Материалы к конкуру "Воспитатель года России" 2021 г. Дунаевой А Г

Дунаева Александра Геннадьевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «МОЗАИКА» с. КОКИНО

ул.Советская 4а, с.Кокино, Выгоничский р-н, Брянская область, 243365

тел./факс  8 (48341) 24 - 545,  e-mail:  mozaika-kokino@mail.ru

ИНН/КПП 3208003415/320801001

ОПЫТ РАБОТЫ

«Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования  информационно-коммуникационных технологий»

Учитель- логопед

МБДОУ детский сад «Мозаика» с.Кокино

Дунаева Александра Геннадьевна

Кокино 2021 г.

Условия возникновения опыта. Дошкольный возраст — возраст становления и развития разнообразных способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. ФГОС ДО акцентирует внимание на развитие познавательных способностей дошкольников, которые позволят им успешно развиваться и обучаться в дальнейшем  по любой программе.

Актуальность. Работая воспитателем в группе «Веселые ребята», я обратила внимание на тот факт, что даже очень необычный, яркий материал для деятельности вызывает интерес не у всех детей, они не проявляют активности в его изучении. Мои наблюдения, анализ анкетирования, проведенного с родителями, результаты мониторинга детей выявили несколько причин данной проблемы. Меня заинтересовали причины, связанные с нарушениями речи у детей, т.к. именно они проявляли наименьший интерес к познанию.  Кроме того, современная школа предъявляет высокие  требования к  будущим  школьникам, требуя от детского сада выпускника, умеющего мыслить, самостоятельного и любознательного.  Все это натолкнуло меня на идею формирования опыта по данной теме.

Основная  педагогическая  идея   моего опыта заключается в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования  информационно-коммуникационных технологий.

Теоретической основой  моей работы стали труды великих  педагогов-классиков  (К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, В.А. Сухомлинского  др.), которые  утверждали, что познавательные потребности являются важнейшим структурным компонентом творческого потенциала ребенка, влияют на формирование его характера, эмоций и личности в целом.  Познавательная  мотивация, по мнению Н.В. Баранника, выражается в форме исследовательской и поисковой активности ребенка. В логопедической деятельности  использую  “Программу  коррекционно - развивающей работы для детей с ОНР” Н.В.Нищевой. Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.). Они высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ.  Я же думаю, что     при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Исходя из этого, в своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий  так как, использование ИКТ позволяет в доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества познавательной активности  детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.

Новизна опыта. Информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Новизна моего опыта заключается в совмещении различных ИКТ - технологий с другими педагогическими технологиями,  в использовании и разработке виртуальных экскурсий, презентаций, интерактивных игр. Данные разработки  пополнили   медиатеку ДОУ, которая является продуктом методической деятельности. 

Технология опыта. Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира.   Он учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями.  Поэтому, в   своей работе я стараюсь создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, чтобы на этапе завершения дошкольного образования они достигли целевых ориентиров.

         Так, в логопедическом кабинете и группах старшего дошкольного возраста оборудованы и эффективно используются познавательные зоны. Собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы для решения  задач по развитию познавательных способностей у детей, в том числе детей с речевыми нарушениями. Среди них:

-  презентации, видеопрезентации, игровые и интерактивные презентации; (Приложение №1);

-фоно- и видеотеки, подборка аудиозаписей с различными звуками, для развития фонематического слуха детей;

-подборка мультфильмов по практико-ориентированному подходу  (Приложение №2);

-картотеки игр и упражнений для развития познавательных способностей (Приложение № 3);

-картотеки чистоговорок, скороговорок, речевых игр, стихов-диалогов,  книги. (Приложение № 4);

- книги, игры для развития мелкой моторики рук сделанные своими руками, иллюстрации. (Приложение № 5);

- интерактивные игры на развитие познавательных и речевых способностей (Приложение № 6).

-созданы виртуальные экскурсии по различным лексическим  темам: например  «Зимующие птицы брянского леса» (Приложение № 7)  Алгоритм создания виртуальной экскурсии. (Приложение№ 8)

Результативность. Подводя  промежуточные  итоги своей работы, могу сделать следующие выводы: методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике, и о чем свидетельствуют результаты диагностики, где прослеживается динамика роста качественных показателей познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Обследование состояния познавательной активности старших дошкольников  провожу по методике М. Б. Шумаковой (Приложение № 9).  Полученные данные использую при планировании и организации коррекционной деятельности с детьми. Диагностика показала, что дети стали более активными, внимательными, развиваются  их коммуникативные навыки, что проявляется в большом желании участвовать в играх, совершенствовать речевые навыки, участвуя в конкурсах, спектаклях и т. д.

Адресная направленность. Я думаю, что данный опыт будет полезен воспитателям, специалистам детского сада, учителям – логопедам, родителям.  Он поможет понять значение и необходимость использования ИКТ для  формирования познавательных интересов у старших дошкольников, накопления разнообразных знаний и умений, овладение речью.

Мой опыт работы размещён  на Собственном сайте в социальной сети работников образования ns portal.ru. Web-адрес сайта: http://nsportal.ru/dunaeva-aleksandra

                       



Предварительный просмотр:

ЭССЕ

учителя-логопеда

Дунаевой Александры Геннадьевны

на тему: «Моё педагогическое кредо»

 «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу,

 то счастье само отыщет вас».

 К. Д. Ушинский

Я счастливый человек, так как  имею самые важные для меня жизненные богатства – большую, дружную  семью и любимую работу. Я росла в многодетной семье и сама уже мама троих детей, поэтому считаю самым большим счастьем слышать их звонкий смех, смотреть, как они растут  и чувствовать себя нужной им.

Быть педагогом - мне предназначено судьбой. Моя мама, много лет, работала в детском саду, сестры, а их у меня две, тоже педагоги. Уже с детства «оттачивала» я свое педагогическое мастерство на своих сестрах, которые терпеливо сносили все мои нравоучения.   Мама учила любви, уважению, пониманию окружающих, какими бы они ни были  – взрослыми или детьми. Мы получили столько добра и любви, что хотелось поделиться ими со всеми.

А вот  выбрать специальность мне помог случай из жизни. Проблемы здоровья брата имеющего ОВЗ потрясли меня, тронули до глубины души.  Очень хотелось помочь ему, но как? Мысли об этом не покидали меня. Теперь, спустя много лет,  я еще раз убедилась, как детские впечатления могут повлиять на судьбу.

И вот, окончив Московский государственный университет, я уже много лет – учитель-логопед в детском саду. Я убеждена, главное не упустить время, поэтому я помогаю на ранних ступенях развития, когда можно все поправить, не навредив. Важно помочь малышу сделать первый шаг к преодолению  проблемы, порадоваться вместе с ним.

 Опыт показывает, что детей с  различными нарушениями речи, к сожалению, встречается все больше. Чтобы им помочь необходимо повышать свой уровень знаний, свою профессиональную компетенцию. Д.Дидро сказал: «…учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового». Поэтому стараюсь идти в ногу со временем, используя на занятиях различные способы, методы и приемы, а так же инновационные технологии. Я слежу за новой литературой по данному вопросу, участвую в вебинарах, консультациях, делюсь своим опытом с коллегами. В 2020 году прошла курсы переподготовки, получив  специальность дефектолога.

Работу с ребенком начинаю  с родителей – объясняю, убеждаю, привлекаю к сотрудничеству. Вместе с семьей делаем первые шаги, вместе радуемся, слушая правильную, чистую речь. Добиться максимальных результатов можно только работая сообща.

Общаясь с самыми маленькими, я вижу, как речевые нарушения отрицательно  влияют на развитие ребенка, на его общение со сверстниками и взрослыми, на дальнейшее обучение в школе. Поэтому, своей главной  задачей считаю не просто помочь ребенку в преодолении проблем, а создать условия для полноценного, всестороннего развития личности. Л.Фейербах заметил: «Где нет простора для проявления способности, там нет способности»,  мой логопедический кабинет –  это территория правильной речи,   яркий уголок, где можно поиграть, найти сюрприз, примерить на себя различные роли. Это  помогает мне вызвать у ребенка яркие эмоции и создать ситуацию успеха на занятии. 

Я счастлива от того, что смогла помочь детям, которые  пришли ко мне с речевыми нарушениями, а ушли с грамотной и красивой речью, приобрели новые знания, умения, коммуникативные навыки.   Удовольствие,  которое я получаю, видя результаты  своего труда, убедительно доказывают, что  учитель-логопед - профессия самая лучшая для меня!

Мне очень нравится выражение:  «Дари тепло, твори добро, вперёд веди
и помни заповедь «Не навреди», это моя принципиальная позиция как учителя логопеда, воспитателя.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Nosova\Рабочий стол\воспитатель года.png

                                   

Дунаева Александра Геннадьевна

Учитель-логопед

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад «Мозаика» с.Кокино

Сфера профессиональных интересов:

  • профилактическая и коррекционно-речевая работа с детьми дошкольного возраста;
  • консультация педагогов и родителей по проблемам речевых нарушений у детей;
  • диагностика и обследование детей.

Достижения:

Учитель-логопед высшей квалификационной категории,

Награждена Почётными грамотами отдела образования администрации Выгоничского района, Департамента образования и науки Брянской области.

Победитель конкурса «Народный учитель» в номинации «Моя вторая мама» 2014г. Победитель регионального конкурса видеороликов «Расскажи о своём учителе» среди педагогов Брянской области 2019 г. Победитель всероссийского конкурса «Папин день» в номинации «Сказка о папе» 2020 г. Победитель конкурса лучших работников дошкольных образовательных учреждений Выгоничского района 2020г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Дунаева А. Г. Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад «Мозаика» с. Кокино Домашние и дикие животные

Слайд 2

Программное содержание: Закрепление знаний детей о диких и домашних животных; Продолжать пополнять активный словарь детей; Развивать творческие способности, мышление, воображение, память; Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животному миру.

Слайд 3

Загадка Мягкие лапки а в лапках царапки кошка котёнок

Слайд 4

Загадка Голодная – мычит, сытая – жуёт, Всем ребятам, молоко даёт . корова телёнок

Слайд 5

Загадка Для меня конюшня – дом. Угости меня овсом! Грива вьется за спиной, Не угонишься за мной! лошадь жеребёнок

Слайд 6

Загадка Молоко её полезно, В огород она залезла, И глядит "во все глаза" – Длиннорогая ... коза козлёнок козёл

Слайд 7

Загадка Гладишь - ласкается, Дразнишь - кусается. собака щенок

Слайд 8

Кто такие домашние животные? Домашними называют животных потому что: Их разводят люди; Кормят и защищают их люди; Люди строят для них жилища; Люди заботятся об их детенышах.

Слайд 9

«Зайка» Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки) Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга) Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить) На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх) Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс) На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте) А затем вприсядку, (Делать приседания) Чтоб не мёрзли лапки. Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте) Он подпрыгнул десять раз Физминутка

Слайд 10

Загадка Рыжая плутовка Спряталась под ёлкой. Зайца ждёт хитрюга та. Как зовут её?.. лиса лисята

Слайд 11

Загадка Длинные ушки, быстрые лапки. Серый, но не мышка. Кто это?. зайчиха зайчата

Слайд 12

Загадка Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет? медведица медвежата

Слайд 13

Загадка Серый, страшный и зубастый Произвел переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех… волчица волчата

Слайд 14

Загадка Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной. ежиха ежата

Слайд 15

Загадка Не мышь, не птица, В лесу резвится, На деревьях живёт И орешки грызёт. белка бельчата

Слайд 16

Кто такие дикие животные? Дикими называют животных потому что: В природе диким животным надо самим заботится о себе и о своих детенышах; Они сами добывают себе пищу; Сами делают себе жильё.

Слайд 18

«Один - много» (дидактическая игра)

Слайд 19

Четвертый лишний Четвертый лишний

Слайд 20

Четвертый лишний Четвертый лишний

Слайд 21

Какие животные называются домашними?

Слайд 22

Какие животные называются дикими?

Слайд 23

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

 

ЧИСТОГОВОРОК

для автоматизации звука

https://abvgdee.ru/images/kartinki/alfavit3/r.jpg

Цель: автоматизация звука "Р" в речи .

  1. Выработать правильное произношение звука "Р" в речи с помощью стихотворений и чистоговорок.
  2.  Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.

КРОТ
Ра-ра-ра - роет крот нору с утра.
Ро-ро-ро - у крота свое метро.
Ру-ру-ру - любит крот свою нору.
Ры-ры-ры - крот пророет 2 норы

https://www.mir-igrushki.ru/published/publicdata/NEW/attachments/SC/products_pictures/dekoracia-pomy-toys-74344_enl.jpg

МАКАР
Ар-ар-ар - на базар пошел Макар.
Ор-ор-ор - он купил себе топор.
Ыр-ыр-ыр - для хозяйки вкусный сыр.

Ёр-ёр-ёр - дочке красочный ковер.
Ир-ир-ир - а для бабушки - кефир.

https://sochinyshka.ru/wp-content/uploads/2017/04/stepa-1.jpg


КОТ МУР-МУР
Ур-ур-ур - у меня есть кот Мур-мур.
Ыр-ыр-ыр - со стола украли сыр.
Ры-ры-ры - не едят коты сыры.
Ор-ор-ор - вороны сели на забор.
Ыр-ыр-ыр - у вороны в клюве сыр.
Рал-рал-рал - вот кто сыр украл.
Ур-ур-ур - прогони ворон Мур-мур

. https://cdn2.vectorstock.com/i/1000x1000/04/01/cat-and-mouse-with-basket-full-of-cheese-vector-3550401.jpg

Расскажи скороговорку
Про Петра и про Егорку.
Пётр карабкается в гору,
В гости Пётр спешит к Егору

https://s.poembook.ru/diary/e6/6f/bf/620d8c051ebcda28932f3c7ae99cafa12f156910.jpeg

Кормит Шурочка
Просом курочку.
Кормит пеструшку
Просом из кружки.

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%B8-%D1%86%D1%8B%D0%BF-%D1%8F%D1%82%D0%B0-%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%8F-92724433.jpg

Раскрываю я коробки:
Тут - шурупы, тут отвертки.
Я шурупы закручу
И братишку научу 

https://thumbs.dreamstime.com/b/boy-tool-box-white-background-17116657.jpg.



Предварительный просмотр:

Приложение № 8

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ

                     Виртуальной экскурсии

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1945957/pub_5d3ead7343bee300aefb6e21_5d3eae0e78125e00af742fc8/scale_1200

Подготовила: учитель - логопед

Дунаева Александра Геннадьевна

МБДОУ детский сад «Мозаика» с. Кокино

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель, специалисты  сами отбирает нужный им материалы, составляют необходимый маршрут, изменяют содержание согласно поставленным целям и интересам детей.

Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.

Виртуальные экскурсии как форма работы с дошкольниками

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Слово экскурсия в переводе с латинского означает посещение какого — либо места или объекта с целью его изучения.

Основными преимуществами виртуальной экскурсии перед традиционными являются следующие:

1. Доступность - возможность осмотра достопримечательностей всего мира без больших материальных и временных затрат - не покидая здания ДОУ можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны.

2. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

3. Возможность просмотра в любое время

4. Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации

5. Разработка и проведение виртуальных экскурсий педагогами в аудитории способствует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям.

По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:

– фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;

– видеоэкскурсия, комментариями к которой служат рассказы детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет.

Алгоритм создания виртуальной экскурсии

Наиболее важными этапами при создании виртуальной экскурсии являются:

– постановка цели и задач экскурсии;

– выбор темы;

– изучение литературы по данному вопросу;

– отбор и изучение экскурсионных объектов;

– оцифровка фото и иллюстраций,

– составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

– подготовка речи экскурсовода;

– составление плана ведения экскурсии;

– показ экскурсии.

В рамках проведения виртуальной экскурсии материал может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание  на то, чтобы он соответствовал возрастным особенностям воспитанников и полностью раскрывал тему. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одному из объектов. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ экскурсовода.

Формы проведения виртуальных экскурсий:

1. Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint 2. Видеоэкскурсии  

3. Интерактивное общение с помощью программы Skype и. т.д.

 В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий  добиться успешного результата. Перечислим наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии - это

• определение цели и задач экскурсии;

• выбор темы;

• отбор литературы и составление библиографии;

• определение источников экскурсионного материала;

• отбор и изучение экскурсионных объектов;

• сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта,

• составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

• подготовка текста экскурсии;

• определение техники ведения виртуальной экскурсии;

• показ экскурсии.

Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу.

Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, сканируем фотографии или рисунки, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарии) экскурсии.

Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Однако, важно учесть, что создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними.

Заключительный этап - проведение (показ) виртуальной экскурсии.

При подготовке к проведению виртуальной экскурсии важно обратить внимание на некоторый моменты.

1. Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечения зрительной основы для раскрытия темы.

2. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсии играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.

3. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо помнить, что текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Текст составляется в той последовательности, в которой показываются объекты. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для использования рассказ.

4. Заканчиваем виртуальную экскурсию традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.



Предварительный просмотр:

Приложение № 7

 «Виртуальная экскурсия в зимний лес»

«В гости к птицам» Квест-игра

по теме «Зимующие птицы»

для подготовительной группы.

Цель: Развитие познавательных способностей детей.

Задачи: образовательные – обобщение знаний детей о зимующих птицах, их образе жизни и отличительных особенностях.

Способствовать активизации и расширению словаря по теме;

Развивающие – развивать связную речь, умение детей отвечать на вопросы; способствовать развитию зрительного восприятия и слухового внимания; способствовать умению сравнивать, анализировать и обобщать; развивать моторику и координацию движений;

Воспитательные – воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: Проектор, экран, карточки с заданиями.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных и предметных картинок с обсуждением внешнего вида, особенностей поведения птиц, наблюдения за птицами на улице.

Ход игры:

Ведущий (в форме лесника): Здравствуйте ребята, разрешите представиться, лесник брянского заповедника - Василий! Я приглашаю вас на экскурсию в брянский лес. Вы хотите сегодня побывать там?

(Ответы детей)

Ведущий: Экскурсия наша будет необычная. Она будет - виртуальная! Мы все останемся в саду, но вот это большой экран покажет нам много интересного о пернатых обитателях брянского леса.

 Ребята, а вы с родителями ходили в лес?

(Ответы детей)

Ведущий: Очень здорово, что все были когда-то в лесу.
А что вы там видели?

(Ответы детей)

Ведущий: А вы знаете правила поведения на экскурсии в лесу?

(Ответы детей)

Ведущий: 

Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, зимующий  сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.

Ребята посмотрите кто-то прислал нам письмо.

- Давайте заглянем во внутрь

Добрый день дорогие друзья пишет вам орнитолог из брянского заповедника.

В этом году выдалась очень снежная зима, зверям и птицам стало очень тяжело, все их припасы замело снегом. Зверям мы с лесниками стараемся всеми силами помочь, наполняем их кормушки специальным кормом, а вот помочь всем маленьким птичкам мы не успеваем, их кладовые тоже замело снегом.
Я прошу вас помочь нашим маленьким  друзьям, чтобы они смогли хорошо перезимовать и встретить весну.  

 Для вас есть подсказки, как попасть в зимний лес и отыскать припасы для наших пернатых друзей. Но для этого нужно выполнить все задания.

Ведущий: (Лесник): Ну что ребята поможем нашим лесным друзьям

(Ответы детей)

Ребята мы попали в брянский лес посмотрите -как красиво 2 Слайд

Посмотрите какие красивые птицы обитают в нашем лесу 3-21 слайд  (видео)

Ведущий: Многим из этих птиц сейчас нужна наша помощь, особенно тем- которые питаются семенами и личинками насекомых.А вот и первое задание.

1 задание

Ведущий: В нашем лесу насчитывается более 30 видов зимующих птиц и у многих из них такие интересные имена. Как вы думаете почему их так назвали?

Ребятам задаются вопросы: слайд 23

1. Как вы думаете, почему кукушка получила такое имя? (За свой крик «ку-ку»)

2. Почему птица называется пищухой? (Потому что эта птица издает писк)

3. Почему птица получила название «сорока-белобока»? (Голова, крылья и хвост птицы — черные, а бока — белые)

4. За какой поступок птицу назвали воробьем? (Воробей очень любит семечки, зерно. Стаи этих птиц собирались в местах, где идет переработка зерна. Прогоняя птиц, люди кричали: «Вора-бей! Вора-бей!» Отсюда и пошло название)

       Молодцы вы справились с заданием. Идем дальше.

2 задание «Узнай птицу»

 (собрать изображение птицы и назвать ее).

Воробей

3 задание «Вопросы про птиц»

  1. Птица, которая прилетает к нам с первым снегом? (Снегирь)
  2. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
  3. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка, хохлатая синица)
  4. В холодную погоду воробьи взъерошенные, почему? (легче сохранять тепло)
  5. Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом? (Температура тела воробья всегда одинакова).
  6. Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
  7. У какой зимующей птицы самый длинный язык? (дятел)
  8. Какая зимующая птица имеет очень длинный хвост? (сорока)
  9. У этой птицы клюв необычный, крестообразный, чтобы шишки легко расклёвывать. (у клеста)
  10.  Эта небольшая птичка – настоящая красавица. Её ярко-жёлтое брюшко не спутаешь ни с какой другой птицей. (б. синица)
  11. Какая птица наших мест живет дольше всех? (Ворон живет 100 лет)
  12. Где зимующие птицы спят? Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью тетерева и рябчики? (Тетерева и рябчики прячутся под снегом).
  13. Утки с удовольствием залезают в воду в самый сильный мороз.  Почему? (В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в воде уткам не так холодно)
  14. У какой зимующей птицы самый длинный клюв? (длинный клюв у дятла – примерно 15 см)

4 задание

Что-то стало холодно.

Предлагаю нам размяться

И немножко поиграться.

Физминутка

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 
(А. Барто) 

5 задание «Загадки»

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и ...(Совы)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым,

чистым—

Кле! кле! кле!

Поет со свистом. (Клёст)

Кто в берете ярко-красной

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит .

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Это кто ? ...  
(Ворона)

Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! 
(Снегирь )

6 задание

«Птичий шифр»

Разгадайте ребусы названия птиц

              "Узнай птицу" - Здесь зашифрованы названия зимующих птиц нашего района, вам необходимо угадать, что это за птицы.

                              НИЦАСИ      СИНИЦА

                              БЕЙРОВО     ВОРОБЕЙ    

                              КАРОСО        СОРОКА

                              ЛИНФИ          ФИЛИН

                             ЛУБЬГО           ГОЛУБЬ

                             НАВОРО          ВОРОНА

                            ЗЕНЬПОЛПО      ПОПОЛЗЕНЬ

                              ТСЁЛК             КЛЁСТ

                              ЛЕТЯД             ДЯТЕЛ

7 задание

«Зимнее лакомство».

Найти кто что ест и соедини их линиями.
 Синица – сало, семена подсолнечника.

Воробей – крупа, хлеб, зерно, семечки, ягоды рябины.

Снегирь – ягоды рябины, семена еловых шишек, семечки арбуза, семечки тыквы.

Клёст – кедровые орешки, семена шишек.

Голубь – пшено.

Ведущий: Ребята наша экскурсия подошла к концу. Вы многое узнали, выполнили все задания и за это вы получаете угощений для наших маленьких друзей. Теперь им не страшен голод и холод, а за вашу доброту, заботу и смекалку дарю вам вот эту замечательную игру, для того чтобы вы не забывали о тех -кто нуждается в нашей помощи.

Спасибо вам за помощь, а мне пора!



Предварительный просмотр:

Приложение № 9

Диагностическая методика

изучения познавательной мотивации дошкольника.

1.1. Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)

Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.

Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребностьпознавательный интерес.

Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т.п., на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты). Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка». Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.                                      

Обработка и интерпретация данных: полученные материалы обрабатываются по следующим критериям:

– широта охвата предметов, изображенных на картинках;

– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;

– тип вопросов.

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?»«На чем стоят книги?»).

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?»«А из чего сделана шапка?»«А вода холодная?»).

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?»«Зачем девочке нужна сумка?»«А что ли они замерзли?»).

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?»«Девочка плачет, потому что она потерялась?»).

10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.

Перевод баллов в уровень:

10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.

Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей, об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание.                                                                                                                                        Игру «Вопрошайка» можно использовать для обучения детей умению задавать вопросы.

1.2  Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок» (Н. В. Пророк).

Цель: Выявление направленности интересов детей.

Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребностьпознавательный интерес.

Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: набор из 28 сюжетно-тематических картинок - 7 серий по четырем разнообразным сюжетам, относящимся к 4 видам деятельности: игровой, учебной, творческой, трудовой. Для мальчиков и девочек готовятся отдельные комплекты с персонажами соответствующего пола.                                                                                    

Ход проведения: предлагается выбрать несколько карточек (не меньше 7) из разложенных на столе. После выбора ребенка спрашивают, почему он выбрал эти картинки.

Обработка данных: оценка направленности интересов проводится на основании 2 параметров: предпочтительные виды деятельности; обоснование выбора. Если ребенок осуществляет 4 и более выборов на одну тему, считается, что у него доминируют мотивы этой деятельности.