре человек творит самого себя».

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.  В русском языке  слово «играть»  применительно к ребёнку было идентично словам «жить», «дружить». В какой-то степени это сохраняется и в современном зыке.

Неоценимую помощь в полоролевом воспитании дошкольников оказывает общение с книгой. Через полоролевые образы любимых литературных персонажей дети приходят к соответствующему пониманию самих себя, поэтому чтение или слушание литературных произведений участвует в создании гендерной личности. Через чтение художественной литературы ребёнок познаёт прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нём закладываются нравственные и культурные ценности.

Акцент на чтение детской литературы был сделан в связи с тем, что оно является одним из педагогических условий формирования у девочек и мальчиков 3-7 лет привлекательности полоролевых ролей.

В условиях обостряющегося кризиса семьи, разрушения семейных идеалов важным направлением полоролевого воспитания становится актуальной подготовка дошкольников к выполнению будущих семейных ролей, формирование семейных ценностей.  Поэтому согласно ФГОС ДО, важным условием для полноценной социализации ребёнка – дошкольника является вовлечение в образовательный  процесс родителей, стремление их к саморазвитию, к анализу своей воспитательной позиции.

Для изучения уровня полоролевой социализации использовались диагностические методики Н.Е. Татаринцевой.

На начальном этапе обследования были выявлены 3 уровня проявления детьми в различных ситуациях способов поведения, противоречащих нормам «мужского» и «женского» поведения, фрагментарные представления о правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым своего и противоположного пола. На диаграмме обозначены синим цветом.

Результаты итоговой диагностики представлены голубым цветом.

Анализ результатов диагностики позволяет сделать вывод, что взаимодействие дошкольника со взрослыми и сверстника является эффективным средством полоролевого воспитания. Систематическое применение технологии полоролевого воспитания способствует овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, способами полоролевого поведения, которые помогут им быть успешными в современном обществе.

От того, насколько успешно проходит процесс полоролевой социализации зависит формирование личности, осознающей себя как представитель определенного пола и уважающей представителей противоположной принадлежности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Полоролевая социализация детей дошкольного возраста на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками Воспитатель: Фёдорова М.Н. г . Зерноград 2016 г . Муниципальное бюджетное д ошкольное образовательное учреждение детский сад «Соловушка» г. Зернограда ф илиал д/с «Солнышко»

Слайд 2

«Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному . » В.Д. Еремеева

Слайд 3

Задачи: ф ормирование у дошкольников представления о половой принадлежности и принадлежности других людей по ряду признаков (внешний вид, личностные качества, социальные и трудовые функции ), понятий мужественности и женственности; с одействие дошкольникам в овладении способами полоролевого поведения и развитии умения оценивать его с позиций ценности, значимости, гуманности; создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом принципов полоролевого воспитания дошкольников; просвещение родителей в вопросах полоролевой социализации детей . Цель педагогической деятельности овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, осознание себя как представителя определенного пола .

Слайд 4

Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. Мальчик – отец мужчины. Половые различия и дифференциация социальных ролей. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному. Мухина В.С. Таинство детства. Возрастная психология: феноменология развития , детство , отрочество. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты Отклоняющееся полоролевое поведение у детей и подростков Освещение проблемы в трудах учёных

Слайд 5

Пол (от латинского genero - рождаю, произвожу) – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Гендер (от английского gender , от латинского gens – род) - обозначает «социальный пол», т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности , зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Слайд 6

Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации » Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564). Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность педагога ДОО

Слайд 7

Создание условий для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий . Проведение дифференциации видов деятельности разнополых детей (создание условий для занятий мальчиков «мужским» ремеслом, для занятий девочек — рукоделием ). Учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей (полноценный набор игрового материала в соответствии с возрастными особенностями ). Предоставление детям возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта . Выявление и контроль принципов и качества усвоения знаний разнополыми детьми . Обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей . Создание условий для позитивной трансляции гендерного опыта педагога в ДОО. Учет педагогом гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком. Требования к реализации гендерного подхода в ДОО

Слайд 8

Психологические портреты девочек/мальчиков с клонны чаще апеллировать к старшим, чаще жалуются и гры опираются на ближнее зрение игры чаще опираются на дальнее зрение реже апеллируют к старшим, реже жалуются с клонны к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить , проявлять заботу, поучать, наставлять, особенно младших братьев или сверстников н ет склонности опекать, обучать, наставлять и т.д. младших, а в особенности девочек лучше чувствуют и понимают назначение вещи, ее потребительскую пользу о тчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности с клонны верить авторитетам и опираются на авторитет, исполнительны, достаточно им достаточно внушить им, что «так надо» должны сами убедиться в необходимости определенных действий, требуются разъяснения «Почему так, а не иначе» период включения в деятельность на занятиях у девочек короче на занятиях «раскачиваются» долго, на педагога смотрят редко за пределами дома, в непривычной обстановке быстрее теряются, с трудом находят себе занятие легче ориентируются в незнакомой обстановке и воспринимают ее положительно, находят себе задание на ходу

Слайд 9

Методы этические беседы специально организованные проблемные ситуации дидактические игры сюжетно-ролевые игры познавательно-развивающие диалогово-рефлексивные игровые диалоги диалоги литературных героев реальные диалоги: взрослые –дети, мальчик-девочка диалог с самим собой театрально-игровые игры театральные и митационные сюжетно-ролевые д раматизации с элементами ритуалов сюжетно-образные символичес­кие моделирование жизненно значимых ситуаций схемы эксперименты состязательные игры-состязания к онкурсы турниры-викторины брейн -ринг

Слайд 10

Формы организации деятельности – деятельность игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая .

Слайд 12

Использование художественной литературы А втор Название Имя героя Положительные черты характера героя Русская сказка «Морозко» Настенька Трудолюбие, терпение, покладистость С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Настенька Честность, любовь к отцу, жертвенность, обязательность Ш. Перро «Золушка» Золушка Трудолюбие, любовь к ближним, забота о других, умение быть благодарной Автор Название Имя героя Положительные черты характера героя «Былины» Герои былин Ум, сила, доброта, мужество, патриотизм, богатырство, бескорыстие Л.Н. Толстой «Прыжок» Капитан корабля Решительность, любовь к сыну, быстрота реакции С. Михалков «Дядя Степа » Дядя Степа Аккуратность, уважение к другим, доброта, смелость, решительность Автор Название Имя героя Положительные черты характера героя Русская сказка «Гуси-лебеди» Дочка, сыночек Уважение к старшим, трудолюбие, доброта Русская сказка «Лиса и журавль » Лиса, журавль Гостеприимность, доброта, вежливость, внимательность Э. Успенский «Кот Матроскин и корова Мурка » Кот Матроскин, Корова Мурка Хозяйственность, щедрость, ум, доброта, старательность

Слайд 13

Содержание работы с родителями (тематические направления): « Психологические особенности развития девочек и мальчиков» «Правила воспитания девочек и мальчиков » « Использование средств художественной литературы и игр по формированию качеств мужественности и женственности»

Слайд 14

«Современная популярная культура, мультфильмы, компьютерные игры, современные игрушки» « Сохранение и укрепление семейных традиций» «Роль отца и матери в воспитании детей» Содержание работы с родителями (тематические направления):

Слайд 15

Результаты диагностики

Слайд 16

Результативность опыта Дети дети имеют представления о своей половой принадлежности и принадлежности других людей по ряду признаков (внешний вид, личностные качества, социальные и трудовые функции ) умеют вести себя в среде мальчиков и девочек: в «мужской» среде – адекватное по действиям, в «женской» - адекватное мужскому типу поведения, но сориентированное на «женское» поведение девочек в среде девочек и мальчиков – аналогично ориентируются на эталоны мужского (женского) поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками (девочками и мальчиками ) имеют нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков и девочек умеют оценить свое полоролевое поведение в совместной жизнедеятельности детей Родители - родители осознали значимость игры в полоролевом воспитании детей дошкольного возраста Воспитатели создана предметно-развивающая среда с учетом полоролевых особенностей детей подобрана картотека игр

Слайд 17

Спасибо за внимание!