Мое педагогическое кредо

Учитель щедро учит нас тому,

Что очень нужно будет в жизни:

Терпенью, чтенью, счету и письму,

И верности родной Отчизне.

Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их педагогами. Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они многому меня научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. В 2005 году я закончила Иркутский государственный педагогический университет, факультет математики, физики и информатики и получила специальность «Математика с дополнительной специальностью информатика». С сентября 2005 года началась моя вторая взрослая школьная жизнь.

Пришла учительница в класс,

Сама чуть-чуть постарше нас,

И провела такой урок,

Что мы забыли про звонок.

Нам хотелось больше знать,

И взрослыми быстрее стать,

И выбрать в жизни верный путь,

И в будущее заглянуть.

Быть может, кто-нибудь из нас

Войдет вот так же в школьный класс

И проведет такой урок,

Что все забудут про звонок.

 

В. Малков

В правильности выбора профессии я убедилась, на своей первой педагогической практике в 2002 г., что хочу отдавать свои знания, ласку, внимание, любовь и заботу детям. Позади 5 лет студенческой жизни, 5 лет, насыщенных знаниями, наукой, любовью, первыми пробами педагогического опыта.

И вот детский мир захлестнул меня теплой волной: уроки, праздники, внеурочные мероприятия. Это теперь моя жизнь, ведь я учитель математики, информатики и классный руководитель моего первого 5 «г».

Проработав 5 лет я решила поменять профессию, и учась заочно на ускоренном факультете Байкальского государственного университета экономики и права, ушла работать в банковскую сферу. Отработав 2 года, поняв, что это все же не мое, вновь вернулась в родную школу, где меня с радостью встретил мой коллектив и мой руководитель Санжихаева Ольга Дарвиновна. Начался 2012 – 2013 уч.г. с того что мне дали вновь пятиклассников, мои любимые 5 «б», самые лучшие для меня ребята.

Профессия учителя, которую я выбрала, одна из самых важных и трудных. Это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение, особенно, когда видишь глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и безграничным уважением. Хочется отдать им все.

Иногда задаю себе вопрос: почему я выбрала профессию учителя? С детства меня тянуло к детям, я представляла, какими я смогу их воспитать, чему научить и прекрасно понимала, что для этого надо отдать частичку себя. Ведь сегодняшние школьники – завтрашние взрослые. Теперь я вижу, что надо пробудить, дать толчок и развить творческие способности у детей – и сегодня я вижу уже с позиции моего небольшого опыта, что очень важно уметь понять ребенка, оценить его состояние, быть с ним искренним, не забывать, что у него также, как у нас, взрослых, свои проблемы, переживания. И только тогда, когда смогу это дать детям, они научаться быть благодарными и находить любовь в этом мире.

На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками.

На моих уроках нет баррикад, отделяющих учителя от детей. И потому есть радость общения друг с другом; но только по делу! И дело это очень интересное – познание законов математики и необъятной вселенной виртуального мира информатики!

Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому. Математика и информатика, в том числе и школьные, имеют огромные возможности для воспитания привычки к отчетливому мышлению и четкой, логически совершенной речи.

Как показала моя педагогическая деятельность, все-таки наибольший интерес у меня вызывает занятие математикой.

«История развития человечества доказала уже много раз, что математика – красивейшая наука, без которой не может развиваться ни одна другая!»

Мои представления о том, чему и как надо учить школьников, с каждым годом изменяются. В раннем возрасте легче заложить базу для дальнейшего серьезного изучения математики и пробудить интерес к предмету, поэтому я люблю начинать работать с детьми с пятого - шестого класса.

Преподавание математики в школе было всегда сопряжено со многими проблемами. Выявление и развитие потенциала каждого ученика, раскрытие его творческих способностей требуют учета индивидуальных особенностей мышления учащихся в процессе обучения математике. Для учителя важна максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся, в частности, на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных задач. Важнейшим элементом в его деятельности является работа над содержанием, которая включает глубокое продумывание учебного материала и выявление существенных связей не только внутри одной темы, раздела, но и по всему курсу школьного математического образования. Возникает потребность усиления гуманистической, общечеловеческой направленности математики, обеспечения активного творческого включения учащихся в процесс освоения математического материала. При этом деятельность учителя предусматривает:

- отбор и структурирование содержания учебного материала;

- увеличение доли самостоятельной работы учащегося;

- формирование учебно-познавательной, общекультурной компетенции, овладение социальным опытом в процессе совершенствования преподавания предмета.

В процессе обучения я руководствуюсь следующими принципами:

- формирование и развитие у школьников внутренних мотивов к обучению математике;

- практическая направленность обучения, формирование умений решать учебные задачи; формирование творческого подхода к решению задач;

- учет достигнутого уровня обученности и развитости; планирование конечного результата;

- учет психолого-педагогических закономерностей;

- замечать и поощрять малейшие успехи детей, не подвергать осуждению, критике их неудачи и промахи.

Руководствуясь данными принципами, выделяю следующие задачи обучения математике:

- Формирование у школьников базового фонда предметных знаний и умений.

- Формирование у школьников устойчивых мотивов к учению.

- Развитие творческих способностей через предмет.

- Интеллектуальное развитие школьников, обучение школьников основным приемам умственной деятельности.

- Нравственное воспитание учащихся через предмет.

Естественно, что в системе задач школьного курса математики необходимы задачи иллюстративного характера, тренировочные упражнения, задачи, связанные с отработкой того или иного навыка, то есть те задачи, которые являются обычными для школьного курса. Однако место, которое они должны занимать в обучении математике, должно быть четко определено, а время, затрачиваемое на их решение, должно быть соразмерено с планируемым результатом обучения и его значимостью во всей системе математической подготовки учащихся. То учебное время и та "учебная энергия” школьников, которые могут высвобождаться в результате должного ограничения числа традиционных задач и упражнений, могут быть использованы с большей пользой на другие цели, в частности на воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики, творческого отношения к учебной деятельности. Понятно, что для этого необходима постановка учебных математических задач проблемного характера, использование задач для обучения учащихся способам самостоятельной деятельности, овладения ими методами научного познания.

Когда подбираю материал к уроку, ориентируюсь как на сильного, так и на слабого ученика, четко представляю, кому какой вопрос задам, кого похвалю, а кому, может быть, и улыбнусь вместо замечания. Каждого ребенка на уроке стараюсь выслушать, не обрывать на полуслове.

К каждому уроку готовлю много дополнительного материала: дидактические игры, викторины, занимательные вопросы, ребусы, математическое лото. Задание на дом тщательно продумываю. Важно, чтобы ребенка не надо было заставлять делать урок, а он сам спешил его выполнить. На уроке домашнее задание проверяю, отмечаю самых старательных учеников. Даже слабые ученики тянутся за сильными, стараются выполнить его не хуже других. Таким образом, происходит ненавязчивая активизация познавательной деятельности учащихся.

Работая учителем математики и информатики, я также являюсь классным руководителем, теперь уже, в 6 классе. В 2012 году мне дали классное руководство в пятом классе. В этом году мы стали на год старше. Стараюсь строить свою работу таким образом, что бы эта была не просто группа детей, а сплоченный детский коллектив.

И хочется закончить такими словами: учительство – это вечное ученичество. Я хочу быть вечным учеником, чтобы вместе с моими детьми еще лучше, результативнее учиться, открывать новое, творить и каждый раз радоваться этим открытиям.

Обучать – нелегкая задача,

Научить – задачка посложней.

Только тот учитель настоящий,

Кто легко справляется и с ней.