Самостоятельная работа на уроке в процессе формирования профессиональных компетенций

Белякова Валентина Степановна
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В 2013 году вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии Мастер производства молочной продукции. На основе ФГОСов разработаны профессиональные модули, определяющие профессиональные и общие компетенции выпускников.
Модуль – относительно самостоятельная (логически завершённая) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определённой компетенции или группы родственных компетенций.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися определённым видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК)  и общими (ОК) компетенциями. 
Профессиональная компетенция – это интегральная профессионально-личностная характеристика выпускника, определяющая его готовность и способность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми нормами и стандартами.
В процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес студентов и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство повышения эффективности обучения и воспитания.
С позиций современных требований центр тяжести в обучении переносится на развитие личности, её обучение самостоятельному пополнению знаний, повышению квалификации.
Самостоятельная учебная работа – вид учебной деятельности, при котором предполагается определённый уровень самостоятельности студента во всех её структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. Увеличивается объём самостоятельных работ на уроке и постоянно меняются виды самостоятельной работы.
Проведение самостоятельной работы – важный фактор освоения материала, умения работать самостоятельно, повышать свой уровень самообразования. Человек имеет индивидуальные способности, творческий потенциал, знания и ум. Самостоятельная работа распределяется с учётом интересов и способностей ученика, его психологического портрета. 
При изучении профессионального модуля в рабочие программы заложены часы на самостоятельное изучение материала, что является правильном в современном мире. 
Виды самостоятельной работы на уроке «Технология производства кефира»:
Опережающее задание. Сделать доклад или сообщение.
Составить опорный конспект.
Ответить на вопросы теста (по уровням). 
Предлагаются инструкционные карточки, в которых необходимо найти оборудование, отличающее производства кефира от других кисломолочных продуктов.
Заполнить таблицы
Решить задачи
Заполнить кроссворд. Найти главное ключевое слово.
При подведении итогов урока и выставлении оценок студентам можно предложить презентацию на тему «Гимн кефиру», «Здоровье и кефир» или другую тему на выбор.
Набор различных видов самостоятельной работы огромен. Каждый преподаватель выбирает сам, какие работы больше нравятся студентам. Любая самостоятельная работа заставляет работать с учебником, справочником, интернетом. Постоянное оценивание самостоятельной работы стимулирует студентов и повышает интерес к выбранной профессии, способствует освоению профессиональных компетенций, что в конечном итоге главное в нашей работе.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В 2013 году вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии Мастер производства молочной продукции. В характеристике профессиональной деятельности выпускников предусматривается выполнение работ по производству различных видов молочной продукции. 
Молоко – это исключительный продукт, приготовленный самой природой Молоко самый ценный продукт во Вселенной, оно способствует как физическому, так и духовному развитию человека. 
Состав молока очень сложный - по полноте химического состава с молоком не может сравниться никакая другая естественная пища. Будущие специалисты должны ясно понимать, что только молочные продукты высокого качества должны выпускаться предприятиями молочной промышленности. Подготовка высококвалифицированных грамотных специалистов - задача поставленная новым Федеральным государственным образовательным стандартом, требованиями рыночной экономики и, наконец, жизнью.
На основе ФГОСов разработаны профессиональные модули, определяющие профессиональные и общие компетенции выпускников.
Модуль – относительно самостоятельная (логически завершённая) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определённой компетенции или группы родственных компетенций.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися определённым видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК)  и общими (ОК) компетенциями. 
Профессиональная компетенция – это интегральная профессионально-личностная характеристика выпускника, определяющая его готовность и способность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми нормами и стандартами.
Профессиональные компетенции разделяются на профессиональные качества работника и содержательные параметры профессиональной деятельности, а именно: специальные знания, специальные умения, специальные навыки.
Современные отечественные и зарубежные психологи показали, что для качественного усвоения знаний и освоения умений студентам необходимо наличие двух факторов: во-первых, нужно, чтобы они хотели учиться, а, во-вторых, чтобы они умели это делать. Для этого необходимо пересмотреть цели образования, методическую систему организации учебно-воспитательного процесса и направить их на развитие познавательного интереса. В процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес студентов и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство повышения эффективности обучения и воспитания.
Достижение уровня профессиональной подготовки, соответствующего требованиям профессиональной компетенции работника квалифицированного труда, специалиста практически невозможно с помощью традиционных методов, форм организации учебной деятельности, а также современных средств обучения. Кроме того, непрерывный рост объёма и сложности заданий, умений, подлежащих усвоению, не позволяет полагаться на односторонность и стереотипность мышления и заданную извне деятельность. 
С позиций современных требований центр тяжести в обучении переносится на развитие личности, её обучение самостоятельному пополнению знаний, повышению квалификации.
Самостоятельная учебная работа – вид учебной деятельности, при котором предполагается определённый уровень самостоятельности студента во всех её структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. Увеличивается объём самостоятельных работ на уроке и постоянно меняются виды самостоятельной работы.
Проведение самостоятельной работы – важный фактор освоения материала, умения работать самостоятельно, повышать свой уровень самообразования. Человек имеет индивидуальные способности, творческий потенциал, знания и ум. Самостоятельная работа распределяется с учётом интересов и способностей ученика, его психологического портрета. 
При изучении профессионального модуля в рабочие программы заложены часы на самостоятельное изучение материала, что является правильном в современном мире. Информационный бум, новые рыночные отношения в мире труда, сложные экономические условия и сложившееся социальное неравенство требует подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, среди которых способность самостоятельно ориентироваться в мире информации. Компьютеры вошли в нашу жизнь, и студенты постоянно пользуются информацией извне. Знания необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто, главным образом путём самообразования, что требует от человека познавательной активности и самостоятельности. Эту самостоятельность необходимо развивать. При изучении разделов, тем студенты получают задание на поиск материала, как для рефератов, так и для доклада. За выполнения этой работы студент получает оценку, что его стимулирует и повышает интерес как к работе, так и к предмету, изучаемому материалу.
Особое место в работе занимает организация самостоятельной работы на опережающей основе. Это такое построение учебного процесса, при котором программный материал, подлежащий изучению в будущем, вводится в учебное занятие в данный момент. Опережающее работа улучшает познавательную активность, интенсифицирует и индивидуализируют учебную деятельность.
На примере темы урока «Технология производства кефира» я покажу основные виды самостоятельной работы студентов.
Опережающее задание. Сделать доклад или сообщение. Предлагаю темы:
Историческая справка. В книге «От амфоры до тетрапака» найдите материал о том, как были завезены кефирные грибки в Россию.
Диетические и лечебные свойства кефира.
Контрольная закупка (2-3 человека). В магазинах посмотрите виды кефира и заводы-производители. Проведите дегустацию кефира и расскажите об органолептических показателях кефира.
Тема на выбор. Информация из интернета.
Подготовив материал, студент выступает на уроке, что способствует его умению публичного выступления, повышения самооценки.
При изучении материала урока студент получает задание на самостоятельную работу. Задание на самостоятельную работу должно быть объективно необходимым, то есть, соответствовать цели изучаемой темы и субъективно значимым, то есть, студент должен понимать, что эта работы важна для его будущей профессиональной деятельности, формированию профессиональных компетенций.
При составлении задания мною учитывается возможность каждого студента для выполнения задания любого характера, обеспечивается посильность. Этот подход осуществляется с помощью дифференциации сложности самостоятельных работ, разработки различных алгоритмов, помогающих выполнить задание, уровневого тестирования, организации консультации, организации ученической взаимопомощи.  Если студент не может выполнить сам работу, у него может пропасть интерес к учёбе.
Самое главное в работе - всесторонне уважение к личности ребёнка, оптимистическая вера в его творческие силы, неприменение принуждения, поощрение студента словами и оценками.
Студенты учатся пользоваться учебником, справочником и другими источниками технической информации. Студент должен сам уметь составлять план ответа, составлять конспект и опорный конспект, писать рефераты, решать расчётные задачи, формулировать вопросы, вести дискуссию, анализировать, классифицировать, выделять главное, вести деятельность в парах, в группе, рационально запоминать.
Для организации самостоятельной работы необходим набор дидактического материала: аппаратурные и технологические схемы, инструкционные карты, карточки-задания уровневого характера, методические пособия по выполнению аттестационный выпускной работы, поурочные рекомендации по организации различных видов самостоятельных аудиторных работ, лабораторных и практические работ.
Организация самостоятельной работы на уроке по теме «Технология производства кефира» может быть различной. Вот некоторые виды самостоятельной работы.
Во время урока ставится цель урока: «Изучить технологию производства кефира», даются главные вопросы, которые будут разобраны на уроке:
Особенности выработки кефира.
Органолептические и физико-химические показатели кефира.
Диаграммы выработки кефира.
После объяснения материала учащиеся приступают к самостоятельной работе. Главное в самостоятельной работе студент должен вопросы урока кратко законспектировать, знать, понимать, для чего они работают с учебниками, справочником, инструкционными карточками. Вопросы различной сложности. Студент сам выбирает сложность задания.
Виды самостоятельной работы на уроке предложены ниже. 
Составить опорный конспект. (Ответить на вопросы, поставленные к уроку).
Задание по карточкам (3-х уровневое)
 
I уровень II уровень III уровень   
1 2 3   
Особенности выработки кефира Чем молочнокислое брожение отличается от спиртового? Химизм молочнокислого и спиртового брожения. (УД. Характеристики молочного сырья)   
Органолептические и физико-химические показатели кефира Какие технологические операции обеспечивают в кефире определённые органолептические и физико-химические показатели? Что необходимо сделать, чтобы исправить в кефире не свойственные ему органолептические и физико-химические показатели?   
Диаграмма выработки кефира Преимущества и недостатки различных способов выработки кефира Подсчитайте экономию при выработке 1 тонны кефира резервуарным способом
 
Оценка «3», если вы набрали 3 балла.
Оценка «4», если вы набрали 5-6 баллов.
Оценка «5», если вы набрали 8-9 баллов.
Студент сам решает, какие ему вопросы брать.
Предлагаются тесты (по уровням). 
Предлагаются инструкционные карточки, в которых необходимо найти оборудование, отличающее производства кефира от других кисломолочных продуктов.
Предлагаются заполнить таблицы:
 
Технологические операции Цель и определение технологической операции   
1 2
 
 
Технологические операции Оборудование для проведения технологической операции
  
1 2
 
V. Предлагаются решить задачи:
- по нормализации при выработке кефира;
-по расчётам количества закваски;
- по расчётам себестоимости кефира.
VI. Предлагаю заполнить кроссворд. Найти главное ключевое слово.
VII. При подведении итогов урока и выставлении оценок студентам можно предложить презентацию на тему «Гимн кефиру», «Здоровье и кефир» или другую тему на выбор.
Набор различных видов самостоятельной работы огромен. Каждый преподаватель выбирает сам, какие работы больше нравятся студентам. Любая самостоятельная работа заставляет работать с учебником, справочником, интернетом. Постоянное оценивание самостоятельной работы стимулирует студентов и повышает интерес к выбранной профессии, способствует освоению профессиональных компетенций, что в конечном итоге главное в нашей работе.